Фрагмент для ознакомления
2
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Чрезвычайное разнообразие эмоций человека объясняется сложностью отношений между предметами его потребностей, конкретными условиями возникновения и деятельностью, направленной на их достижение.
Дошкольник - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
В рамках системно-деятельностного подхода, положенного в основу современных образовательных стандартов, эмоциональное развитие разъясняется в большой степени с позиции появления новообразований. Важные новообразования создаются в рамках эмоционально-экспрессивного развития; развитие эмоционального взаимодействия с окружающей средой.
Одним из основных направлений процесса эмоционального развития учеными рассматривается формирование восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных состояний.
Степень изученности проблемы. Проблема развития эмоций в научных исследованиях показана исключительно в свете работ Л.С. Выготского. Современные исследования опираются на работы А.Б. Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, Л.А. Абромян и т.д., которые уже более 40 лет остаются самыми авторитетными в области изучения эмоций. Ученые выделили единые закономерности развития эмоций, их зависимость от содержания и структуры детской деятельности.
Для построения модели эмоционального развития существенную значимость имеет точка зрения Я.З. Неверович и А.В. Запорожца, согласно которой эмоциональное предвосхищение является важным новообразованием эмоциональной сферы дошкольника, претерпевающее на протяжении всего дошкольного детства ряд закономерных изменений [26].
Согласно положениям ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе работа с дошкольниками организуется в соответствии с принципами развивающего образования и акцентируется внимание на личностно ориентированном и интегративном подходах. В рамках деятельностного подхода образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее — ДОО) строится с учетом принципа включения личности каждого ребенка в значимую деятельность. Вместе с ведущей деятельностью дошкольника — игровой — одной из значимых видов деятельности дошкольника является продуктивная деятельность [24].
Занятие продуктивной деятельностью благотворно влияют на общее развитие: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, внимание, память, воображение. Одного желания творить недостаточно, необходимо предоставить ребенку разнообразные материалы и тактично вводить в созидательный творческий процесс, который проходит те же стадии, что и творчество художника.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена следующими аспектами:
- социальной стороной – необходимостью социализации детей подготовительной группы и необходимого развития всех качеств личности ребенка, в том числе эмоционально-личностного развития;
- педагогической стороной – необходимостью поиска совершенных методов коррекции эмоциональных состояний у детей подготовительной группы, соответствующих возрастным особенностям детей;
- методической стороной – необходимостью организации коррекционной работы по развитию эмоционального благополучия детей подготовительной группы с применением продуктивных видов деятельности.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, эффективны ли продуктивные виды деятельности в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольников?
Объект исследования – процесс развития эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы.
Предмет исследования – продуктивные виды деятельности как средство развития эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы.
Цель исследования – выявить условия, при которых продуктивные виды деятельности способствуют развитию эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы, и апробировать их на практике (опытно-педагогическим путем).
Гипотеза исследования: продуктивные виды деятельности будут способствовать развитию эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы, если процесс организации продуктивных видов деятельности будет целенаправленным и систематическим; на занятиях будут учтены возрастные особенности художественно-творческих способностей детей подготовительной группы.
Задачи исследования:
1) проанализировать основные теоретические подходы к развитию эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы;
2) выявить опытно-педагогическим путем возможности развития эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы;
3) разработать методические рекомендации по развитию эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы средствами продуктивных видов деятельности.
Методы исследования:
С целью обобщения концептуальных положений теории развития эмоционально-личностной сферы детей подготовительной группы был использован метод анализа специальной литературы. Метод наблюдения и опросный метод детей подготовительной группы позволил определить уровень сформированности эмоционально-личностной сферы у детей подготовительной группы. Для подтверждения гипотезы на практическом уровне проведена педагогическая работа.
Для исследования эмоциональных нарушений у детей подготовительной группы были использованы следующие методики:
1. Модификация методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова).
2. Методика «Эмоционально-обусловленное поведение дошкольника» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
3. Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А.Д. Кошелева).
Практическая значимость состоит в изучении особенностей эмоционально-личностной сферы и возможности использования полученных результатов исследования для построения коррекционных, развивающих программ и организации индивидуальной работы с детьми.
База исследования:
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты развития эмоционально-личностной сферы у детей среднего дошкольного возраста в продуктивной деятельности
1.1 Сущностная характеристика понятия «эмоционально-личностная сфера». Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста
Проблема эмоционального развития личности ребенка занимает важное место в психолого-педагогической области. Данная проблема связана с неоднозначностью понимания сущности и содержания процесса эмоционально-личностного развития, а также его условий и механизмов.
По мнению отечественных психологов, эмоция - своеобразная форма отношения к явлениям действительности и предметам, они раскрывают три аспекта этих процессов:
1. Переживание (Г.Н. Шингаров, С.Л. Рубинштейн)
2. Отражение ( В.К.Вилюнас, Я. М. Веккер)
3.Отношения ( П.М.Якобсон, В.Н. Мясищев).
Эмоционально-личностная сфера как общепсихологическая проблема интересовала А. Р. Лурия. Еще до встречи с Л. С. Выготским он занимался экспериментальным изучением «эмоциональных конфликтов» — скрытых эмоциональных комплексов, — что было связано с его интересом к психоанализу. Вопреки популярной тогда «периферической теории» эмоций Джеймса—Ланге, сводившей эмоции к вегетативным реакциям, А. Р. Лурия предпринял исследование эмоционально-личностной сферы посредством изучения речевых и двигательных
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1.Алексеева, Л.Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. — № 2 (9). — С. 176–178.
2.Венгер, Л.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2013. - - 335 с.
3.Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С, Выготский. – М., 2005. – 1136 с.
4.Гребенщикова, Т.В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации / Т. В. Гребенщикова // Известия ВГПУ. - 2018. - №4 (127). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-rebenka-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 27.03.2023).
5.Дубровская, Н. В. Цвет творчества / Н. В. Дубровская. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. – 160 с.
6.Дубова, И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 27.03.2023).
7.Дюжакова, М.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М.В. Дюжакова, О.И. Лавлинская, А.В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2018. - №5. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/produktivnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-doshkolnika (дата обращения: 15.02.2023).
8.Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2008. – 464 с.
9.Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030900 - "Дошк. педагогика и психология" ; 031100 - "Педагогика и методика дошк. образования / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. - Москва : Академия, 2004. – 283 с.
10.Казакова, Р.Г. Нетрадиционные графические техники / Р.Г. Каазакова, Т.И. Сайганова, В.Ю. Слепцова и др. // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2018. - 158 с.
11.Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники / Р. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2019. – 289 с.
12.Клевцова, А.Ф. К проблеме развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста / А.Ф, Клевцова // Достижения науки и образования. - 2020. - №10 (64). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-razvitiya-emotsionalno-volevoy-sfery-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 26.04.2023).
13.Кошелева, А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка в детской практической психологии / А. Д. Кошелева // Психолог в детском саду. - 2000. - № 2-3.
14.Кузьмина, И. А. Художественно-эстетическая деятельность как условие эмоционального благополучия детей пятого года жизни / И. А. Кузьмина, С. И. Карпова // Вестник ТГУ. - 2018. - №3 (173). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskaya-deyatelnost-kak-uslovie-emotsionalnogo-blagopoluchiya-detey-pyatogo-goda-zhizni (дата обращения: 27.03.2023).
15.Лаптева, Ю.А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю. А. Лаптева, И. С. Морозова // Вестник КемГУ. - 2019. - №3 (67). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnoy-sfery-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.03.2023).
16.Лаптева, Ю. А. Модель психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития детей в современном детском саду / Ю. А. Лаптева // Известия ВГПУ. - 2018. - №9 (132). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-emotsionalnogo-razvitiya-detey-v-sovremennom-detskom-sadu (дата обращения: 27.03.2023).
17.Лошкарева, О.Н. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: Курс лекций: учебное пособие / О. Н. Лошкарева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2018. - 119с.
18.Мурачева, С. В. Развитие компетенций эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста / С. В. Мурачева // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 401-403. - [Электронный ресурс].— URL: https://moluch.ru/archive/363/81168/ (дата обращения: 26.04.2023).
19.Николаева, В. В. Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / В. В. Николаева, А. Е. Байкенова, В. Г. Шевченко // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2019. - №1 (22). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-emotsionalnoy-sfery-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.03.2023).
20.Погодина, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / С.В. Погодина. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с.
21.Полетаева, Е. П. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста / Е. П. Полетаева, Е. В. Мерзлякова // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 290-293. - [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/235/54539/ (дата обращения: 27.03.2023).
22.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2013. – С – 68-75.
23.Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. - М., 1995. – 243 с.
24.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
25.Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев. – М. : Академия, 2019. – 272 с.
26.Шахмалова, И.Ж. Основы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников / И. Ж. Шахмалова, Е.С. Кириллин // Современное педагогическое образование. - 2021. - №3. - [Электронный ресурс]. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-razvitiya-emotsionalno-volevoy-sfery-doshkolnikov (дата обращения: 26.04.2023).
27.Шило, Т. В. Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка / Т. В. Шило, Ю. Н. Редкова // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 48-51. - [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11749/ (дата обращения: 27.03.2023).
28.Чумаков, М.В. Диагностика волевых особенностей личности / М.В. Чумаков// Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С. 169-178.
29.Эммануэль, Д.С. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ / Д.С. Эммануэль // Педагогика: история, перспективы. - 2021. - №5. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalno-volevoy-sfery-doshkolnikov (дата обращения: 26.04.2023).
30.Яковлева, Е. В. Как влияет изобразительная деятельность на всестороннее развитие ребенка /Е. В. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 67–70.