Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Организация культурного досуга в условиях сельской местности – проблема, которая приобретает особую значимость в силу ряда причин. Во многих регионах Российской Федерации сохраняется территориальная дифференциация по уровню доступа к культурным благам. Особенно остро эта тенденция отражается на жителях сельских поселений
Исследование организации культурного досуга в условиях сельской местности актуально повсеместно. Особенно остро проблема доступности культурных услуг стоит для жителей отдаленных и труднодоступных сельских поселений. Не смотря на развивающуюся сеть культурно-досуговых учреждений в условиях современного села, недоступность для сельчан многих видов социально-культурной деятельности, доступных жителям городов, таких как, художественные, технические выставки, театры, концерты, фестивали и т.п., ограничивает их культурные запросы и кругозор, не позволяет сформировать у жителей сельской местности, особенно молодежи, гармонично-развитую личность, умение выбирать среди нескольких фильмов или передач лучшее. А ведь человек становится полноценной личностью, в том случаи, когда приобщается к духовным и социальным ценностям, которые обеспечивают его целостность, гармонию, его включенность в социум.
Сфера культурно-досуговой деятельности представлена большим количеством учреждений культуры и досуга: клубные учреждения (Дворцы и Дома культуры, сельские клубы, центры досуга), кинотеатры, санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения, туристско-экскурсионные предприятия, коммерческие культурно-развлекательные учреждения – диско-клубы, культурно-развлекательные центры, бильярд-клубы, боулинг-клубы и т. д. Социально-культурные учреждения (театры, музеи, библиотеки, филармонии) также включены в процесс организации культурно-досуговой деятельности населения, так как предоставляют культурные услуги, которые люди потребляют в рамках досугового времени. Основной задачей учреждений и организаций сферы досуга является оказание населению разнообразных услуг социально-культурного, просветительского, развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества и досуга населения.
В данный момент организация культурного досуга осмысливается представителями социологии, культурологии достаточно в широких приделах.
Организация досуга на селе сегодня осмысливается многими исследователями на различных уровнях. Интерес к проблемам организации культурного досуга населения как части культурного обслуживания в сельской местности вызывает сегодня у российских исследователей социально-культурной деятельности (далее – СКД) потребность теоретического осмысления.
Теоретическое осмысление этого направления началось еще в 2000-х гг. и зачастую шло и идет не просто одновременно с созданием конкретных историко-педагогических исследований, а в определенной степени опережая их, фактически задавая новые подходы, проблемы и их решения. Ведущая роль здесь принадлежит исследователям, работающим в университетах культуры (Жарков А. Д., Ярошенко Н. Н., Клюско Е. М. Киселёва Т. Г., Красильников Ю. Д., Литовкин Е. В., Туев В. В., Рябков В. М.).
Социально-философские проблемы социокультурной практики нашли свое отражение в исследованиях Арнольдова А. И., Камышева Д. Г, Дуков Е. В.
Развитию социальной сферы села и повышению уровня и качества жизни сельского населения посвящены исследования Баутин В. М., Богдановско В. А., Бондаренко Л. В. и ряда других исследователей.
Существенный вклад в разработку проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, А. Ф. Воловик, А. Д. Жарков, А. С. Запесоцкий, Т. Г. Киселева, Ю. Н. Кротова, В.Н.Орлов, В. Е. Новаторов, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и другие российские ученые.
Исследования вышеназванных авторов имеют важное значение для совершенствования теории и методики организации культурного досуга. Но есть еще ряд интересных вопросов и проблем, которые остаются на стадии изучения, т.к. большое внимание уделяется типичным проблемам, нет привязанности к конкретному социокультурному «локусу», недостаточно внимания уделяется потенциальным возможностям профессиональных коллективов и их возможностям организации досуговой деятельности на селе.
Объектом данного исследования является культурный досуг в условиях сельской местности.
Предмет исследования: организация досуга в сельской местности.
Целью работы является изучение организации деятельности сельского семейного клуба в современных условиях.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и проблемы досуга;
2. Рассмотреть вопросы организации досуга в учреждениях сельского клуба в современных условиях.;
3. Изучить особенности работы сельских семейных клубов по организации досуга в МКУ «Бегуницкий Дом культуры»;
4. Разработать проект организации семейного клуба "7 верст за счастьем;
5. Предложить рекомендации по усовершенствованию организации деятельности сельского семейного клуба в современных условиях.
В работе были использованы следующие методы:
- теоретического исследования (анализ философской, педагогической, культурологической, психологической литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение);
- эмпирического исследования при рассмотрении конкретных изменений социально-культурной ситуации в условиях села (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, экспертный опрос).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы работы сельского клуба по организации досуга
1.1. Определение, сущность понятия семейный «досуг» и особенности его организации в сельской местности
Формирование личности ребенка происходит в процессе взаимодействия с окружающим миром, получение социального опыта. И самым первым его окружением является семья, там порождается его начало личности. Личность ребёнка устанавливается под воздействием всех общественных отношений, в которых происходит его деятельность.
Обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную среду жизни детей помогает любовь родителей. Развитие интеллекта, трудовая деятельность, нравственные основы, эмоциональная среда и физическое здоровье ребенка - все это зависит от семьи, от родителей.
На развитие человека могут повлиять различные факторы, в т. ч. и социальные. Но главным фактором, который оказывает особенно сильное влияние на становление личности человека, выступает семья. Российскому обществу известны совершенно разные семьи. Они отличаются составом: полные или неполные семьи, семьи с родителями или детьми-инвалидами. Отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т. е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Различия существуют в отношениях в самой семье, между членами семьи и в отношении к окружающим людям. От комплекса этих факторов зависит формирование взглядов ребенка: то, как он будет строить свои отношения с окружающими его людьми, как будет складываться его карьера.
Кроме того, человек может стать полноценной личностью лишь в том случае, если у него есть собственное мнение, собственные убеждения, если он не подчиняется всему, чего от него требуют. И в данном случае тоже многое зависит от семьи [4].
Характер семейных отношений, структура семьи, ее социальная активность, а также нравственно-психологическая атмосфера зависят от материального положения, от уровня культуры и образования членов семьи, от места жительства, от социальной ступени, от нравственных убеждений родителей, а так же от тех традиций и ценностей, на которые они ориентируются. Следовательно, большое влияние на семью имеют те обстоятельства, в которых семья формируется, живет и функционирует. Они же являются определяющими в специфике семейных отношений.
«Семья – ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи» [22].
В словаре Ожегова дано следующее определение семьи: «Семья – объединение людей, сплоченных общими интересами» [39]. Если понимать под общими интересами досуг, то получается, что многие семьи это лишь объединение людей, некие ячейки общества, не способные стать единым элементом. Мы считаем, что совместная деятельность, при правильной ее организации, может стать тем лекарством, которое так необходимо всем семьям, даже «здоровым» на первый взгляд.
Семья для ребенка – это та область существования, где складываются условия его развития, как физического, так и интеллектуального, психологического. Веками она представляла собой огромную ценность как для общества в целом, так и для отдельного человека. Ведь семья – ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит его дальнейшая судьба.
В процессе семейного общения ребенок входит в систему отношений, а также в процессе подражания, влияния родителей, осваивает социальные роли. Детский возраст является чувствительным для воздействия большинства перечисленных механизмов. В тоже время особое значение на ребенка оказывают окружающие его взрослые. Так как установление социальных контактов, познание себя и других проявляется в общении со взрослыми, общение оказывает самое существенное влияние на особенности развития его общения со сверстниками.
Сильнейшее влияние семья оказывает так же на мотивы поведения личности, ее социализацию, мировоззрение. Так как в раннем возрасте человека этот институт является микромоделью общества, именно он вырабатывает систему социальных установок. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Отсюда вытекает следующее: культура семьи зависит от общества, в котором она находится. Чем выше и качественнее его культурный пласт, тем ценнее семья.
Семья, как совокупность социальных, бытовых, организационно-педагогических и индивидуальных условий развития, воспитания, образования является первой и на долгое время единственной социальной средой для ребенка. Семья имеет уникальное по объему и степени влияние на ребенка.
Семья оказывается первым и навсегда остается наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции (Р.Бернс), основа которой закладывается в процессе развития образного мышления, речевой деятельности, усвоения важных элементов социального взаимодействияСемья влияет на процесс психического, физического, эмоционального развития, на формирование базовых установок, которые впоследствии, на протяжении всей жизни определяют модели поведения, формы социального взаимодействия. В течение первых шести-семи лет жизни ребенка закладываются нравственные основы будущей личности, формируются соответствующие потребности, убеждения, ценности, чувства и способности, которые становятся прочной, стабильной базой для будущей жизни.
Взрослый человек оказывается образцом для подражания, эталоном для ребенка, а затем в общении со сверстниками ребенок повторяет присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений. Таким образом, родители имеют большое значение в социальном развитии ребенка дошкольного возраста.
Пример родителей, семейная атмосфера, весь уклад жизни дома развивают у детей привычки поведения и критерии оценки плохого и хорошего, допустимого и недопустимого.
Благодаря научной литературе по данному вопросу можно выделить основные компоненты воспитательного потенциала семьи: педагогическая культура родителей, нравственная направленность семьи, внутрисемейные отношения. Педагогическая культура родителей одна из важных составляющих воспитательного потенциала проявляется в умении учитывать возрастные особенности детей. Также объективно оценивать положительные и отрицательные черты ребенка, в стремлении к педагогическому самовоспитанию, в интересе к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желании использовать данный опыт в практике, в достижении единых требований к детям.
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение служит одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью любого человека. Именно в процессе общения со взрослым ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областяхжизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.
Следующим компонентом воспитательного потенциала является нравственная направленность семьи, характеризующаяся уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения.
Свои важнейшие функции семья реализует в процессе досуговой деятельности.
«Досуг – это часть социального времени личности, группы, общества, которая используется для сохранения, восстановления и развития физически и духовно здорового человека, его интеллектуального совершенствования» [27].
Досуговая деятельность представляется той формой деятельности, которая позволяет эффективно решить проблемы семейного воспитания, обеспечивая оптимальный баланс между развитием, отдыхом, развлечением. Она позволяет учитывать любые особенности, потребности и интересы детей, условиям жизни семей.
Среди важнейших видов досуговой деятельности необходимо выделить познавательную и творческую деятельность, в которой, формируется творческая индивидуальность, развивается соответствующий потенциал личности.
Специфика познавательной деятельности заключается в том, что она проявляется практически во всех видах досуга и тесно связана и его домашними формами, которые в силу объективных причин, часто занимают значительное место в жизни сельских семей.
Творческая деятельность осуществляется в процессе интеграции различных видов досуга, в том числе, просветительной, художественной, развлекательной деятельности и обеспечивает практическое освоение приемов продуктивной деятельности, общения и взаимодействия, формирование индивидуального стиля деятельности и поведения. Элементы творчества заключают в себе многие виды досуга, причем возможность творческой деятельности, в той или иной сфере открывается практически любому человеку. Она расширяет границы индивидуальных возможностей человека, развивает внутренний мир, обеспечивает личностный рост за счет самосовершенствования.
Особенное место в семейном досуге отводится активным видам деятельности, особенно занятиям спортом, физическим упражнениям и т.д. Реализация потребности в физическом совершенстве и долголетии в рамках досуговой деятельности влечет за собой конструктивные изменения в образе и стиле жизни. В активных видах досуговой деятельности утверждается здоровый образ жизни, происходит ориентация на получение удовольствия от повседневной жизни, стремление к таким эмоциям, как оптимизм, надежда, счастье, способствующим, по мнению психологов, достижению жизненных целей [56, с. 499]. Семейный досуг включает такие виды деятельности как например, зрелища, которые, хотя и имеют ограниченную воспитательную ценность, но все-таки вызывают эстетические переживания, несут в себе познавательную нагрузку [4, с. 389]. В семейном досуге имеют значение и такие
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: учеб.для вузов / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-Пресс, 2011. ‒ 76 с.
2. Акулич Е.М. Традиционные и инновационные формы молодежного досуга: социальные аспекты / Е.М. Акулич // Материалы 3-его Всероссийского социологического конгресса, 2008
3. Алексеева Л.С. Институционализация социального патроната семей в условиях современной России: Автореф. дис. … д-ра социолог. наук. М., 2007
4. Ариарский М.А. Социально–культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – Санкт–Петербург : Концерт, 2008. – 792 с..
5. Багулина Н. В. Методика работы социального педагога в общеобразовательной школе//Проблемы и перспективы развития образования: материалы международ. заоч. науч. конф. Пермь. Меркурий, 2011. С.99-102.
6. Битянова М.Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. М., 1998
7. Быстрицкая А.Ю., Шатохин М.В. Сравнительная характеристика уровня жизни городского и сельского населения// Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии– 2015. – №2. – с.20-22.
8. Бочарова, В.Г. Педагогика социальной работы/ В.Г. Бочарова. - М.: Просвещение, 1994. - 378 с.
9. Братухин А.В. К вопросу о классификации молодежных субкультур современной России / А.В. Братухин // IV Всероссийский социологический конгресс, 2012
10. Букин, В. П., Атаева, Т.А. Структура досуга молодежи российской провинции: социологический анализ / В. П. Букин, Т. А. Атаева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2010. – Вып.№ 1 (13). – С. 109.
11. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. — М.:Издательский центр «Академия», 2002. — 160 с.
12. Вишнякова А.А. Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях (на примере г. Иркутска) : Автореф. дис. канд социол. наук. – Улан-Удэ, 2014.
13. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддерж- ка детей // Народное образование. 1998. № 26. С. 36–37
14. Герасимов, С.В. Специалист в сфере PR: профессиональный статус и специфика деятельности./ С.В. Герасимов// Современные аспекты экономики. - № 19(86). - //СПб.: «Инфо-да», 2014. - С. 235.
15. Головина, Г.В. Культура досуга, как фактор формирования современного общества / Г.В. Головина // Адыгейского государственного университета. - 2010. - №4. - С. 263.
16. Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2016 году. -288 c.
17. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика. СПб., 2008
18. Дементьева И.Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. — 2002. — № 7. — С. 21- 28.
19. Дементьева И.Ф., Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие. М., 2008
20. Дубровина И.В. Психолого-педагогический консилиум // Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991.
21. Дуликов, В.З. Социально-культурная работа за рубежом [Текст] / В.З. Дуликов: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2003
22. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях [Текст] / И.Н. Ерошенков - М.: НГИК, 2004.-32с.
23. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2002. – № 5.
24. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. — 2005. — № 1. — С. 81–83.
25. Иванова Ю. В. Хендмейд сообщества Рунета. IV Всероссийский социологический конгресс. - 2012
26. Игнатьева Е.Л. Проблемы функционирования сферы культуры в муниципальных образованиях // Справочник руководителя учреждения культуры. 2016. № 1. С. 30–48.
27. Исаева, И. Ю. Досуговая педагогика [Электронный ресурс] / И.Ю. Исаева - Режим доступа: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks310715.
28. Кабадейцева О.В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 7. – № 3.
29. Кевля Ф.И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей «группы риска» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998. № 1. С. 24–28
30. Кондратенко Н.В. Социальная роль учреждений культуры в процессе рационального использования населением свободного времени // Ученые записки Российского государственного социального ун-та. 2011. № 3. С. 39–43.
31. Локалова М. С. Праздник в подарок / М. С. Локалова. — Ярославль: Академия развития. Академия холдинг, 2004.
32. Лопатина А. Беседы и сказки о семье для детей и взрослых. 33 беседы по семейному воспитанию в школе и дома / А. Лопатина, М. Скребцова. — М.: Амрита-Русь, 2009. — 176 с.
33. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269с.
34. Мельникова Е.А. Влияние семьи на формирование агрессивного поведения подростков / Е.А. Мельникова, А.Б. Федулова // Исследование современных проблем общества в контексте социальной работы: сборник научный статей студентов и преподавателей. Вып. 4 / отв. ред. и сост. А.Б. Федулова. – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 99 - 104.
35. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. — 2008. -№ 1. — С. 107.
36. Мударисова А.А. Досуг как фактор формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи // Наука и современность. – 2013. – №. 23.
37. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
38. Нуксунова, А. М. Досуговое поведение россиян / А. М. Нуксунова // Мониторинг общественного мнения. – 2010. – №2. – 19-29 с.
39. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С.И. Ожегов. - Режим доступа: http://ozhegov-online.ru/
40. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4707236
41. Петухов М. Сборник стихотворений. Шин С. А. Лучшие сценарии школьных праздников для учащихся 1—11 классов / С. А. Шин. — Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 480 с.
42. Проблемы региональной культуры: поиск путей решения URL: https://superinf.ru/view_ helpstud.php?id=3511
43. Рожков М.И. Стратегии и модели воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр. Волгоград, 2004
44. Росенко, С.И., ВелединскийВ.Г. Спортивно - оздоровительные услуги: своеобразие в контексте сервисной деятельности / С.И. Росенко, В.Г. Велединский //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта . – 2014. - № 12 (118). - С. 181- 186
45. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г.В.Осипова, 1998.
46. Рукша, Г.Л, Кудрина, Е.Л, Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: проблемы и пути решения / Г.Л. Рукша, Е.Л. Кудрина// Мир науки, культуры, образования. – 2011. - №6. - С. 240 – 241.
47. Рыбакова, Н.В. Формирование эстетического сознания в сфере досуга / Н.В. Рыбакова // Вестник Волгоградского государственного университета. – 2008.- № 1. - С.159 – 161.
48. Садовская, B. C. Лабиринты культуры быта: исследование реальности: Монография. / В. С. Садовская — Москва : МГУКИ, 2013. — 252 с.
49. Салахутдинов, Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды. / Р. Г. Салахутдинов — Казань: РИЦ «Школа», 2012. — 216 с.
50. Салахутдинов, Р. Г. Традиционная народная культура - педагогические и досуговые технологии. / Р. Г. Салахутдинов — Казань: Изд-во «Гран-дан». 2015 — 376 с.
51. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учеб. пособие. М., 2000.
52. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. СПб., 1992
53. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. — Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012. — 504 с.
54. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга / Э.В. Соколов. - Л.: Лениздат, 1977. – 207 с.
55. Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем. Аналитический отчет о проведении количественного и качественного исследования. Всероссийский Совет местного самоуправления. Электронный ресурс. Режим доступа [http://www.vsmsinfo.ru/]
56. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. – Санкт–Петербург : Питер, 2003. – 651 с.
57. Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика. М.: Владос, 2008. 447 с.
58. Шульга Т.И. Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 4. с. 40-44.
59. Cooper W. Some philosophical aspects of leisure theory / W. Cooper // Leisure studies State College. – PA: Venture Publishing, Inc.,1999. – P. 3–16.
60. Kelly J. Leisure and society: a dialectical analysis / J. Kelly // Leisure studies State College. – PA: Venture Publishing, Inc., 1999. – P. 53–68.
61. Rojek C. An outline of the action approach tu leisure studies / C. Rojek // Leisure Studies. – 2005. – № 1. – P. 13–25.
62. Rojek C. Deviant leisure: the dark side of free time activity / C. Rojek // Leisure studies State College. – PA: Venture Publishing, Inc., 1999. – P. 81–95.
63. Stebbins R. Project based leisure: theoretical neglect of a common use of free time / R. Stebbins // Leisure Studies. – 2005. – № 1. – P. 1–11.
64. Stebbins R. Serious leisure / R. Stebbins // Leisure studies State College. – PA: Venture Publishing, Inc., 1999. – P. 67–79.