Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Познавательный интерес в качестве носителя внешних и внутренних ресурсов объективных и субъективных сторон совместной учебной деятельности является важнейшим фактором совершенствования обучения. Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни и к системообразующему познанию ребенка, подростка.
Одним из важнейших периодов развития познавательных интересов, в том числе и к иностранному языку, является старший подростковый (или ранний юношеский) возраст - с 14-15 до 17-18 лет.
Формирование и развитие познавательных интересов в раннем юношеском возрасте связано с тем, что юность считается завершающим этапом первоначальной социализации. Большинство юношей и девушек в данный период еще являются учащимися, но деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых качеств, присущих взрослым.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью повышения качества обучения иностранному языку подростков благодаря формированию познавательного интереса, обеспечивающего эффективность освоения обучающимися коммуникативной компетенции - современной цели иноязычной подготовки в образовательной организации.
Проблемой формирования познавательного интереса школьников занимались такие ученые как Н.П. Аникеева[1], К.Б. Есипович [8], Е.И. Пассов [28], Г.В. Рогова [33], Г.И. Щукина [58] и другие. Однако, не смотря на большое количество исследований посвященных данному вопросу, формирование познавательного интереса не всегда происходит успешно. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования познавательного интереса у подростков на уроках иностранного языка и недостатком методических рекомендаций по данному вопросу для учителей.
Проблема исследования: как сформировать познавательный интерес у подростков на уроках иностранного языка?
Тема исследования: «Развитие познавательного интереса школьников посредствам культороведческих проектов на уроках иностранного языка».
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у младших подростков на уроках английского языка посредствам культороведческих проектов.
Предмет исследования: процесса формирования
познавательного интереса у младших подростков на уроках английского языка посредствам культороведческих проектов.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать комплекс уроков по формированию познавательного интереса у младших подростков на уроках английского языка посредствам культороведческих проектов.
Гипотеза исследования: вероятно, формирование познавательного интереса у младших подростков будет способствовать применение разработанного комплекса уроков с учетом структуры познавательного интереса.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности развития познавательного интереса подростков в изучении иностранного языка
2. Рассмотреть значение использования культуроведческих проектов в развитии познавательного интереса школьников на уроках иностранного языка
3. Изучить возможности использования культуроведческих проектов в развитии познавательного интереса школьников в содержании современных умк по английскому языку
4. Проанализировать приемы работы над культуроведческим проектом
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, сравнение;
• эмпирические: анализ документов, анкетирование, тестирование, математическая обработка результатов.
База исследования: МАОУ №123
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ПО СРЕДСТВАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Особенности развития познавательного интереса подростков в изучении иностранного языка
Познание относится к основным, базовым потребностям человека. Ученые говорят даже о врожденной любознательности или познавательном инстинкте человека. Познание, знание было тем светом, который вывел наших далеких предков из тьмы дикости и варварства на путь цивилизации и прогресса. И сегодня оно разгоняет тучи невежества, предрассудков, иллюзий и утопий жизни[33, c.14].
Знание делает человека образованным, а образованность - одно из самых ценных социальных качеств человека. Что же такое познание? По определению В.А. Лекторского, познание - это активное, творческое отражение или воспроизведение действительности в сознании человека[31, c. 111].
Б. Рассел, считает познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира[34, c. 27].
• Объект познания — тот или иной фрагмент действительности, вовлеченный в сферу практико-познавательной деятельности человека и так или иначе“означенный” ею. Познание по природе своей процесс общественный. Его реальным субъектом, Обыденное познание - вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности;
• Научное познание - вид познания основан на логическом подходе.
• Художественное познание - познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности;
• Философское познание - вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование;
• Религиозное познание - вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами;
• Мифологическое познание - вид познания относится к первобытному обществу, вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы;
• Самопознание - вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений [35, c.53].
Интерес — одна из форм направленности личности, заключающаяся в сосредоточенности внимания, мыслей, помыслов на определённом предмете. Интерес —проявление не только познавательной, но и других потребностей. Иначе говоря, интерес — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес носит избирательный характер и влечёт за собой тенденцию обращать внимание на объекты определённого рода, на их познание или на выполнение определённой деятельности[27].
поэтому выступает общество в целом. С фактической же стороны, общество, как субъект познания представляется отдельными индивидами и исследовательскими коллективами[31, c.42].
Под видами познания понимаются направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Существуют такие виды и формы познания, как: Если мы рассмотрим понятие «интерес» более подробно, то можем сделать вывод, что интерес это сложное и очень значимое для человека образование, он имеет множество трактовок в своих психологических определениях, а также рассматривается как:
– избирательная направленность внимания человека;
– проявление его умственной и эмоциональной активности;
– активатор разнообразных чувств;
– активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру;
– специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью[9, c.69].
Целью познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.Субъектом является тот, кто совершает действия, направленные на получение знаний. А объект – то, что изучается. То, на что направлена деятельность субъекта. И, конечно же, результат – это собственно само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, не запланировано [31, c. 34].
Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов»[29, c. 36].
В.Б. Бондаревский, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн считают, что познавательный интерес выступает:
— как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
— как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение; В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как
внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение[27, c.61].
По мнению В.В. Давыдова теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля [2, c. 232].
В.П. Сергеева считает, что пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию [26, c. 88]. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области[4, c. 146]. Учитель воспитывает интерес к своему предмету.Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно.
У школьников познавательный интерес может иметь различный характер проявлений и разный уровень своего развития, что объясняется дифференцированием индивидуального развития.
Г. И. Щукина условно выделяет три уровня:
— элементарный уровень, который характеризуется непосредственным интересом к новым фактам, которые ученик получает на уроке;
— средний уровень, при котором интерес к познанию важных свойств предметов или явлений составляет глубокую внутреннюю суть;
— высокий уровень, в котором интерес школьника проявляется к причинно-- следственным связям, к выявлению закономерностей, к выделению общих признаков явлений, действующие при различных условиях. Благодаря такой градации учитель может видеть, на каком уровне развития интереса в данный момент находится каждый школьник.
Основными параметрами познавательного интереса в педагогической литературе принято считать:
—устойчивость, которая позволяет судить о характере протекания познавательного интереса. Разделяют на относительно и достаточно устойчивый познавательный интересы;
— локализация, которая говорит о рамках процесса формирования познавательного интереса [12, c.92]
С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.
Познавательный интерес — важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно- следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [1, c. 67].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов Э. Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов: учебное пособие / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин − М.: ИКАР, 2019. 448 с.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе: учебное пособие М.: Просвещение, 2019. 223 с.
3. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: учебное пособие / Верещагин Е. М., Костомаров В. Г.− М.: Индрик, 2015. 583 с.
4. Богдан, Н. А. Культуроведческая направленность обучения иностранному языку в средней школе: учебное пособие / Н. А. Богдан // Иностранные языки в школе. – Москва, 2011. – № 5. – С. 30 – 35.
5. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации: учебное пособие / Д.Е. Берлайн// М.: Просвещение, 2016. С.54-56.
6. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: учебное пособие/ Л.И Божович // М.: Просвещение, 2012. 260 с.
7. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: учебное пособие Москва.: Просвещение, 2015. 144с.
8. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема/Современные проблемы науки и образования. 2012. 242с.
9. ГолдстейнМ., Голдстейн И. Как мы познаем Москва.: 2014.
10. Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления М.: Просвещение, 2018. 219 с.
11. Есипович К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при обучении иностранным языкам: учебное пособие/ К.Б Есипович Москва.: Просвещение, 2010. 119 с.
12. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках: учебное пособие/. Б. П Есипов // Москва.: 2011. С. 239 – 257. 63
13. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2010. 512 с.
14. Кочановская Е. В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников М.: 2010. 201с.
15. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание М., 2010. 304 с.
16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2015.
17. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики М.: МГУ, 2011. 584с.
18. Лисина В.И. Мастера психологии М.: 2019. 320 с.
19. Маркова А. К. Мотивация и интерес к учению // Формирование интереса к учению у школьников М.: Педагогика, 2016. 191с.
20. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении М.: Дрофа, 2011. 306с.
21. Меньшикова Е А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса: учебное пособие/ Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. 2018С.16–20.
22. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания/ Л.А Микешина // М., 2010. 321с.
23. Моргун В. Ф. Мотивация разносторонней деятельности учащихсяМ.: Просвещение, 2010. С. 91–129.
24. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2019. 47с.
25. Мухина А. А. Хвостов. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность М.: Издательский центр «Академия», 2015. 624 с.
26. Пастушкова М. А. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности М., 2019. 21 с.
27. Петровский A. B. Быть личностью. М.: Политиздат, 2010. 255с.
28. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.: Педагогика, 2010. 240
29. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 2019. 276 с.
30. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста СПб.: Питер, 2012. 816 с.
31. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь Минск, 2016, С. 284- 286.
32. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы М., 2017.
33. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Просвещение, 2018. 412 с.
34. Рогова Г.В. Повышение эффективности обучения иностранному языку за счет улучшения психологического климата на уроке М.: Просвещение 2017.
35. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии М.: Просвещение, 2018. 456 с
36. Сорокина Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения М.: 2011 С. 1344–1347.
37. Суперанская А. В. Общая терминология: вопросы теории/ А. В. Суперанская, Н. В. Подольская, Н. В. Васильева. Москва, 2019. 243 с.
38. Сухоруков Д. В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. С. 857–860.
39. Сысоев, П. В. Языковое поликультурное образование: что это такое? / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – Москва, 2016. − № 4. − С. 2-14.
40. Тарасова Е. П. Методика обучения иноязычной лексике на начальном этапе в языковом вузе/ Е. П. Тарасова. Минск, 2015. 25 с.
41. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образовании. Москва: Центр проблем качества подготовки специалистов, 2014. 16 с.
42. Татур Ю. Г. Образовательный процесс в вузе: методология и опыт проектирования: учеб, пособие / Ю. Г. Татур. Москва, 2015. 224 с.
43. Тельнова Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего школьного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Омск, 2017. 171 c.
44. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе/под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова.Педагогика, 2011. 456 с.
45. Труфанова Т. А. Типологический подход к развитию мотивации
учащихся лицея: автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.07/Т. А. Труфанова;
Тамбов. Гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2015. 25 с.
46. Уфимцева A. A. Лексическое знание: принцип семиологического
описания лексики / A. A. Уфимцева. Москва: Наука, 2016. 239 с.
47. Ушакова Т. Н. Речь человека в общении [Текст] / Т. Н. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова. Москва: Наука, 2019. 191 с.
48. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии М.: Гранд Фаир, 2014
49. Фетисова А. А. Использование синквейна при работе над лексическим аспектом языка / А. А. Фетисова 2019. С. 88-92.
50. Фетисова А. А. Лимерик как материал для работы над лексической стороной английского языка / А. А. Фетисова // Иностранные языки в школе. 2019. С. 96-99
51. Халеева И. И. Основы теории обучения пониманию иностранной речи: (подгот. переводчиков) / И. И. Халеева. Москва: Высш. шк., 2019. 238 с.
52. Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 2015.
53. Хлыбова Г. Б. Принцип активности в обучении иностранным языкам / Г. Б. Хлыбова // Иностранные языки в школе 2014. С. 16-18.
54. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике М.: Педагогика, 2011.
55. Эльконин Д. Б. Детская психология М.: Академия, 2011. 384 с
56. Вyram M. Teaching and assessing intercultural communicative