Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В новой социальной ситуации, связанной с демократическими процессами, гуманизациями общественного строя, произошли изменения в отношении работы, его социальной значимости, его функций в обществе, которые не могли бы не повлиять на процесс воспитания детей.
Основы государственной политики в области образования Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ Ст. 64, говорят о гуманистической природе образования и приоритете общих ценностей, жизни и здоровья человека, свободном развитии личности, воспитании гражданственности, трудолюбии, соблюдении прав и свобод человека. Федеральный государственный образовательный стандарт «Дошкольное образование» уделяет особое внимание содержанию трудовой деятельности воспитания дошкольников и формирование у них положительного отношения к труду.
Проблема приобщения дошкольников к труду обусловлена тем, что дошкольный возраст считают сенситивным периодом для образования первых форм рабочей деятельности, связана с педагогическим потенциалом труда как фактора успешной социализации детей в современный мир.
Актуальность заявленной нами темы на социально-педагогическом уровне подтверждается социальным заказом государства и общества на образование, заключающимся главным образом в развитии социально активной и ответственной личности дошкольника, любящего труд, способность преображать окружающий мир.
На научно-теоретическом уровне актуальность данного исследования заключается в том, что формирование у детей трудовых навыков является важнейшим направлением социального развития дошкольников. Проблемами трудового воспитания дошкольников занимались ученые Г. М. Киселева,
В.Г. Нечаева, М.В. Крулехт, К.П. Кузовкова, Л.И. Сайгушева, Д.В. Сергеева и др. Систематические углубленные исследования проблемы трудового воспитания дошкольников проводились также Г. Н. Годиной, Р. С. Буре,
Е. И. Радиной, А. Д. Шатовой, Д.О. Дзинтером, и др. Именно эти исследования дают ответ на вопрос о содержании, средства, методы, формы организации труда и его роль в воспитании личности детей дошкольного возраста.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что, несмотря на разработки ученых, служащие теоретической базой проблеме развития трудовых умений детей старшего дошкольного возраста, уделяется недостаточное внимание в практике дошкольного образовательного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- основные положения теории трудового воспитания дошкольников
А.В.Запорожец, А.А. Люблинская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев;
- по теории сенситивных периодов развития личности, рассматриваемой разными авторами: Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин В. В. Давыдов, А.Н. Леонтьев;
- разработки представителей передовой педагогической мысли в области изучения активности и самостоятельности дошкольников П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский, А.Л. Венгер, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович;
- исследование значения труда как одного из условий развития личности ребенка В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий.
Одной из важнейших задач в свете приоритетов ФГОС является развитие у ребенка инициативы, индивидуальных качеств, самостоятельности и творчества в процессе работы. Задачи воспитания самостоятельности в организации разнообразной трудовой деятельности ребенка, умения ставить цель, осуществлять план, проявлять творческие идеи также являются приоритетными задачами. Самостоятельность в трудовой деятельности предполагает умение планировать свою деятельность. Продумывать его реализацию и получение положительного результата.
В ходе данной деятельности самостоятельный ребенок переходит на выполнение поставленных задач без посторонней помощи, имеет возможность найти нужную информацию и сопоставляет полученные результаты с проектом, который ранее был спроектирован. Дошкольники в процессе систематизации педагогической деятельности развивают способности самостоятельности в разных видах рабочей деятельности.
В связи с вышесказанным, выделили проблему исследования: определить теоретическую основу воспитания самостоятельности детей в трудовой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Актуальность темы и выявленные противоречия позволили определить тему исследования: «Трудовая деятельность как средство воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности.
Цель: изучить теоретические положения по теме исследования способствовать воспитанию самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Задачи:
1.Изучить психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть определение трудовая деятельность дошкольников: понятие, сущность.
3.Проанализировать процесс воспитания самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
4.Выявить уровень сформированности самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса занятий, направленного на развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе труда.
6.Проанализировать результаты экспериментальной работы по воспитанию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Теоретические: анализ теоретических источников по теме исследования.
Эмпирические методы: беседы с воспитателями; анкетирование родителей; наблюдение.
Практическая значимость работы заключается в установлении определенной системы занятий по воспитанию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в совместной трудовой деятельности, которая может быть использована в деятельности образовательных организаций дошкольных образовательных организаций.
База исследования: МАДОУ – детский сад №43 г. Екатеринбург.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
Л. С. Выготский определил возрастные шкалы детского возраста, дошкольники относятся к детям, которые посещают детский сад подготовительной и старшей группы, имеющих возраст 5-7 лет. Для развития личности ребенка — этот возраст имеет большую роль. Это очень активный период жизни, именно в этом возрасте формируются новые механизмы психической деятельности и поведения.
Формирование устойчивой мотивационной структуры и основ личности, формирования новых социальных потребностей происходят именно во время старшего дошкольного возраста. Новые социальные потребности могут быть связаны с потребностями признания и уважения со стороны взрослых и сверстников, а также возрастает интерес к коллективному труду.
Появляется новый тип мотивации (промежуточный) — основа произвольного поведения; старший дошкольник усваивает определенную систему социальных ценностей; нравственные нормы и правила поведения в обществе [1].
Работы таких исследователей, как Н.Н. Поддьяков, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, З.М. Истомин, С.Б. Мухина, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и другие. Особое внимание уделяется тому, чтобы понять особенности развития психического, мотивационного и отдельных познавательных процессов; формированию их самосознания, их общения, моделей социального взаимодействия; специфика изобразительной, игровой и прочих видов деятельности дошкольников, механизмам формирования элементарных учебных занятий в дошкольном возрасте, и подготовке к школьному обучению.
На основе разных представлений возрастных особенностей психологического образования старших дошкольников составим психологический портрет ребенка в возрасте от 5 до 7 лет и опишем основные виды деятельности.
У детей, достигающих старшего дошкольного возраста, происходят значительные изменения во многих сферах развития, к примеру, совершенствуются основные виды деятельности и психические процессы. Память ребенка повержена интенсивному развитию количественных и качественных процессов. Дети этого возраста могут запоминать предметы с 8 до 12 наименований. Все это способствует динамичному развитию личности ребенка.
Качественные изменения характеризуются появлением произвольности и опосредованности, которые выражаются в том, что дошкольник уже не просто запоминает интересующую его информацию, а принимает на себя задачу запоминания, использует специальные приемы для удержания необходимой информации [6].
Подобные показатели определяют развитие внимания. Помимо усиления таких качеств внимания, как объем, устойчивость, переключение, распределение, оно повышает, что более значительно, его произвольность, способность ребенка концентрировать внимание все более и более направленно. Если младший дошкольник обращает внимание только на самое новое и яркое для него, то старшие дошкольники могут сосредотачивать свое внимание на решении различных задач [6].
Ребенок 5 - 6 лет может заниматься сосредоточительной деятельностью в течении 15 минут, а к семи годам это время возрастает до 30 минут. Кроме того, в процессе выполнения действия он может удерживать простые условия в памяти.
Воображение — одна из основных новообразований старшего дошкольного возраста. Формируются такие его характеристики, как оригинальность и произвольность. Дошкольники в возрасте 5-6 лет уже смогут самостоятельно создавать небольшой сказочный сюжет с связным сюжетом по заданной теме. В возрасте семи лет они способны подчинить свое воображение определенным планам, следовать предварительно установленным планам, естественным образом внеся в него какие-то изменения.
Развитое воображение характеризуется чаще всего продуктивностью. Это не схематичная фантазия, которая часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть замысел рисунка или поделки, создание игрового сюжета. Фантазийным образам свойственна подмена, символизм. Старший дошкольник использует одни предметы для раскрытия наиболее важных для него аспектов других предметов и явлений [6].
Улучшается восприятие формы, цвета, структуры и размера предметов; систематизируются представления ранее полученных детей. Старший дошкольник способен выделять простые формы в сложных предметах и воссоздавать сложные предметы из простых фигур. Улучшение ориентации в пространстве. В то же время старшему ребенку дошкольного возраста трудно анализировать пространственное положение предметов, особенно когда ему приходится учитывать одновременно несколько различных и противоположных признаков [4].
Основой творчества детей данном возрасте является развитие воображения, фантазий и совершенствование восприятия. Всё это проявляется продуктивной деятельностью. Дошкольный возраст — самый активный период рисования: за год ребенок может создать до 6 тысяч рисунков. Детские рисунки в возрасте 5-6 лет являются сематическими изображениями различных объектов, однако они могут различаться в оригинальных композиционных решениях, передавать динамику и статическое взаимодействие. В 6-7 лет рисунок дошкольника становится более подробным, их краски более насыщенными. Образ человека становится подробнее и более пропорциональные.
Совершенствуются и конструктивные действия детей. Старший дошкольник осваивает обобщенную методику исследования образца.
Конструктивная деятельность может осуществляться по плану, схеме, условию. В более позднем дошкольном возрасте ребенок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и создавать свои узоры. Это также усложняет конструкцию из натуральных материалов.
В это время продолжается развитие образного мышления. На шестом году жизни дошкольники могут не только визуализировать, но и преобразовывать предмет, указать, как предметы взаимосвязаны. С помощью простых схем может решить простые задачи, построить и решить задачи в лабиринте.
Так же развивается представление о предрассудках: в пространственной ориентации предмета ребенок сможет рассказать о том, что произойдет в результате взаимодействия с ними, и ему тяжело занять место других наблюдателей и вести внутренний план мыслительных операций, трансформации образа. В более позднем дошкольном возрасте продолжается совершенствование обозначений, которые являются основой словесно-логического мышления. Дошкольники еще не представляют предметные классы. Дошкольники разделяют предметы на признаки, которые можно изменить, а начинают формировать логические расчеты и вычисления класса.
Старшие дошкольники при группировке предметов могут учитывать два признака: форму (материал) и цвет и т. д. Как показали исследования, проведенные отечественными психологами, дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинно - следственные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за рамки их зрительного, наглядного опыта [4].
Дошкольный старший возраст — это время осознанных открытий и познавательной деятельности. На протяжении его представления и знания детей постепенно углубляются и развиваются, становятся обобщенными. У ребенка формируются представления о себе и различных сферах окружающей действительности, таких как природа, человеческие отношения, продукты человеческой культуры. Он также изучает способы приобретения знаний. У старшего дошкольника развивается способность слушать и слышать взрослого, задавать и отвечать на вопросы, самостоятельно переживать действительность. Уровень овладения этими средствами, а также информация, усвоенная ребенком, характеризуют содержательную сторону его психического развития [6].
Для старшего дошкольника характерно активное развитие игровых процессов, в том числе ролевых, которые достигают пика в этот возраст. Средний дошкольники до начала игр уже могут распределять роли строить поведение и помощью этой роли. Взаимодействие в игре сопровождается разговором, соответствующим содержанию и интонации игры.
Детский процесс игры усложняется и приобретает особый смысл, который не всегда открыт взрослому. В игре становится все сложнее, ее разделяют на отдельные зоны, каждая из которых разработана в соответствии с определённым сценарием. В то же время дети могут наблюдать за поведением своих партнеров по всему игровому пространству и изменять свое поведение исходя из места, где находятся.
При изменяющихся условиях игры могут появляется новые роли, которые дети могут распределять между собой при этом сохраняя за собой уже отведённые ему роли, которые были сыгранны ранее [4].
Групповой характер ролевой игры развивает у ребенка способность координировать действия с другими детьми. Поэтому в более позднем дошкольном возрасте он учится общаться, устанавливать определенные отношения со сверстниками и разрешать конфликты посредством речи.
К более позднему дошкольному возрасту улучшаются такие показатели, как интонационная выразительность, фонематический слух, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, демонстрируют богатый словарный запас, занимаются словотворчеством, развивается связная речь. В старшем дошкольном возрасте меняется содержание общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.
Общение со взрослым выходит за рамки той конкретной ситуации, в которой оказался ребенок. Познавательный мотив становится ведущим в общении. При общении со взрослым ребёнок получает информацию, которая является для него новой, более сложной для восприятия, но несмотря на трудности понимания она для него интересна. При общении с воспитателями дети делятся планами, впечатлениями, высказывают свои мысли. Общаясь со взрослыми, вступая в разговор у детей происходит социальное взросление, ребёнок осознаёт смысл происходящих событий, процессе этого происходит формирование ценностных ориентиров. Эти изменения готовят ребенка к новому социальному положению будущего ученика.
Организация учебного процесса позволяет выделить две тенденции в организации учебного процесса. Одна из них — нисходящая: подражание поведению взрослого. Находясь в контакте со взрослыми, выражая с ними необходимые результаты деятельности человека, разделяя чувства, которые возникают в процессе общения и взаимодействия, ребенок приобщается к ценностям взрослого.
Вторая тенденция, восходящая: от идей, эмоций, намерений, рождающихся в самой деятельности ребенка, к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Ориентация на собственное значение для других дает ребенку возможность полноценно участвовать в общих делах, способствует приобщению к ценностям и способам жизни человека [2].
Старший дошкольник очень отзывчив на замечания и указания взрослых, что является благоприятным условием обучения, воспитания и подготовки детей к школе. Дошкольник постепенно осознает себя как субъект отношений, у него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него чрезвычайно важной оказывается его похвала. Обратной стороной является усиление детской обиды на комментарии. В то же время повышенная обидчивость является возрастным явлением. В возрасте шести-семи лет ребенок начинает осознавать себя социальной личностью, ему необходима новая жизненная позиция и социально значимая деятельность, гарантирующая эту позицию. Это новообразование приводит к семилетнему кризису. У ребенка
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Амирова Л.Р. Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста / Амирова Л.Р., Кузнецова З.М. // Современные проблемы образования в области физической культуры и безопасности жизнедеятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 9–10 марта 2021 г. – Екатеринбург, 2021. – С. 195-199
3. Баркова И.П. Развитие ручной умелости и сенсомоторного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр из фетра с использованием нестандартного оборудования – ширмы-копилки / Баркова И.П., Аносова Н.Н., Упатова Л.В. // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 15 нояб. 2019 г. – Чебоксары, 2019. – С. 86-88.
4. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
5. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020. — 219 с.
6. Бобер В.С. Трудолюбие как качество личности и результат трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста / В.С. Бобер // Студенческая наука XXI века. - 2015. - № 3. - С. 40-41.
7. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т.М. Бондаренко. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 208 c.
8. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 317 c.
9. Бых Е.В. Трудовое воспитание дошкольников / Е.В. Бых // Проблемы педагогики. - 2019. - № 6 (45). - С. 68-70. -
10. Везетиу Е.В. Сущность понятия «трудовое воспитание» детей дошкольного возраста / Е.В. Везетиу, К.С. Пикалова // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 45-50. -
11. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
12. Габова М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
13. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
14. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
15. Гуськова Т.В., Что такое самостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
16. Давыдович О.В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования // Молодой ученый. – 2017. – № 47.1 (181.1). – С. 56-59.
17. Декман И.Е. Формирование интереса к труду в процессе коллективной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста / И.Е. Декман, О.В. Громоздина // Мир педагогики и психологии. - 2019. - № 9 (38). - С. 18-26. -
18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник / Под ред. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О.В. — СПб.: Питер, 2017. — 480 c.
19. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье: методические рекомендации. / В.П. Дуброва. - М.: Просвещение, 1985. – 220 с.
20. Евтюшкина В.Г. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста / В.Г. Евтюшкина, Т.И. Прокопьева, А.М. Лукьянова // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. материалов VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 50-52.
21. Золотухина И.Д. Трудовое воспитание дошкольников в современных условиях // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2015. - №1. - с. 213-214.
22. Карлюк Г.А., Шабалин Е.С. Воспитателям об организации взаимодействия с родителями по трудовому воспитанию дошкольников // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. - 2012. - 34. - с. 54-56.
23. Каплан Л.И. Первые проявления самостоятельности [Текст] / Каплан Л.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
24. Козлова С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
25. Козлова С.А. Труд как средство социализации дошкольников / С.А. Козлова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2017. - № 1. - С. 107-111. -
26. Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
27. Комарова, Тамара Трудовое воспитание в детском саду / Тамара Комарова, Людмила Куцакова , Лариса Павлова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 2421 c.
28. Крежевских О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 165 с.
29. Куцакова, Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет / Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 c.
30. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников. Дидактические материалы. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 2360 c.
31. Лабутина, Н.В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада. / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. - Москва: Гостехиздат, 2016. - 2481 c.
32. Лембик Н.Ю. Трудовое воспитанияе детей дошкольного возраста / Н.Ю. Лембик, Е.С. Зайцева // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II междунар. науч. конф. - 2017. - С. 32-35.
33. Новикова Н.Е. Приобщение дошкольников к труду – как фактор становления личности ребёнка / Н.Е. Новикова // Вопросы педагогики. - 2019. - № 2. - С. 72-76. -
34. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М.Д. Маханева, О.В. Скворцова. - М.: Сфера, 2012. - 727 c.
35. Микляева Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. — М.: Academia, 2018. — 640 c.
36. Полухина А.В. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / А.В. Полухина, Ф.М, Сулейманова // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 9 (17). - С. 364-365
37. Рощупкина А.А. Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в процессе организвции взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи / А.А. Рощупкина , Е.В. Чмелёва // Аксиологические проблемы педагогики. - 2019. - № 10. С. - 120-129. -
38. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
39. Тафинцева Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО / Н.А. Тафинцева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 169-174. -
40. Тафинцева Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО / Н.А.
41. Тафинцева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 21(03). - С. 169-174.
42. Тарабарина Т.И. Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми // Педагогический вестник. - 2012. -№3. - с. 15-19.
43. Хабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста /И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24- 27.
44. Шемелова О.Ю. Психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к трудовой деятельности / О.Ю. Шемелова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - № 1-1 (8). - С. 160-162. -
45. Шорыгина, Т. А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2014. - 191 c.
46. Фомин В.Н. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – первый шаг в их профессиональной ориентации / В.Н. Фомин, О.Ю .Акульшина // Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов VI междунар. заоч. науч.-практ. конф., посвящённой 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова / Белгород. гос. технолог. ун-т им. В.Г. Шухова. - 2014. - С. 305-311
47. Хабибулина И.З. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста / И.З. Хабибулина, И.И. Кусаева // Современное научное знание: теория, методология, практика: сб. науч. трудов по материалам X междунар. науч.-практ. конф. - 2019. - С. 24- 27.
48. Черникова Т.М. Трудовое воспитание как средство духовно-нравственного развития дошкольников / Т.М. Черникова, Е.А. Нестерова // Вестник научных конференций. - 2017. - № 4-3 (20). - С. 120-121.
49. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.
50. Юсупова Г. Воспитание самостоятельности у детей [Текст] / Г. Юсупова. - М.: Речь, 2002. -79 с.