Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Сегодня образование направлено на развитие многосторонне развитой личности школьника, способного не только к интеллектуальному, но и к творческому труду. Большое значение в данном вопросе отводится самостоятельности.
У детей младшего школьного возраста отмечается интенсивное стремление к самостоятельности, что проявляется готовностью к действиям без роли взрослого. У детей возникает необходимость в самостоятельности, они на все вопросы имеют собственную точку зрения, берут интенсивное участие в оценках взрослых. Но в характеристике самостоятельности младшего школьника, имеется еще недостающая устойчивость ее проявлений, что связано с психологическими чертами этого возраста.
Современные школьники часто не способны к самостоятельному решению учебных проблем. Это можно наблюдать в отсутствии выполненного домашнего задания, нежелания выполнять поставленные учебные задачи. Все это свидетельствует о несформированности учебной самостоятельности, которая позволяет ребенку инициативно, по личному требованию, выполнять учебную работу, развиваться и совершенствоваться.
Воспитание младшего школьника и развитие его качеств является целью и обязанность не только учителей, но и родителей обучающихся. Сегодня как никогда в образовании раскрываются роли и функции каждого субъекта образовательного процесса. В первую очередь, решающая роль в воспитании и обучении обучающихся лежат на «плечах» учителей и родителей. Поэтому для достижения результатов необходима тесная работа двух этих сторон.
Взаимодействие учителя и родителей обучающихся прописано в Законе «Об образовании в Российской Федерации» [8] и ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО).
В ФГОС НОО определено, что родители обучающихся имеют законное право участвовать в планировании программы работы образовательного учреждения (ОУ), по желанию излогать свои пожелания и требования в части изменения содержания и работы ОУ [21]
Степень разработанности проблемы исследования. Важным вкладом в прогрессивное теоретическое понимание проблемы формирования самостоятельности младших школьников считаются труды педагогов и учёных различных исторических эпох, таких как Я. Ушинский, С. Шацкий, Н. Крупская, А. Макаренко, В. Сухомлинский, В. Давыдов, Л. Божович, позволившие выявить главные обстоятельства формирования самостоятельности.
В педагогической практике накоплен большой арсенал различных психолого-педагогических исследований в области взаимодействия учителя и родителей обучающихся. Исследования в области необходимости и технологии взаимодействия учителя и родителей посвящены работы В.Р. Кисловской, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, И.А. Мусиной, В.М. Астапова. Выявление потенциала родительских собраний как формы взаимодействия учителя и родителей представлены в работах Р.В. Овчаровой, Н.Ф. Виноградовой, Т.Н. Дороновой и др.
Успех реализации задач, поставленных перед школой, во многом зависит от характера взаимоотношений педагога и родителей. Основой таких отношений должны быть взаимные доверительные контакты. Основная роль в их создании принадлежит учителю. Учитель должен иметь большое чувство ответственности за воспитание и образование детей перед родителями, учитель должен быть другом каждой семьи, всегда помнить о слабости родительских чувств и не оскорблять грубой оценкой недостатки обучающихся.
Но несмотря на большую широту и глубину научных исследований, проблема направления взаимодействия школы и родителей обучающихся в контексте развития учебной самостоятельности остается открытым.
Поэтому проблема исследования заключается в разрешении вопроса: какие условия формирования учебной самостоятельности младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.
Таким образом, можно свидетельствовать, что широкий круг исследований по данному вопросу подтверждают востребованность данной темы исследования.
Актуальность темы исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной - необходимостью развития учебной самостоятельности младших школьников и включению родителей обучающихся к решению данной проблемы;
- педагогической – необходимостью включения психологических, коммуникативных основ при взаимодействии учителями начальных классов и обучающихся, а также на их основе выбора методов, форм и средств взаимодействия.
- методической – необходимостью поиска эффективных методов взаимодействия между родителями обучающихся и учителем начальной школы в решении вопросов развития учебной самостоятельности школьников.
Противоречие исследования заключается в разрешении вопроса между формированием учебной самостоятельности младших школьников и недостаточным методическим сопровождением взаимодействия семьи и школы в данном вопросе.
Вышеназванные противоречия, недостаточная разработанность проблемы развития учебной самостоятельности при взаимодействии семьи и школы обусловили актуальность темы нашего исследования: «Взаимодействие школы и семьи как условие формирования учебной самостоятельности младшего школьника».
Цель исследования – выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию семьи и школы в формировании учебной самостоятельности.
Объект исследования – процесс формирования учебной самостоятельности младших школьников.
Предмет исследования – условия взаимодействия семьи и школы в формировании учебной самостоятельности младших школьников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы взаимодействия семьи и школы в педагогической теории и практике; раскрыть сущность, структуру, формы взаимодействия семьи и школы.
2. Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Провести диагностику уровня развития у детей учебной самостоятельности и организации взаимодействия родителей и педагогов в ее развитии на констатирующем этапе.
4. Разработать и оценить эффективность программы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста и проверить ее эффективность в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных педагогов, посвященные:
- сущности и условиям формирования учебной самостоятельности в младшем школьном возрасте (О.Ф. Борисова, Н. В. Калинина, С.Ю. Прохорова и др.).
–педагогическому процессу взаимодействия образовательных организаций с родительской общественностью (Б. Г. Герш, П. П. Петренко, Н. В. Поликутина);
– взаимодействию семьи и школы как педагогических партнеров (С. Г. Вершловский, Т. Н. Касимова, В. П. Колесникова и др.);
– вопросам семейного воспитания, взаимодействия школы с семьей, влиянию родителей на образование детей (Е. Л. Башманова, Р. Д. Гаджиев, П. Ф. Каптерев, Н. П. Капустин, Л. С. Колесова, И. С. Кон, П. Ф. Лесгафт, А. С. Макаренко, А. Н. Острогорский, В. А. Сухомлинский, В. С. Торохтий, С. Т. Шацкий и др.).
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний об исследуемой проблеме;
– эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этап).
– методы обработки результатов исследования: математические.
Практическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий взаимодействия семьи и школы, разработке и внедрении программы взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования учебной самостоятельности.
База исследования. МБОУ "СОШ№22", г. Анжеро- Судженск.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ
1.1 Сущность понятия самостоятельность, учебная самостоятельность младших школьников
Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста было и остается приоритетной задачей педагогики.
Самостоятельность – это волевое качество, которому следует уделять как можно больше времени в развитии личности человека. Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что единого подхода к пониманию сущности такого качества, как самостоятельность, не существует. В общепринятом понимании самостоятельность – это самостоятельность человека, способность и желание выполнять задачу или деятельность без помощи других [3].
Самостоятельность – это независимость, свобода от постороннего влияния, принуждения, посторонней помощи, поддержки. Самостоятельность – это независимые действия, суждения, инициатива и решительность. Такие пояснения дает педагогический словарь.
Самостоятельность в педагогике — одно из направлений личного стремления. Это способность не поддаваться влиянию различных факторов, действовать согласно своим взглядам и мотивам. Самостоятельность – это обобщенное качество человека, выражающееся в инициативе, критичности, самоуважении и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [11].
В работах С. Теплюка самостоятельность формируется с раннего возраста: «Начало пути формирования самостоятельных действий и навыков у ребенка приходится на конец первого года жизни, начало второго, так как процесс игры и общения с другими людьми усложняется» [15, c. 41].
По утверждениям В.Д. Ивановой самостоятельность человека не может быть абсолютной, потому что человек связан отношениями в обществе и подчинен его законам, невозможно быть независимым от общества, потому что все связано друг с другом, отношениями и процессами. Таким образом, мы получаем достаточную степень самостоятельности для успешной социализации личности [11].
Э.О. Смирнова так описывает самостоятельность «…умение оказывать какое-либо воздействие без посторонней помощи, но умение ставить новые задачи и цели, находить пути их решения, совершенствовать и развивать» [11, c. 43]
Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что самостоятельность проявляется как одно из основных качеств человека, отражающееся в способах постановки целей и решения этих задач. Формирование самостоятельности на высоком уровне можно назвать только тогда, когда человек ставит перед собой цель, обдумывает пути ее решения, решает ее без посторонней помощи и умеет связать первоначальную работу с полученными результатами. Поэтому, когда речь идет о самостоятельности, в первую очередь, говорят об инициативности, уверенности в принятии решений, нахождении выхода из сложных ситуаций, правильной оценке себя и своей работы, проявлении главного, нахождении и исправлении ошибок.
Если мы говорим об учебной самостоятельности, то эти позиции дополняют друг друга: они представляют собой три измерения учебной самостоятельности. Эти измерения могут служить как диагностическими показателями, так и основой для образовательных проектов.
Н.Ф. Виноградова отмечает, что учебная самостоятельность школьника проявляется в способности ставить различные учебные задачи и решать их без посторонней помощи и мотивации. Потребность ребенка в самостоятельности реализуется через его познавательную активность, интерес, творческую направленность, инициативу, целеполагание и умение планировать свою работу [3].
Также приводит свои размышления в отношении данного вопроса и М.П. Кашин, что самостоятельность в учебной деятельности понимается как рефлексия (понимание незаконченного, понимание неизвестного, осознание задачи как новой) и поиск умелого и знающего решения (самостоятельное решение, умение сослаться на источники информации) [14].
С. Ю. Прохорова рассматривает учебную самостоятельность как один из аспектов личностного развития и определенный показатель зрелости. По мнению исследователя, учебная самостоятельность – это «способность к самообучению, то есть к расширению своих знаний, навыков, умений и способностей по собственной инициативе» [11, с. 25].
В узком смысле признаком учебной самостоятельности соответствуют буквально соответствующие значения: «инициативный» и «действовать по собственной инициативе»; «собственные усилия ученика», «отсутствие прямого педагогического руководства» [13].
Таким образом, как видно из вышеприведенных объяснений, учебная самостоятельность - это качество человека, проявляющееся в способности ставить и справляться с учебной задачей, инициативность, творчество, расширение знаний, отражающие способность к саморазвитию и самовоспитанию без внешнего воздействия.
Чтобы правильно способствовать формированию этого качества, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Таким образом, для младших школьников характерна высокая энергетическая заряженность, стремление к подражанию и познавательная активность. Характеристики, проявляющиеся при формировании самостоятельности, благоприятны. Однако в то же время можно выделить и отрицательные черты, например: недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием эмоций. А поскольку учебная самостоятельность является важным стремлением, учителю следует помнить, что чем младшие школьники, тем слабее их способность действовать самостоятельно. Они не могут себя контролировать, поэтому подражают другим. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности приводит к увеличению внушаемости: дети учатся как на хороших, так и на плохих примерах. Поэтому важно, чтобы модели поведения учителя и окружающих его людей были положительными.
В исследованиях П.И. Пидкасистого выделяются следующие показатели сформированности учебной самостоятельности: прежде всего, формулирование гипотезы, разработка плана решения и др. Учащийся открывает и понимает новые для себя факты, находит или создает новые методы. Цель, как и ее достижение, ставится во главу угла стремление учащегося узнать что-то новое (открытие нового факта, систематизация фактов, решение задач изменения ситуаций и т. д.). В плане мотивации они служат целевыми мотивами (интерес к познанию нового). При решении учебных задач учащийся самостоятелен [16].
Также признаками и показателями учебной самостоятельности занимается и И.М. Воротилкина, по ее мнению, учебной самостоятельности могут служить следующие характеристики: готовность и стремление решать трудовые задачи без помощи и участия других; умение ставить цели деятельности; умение планировать деятельность; способность реализовать, достижение значимых и целевых результатов [27].
Кроме того, С.М. Абрамов считает, что самоконтроль, рациональная самоорганизация и планирование работы учащихся являются показателями сформированности учебной самостоятельности [28]. При чтении одним из важнейших признаков формирования учебной самостоятельности автор называет умение мыслить, способность учащегося самостоятельно оценивать, планировать и корректировать для достижения наилучших результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуразакова, Д.М. Семья и школа как факторы социализации детей младшего школьного возраста / Д.М. Абдуразакова, З.Н. Ибрагимова // МНКО. - 2018. - №5 (66). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-shkola-kak-faktory-sotsializatsii-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.03.2023).).
2. Андреева, С.И. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе / С.И. Андреева, А.А. Фоменко // Современное образование Витебщины, 2017. - № 2 (6). - С. 22-25.
3. Бодрова, И. В. Развитие самостоятельности у младших школьников / И.В. Бодрова // Начальная школа, 2008. № 8. – 38 с.
4. Борисова, О.Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника / О.Ф Борисова // Детский сад от А до Я. - 2008. - № 1. - С. 124-132.
5. Гурьянова, Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями / Т.А, Гурьяновва // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - с. 38-40.
6. Дементьева, И.Ф. Семья и школа: партнерство или противостояние? / И.Ф. Дементьева // Проблемы современного образования, 2014. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/semya-i-shkola-partnerstvo-ilil-protivostoyanie/ (дата обращения 13.03.2023).
7. Демидова, Е.В. Система работы классного руководителя с родителями учащихся. Какова стратегия взаимодействия с родителями? / Е.В, Демидова // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-raboty-klassnogo-rukovoditelya-s-roditelyami-uchaschihsya-kakova-strategiya-vzaimodeystviya-s-roditelyami (дата обращения: 10.04.2023).
8. Евстропова, Е.В. Проблема сотрудничества педагога и родителей в современном образовательном процессе / Е.В. Евстропова // VII Международная студенческая научная конференция, 2015. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https:// scienceforum.ru/2015/article/2015011636/ (дата обращения 13.03.2023).
9. Закон «Об образовании в РФ» // http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 12.03.2023)
10. Западаева, М. Б. Эффективное взаимодействие учителя с родителями учащихся: теоретический аспект / М.Б. Западаева // Социальная педагогика. - 2014. - № 3. - С.112–119.
11. Кадиева, М. Р. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации младших школьников / М.Р. Кадиева // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2013. - №2 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-kak-uslovie-sotsializatsii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.03.2023).
12. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие : практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - Москва : АРКТИ, 2008. - 77 с
13. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким. – Москва : Прометей, 2013. - 166 с.
14. Леонтьева, В.Б. Воспитание самостоятельности младших школьников в процессе подготовки и проведения праздника / В. Б. Леонтьева // Пачатковае навучанне: сямя, дзіцячы сад, школа. – 2001. - № 6. - С. 80 – 81.
15. Нуриева, А.Р. Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников / А.Р. Нуриева, Р.Ф, Миннуллина, Ф.С. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchiteley-i-roditeley-v-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.03.2023).
16. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: в 2 ч. / Е.В. Оспенникова. – Пермь, 2003. – 301 с.
17. Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельной работы младших школьников / С.А. Пакулина //Начальная школа, 2009. №3. – 10 – 13 с.
18. Панфилова, Т.С. Воспитание самостоятельности школьников в учебной работе / Т.С.Панфилова. - Москва, 2003. – 83 с.
19. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность в обучении/ П.И. Пидкасистый. - Москва, 1980. -250 с.
20. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность / Г.С. Поддубская // Пачатковая школа. – 2013. – №8. – С. 63-66
21. Прокопьева, Ю.П. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка / Ю.П. Прокопьева, Е.Н. Неустроева // Концепт, 2017. - Т 26. - С. 255-256.
22. Ремизова, Н.В. «Познавательная самостоятельность и ее развитие у учащихся начальных классов» / Н.В. Ремизова // Журнал « Начальная школа», 2011, № 11. – 121 с.
23. Самойленко, Е. В. К проблеме организации взаимодействия учителя с родителями учащихся / Е.В. Самойленко, Е.А. Костынина // Молодой ученый. 2015. №21. С. 735-738.
24. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы образования / О. Скоролупова, Н.В. Федина 2019. №8 С. 127-139.
25. Учкач Санийе Родительское собрание как одна из важных форм работы педагогов с семьями учащихся / Санийе Учкач // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №11-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-sobranie-kak-odna-iz-vazhnyh-form-raboty-pedagogov-s-semyami-uchaschihsya (дата обращения: 13.03.2023).
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. - 3-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.
27. Филонова, Г.Н. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Г.Н. Филонова. – Москва, 2003.-382с.
28. Фураева, О. Г. Взаимодействие семьи и школы с использованием современных информационных технологий / О.Г. Фураева // Семья и дети в современном мире / под общ. и науч. ред. В. Л. Ситникова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. С. 189-192.
29. Хадикова, И.М. Принципы взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании школьников в поликультурной образовательной среде / И.м. Хадикова // БГЖ. - 2019. - №3 (28). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-vzaimodeystviya-shkoly-i-semi-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-shkolnikov-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 15.03.2023).
30. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М., 1982. – 208 с.
31. Шрыкова, Г. В. «Родительский университет» как форма родительского просвещения и образования / Г.В. Шрыкова // Аллея науки. - 2018. - № 4. - С. 145-153.
32. Цукерман, Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться / Г.А, Цукерман. – М., 1992. – 276 с.
33. Черткоева, Д.Н. Роль семьи в воспитание ценностных ориентаций детей / Д.Н. Черткоева, И.М. Хадикова // В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию со дня рождения В.А. Кан-Калика. Чеченский государственный педагогический университет. 2018. С. 423-429.
34. Чупров, Л.Ф. Родительское собрание, что это такое? / Л.Ф. Чупров // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2012. - №1-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskoe-sobranie-chto-eto-takoe (дата обращения: 13.03.2023).
35. Щетинина, В.В. Формирование познавательной самостоятельности как психолого-педагогическая проблема / В.В. Щетинина// Научное отражение. – Тольятти, 2017. – 47 – 52 с.
36. Ярмонова, А.Н. Формирование познавательной самостоятельности на уроках математики / А.Н. Ярмонова //Актуальные проблемы развития математического образования в школе. – Барнаул, 2017. – 51-53 с.