Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Искусство витража насчитывает многие столетия, витраж - вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Витражное стекло было популярным элементом в средневековом искусстве. Он появился в эпоху романского искусства XI-XII, прежде чем стать важной чертой «парящего» готического стиля архитектуры (1150-1375). За это время архитектурные достижения способствовали еще большему количеству витражей и позволили более детально проработать структуру.
Традиционно витражи использовались в христианском искусстве как архитектурная среда и, как таковая, были неотъемлемой частью архитектуры здания; не только или всегда произведение искусства, но и экран, формирующий и изменяющий свет и сохраняющий элементы декора. Его развитие как крупной формы искусства в средние века зависело от потребностей могущественного клиента, христианской церкви и эволюции архитектуры (в частности, готической архитектуры), которая позволяла все более крупные окна в стенах как скромных церквей, так и великих соборов, создавая впечатляющие стены цветного света.
Новое развитие витраж получил в эпоху модерна. Благодаря техническому прогрессу в области изготовления стекла, упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно. Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.
В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления: расписной, комбинированный, пескоструйный, фьюзинг, травленый и другие. Классический (наборный или мозаичный) витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из свинца, меди, латуни. Классический витраж подразделяется на свинцово-паечный (собирается на свинцовый профиль) и витраж по технологии Тиффани (собирается на медную ленту). В моем проекте использыется техника паечного витража.
Задачи работы:
- осветить историю витражного искусства;
- описать технологию изготовления витража;
- создать проект витража в детскую комнату;
Цель работы — создание декоративного панно в детскую комнату
Глава 1История витража
1.1Описание техники витража
Большинство стекла для витражей изготавливается из смеси песка (диоксида кремния), известняка (карбоната кальция) и карбоната натрия - смеси, известной как сода-известь-диоксид кремния.
В средние века химические оксиды металлов добавляли к расплавленной смеси для получения требуемых цветов. Например, добавление меди производится синим и / или зеленым; кобальт, полученный пурпурно-голубой; хром выделяется хромовым или желтым; марганец или никель, полученные фиолетовым; свинец произведен бледно-желтый; цвет красный был труднее получить, золото было обычной добавкой.
Тональные вариации этих цветов были созданы путем изменения основной смеси натриево-кальциево-кремнеземной смеси и количеств и сочетаний красителя. Затем эту жидкую жидкость обрабатывали с использованием «цилиндрического метода», в течение которого она была выдута, а затем формована в большую цилиндрическую форму перед сглаживанием в тонкие цветные листы. Затем эти листы были разрезаны на мелкие кусочки, из которых художник собирал (мозаичный или мозаичный) свои замысловатые изображения, используя полосы для соединения отдельных стекол. Окончательные улучшения могут быть сделаны путем добавления пятен или красок на внутреннюю поверхность готового окна .
Например, улучшения цвета достигались с использованием таких добавлений, как нитрат серебра, различные типы эмали, в то время как лицевые и другие фигуративные детали были окрашены непосредственно на внутреннюю поверхность стекла с использованием специальной стеклянной краски, состоящей из смеси свинцовых или медных опилок, гуммиарабика и таких веществ как уксус, вино или даже моча. При установке окно получиало дополнительную поддержку благодаря использованию железных стержней и металлических рам, известных как ferramenta.
Рис 1 Филистимлянин, ослепляющий Самсона. Фрагмент витража из часовни Сент-Шапель в Париже. 1240-е годы
Витраж — это многоуровневый пазл. Персонажи и фон собраны из кусочков цветного стекла, скрепленных с помощью свинцовых ободков. Отдельные сцены часто заключены в геометрические фигуры (большие и малые квадраты, круги, четырехлистники, звезды и так далее), которые отделяют более важные эпизоды от менее важных, а основные сюжеты — от комментариев к ним. Последовательность сцен здесь строится не так, как циклы миниатюр в рукописях или череда эпизодов на фресках, у витража другие правила чтения .
Помимо контроля всего процесса производства, для обеспечения целостности и правильной пигментации стекла художник (на практике, команда художников) также отвечал за дизайн, состав и эффекты витражного стекла. Как правило, он начинал с серии эскизов древесного угля или рисунков дизайна. Из них была сделана серия полноразмерных эскизов или проектных планов, которые обычно наносились непосредственно на поверхность, используемую для резки, покраски и сборки стеклянной мозаики. Особое внимание было уделено точным деталям и цветовой гамме изобразительного повествования, которое будет изображено в окне. Это могли быть библейские эпизоды из Ветхого или Нового Завета, жизни пророков или святых; событие из жизни Христа или Святого Семейства. Были также включены дополнительные символы или мотивы, идентифицирующие человека или гильдию, которые платили за витраж. Все это потребовало тщательной предварительной планировки до начала строительства. Сияние витражей уподобляло храм Небесному Иерусалиму — как сказано в Откровении Иоанна Богослова, стены этого града, который будет явлен Богом после конца света, будут украшены ясписом, сапфиром, сердоликом, хризолитом, аметистом и прочими каменьями. Там не будет нужды «ни в солнце, ни в луне для освещения… ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец», то есть сам Христос .
Кроме того, для обеспечения оптимальной цветовой схемы для витража художник должен был оценить угол, количество и интенсивность света, который пройдет через него. Например, яркий свет требовал более сильных, более темных цветов. Это должно было быть сбалансировано с необходимостью цветового контраста, а также необходимостью обеспечения различного уровня освещенности в зависимости от времени суток и времени года. Короче говоря, художественное искусство с витражами охватывало архитектурный дизайн, производство стекла, химию цвета, эмалировку из глины и еще десяток других искусств и ремесел.
1.2 Поиск аналогов
В отличие от фресок, которыми украшали стены храмов по всему христианскому миру и далеко за его пределами, или мозаик, в которых так преуспели византийские мастера, витраж — типично западное искусство. Он, конечно, прежде всего ассоциируется с готикой — с ее огромными стрельчатыми окнами, которые возникли в XII веке благодаря инженерным новациям, позволившим эффективно перераспределять вес сводов, и со временем становились все выше, шире и ажурнее. Однако на самом деле история витража уходит еще в раннее Средневековье. К 1100 году, когда в архитектуре господствовал романский стиль, цветные стекла с фигурами уже, видимо, были довольно обычным делом (правда, от той эпохи их дошло крайне мало) .
На первых порах витражи в основном украшали монастырские церкви; позже самые масштабные окна изготавливались для городских соборов. Собор, главный храм епархии и резиденция ее епископа, чаще всего был самым большим зданием в городе и воплощал не только мощь Церкви, но и богатство местных жителей, которые смогли его возвести, желательно перещеголяв соседей. Со временем цветные стекла «с историями» стали доступны и простым приходским храмам, а в позднее Средневековье небольшие витражные медальоны (на религиозные и мирские сюжеты) появились на окнах городских ратуш и даже особняков состоятельных бюргеров.
В то же время дизайн витража стал более смелым, живопись стала более сложной, как мольберт, а улучшения в серебряных добавках позволили художнику более реалистично изобразить желтые волосы и золотые предметы одежды.
В Шартре, Париже, Бурже, Амьене, Реймсе, Кентербери, Аугсбурге, Праге и многих других городах Франции, Англии или Священной Римской империи соборы могли похвастаться десятками витражных окон, каждое из которых заключало несколько десятков различных сцен. В соборе Нотр-Дам в Шартре, который сохранил самый полный набор витражей второй половины XII — первой половины XIII века, площадь средневековых стекол составляет более 2000 м4
Рис. 2 Иисус несет на Голгофу свой крест. Фрагмент витража в Буржском соборе
В качестве уникальной формы религиозного искусства витраж достиг апогея в эпоху готического искусства в XII и XIII веках. Это развитие было результатом открытия в технике - сводчатой крыши, поддерживаемой не стенами, а столбами. Поняв, как построить крышу без стен, готический архитектор мог свободно делать то, что ему нравилось, между пространствами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аль Нуман Л., Глазков А. Витраж в архитектуре. — М., 2006. - 374 с.
2. Волобаева Т. В. Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники // 100 лет петербургскому модерну. — СПб., 2000. — С. 187—204.
3. Гусева Е. Н., Гончарова Н. М., Лебедев В. Н., Хвалов С. А. Витражи В.Д.Сверчкова в конференц-зале Академии художеств. Находки и открытия // 240 лет Музею Академии Художеств. Научная конференция 11-12 мая 1999. Краткое содержание докладов.— СПб., 1999.— С.32—36.
4. Иванов Е. Ю.Каталог-путеводитель по витражам Санкт-Петербурга. — СПб., 2001.- 127 с.
5. Лясковская О. А.Французская готика XII—XIV веков: Архитектура. Скульптура. Витраж. — М., Искусство, 1973.— 144 с.
6. Княжицкая Т. В. Витражи Петербурга. — СПб., 2006.- 264 с.
7. Майзульс М.Как устроены средневековые витражи. // Академия «Арзамас» - октябрь — 2017, с.12-19
8. Маль Э.Религиозное искусство XIII века во Франции.М., 2008.- 230 с.
9. Молоткова Ю. Ю. Витраж в архитектуре московского модерна.//Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 2 . Под ред. А.В.Захаровой— Санкт-Петербург: НП-Принт — 2012. — с.453-459
10. Рагин В., Хиггинс М. Искусство витража. От истоков к современности. — М., 2006. - 428 с.
11. Рехт Р. Верить и видеть. Искусство соборов XII–XV веков. М., 2014. - 415 с.
12.Сергеев В.П. Выполнение художественных изделий из стекла. М, Высшая школа, 1984. - 290 с.
13 Яглова Н. Т.Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. — М., 1965. - 352 с.