Фрагмент для ознакомления
2
Одним из важных направлений социальной деятельности является работа с семей с детьми и граждан имеющих детей. Социальная поддержка семей имеющих детей является одним из ведущих направлений государственной семейной политики.
Социальная поддержка материнства, отцовства и детства представляет собой самостоятельное направление государственной семейной политики, реализуемой посредством комплекса специальных правовых, экономических, организационных и иных мер.
Семья является одной из непоколебимых ценностей, на которую можно опереться в любой ситуации. Особенно сейчас, в нестабильных условиях современного общества, люди особенно нуждаются в поддержке, а где ее еще найти, как не в семье. Крепкая, нравственно здоровая семья важна и для государства, сохраняющего целостность своего народа .
Одной из наиболее важных задач социального государства является оказание помощи семье в содержании и воспитании детей.
Социальное обеспечение есть одно из главнейших мест в общественной жизни, которое непосредственно зависит от степени развития экономики и имеет глубокую связь с политикой государства и социальным благополучием населения. Содержание социального обеспечения, его типы, размер все время изменяются и формируются по ходу развития самой системы социального обеспечения (социальных гарантий) в стране.
Семьям доступны следующие социальные пособия:
Пособие по беременности и родам. Пособие по беременности и родам (или, как его часто называют, «декретные») является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Важно понимать, что на декретные могут рассчитывать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком). Все категории получателей пособия по беременности и родам в 2023 году перечислены в Федеральном законе от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» . К ним относятся женщины:
- работающие;
- безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными);
- обучающиеся по очной форме обучения; проходящие военную службу по контракту;
- усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям.
Если женщина одновременно получает право на пособие по уходу за ребенком и пособие по беременности и родам, она может выбрать лишь одно из этих пособий. Пособие по беременности и родам в 2023 году выплачивается только за период одноименного отпуска. Это значит, что если женщина не воспользуется правом на указанный отпуск и продолжит работать (и, соответственно, получать заработную плату), то пособие ей не положено. Следовательно, за дни работы будет выплачена заработная плата. Как только женщина решит воспользоваться правом на отпуск по беременности и родам, и он будет оформлен, выплата зарплаты прекратится и начнется выплата пособия. Пособие по беременности и родам во всех регионах платят органы социального фонда напрямую работнице. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, пособие выплачивается органами соцзащиты по месту жительства (месту фактического пребывания или фактического проживания). Данное пособие положено каждой женщине за семьдесят суток до рождения ребенка и за семьдесят суток после его рождения. Размер определяют на основании средней зарплаты за два предшествующих календарных года. Правила назначения и выплаты данного пособия содержатся в ч. 1 ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» .
Единовременная выплата при рождении ребенка: Размер пособия при рождении ребенка с 1 февраля 2023 года составляет 22 909 рублей 03 копейки. Если вы работник Крайнего Севера, размер пособия увеличится на районный коэффициент.
Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается напрямую органами социального фонда. Если один из супругов работает, а второй нет, пособие выплатят тому, кто работает.
Для получения работником пособия при рождении ребенка в 2023 году работодателю необходимо запросить у него только сведения о застрахованном лице, которые он предоставляет в социальный фонд не позднее трех рабочих дней со дня их получения от работника. Указанные сведения могут быть запрошены при трудоустройстве или в период работы.
В течение десяти дней со дня поступления в фонд сведений о госрегистрации рождения, содержащихся в реестре записей актов гражданского состояния, пособие при рождении ребенка должно быть назначено.
Выплаты на ребенка в возрасте до 1,5 лет: По общему правилу, размер пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка. Но размер пособия не может быть больше максимального размера и не должно быть меньше минимального размера.
Минимальный размер пособия по уходу за первым, вторым и последующими детьми с 1 февраля 2023 года составляет 8 591 рубль 47 копеек.
Максимальный размер пособия по уходу, если отпуск начался в 2023 году, составляет 33 281 рубль 80 копеек.
Максимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет зависит от предельных величин базы для начисления страховых взносов на ВНиМ за два года, предшествующих году начала отпуска по уходу за ребенком.
Назначенное работнику ежемесячное пособие по уходу за ребенком пересчитывается при индексации минимального размера пособия, в случаях получения новых сведений (справок) о сумме заработка, полученного в расчетном периоде от других работодателей, а также в случаях совершения ошибок при расчете пособия .
В некоторых случаях выплата производится в фиксированной сумме.
Материнский капитал можно расходовать на различные расходы, такие как оплата обучения детей, приобретение квартиры или строительство дома, ипотека, накопительная пенсия, адаптация детей-инвалидов, а также ежемесячные выплаты семьям со средним доходом ниже двух прожиточных минимумов, в случае ребенок родился после 1 января 2018 года.
Единое пособие объединяет ряд выплат для родителей – на первого и третьего или последующего ребенка до 3 лет, а также от 3 до 7 (включительно) и от 8 до 17 лет. Тем самым унифицируются правила назначения выплаты и обеспечивается целостная, бесшовная система поддержки семей с детьми.
При введении единого пособия предусмотрен переходный период: семьи, где дети родились до 31 декабря 2022 года включительно, могут выбрать - получать уже назначенные выплаты или оформить новое пособие. Возможность получать выплаты по старым правилам сохраняется у семей до истечения срока назначения выплаты.
Размер ежемесячного пособия зависит от дохода семьи и может составлять:
- 50% от прожиточного минимума на ребенка в регионе — базовый размер выплаты;
- 75% от прожиточного минимума на ребенка в регионе - назначается в том случае, если при назначении базового размера среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума;
- 100% от прожиточного минимума на ребенка в регионе - если при назначении пособия в размере 75% регионального прожиточного минимума на ребенка уровень среднедушевого дохода семьи меньше прожиточного минимума на человека .
Семьям с несколькими детьми от 0 до 17 лет единое пособие выплачивается на каждого ребенка до достижения 17 лет.
Единое пособие назначается на один год и продлевается по заявлению.
Если заявление подано в течение полугода после рождения ребенка, пособие начисляется с рождения, но не раньше 1 января 2023 года. Если позже – с месяца обращения, но не раньше 1 января 2023 года.
Выплата назначается малообеспеченным семьям с учётом оценки нуждаемости при соблюдении следующих условий:
- ежемесячный доход на человека в семье не превышает регионального прожиточного минимума на душу населения;
- собственность семьи соответствует установленным критериям;
- заявитель и дети, на которых назначается пособие, – граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации .
Обратиться за выплатой может один из родителей, усыновитель или опекун (попечитель) ребёнка. При назначении пособия учитываются имущественная обеспеченность семьи и занятость родителя. Пособие назначается в том случае, если взрослые члены семьи имеют заработок или объективные причины для его отсутствия.
Подать нужно только заявление. Социальный фонд самостоятельно запросит необходимые документы в рамках межведомственного взаимодействия из соответствующих органов и организаций. Представить дополнительные сведения нужно будет только в отдельных жизненных ситуациях, когда сведения о жизненной ситуации не отражаются в государственных информационных системах.
Решение о назначении пособия выносится в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления и поступления в Социальный фонд необходимых сведений организаций и документов заявителя. Если по выплате вынесен отказ, уведомление об этом направляется в течение 1 рабочего дня .
В 2023 году действует переходный период, когда применяются следующие правила:
Если беременной женщине было назначено пособие до 1 января 2023 года, она будет получать такую же сумму и следовать прежним правилам (подробнее о ежемесячном пособии для беременных при досрочном оформлении).
Если пособие на ребенка было назначено до 1 января 2023 года, прежние правила будут действовать до окончания назначенного периода (подробнее о ежемесячной денежной выплате на детей в возрасте от 8 до 17 лет из малообеспеченных семей).
Родители детей до 3 лет, родившихся до 1 января 2023 года, могут либо продолжать получать прежние выплаты до достижения ребенком 3-х лет, либо перейти на единое пособие.
Новые правила действуют для пособий, выдаваемых на детей, родившихся с 2023 года .
Следует отметить, что на региональном уровне устанавливаются дополнительные виды пособий семьям, имеющим детей. В качестве примера можно назвать:
1. Ежемесячная выплата родителям (законным представителям) многодетных семей на дополнительное лекарственное обеспечение. Право на выплату имеет каждый многодетный родитель (иной законный представитель детей многодетной семьи), проживающий по месту жительства (месту пребывания) в Камчатском крае совместно с детьми в возрасте не старше 18 лет (за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении) и имеющий действующее удостоверение многодетной семьи. Размер выплаты составляет 400 руб.
2. Ежемесячная денежная выплата матерям, имеющим звание «Материнская слава Камчатки». Матери, имеющие звание «Материнская слава Камчатки», ежемесячно получают денежную выплату – 1.000 рублей. Существуют и ежегодные выплаты на традиционные мероприятия: на приобретение новогодних подарков детям до 16 лет – 500 рублей и на сборы в школу к началу учебного года (Алтайский край).
3. Единовременное пособие в случае одновременного рождения (усыновления в возрасте до трех месяцев) двух детей у родителей (родителя), имеющих (имеющего) одного или более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с родителями (иными законными представителями) или одним из них; в случае одновременного рождения (усыновления в возрасте до трех месяцев) трех детей у родителей (родителя) независимо от наличия у них (него) других детей; в случае одновременного рождения (усыновления в возрасте до трех месяцев) четырех и более детей у родителей (родителя) независимо от наличия у них (него) других детей в размере 18000 руб., 31000 руб. и 41000 руб. соответственно(Московская обл.).
4. Ежемесячная денежная компенсация по плате за жилое помещение и коммунальные услуги. Многодетным семьям, имеющим в своем составе от трех до шести детей – в размере 30 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. Многодетным семьям, имеющим в своем составе семь и более детей – в размере 50 процентов регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг (Воронежская обл.).
5. Единовременная выплата на частичную компенсацию стоимости школьной одежды и школьно-письменных принадлежностей к началу учебного года. Выплаты получают многодетные семьи, имеющие детей, обучающихся в общеобразовательном учреждении или специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в Камчатском крае (за исключением детей, находящихся на полном государственном обеспечении) в возрасте не старше 18 лет, проживающие в Камчатском крае в размере 4500 руб. (Пензенская обл.).
Также к мерам социальной поддержки семей с детьми следует отнести: выплату при рождении (усыновлении) третьего или последующих детей; выплату на дополнительное лекарственное обеспечение детям до 6 лет; выплату на оплату проезда детям; пособие на ребенка многодетной семьи; компенсация стоимости расходов родителей многодетных семей, являющихся пенсионерами, связанных с проведением зубопротезирования в государственных лечебных учреждениях.
Таким образом, семья с детьми рассматривается как социально уязвимая группа и важнейший элемент функционирования гражданского общества, требующий должной поддержки со стороны органов социальной защиты, особенно в период кризиса. Нормативно-правовую основу предоставления льгот семьям, имеющим детей, составляют различные законодательные акты, в том числе международно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные акты, а также законодательство субъектов Российской Федерации. В Институте социальной защиты семей с детьми проводится реформа, определяющая новые приоритеты и принципы его построения, требующая принятия правовых, экономических и институциональных мер по его совершенствованию. Для повышения качества социального обеспечения семей с детьми необходимы комплексные государственные программы, четкие меры и полномочия, график реализации. Социальное благополучие семей с детьми должно начинаться с социальной рекламы и пропаганды создания и сохранения семьи как базового общества для рождения детей и создания прочной материальной базы молодых семей.
1.2 Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей
Предоставление льгот семьям с детьми регулируется множеством правовых актов, в том числе несколькими основополагающими документами мирового сообщества. Всеобщая декларация прав человека подчеркивает важность уважения прав и свобод каждого человека, а Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает важность создания условий, в которых каждый мог бы пользоваться своими экономическими, социальные, культурные, гражданские и политические права.
В России Конституция Российской Федерации обеспечивает основу для законодательства о социальной помощи. Конституция определяет права и свободы личности, в том числе связанные с социальной защитой, и устанавливает основные положения социальной защиты в стране. Согласно статье 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством, а в статье 72 указано, что вопросы здравоохранения, охраны семьи, материнства, отцовства, детства, социальной защиты и социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации. Федерация и ее субъекты.
Данные конституционные положения о правах и свободах граждан в сфере социальной защиты служат основой законодательной и нормативно-правовой деятельности всех государственных и уполномоченных органов. Разграничение предметов ведения Федерации и субъектов Российской Федерации имеет значение и для правового регулирования отношений в сфере оказания социальной помощи. Статья 76 Конституции гласит, что федеральные законы и законы, принимаемые субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, причем в случае противоречия последние имеют преимущественную силу.
Проводимая в России социальная политика определяется законодательным регулированием социальных прав семей с детьми, в том числе их права на социальное обеспечение и установление дополнительных мер социальной поддержки. Эта законодательная база имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы семьи с детьми имели доступ к необходимым льготам и ресурсам для поддержки их благополучия и общего развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 4. – Ст. 152.
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М.: БЕК, 1996. - С. 470-482.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16
6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
7. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ-1999- N 29- Ст. 3699.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 03.04.2023) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 18.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ -.2013 - N 52 (часть I) - Ст. 7007.
10. Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.
11. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года». "Собрание законодательства РФ", 01.09.2014, N 35, ст. 4811.
12. Ахметова Д.Р. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Академическая публицистика. 2022. № 3-2. С. 38.
13. Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих. Научно-практическое пособие. — М: Проспект. 2021. 416 с.
14. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения. Сборник материалов V межвузовской студенческой научно-практической конференции. – М: 2020. 264 с.
15. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2021. 238 с.
16. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: Изд-во МГУ, 2020. – 640 с.
17. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. – М: Проспект, 2020. –184 с.
18. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Интернет-журнал «Науковедение». - сентябрь-октябрь 2020. - выпуск 5(24). - 24с.
19. Баранов В.А. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования / В.А. Баранов. – М.: Деловой двор, 2019. – 176 с.
20. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях / Т.В. Болотина. – Москва: РГГУ, 2019. – 166 c.
21. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. – М: Юрайт, 2020. 428 с.
22. Григорьев И. В. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2020. 428 с.
23. Голенкова О.В., Лифанова, Т.Е. Мониторинг качества обслуживания как основа развития социальной сферы / О.В. Голенкова, Т.Е. Лифанова // Современные исследования социальных проблем. – 2019. – № 4(20). – С. 237-239.
24. Горяйнова Н.М. Социальная поддержка семьи и детства на муниципальном уровне / Н.М. Горяйнова // Управление в современных системах. – 2019. – №5(16). – С.3-10.
25. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей: учебное пособие для академического бакалавриата / И. А. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 149 с.
26. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
27. Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. – М: Юрайт, 2021. 384 с.
28. Ершов, В.А. Право социального обеспечения / В.А. Ершов, И.А. Толмачева – М.: ГроссМедиа, 2019. 312 с.
29. Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи: учебник для вузов / Г. И. Колесникова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 263 с.
30. Кобзенко А.М. Социальные пособия в Российской Федерации// Государство, общество, наука. – 2022. – № 1. – С. 42–43.
31. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. – М.: Академия, 2019. – 208 с.
32. Правовое обеспечение социальной работы: учебник / под ред. О.Г. Прохоровой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 253 с.
33. Приступа Е.Н. Социальная работа: словарь терминов. – М.: Инфра-М, Форум, 2018. – 232 с.
34. Рекомендации, по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е.И. Андреева, И.Д. Горшкова, А.С. Ковалевская – М.: Издательство «Проспект», 2020. – С. 13.
35. Ростовская, Т. К. Семья в системе социальных институтов общества: учебное пособие для вузов / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 299 с.
36. Сайфутдинова В.М. Практические аспекты выплаты пособий на детей // В сборнике: Защита субъективных прав и законных интересов. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2021. С. 111-119.
37. Тарент, И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. – Изд. 3-е испр. и доп. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2019. – 214 с.
38. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 280 с.
39. Хромова Н.М. Социальные пособия на детей // Черные дыры в Российском законодательстве. 2020. № 1. С. 56-58.
40. Чернорук С.В. Роль государственной финансовой поддержки семей с детьми в стимулировании рождаемости / С.В. Чернорук, С.А. Клещева, Н.Е. Германович // Молодой ученый, 2020. – №4. – С. 315-320.
41. Шарков, Ф.И. Основы социального государства: учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и Ко, 2020. – 304 с.
42. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е.И. Холостова, Г.И. Климантова. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 752 с.
43. Юдина А.И. Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства: теоретико-методологические основания, методика и технология: монография. – Кемерово: КемГУКИ, 2019. – 315 с.