Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная интернет-торговля развивается по интенсивному пути раз-вития, который предусматривает повышение эффективности торговли за счет качественных факторов, а именно внедрения новых технологий, внедрения научных достижений. Простой интернет-магазин уступает место маркетплей-су – торговой площадке, на которой выставляют свои товары разные продав-цы.
Развитие и расширение маркетплейсов выгодно и для продавца, кото-рый пользуется популярной, хорошо разрекламированной торговой площад-кой, и для покупателей, которые получают доступ к широкому ассортименту с необъятным спектром потребительских качеств.
Маркетплейс заинтересован в том, чтобы покупатель без особых усилий нашел нужный товар. Для этого в интернет-торговле используется мэтчинг – технология сопоставления покупателя и продавца.
Для продавца или партнера маркетплейса важно продавать свой товар по рыночной цене и не допускать, чтобы образовывались товарные остатки. Интернет-площадка должна предоставлять партнеру возможность планирова-ния спроса и предложения.
Цель работы – разработать совокупность методов и средств для сопо-ставления интересов покупателя и продавца маркетплейса.
Для мэтчинг маркетплейса могут использоваться интеллектуальные нейронные сети, главное достоинство которых самообучение на основе име-ющейся информации. Но они имеют и ряд недостатков:
большие затраты памяти для хранения обучающегося материала;
необходимость сбора большого объема первичной информации и занесение ее в базу знаний, что требует больших временных затрат.
Поэтому для достижения цели используются математические методы:
метод парных сравнений;
математический метод принятия решений на основе полной опреде-ленности;
математическая модель взаимодействия спроса и предложения.
Задачи, которые должны быть решены для достижения поставленной цели:
выполнить анализ предметной области;
дать характеристику математических моделей;
разработать алгоритмы математических моделей;
выполнить проектирование и разработку web-системы мэтчинг мар-кетплейса, которая включает функциональные и обеспечивающие подсисте-мы.
Для выполнения работы использовать:
программный комплекс Ramus (аналог BpWin), который позволяет построить диаграммы IDEF0;
программное средство MS Visio для построения блок-схем алго-ритмов и UML-диаграмм;
набор программ XAMPP, который состоит из веб-сервера, базы данных, интерпретатора PHP, Phpmyadmin;
для проектирования баз данных – MySQL Worvkbench.
1 АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Структура маркетплейса
Маркетплейс можно представить как совокупность цифровой платфор-мы и бек-офиса. Цифровая платформа это система, которая позволяет вы-полнять взаимодействие между покупателем и продавцом по различным направлениям деятельности (торговля, услуги, информация). Бек-офис – подразделения, которые выполняют управление маркетплейсом. Структура маркетплейсом приведена на рисунке 1.
В состав маркетплейса входят:
– партнеры;
каталог;
формы регистрации и авторизации для продавцов и покупателей;
личный кабинет партнера;
личный кабинет покупателя;
встроенные платежные системы;
модули коммуникации с клиентами.
Партнеры или поставщики одна из главных составных частей маркет-плейса. Без них не может существовать маркетплейс. Для нормального функ-ционирования он должен иметь много партнеров, которых можно привлечь:
– выгодными условиями сотрудничества, комиссия должна быть сба-лансирована присутствием товара на торговой площадке;
Каталог представляет собой совокупность каталогов партнеров маркет-плейса, Каталог включает дерево каталогов, перечень товаров, свойств. Он позволяет представить продавцу свой товар.
Формы регистрации и авторизации предназначены для ввода личных данных покупателей и поставщиков или продавцов. Система регистрации и авторизации позволяет сохранять данные о пользователях маркетплейса, а кроме того система является частью компьютерной безопасности.
Рисунок 1 – Организационная структура маркетплейса
В личном кабинете партнер размещает товары на площадке, вносит и редактирует их свойства, следит за движением товара и денежных средств, получает отчеты.
Администрация включает руководителя или директора, бухгалтерию и юридический отдел. В обязанности руководителя маркетплейса входит:
контроль эффективности работы подразделений и персонала;
контроль процессов электронной торговли;
организация бизнес-процессов;
бюджетирование всех видов деятельности;
стратегическое планирование;
определение ассортиментной политики;
контроль качества и сроков выполнения работ;
деловая переписка с клиентами ;
организация продвижение маркетплейса в сети;
разработку новых сервисов;
мониторинг конкурентной среды;
организация, планирование и координация деятельности мар-кеплейса;
решение вопросов, касающиеся финансово-экономической и хо-зяйственной деятельности, в пределах предоставленных ему законодатель-ством прав;
подбор персонала и определение его должностных обязанностей.
Бухгалтерия – подразделение, которое ведет учет финансово-экономической и хозяйственной деятельности в соответствии с принятыми за-конами ведения бухгалтерского учета. Сотрудники подразделения:
предоставляют необходимую финансовую отчетность в контроль-ные органы;
выполняют контроль сделок купли-продажи и их документацион-ное сопровождение.
Юридический отдел выполняет правовую поддержку взаимодействия с партнерами маркетплейса. В функции сотрудников входит:
заключение договоров отсрочки оплаты;
заключение договоров с возможностью возврата нереализованно-го товара или брака;
решение спорных ситуаций между покупателем и продавцом, между партнером и администрацией маркетплейса;
представление в суде интересов маркетплейса.
Технический отдел включает:
группу программирования;
группу системного администрирования;
группу web-дизайна.
Задачи группы программирования:
развитие и поддержка существующих сервисов маркетплейса;
решение возникших проблем и чрезвычайных ситуаций в коде.
Задачи группы системного администрирования:
настройка серверов;
настройка периферических компьютеров;
настройка АТС;
настройка программного обеспечения бэк-офиса.
Задачи группы web-дизайна;
разработка и развитие дизайна маркетплейса;
разработка дизайна баннеров;
разработка дизайна рассылок.
Отдел маркетинга и рекламы один из наиболее значимых отделов, це-лью которого является продвижение маркетплейса в интернете, привлечение новых покупателей и партнеров. Это подразделение включает группу SEO, SMO, группу интернет-маркетинга.
SEO-специалисты:
дают рекомендации по формированию контента, либо самостоя-тельно их реализуют;
повышают авторитетность контента сайта за счет размещения ссылок на сайт, которые приводят к увеличению трафика и продаж;
формируют целевой трафик, что позволяет увеличить продажи.
SMO-продвижение может также строиться через сотрудников, хорошо знающих товар, целевую аудиторию и умеющих хорошо, интересно писать. Одним из множества вариантов SMO-продвижения является ведение корпо-ративного блога.
Задачи группы интернет-маркетинга:
анализ внешней среды сайта, включая всесторонний анализ сайтов конкурентов;
планирование маркетинговой стратегии развития;
планирование трафика, объема продаж и бюджета продвижения маркетплейса;
развитие различных инструментов стимулирования продаж посред-ством работы с внешней и внутренней средой маркетплейса;
контроль эффективности работы маркетплейса.
Служба формирования контента – подразделение, отвечающее за внут-реннее содержание сайта. Существует прямая зависимость между результа-том работы маркетплейса и изложением контента (текст и фотографии). Ме-неджер по контенту работает в тесном контакте с SEO-оптимизатором и ме-неджером по продажам, он должен точно исполнять их распоряжения. Глав-ная задача менеджера по контенту – описание товара и в соответствии с ин-струкциями размещение на сайте описаний и фотографий товара.
Маркетплейс обычно имеет склад, где размещаются товары партнеров. Партнеры имеют возможность двумя способами реализовывать товары через маркетплейс. Первый способ – партнер реализует товар через свой интернет-магазин, второй – реализация товара выполняется полностью через маркет-плейс и товар доставляется на склад маркетплейса.
Работа склада должна быть правильно организована. Склад должен быть удобно расположен по отношению к отделу продаж и доставки, чтобы менеджеры имели доступ к товару и могли быстро организовать его достав-ку. На складе должен вестись четкий учет и контроль товара. Учет позволяет контролировать движение товара на складе.
Отдел работы с партнерами занимается привлечением на торговую площадку новых участников и регулирует с ними отношения. В задачи мене-джера отдела входит:
заключение договора о сотрудничестве, в котором обязательно присутствует размер комиссии, которую партнер должен заплатить маркет-плейсу при осуществлении продажи;
предоставление партнеру отчета о продажах в удобном виде;
выполнение и контроль взаиморасчетов;
оказание помощи партнеру при регистрации и заполнении карточек.
Отдел продаж и доставки – отдел, который выполняет последний этап продажи товара. Крупные маркетплейсы самостоятельно организуют доставку клиенту. Задачи отдела:
– компоновка заказа;
– оформление документов для доставки заказа;
– реализация выбранного способа доставки;
– расчеты за доставку.
Покупатель тоже имеет личный кабинет, где он может отследить свои заказы, отредактировать персональные данные, получить информацию о сво-их бонусах, скидках и др.
Для оплаты товаров маркетплейсы имеют встроенную систему оплаты, которая предоставляет возможность оплаты товаров различными способами.
Модули коммутации с клиентами позволяют поддерживать связь с кли-ентами, как с покупателями так и с партнерами. Покупатели и продавцы имеют возможность связаться друг с другом для обсуждения процессов по-купки и доставки товаров. Маркетплейс имеет формы для обратной связи. Покупатели товаров могут сделать комментарий или отзыв о товаре или о ра-боте маркетплейса. Покупатель имеет возможность выбрать форму доставки товаров из предложенных на сайте.
Для нормального функционирования всех бизнес-процессов маркет-плейса необходима организационно-штатная структура, включающая специа-листов различных компетенций.
1.2 Функционирование маркетплейса
На рисунке 2-4 представлена диаграмма функционирования маркет-плейса. На рисунке 2 представлена контекстная диаграмма функционирование маркетплейса.
Рисунок 2 – Контекстная диаграмма функционирования маркетплейса
На диаграмме определены входные, выходные данные, управляющая информация и механизмы. В качестве входной информации выступает:
Сведения о партнерах, которые включают наименование для юридиче-ского лица, ИНН, банковские реквизиты, контакты;
Сведения о покупателях содержат ФИО, контакты, пол, дату рождения;
Сведения о товаре. Сведения включают артикул, наименование, произ-водителя, дату производства, фото товара;
Нормативно-справочная информация включает информацию по комис-сии, сроки доставки, сроки хранения нереализованных товаров, условия хра-нения товаров;
Запрос по товару включает наименование товара или артикул, запрос может содержать уточняющую информацию, например, дату производства или производителя.
Рисунок 3 – Декомпозиция процесса функционирования маркетплейса
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Акинин, П.В. Математические и инструментальные методы эконо-мики (для бакалавров) / П.В. Акинин и др. - М.: КноРус, 2016. - 151 c.
2 Гармаш, А.Н. Экономико-математические методы и прикладные модели: Учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Н. Гармаш, И.В. Ор-лова, В.В. Федосеев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 328 c.
3 Колбин, В.В. Математические методы коллективного принятия ре-шений: Учебное пособие / В.В. Колбин. - СПб.: Лань, 2015. - 256 c.
4 Красс, М.С. Математика в экономике: математические методы и мо-дели: Учебник для бакалавров / М.С. Красс. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 541 c
5 Алексеев, А.С. Введение в Web-дизайн. Учебное пособие. [Текст]/А.С.Алексеев. — М.: ДМК Пресс, 2019. — 184 c.
6 Васильев, В.В. Практикум по WЕВ-технологиям [Текст]/В.В. Васи-льев. – М.: ФОРУМ, 2013. – 416 с.
7 Веллинг, Л. Разработка веб-приложений с помощью PHP и MySQL [Текст]/ Л. Веллинг, Л., Томсон. – М. : Финансы и статистика, 2010.– 208 с.
8 Вендров, А. М. CASE–технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем [Текст] / А. М. Вендеров. – СПБ. : Питер, 2003. –258 с.
9 Гарретт Д. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия [Текст] / Д. Гарретт. — СПб.: Символ-плюс, 2015. — 192 c.
10 Гарретт Джесс. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия [Текст]/ Гарретт Джесс. — М.: Символ-Плюс, 2020. — 285 c.
11 Гарсиа–Молина, Г. Системы баз данных: полный курс [Текст]/ Г. Гарсиа –Молина, Д. Д. Ульмон, Д. Уидом. – М. : Вильямс, 2008. – 1088 с.
12 Голицына, О. Л. Информационные системы : учеб. пособие : рек. УМО [Текст]/ О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, И. И. Попов. – М. : Фо-рум:Инфра – М, 2009. – 496 с.
13 Гущин, А.Н. Базы данных: учебно–методическое пособие [Текст]/ А.Н. Гущин. – М.; Берлин: Директ–Медиа, 2015. – 311 с.
14 Дакетт Д. HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов. [Текст]/ Д. Дакетт. — М.: Эксмо, 2019. — 480 c.
15 Дейт, К. Дж. Введение в системы баз данных [Текст]/ К.Дж. Дейт. – Киев: Вильямс, 2010. – 846 с.
16 Диков А. В. Клиентские технологии веб-дизайна. HTML5 и CSS3. Учебное пособие. [Текст]/ А.В. Диков. — М.: Лань, 2019. — 188 c.
17 Дьяков, И.А. Базы данных. Язык SQL: учеб.пособие [Текст]/ И.А. Дьяков; Министерство образования и науки Российской Федерации, Фе-деральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет». – Тамбов : Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012.
18 Дэвид Макфарланд. Новая большая книга CSS. [Текст] / Дэвид Макфарланд .— М.: Питер, 2018. — 720 c.
19 Емельянова, Н. З. Проектирование информационных систем : Учеб-ное пособие [Текст] / Н. З. Емельянова, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. – М. : Форум, 2013. – 432 c.
20 Избачков, И. С. Информационные системы : учеб. : рек. Мин. обр. и науки РФ [Текст]/ Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. 2 – е изд. – СПБ. : Питер, 2008. – 656 с.
21 Келер Адриан. Изучаем OpenCV 3. [Текст]/ Келер Адриан, Брэдски Гэри. — М.: ДМК Пресс, 2017. — 826 c.
22 Кирсанов, Д. Веб-дизайн [Текст] / Д. Кирсанов. — М.: Символ, 2015. — 368 c.
23 Киселев, С.В. Веб-дизайн / С.В. Киселев. — М.: Academia, 2019. — 285 c.
24 Колесников, А.С. "Современные интернет-технологии в коммерче-ской деятельности[Текст]/ А.С. Колесников. – СПБ. : Питер, 2008. – 385 с.
25 Кузнецов, С. Д. Основы современных баз данных [Текст] /Центр ин-формационных технологий. М. , 2003. – 570 с.
26 Храмцов, П.Б. Основы Web-технологий [Текст]/ П.Б, Храмцов – М,: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006. – 549с.
27 Черемных, С. В. Структурный анализ систем: IDEF–технологии [Текст] / С. В. Черемных, И. О. Семенов, В. С. Ручкин. – М. : Финансы и ста-тистика, 2003.– 208 с.
28 Якобсон, Й. Концепция разработки Web-сайтов. Как успешно разра-ботать Web-сайт с применением мультимедиа-технологий [Текст]/ Й. Якобсон. - М.: НТ Пресс, 2006. - 496 c.
29 Макаров, С.И. Методы оптимальных решений (экономико-математические методы и модели)(для бакалавров) / С.И. Макаров. - М.: Кно-Рус, 2014. - 416 c.
30 Королев, А. В. Экономико-математические методы и моделирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. В. Королев. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 280 с.
31 Северцев, Н. А. Исследование операций: принципы принятия реше-ний и обеспечение безопасности : учеб. пособие для академического бака-лавриата / Н. А. Северцев, А. Н. Катулев ; под ред. П. С. Краснощекова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 319 с.
32 Экономическая информатика : учебник и практикум для бакалавриа-та и магистратуры / Ю. Д. Романова [и др.] ; отв. ред. Ю. Д. Романова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.