Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….…5
Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательских умений у старших дошкольников посредством ментальных карт…………………………9
1.1 Развитие исследовательских умений у старших дошкольников……....9
1.2 Использование ментальных карт в практике работы с дошкольниками………………………………………………………………….…15
1.3 Возможности использования ментальных карт для развития исследовательских умений у старших дошкольников……………………….…21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию исследовательских умений у старших дошкольников посредством ментальных карт………………………………………………………………………………….26
2.1Диагностика уровня развития исследовательских умений у старших дошкольников……………………………………………………………………...26
2.2Организация мероприятий по развитию исследовательских умений у старших дошкольников посредством ментальных карт………………………..32
2.3Анализ результатов исследования…………………………………….....41
Заключение…………………………………………………………………....45
Список литературы……………………………………………………….…..48
Приложение…………………………………………………………………...52
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты развития исследовательских умений у старших дошкольников посредством ментальных карт
1.1 Развитие исследовательских умений у старших дошкольников
Исследованию развития исследовательских умений в дошкольном возрасте посвящены различные исследования. Прежде чем перейти к возможности использования ментальных карт в развитии исследовательских умений необходимо рассмотреть понятие «исследовательские умения», определить его структурные компоненты и особенности развития в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст - уникальный период в жизни ребенка. Это время, когда усвоение окружающей действительности происходит с особой точностью, а активность ребенка выражается во всех видах деятельности: познавательной, исследовательской, речевой, творческой. Дети проявляют большой интерес к участию в различных исследовательских работах, их любопытство и желание экспериментировать развивается в контакте с миром. Таким образом, исследовательская деятельность, как отмечает А.И. Савенков, является естественным состоянием дошкольника, порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы умственное развитие ребенка изначально проявлялось как процесс саморазвития [3].
Исследовательско-поисковая деятельность ребенка в специально организованных условиях приводит к появлению психического новообразования, называемого исследовательскими умениями.
Развитие исследовательских умений у дошкольников - это проблема, которая с древних времен привлекала внимание ученых. Привлечение интереса к осуществлению исследовательской деятельности у ребенка, поиск эффективных способов развития исследовательских умений дошкольников являются основными задачами современного образования, а также одной из наиболее актуальных проблем в теории и, в частности, в практике дошкольного образования.
Исследовательские умения, согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Тихомирова, А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, С.П. Арсенова) обеспечивают детям оптимальные условия для приобретения познавательно-практического опыта и развития их творческого потенциала, а также личности в целом [7].
Под общими исследовательскими умениями А.И. Савенков понимает способность видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, выдвигать различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать выводы, работать с текстом, структурировать материал, сохранять и доказывать свои идеи [29].
П. В. Середенко считает, что «исследовательские навыки и умения - это возможность и реализация выполнения комплекса операций по реализации эмпирических и интеллектуальных действий, составляющих исследовательскую деятельность и ведущих к новым знаниям» [25, с. 35].
И. А. Комарова, С. В. Спирин утверждают, что можно развить такие исследовательские навыки, как:
- решение всей проблемы в целом;
- правильно определить задачу исследования;
- оценить методы решения задачи;
- планировать исследовательскую деятельность;
- искать решение, которое наилучшим образом соответствующее поставленной задаче;
- применение выбранной методики исследования;
- оценка информативности и точности с помощью практических занятий [21].
Развитие исследовательских умений в дошкольном возрасте закладывает основу для развития у ребенка позиции «ученого» исследователя.
A.Н. Поддьяков указывает, что для детей дошкольного возраста абсолютно естественно развиваться, формироваться и становиться тем, чем можно охарактеризовать исследователя, т.е. наблюдательность, экспериментирование и т.д. [26].
А.И. Савенков заметил, что «для ребенка более естественно и, следовательно, намного легче понимать новые вещи, проводя собственные исследования, наблюдая, экспериментируя, основываясь на своих собственных суждениях и выводах, чем получать знания, полученные кем-то ранее, в «готовой форме» [29, с. 70]. При этом ученые подчеркивают не только важность организации исследовательской деятельности с дошкольниками, но и ее необходимость.
На основании изученных материалов Л.А. Венгера можно сделать вывод, что исследовательская деятельность - это руководство, позволяющее развивать способности и склонности к различным видам исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Во время совместной деятельности педагога и детей (родителей и детей) исследовательская деятельность является руководством в изучении ощущений, исходящих из предыдущего опыта детей. Воображение, креативность мышления, создание новых образов и идей, все это и многое другое развивается в процессе исследовательской деятельности [8].
Дети старшего дошкольного возраста постоянно исследуют окружающий мир, им важно испытывать новые переживания и эмоции, эта цель является основной движущей силой возникновения и внедрения направленной исследовательской (поисковой) деятельности. Эффективность проявления исследовательской деятельности полностью зависит от ее организации и выбранных методов, используемых в этом процессе, чем новее и разнообразнее информация, доступная детям, тем быстрее и всесторонне они развиваются.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) – Справочно-правовая система «Гарант»: / НПП «Гарант-Сервис». - http://garant.ru/#/document/70512244/paragraph/8:2 (10.10.2017).
2. Акименко, В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников [Текст] / В.М. Акименко // Начальная школа. – 2019. - вып.7/12.
3. Баталина, Т.С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.С Баталина // Дошкольная педагогика. – 2019. – №1. – С. 13–18.
4. Бершадская, Е.А. Применение метода интеллект - карт для формирования познавательной деятельности учащихся [Текст] / Е. А. Бершадская // Пед. технологии: проф. журн. для технологов образования.– 2019. – № 3. – С. 17–21.
5. Бьюзен, Т. Думайте эффективно [Текст] / Т. Бьюзен - Попурри, 2019. – 104 с.
6. Бьюзен, Т. Интеллект-карты. Практическое руководство [Текст] / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – Попурри, 2020. – 368 с.
7. Вакулина, Е.Г. Организация поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Г. Вакулина // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Междунар. науч. – практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. — № 3 (8). — С. 298–300.
8. Веракса, Н.Е. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса., О.Р Галимов. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2019. – 40 с.
9. Дмитриева, Х. А. Технология интеллект – карт как средство формирования УУД [Текст] / Х. А. Дмитриева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 60-64. –http://ekoncept.ru/2016/56252.htm.
10. Громова, Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности [Текст] / Т. И. Громова // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей. М. : НИИ школьных технологий, 2018. - 612 с.
11. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
12. Дыбина, О.В. Побуждение детей к преобразованию предметов [Текст] // О.В. Дыбина, И.Н. Щукина // Казанская наука. – 2021. - № 9. - С.207-210.
13. Дыбина, О.В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, О.А. Еник, С.Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2020. – № 1. – C. 224-230
14. Егорова, Т.А. Развитие исследовательского потенциала дошкольников [Текст] / Т.А. Егорова // Современный детский сад. - 2022. - № 1. - С. 42-45.
15. Исакова, Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. ФГОС [Текст] / Н.В. Исакова. – М.: Детство-пресс, 2018. – 64 с.
16. Кобзарева, Т. А, Судак. И. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС. 1-4 классы [Текст] / Т. А. Кобзарева, И. Г. Судак. Волгоград. : Учитель, 2019. - 166 с.
17. Кошелева, Д.В. Генезис понятия «Исследовательские умения» [Текст] / Д.В. Кошелева // Проблемы педагогики и психологии. – 2021. – № 2. С. 97-112.
18. Кудринская О. В. Ментальные карты в образовании [Текст] / О.В, Кудринская // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: сб. науч. ст. ежегодной XV межрегион. науч.-практ. конф./ О.В. Кудринская – Петропавловск-Камчатский, 2020. –147–150 с.
19. Лойко, О.М. Интеллект-карты как средство повышения уровня качества обучения [Текст] / О.М. Лойко // Мастерство online. – 2019. –http://ripo.unibel.by/index.php?id=2180
20. Луговская, Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.П. Луговская // Сборник конспектов образовательной деятельности - Анапа, 2019.
21. Колчина, Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду [Текст] / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2018. – 65 с.
22. Мамаева, О.В. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями [Текст] / О.В. Мамаева // Дошкольная педагогика. - № 3. - 2020.- С. 20-22.
23. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст]: учеб. пособие / З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, К.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: Детство-Пресс, 2019. – 260 с.
24. Мотылева, Э.И. Особенности организации исследовательской деятельности дет ей дошкольного возраста [Текст] / Э.И. Мотылева, И.Е. Емельянова. – М.: Росмэнпресс, 2020. – 264 с.
25. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
26. Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности [Текст] /А.Н. Поддьяков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / Под ред. А.С. Обухова. - М.: НИИ школьных технологий. - 2019. - С. 51-58.
27. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.
28. Романичева, Е.С. Ментальные карты, или интеллект-карты [Текст] / Е.С. Романичева // Литература в школе. — 2020.
29. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст]. – СПб.: Дом Фёдорова, 2010. – 136 с.
30. Сазанова, Л.А. Ментальные карты как средство обучения в вузе [Текст] / Л. А. Сазанова // Перспективы развития информационных технологий. – 2019. – № 28. – С. 118–122.
31. Скольник, Л.А. Воспитываем ребенка-исследователя [Текст] / Л. А. Скольник // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2021 - № 4. - С. 114-116.
32. Совместные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие [Текст] / авт.-сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева Т.В. Иванова [и др.]. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2020. – 304 с.
33. Хорст, М. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей [Текст] /Хорст М. - М., 2018. – 126 с.