Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нефтегазовый комплекс России имеет весомое значение, как на внутрен-нем, так и на мировом рынке. Результаты его деятельности в настоящее время являются основной базой для формирования платежного баланса нашей страны и поддержания курса национальной валюты [1,2].
Актуальность исследования обуславливается неоспоримой значимостью всего нефтегазового комплекса для современной экономики нашей страны.
Нефтегазовая промышленность России является основным сектором топливно-энергетического комплекса страны. Доходы, полученные от продажи нефти и газа, играют значительную роль для бюджета Российской Федерации. От успешного функционирования этой отрасли зависит эффективное удовле-творение внутреннего и внешнего спроса на нефть и продукты ее переработки, обеспечение валютных и налоговых поступлений в бюджет. Не менее важную роль эта отрасль играет в обеспечении энергетической безопасности и политиче-ских интересов России [3,4].
В данной выпускной квалификационной работе рассмотрено нынешнее состояние нефтегазового комплекса. Приведены теоретические основы развития нефтегазового комплекса и его роль в устойчивом развитии России. Показано современное состояние и развитие НГК. Затронуты тенденции на мировом рын-ке углеводородов. Приведены результаты модификации НПЗ ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».
Актуальность проблем обусловила цели и задачи выпускной квалифика-ционной работы.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Внедрение современных технологий на предприятиях нефтяной и газовой промышленности состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка использованных 20 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО
НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА
1.1.Теоретические аспекты нефтегазовой отрасли России
В структуре российской экономики ключевое место занимает топливно-энергетический комплекс (ТЭК), центральной частью которого является нефте-газовый сектор. Нефтегазовая промышленность прочно закрепила роль ведущей отрасли в России, которая во многом определяет темпы развития страны, эко-номическую и политическую стабильность, уровень благосостояния народа.
Современное направление исследований крупных компаний разных орга-низационных форм и назначения формируется на основе сложившихся теорий фирмы. При этом возникли различные подходы, описывающие механизмы
развития стратегических преимуществ крупного бизнеса [6-9]. Концептуальные основы их изучения во многом были заложены классическими трудами в обла-сти теории экономической организации А.Д. Чендлера, который объяснил пре-имущества крупного бизнеса с помощью экономии на масштабах и размахе производства (economy of scale and scope). Он показал, что крупные компании инвестируют в три взаимосвязанных направления деятельности: производство, сбытовую и управление [10].
В развитии нефтегазовой промышленности особая роль принадлежит
крупным компаниям, которые создаются на основе использования стратегиче-ских преимуществ вертикально-интегрированных форм организации деятельно-сти. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) представляют собой объединенные на финансовой, экономической и организационной основе технологически связанные производства полной цепочки создания ценности продукции нефтяной промышленности или некоторой части этой цепочки [7].
Черты вертикально-интегрированных компаний:
- их организационно-правовой основой выступает открытое акционерное общество холдингового типа;
- ядро ВИК - совокупность предприятий, являющихся последовательны-ми стадиями одного производственного цикла и связанных между со-бой технологически необходимыми производственными связями;
- одним из основных естественных элементов системы являются природ-ные ресурсы;
- в состав входят вспомогательные и обслуживающие производства, обеспечивающие развитие отраслей специализации и отчасти собственные нуж-ды;
- управление производством и денежными потоками осуществляет мате-ринская компания.
На основе обобщения важно выделить следующие основные особенности механизмов стратегического развития ВИНК [6,8]:
– компанию следует рассматривать как относительно устойчивую в про-странстве и во времени своеобразную многоуровневую подсистему националь-ной экономики, обладающую свойствами внешнего единства и внутреннего многообразия в результате включения ее в различные горизонтальные и верти-кальные связи, а также отличающуюся высокой капиталоемкостью, большой продолжительностью инвестиционных проектов и повышенными рисками;
– сложившаяся в национальной экономике макроэкономическая модель
формирования экономико-культурных, институционально-организационных и производственно-технологических связей и ментально-организационных спо-собностей проявляется в своеобразных формах организации нефтяных компа-ний, выражающих сложную взаимосвязь общих и уникальных характеристик их деятельности и ее бизнес-сегментов;
– стратегический успех деятельности ВИНК определяется ее бизнес-моделью, обладающей устойчивыми партнерско-конкурентными преимуще-ствами по сравнению с другими компаниями;
– ключевым фактором сравнительных преимуществ модели деятельно-сти ВИНК является наличие стратегических ресурсов, позволяющих реализо-вать успешную стратегию развития;
– эффективность использования данных ресурсов зависит от особых ка-честв деятельности ВИНК, направленных на сбалансированное развитие бизнес-процессов цепочки создания стоимости – организационных способностей;
– развитие механизмов стратегического поведения ВИНК является слож-ным, противоречивым, циклическим, многомерным, неравновесным и неопре-деленным процессом, характеризующимся эффектом зависимости траектории развития от выбранного в прошлом пути, наличием ценностных, институцио-нально-организационных и технологических барьеров, транзакционных и трансформационных издержек, синергетических эффектов сочетания ресурсов знаний, способностей, разбросанностью источников инноваций.
При разработке общей концепции управления механизмом сбалансиро-ванного развития ВИНК как составной части общего процесса развития нацио-нальной экономики требуется принимать во внимание сложную и многоуровне-вую природу компании. При этом важно учитывать наличие трёх образующих систему уровней [9,10].
Во-первых, на ценностно-нормативном уровне, образующем централь-ную зону процессов, осуществляется разработка бизнес-идеи и выбор в соответ-ствии с ней траектории обновления ценностно-экономических ориентаций ком-пании и экономических норм взаимодействий, выполняющих системоинтегри-рующую и системокоординирующую роль.
Во-вторых, на институционально-организационном уровне происходит конструирование ориентированных на достижение сбалансированного развития стратегических приоритетов, правил, процедур формирования бизнес-модели компании с учетом наличия у нее необходимых видов деятельности бизнес-сегментов.
В-третьих, на уровне бизнес-практик разрабатываются конкретные фор-мы действий под влиянием перемен в деловой среде и ментально-деятельностных характеристиках сотрудников.
Центральное место в системе факторов управления развитием стратеги-ческих преимуществ ВИНК занимают экономико-культурные ценности, все остальные параметры являются результатом их реализации. На этой основе происходит формирование стратегической и операционной бизнес-моделей, по-казателей операционной эффективности и стратегической результативности в условиях меняющейся среды [8,11].
Особенности формирования теоретических основ для изучения процес-сов стратегического развития и повышения эффективности деятельности про-мышленных предприятий, как важнейших элементов национальной экономиче-ской системы, определяются своеобразием эволюции экономических знаний и возникновением современных исследовательских предпосылок в результате теоретико-методологического поворота, совершенного в конце прошлого века. Данный поворот обусловлен изучением экономики как сложной системы; он со-провождается сменой доминирующей неоклассической парадигмы и конструи-рованием новых теорий, опирающихся на идеи методологии системного анали-за.
В связи с этим разработка теории функционирования и развития эконо-мической системы данного масштаба и характера предполагает реалистичное соединение системного подхода с анализом ее специфических процессов. Это требует наполнения системного подхода к изучению экономических отношений и процессов новым содержанием, позволяющим разрабатывать более гибкие объяснительные схемы описания системного контекста экономических взаимо-действий хозяйствующих субъектов.
При рассмотрении теоретических основ стратегического развития про-мышленного предприятия как особого класса сложной экономической системы важно исходить из следующих исследовательских предпосылок: наличие у него таких общесистемных свойств, как: целостность, интегрированность, иерархич-ность и эмерджентность, а также неравновесность, нелинейность, многовари-антность и многомерность динамики и др. [7].
Выбор направлений развития предприятия предполагает, как отмечает автор [8], что менеджмент выявляет или создает новые возможности для извле-чения прибыли, основываясь на знаниях и оценках, создаваемых на основе зна-ний и интуиции, поскольку предприятия функционируют в условиях неопреде-ленности. Выявленная возможность на основе оценочного решения трансфор-мируется в бизнес-идею, то есть в понимание о новой комбинации ресурсов, позволяющей формировать возможность получения прибыли.
Специфика нефтегазового рынка создает барьеры для входа, а интеграци-онный характер организации деятельности снижает конкуренцию, что положи-тельно сказывается на участниках рынка, но негативно на рынке в целом. Такая модель деятельности приводит к проявлению тотального контроля над всеми элементами цепочки создания стоимости и, как следствие, к нерациональному приумножению структур.
Для усиления конкурентных позиций вертикально-интегрированных нефтяных компаний на мировом рынке, прежде всего, необходимо обладать преимуществами на национальном рынке, эффективно использовать все свои ресурсы и возможности. Например, Exxon Mobil, Shell, Chevron, BP, Total, ко-торые имеют запасы и ведут добычу во всех основных регионах мира, а также-доминируют в мировой нефтепереработке.
Бизнес-модели глобальных нефтяных компаний первой группы выступа-ют как компании полной вертикальной интеграции, включая нефтеперерабаты-вающие предприятия. В российской практике Лукойл за последнее десятилетие провел большое число сделок по приобретению НПЗ в Европе (Нефтехим Бур-гас в Болгарии, ISAB на Сицилии и др.) [13-15].
Можно отметить, что российские вертикально-интегрированные нефтя-ные компании имеют высокую степень государственного участия.
Нефтегазовый сектор РФ, как отмечают авторы [13], включает предприя-тия, к основным видам, деятельности которых относятся: добыча нефти и газа, предоставление услуг, связанных с нефтью и газом, транспортировка и хранение нефти и газа, производство нефтепродуктов и их транспортировка, торговля нефтью и нефтепродуктами на внутреннем и внешнем рынках. К тому же в от-расль включаются функционирование и эксплуатация АЗС, осуществление гео-логоразведочных, геофизических и геохимических работ в области исследова-ния недр [15,20].
В последние годы наблюдается коренной поворот в макроэкономической политике и всех ее составляющих во многих странах. Торговые войны, эконо-мические и политические конфликты, рост геополитического напряжения при-водит к усилению внимания к самостоятельному решению вопросов социально-экономического и экологического развития, национальной безопасности, что сопровождается введением ограничений движения товаров, капитала, труда, технологий и информации.
В принципиально новой для России геополитической ситуации важней-шими задачами как государственной экономической политики в части развития нефтегазовой отрасли, так и всей государственной научно- техниче-ской политики выступает [13,14]:
- создание отечественных и адаптацию зарубежных технологий, обеспе-чивающих значительное снижение издержек производства по всей «цепоч-ке» - добыча, подготовка, транспорт и распределение нефти и газа;
- разработка совместными усилиями государства и нефтегазовых компа-ний принципиально новых технологий, ориентированных на комплексную пере-работку природных и попутных газов непосредственно в районах газо- и нефте-добычи;
- формирование эффективных условий для привлечения финансовых ре-сурсов к реализации инновационных проектов.
Для реализации этих задач основными направлениями государственной политики по активизации инновационных процессов в НГК РФ должны стать, по мнению целого ряда отечественных авторов [17,19],:
- совершенствование нормативно-правовой базы развития нефтегазового комплекса в части повышения его инвестиционной привлекательности;
- развитие интеграционных процессов в рамках Евразийского Экономи-ческого Союза, экономического и научно-технического сотрудничества в рам-ках БРИКС.
1.2. Роль нефтегазового сектора в обеспечении устойчивого развития
экономики России
Нефтегазовая отрасль оказывает существенное влияние на экономику России. В настоящее время это основа для формирования бюджета и обеспече-ния функционирования многих других отраслей экономики. Стоимость нацио-нальной валюты во многом зависит от мировых цен на нефть.
В отличие от других секторов экономики нефтегазовый сектор характе-ризуется:
- высоким уровнем капиталоемкости проектов освоения и использования минеральных ресурсов;
-долговременными сроками реализации проектов добычи, переработки;
- высокой зависимостью от конъюнктуры мировых цен на нефть и др.
Добываемые в РФ углеводородные энергоресурсы позволяют полностью удовлетворить внутренний спрос в топливе, обеспечивают энергетическую без-опасность страны, а также вносят существенный вклад в мировое энергосырье-вое хозяйство.
В табл. 1 приведены объемы доказанных мировых запасов нефти на 2019 год.
Таблица 1
Объемы доказанных мировых запасов нефти
Страны Объем дока-занных запа-сов, млрд.т Доля в
общемировых
запасах,
% Обеспеченность за-пасов (соотношение запасы/ добыча, лет)
Венесуэла 47,3 17,9 393,6
Саудовская Аравия 36,6 15,7 61,0
Канада 27,2 10 95,8
Иран 21,1 9,3 86,5
Ирак 20,1 8,8 90,2
Россия 14,5 6,3 25,8
Кувейт 14,0 6,0 91,9
ОАЭ 13,0 5,8 68,1
США 6,0 2,9 10,5
Ливия 6,3 2,9 153,3
Нигерия 5,1 2,2 51,6
Казахстан 3,9 1,8 44,8
Как видно из данных табл.1, по объему доказанных запасов нефти Россия занимает шестое место в мире; ее запасы составляют 14,5 млрд.т, а доля в об-щемировых запасах нефти - 6,3%. Обладая большими запасами нефти, Россия является одним из ключевых игроков на мировом углеводородном рынке.
По доказанным запасам природного газа на 2019 год Россия занимает первое место в мире, о чем свидетельствуют данные статистического обзора British Petroleum и ТЭК России [15]. Объем доказанных запасов природного газа составляет 35трлн.м3, в общем мировом объеме запасов природного газа доля России составляет 18,1%
Таблица 2
Мировые запасы природного газа
Страна Объем
доказанных
запасов, трлн. м3 Доля
в общемировых
запасах, % Обеспеченность
запасов
(соотношение за-пасы/ добыча), лет
Россия 35,0 18,1 55,0
Иран 33,2 17,2 148,4
Катар 24,9 12,9 141,8
Туркменистан 19,5 10,1 314,1
США 8,7 4,5 11,9
Саудовская Ара-вия 8,0 4,2 72,1
ОАЭ 5,9 3,1 98,2
Венесуэла 6,4 3,3 170,2
Нигерия 5,2 2,7 110,2
Алжир 4,3 2,2 47,5
Китай 5,5 2,8 36,7
Ирак 3,5 1,8 337,7
Австралия 3,6 1,9 32,0
Индонезия 2,9 1,5 42,9
Канада 1,9 1,0 10,7
Норвегия 1,7 0,9 13,9
Египет 1,8 0,9 36,3
Кувейт 1,7 0,9 97,6
Ливия 1,4 0,7 124,0
Индия 1,2 0,6 43,6
Малайзия 2,7 1,4 34,9
Азербайджан 1,3 0,7 74,4
Узбекистан 1,2 0,6 22,7
Мьянма 1,2 0,6 65,0
Казахстан 1,1 0,6 42,2
Нефтегазовый сектор топливно-экономического комплекса России яв-
ляется одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплек-сов российской экономики. На долю этого сектора приходится более 16% ВВП России, а также четвертая часть налоговых и таможенных поступлений в бюд-жеты всех уровней и более трети поступающей в Россию валютной выручки.
Добычу нефти в России осуществляют более 240 нефтегазодобывающих организаций, причем 11 нефтедобывающих холдингов обеспечивают более 90% всего объема добычи. В настоящее время основным рынком экспорта россий-ской нефти и нефтепродуктов является Европа и Китай - на этот рынок прихо-дится около 90% экспорта в связи с тем, что сложившаяся транспортная инфра-структура страны ориентирована на удовлетворение потребностей региона[15].
Можно отметить, что в нефтегазодобывающей промышленности на долю основных средств приходится 96-97% всей суммы производственных фондов. В нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности - более 90%. Кроме того нефтегазовый сектор имеет колоссальные возможности. Там занято более 10% трудоспособного населения страны, и она приносит более 40% про-мышленной продукции во внутренних ценах.
На рис.1 приведены данные по экспорту РФ нефтепродуктов и нефти за периода с 2010 по 2019 года, млн.т[18].