Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебной деятельности. Однако у большинства учащихся начальных классов, которые начинают школьное образование, игровая мотивация сохраняется в течение длительного периода времени.
В связи с этим возникает внутренний конфликт: мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием деятельности, которую он должен в ней выполнять. Образовательный процесс должен быть структурирован таким образом, чтобы его мотивация и эмоциональное отношение к учебной деятельности были связаны с внутренним содержанием предмета усвоения.
Проблема учебной мотивации – одна из ключевых проблем педагогики. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения – первые в структуре мотивов человека и во многом обусловливают всю ее активность. Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований.
Учебная мотивация является одним из важнейших параметров, характеризующих психическое развитие ребенка. Во многом она определяет его успешное обучение в школе.
Особенности ее динамики оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения младшего школьника, играют важнейшую роль в постановке и достижении целей, в способах разрешения кризисных ситуаций, в адекватной включенности в различные мероприятия. Лишенная внутренних мотивов учебная деятельность теряет свою самоценность, привлекательность, становясь средством для решения иных, чаще всего социальных задач.
Л.С. Выготский считал, что развитие адекватного отношения школьника к деятельности представляет собой личностно обусловленную динамику овладения собственным поведением и в конечном итоге ведет к формированию самосознания школьника.
Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов А.В. Запорожца, М.А. Кирилиной, Я.З.Неверович, Г. Олпорт и др., в них выявляется сущность основных понятий «эмоциональное отношение к учению», «мотивация к учению», «учебная мотивация» и т.д.
Под «эмоциональным отношением к учению» понимается интегративное личностное образование, характеризующееся устойчивым положительным эмоциональным состоянием учащегося, субъектной готовностью включиться в учебную деятельность на уровне своих потенциальных возможностей, осознанным отношением к результатам своего учебного труда.
Негативное отношение, выражается в неприятии учебной деятельности на эмоциональной уровне и в отсутствии как стремления к знаниям , так и самих знаний, на познавательном уровне.
Равнодушное отношение к обучению, заключается в том, что школьник не проявляет эмоций к отношению к учебной деятельности, он равнодушен к учебным результатам, у него отсутствуют цели в познании.
В.С. Селиванов указывает, что при позитивном отношении к обучению, которое проявляется как на эмоциональном, так и на деятельностном уровнях, заключается в том, что у школьника проявляются стремления к учению, получению знаний, у него есть определенные цели в обучении и т.д.
Важно понимать, что от учебной мотивации школьников зависит успех всего образовательного процесса. Младшие школьники являются особенной категорией обучающихся, относительно которых должна проводиться особенная работа по формированию мотивации, поскольку уровень психологической подготовленности их к обучению находится на низком уровне.
Поэтому система мер по формированию учебной мотивации для младших школьников должна планироваться и составляться с особенной тщательностью.
Целью нашей работы является исследование учебной мотивации и эмоционального отношения к учению учащихся с 1 по 4 класс.
Объект исследования – учебная деятельность младших школьников.
Предмет исследования – учебная мотивация и эмоциональное отношение к учению младших школьников.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что мотивация к учебной деятельности с первого по четвёртый класс снижается, а эмоциональное отношение к учебной деятельности имеет следующую динамику:
- от первого к третьему классу увеличивается негативное отношение к учебной деятельности;
- к четвёртому классу эмоциональное отношение к учебной деятельности становится более позитивным, чем в третьем классе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие учебной мотивации и эмоционального отношения к учебной деятельности в психологии.
2. Изучить особенности формирования учебной мотивации и эмоционального отношения к учебной деятельности у младших школьников.
3. Провести эмпирическое исследование динамики учебной мотивации и эмоционального отношения к учению младших школьников.
4. Разработать рекомендации по формированию мотивации и эмоционального отношения к учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: метод теоретического анализа психологической, социологической, педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение;
2. Эмпирическое: тестирование, и анализа эмпирических данных.
3. Методы математической обработки: ранговая корреляция Спирмена.
В работе использовались методики:
1. «Направленность на приобретение знаний» (Е.И. Ильин, Н.А. Курдюкова);
2.«Направленность на отметку» (Е.И. Ильин, Н.А.Курдюкова);
3.Проективная методика «Рисунок школы».
Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 244 учеников с 1 по 4 классы МБОУ «Новоомская СОШ».
Этапы проведения эмпирического исследования:
Первый этап - теоретико-методологический.
Второй этап - диагностический.
Третий этап – обработка результатов.
Теоретическая значимость дипломной работы состоит в углублении знаний по теме исследования и их систематизации.
Практическая значимость исследования заключается в дальнейшем практическом применении результатов исследования психологами и социальными педагогами для изучения учебной мотивации и эмоционального отношения к учению младших школьников, что впоследствии будет способствовать принятию адекватных и своевременных мер, с целью смягчения негативного эмоционально отношения к учению младших школьников.
Структура работы состоит из введения, двух основных частей, заключения, списка использованных источников.
В первой главе, «Теоретические аспекты динамики учебной мотивации и эмоционального отношения к учению младших школьников» раскрываются такие вопросы как: понятие учебной мотивации и эмоционального отношения в психологии, психофизиологические особенности младших школьников, а также методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников.
Во второй главе, «Эмпирическое исследование динамики учебной мотивации и эмоционального отношения к учению младших школьников», описываются организация, этапы и методы исследования, проводится анализ и интерпретация результатов исследования, а также разрабатываются рекомендации по формированию мотивации к учебной деятельности младших школьников.
1. Теоретические аспекты динамики учебной мотивации и эмоционального отношения к учению младших школьников
1.1 Понятие учебной мотивации и эмоционального отношения в психологии
Современные дети и подростки, которые живут в сложном, запутанном мире, полном стрессов и различных трудностей, не всегда понимают ценность и важность обучения для их будущего [35]. Постоянное развитие информационных технологий внедряет в общественно сознание новые ценности, которые не всегда связаны с интеллектуальным и личностным развитием. Дети и подростки быстро впитывают новые тенденции, стараются максимально соответствовать моде на мировоззрение и социальные стереотипы [23].
Многие школьники XXI века совсем не хотят учиться, получать последовательное и качественное образование, учатся только потому, что их заставляют родители, и чтобы получить аттестат об окончании школы. Таким образом, отсутствует достаточная учебная мотивации, что негативно влияет на весь процесс познания и интеллектуального развития [44].
Под мотивацией в научной литературе понимается комплекс мотивов, которые побуждают субъекта осуществлять какую-либо деятельность на основе актуального интереса. Также это понятие характеризуется как комплекс мер, необходимых для формирования и развития мотивов на осуществление этой деятельности [11].
От уровня мотивации школьников зависит эффективность обучения. Развитые или слабые мотивы школьников к обучению зависят не только от социальных, психологических или иных факторов, которые не связаны конкретно с обучением, но и с качеством деятельности педагога, который должен не просто донести до учащихся информацию по своему учебному предмету, но и заинтересовать их, сделать каждое занятие не скучным, навязанным действием, а настоящим представлением, возможностью раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал каждого школьника [17, 37].
Для того, чтобы обеспечить заинтересованность школьника в активном участии в учебной деятельности, важно изучить его потребности, насущные интересы, жизненные цели и внутренние проблемы, которые мешают раскрыть в себе важные аспекты личностного наполнения [1].
Педагогу важно понимать, что около 80% успеха учебной деятельности каждого школьника связано с уровнем его мотивации и только 20% – с его врожденными способностями [12].
Учебная мотивация школьников имеет четкую структуру, которая представлена на рисунке 1 [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменко, И.М., Соколова, В.А., Чистяков, Б.Ю. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка / И.М. АБраменко, В.А. Соколова, Б.Ю. Чистяков // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. – С. 100–109.
2. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М. : Просвещение, 1986.
3. Ахмедова А.М., Махмудова Ф.А. Мотивация учебной деятельности школьника / А.М. Ахмедова, Ф.А. Махмудова // Материалы IV международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики». – Уфа: Лето, 2013. – С. 75.
4. Бабаева Е.С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях. Автореф. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Е.С. Бабаева. – М.: Российский университет дружбы народов, 2012. – С. 10.
5. Балакина, Л.Д., Гусева, И.С., Щербакова, А.В. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества / Л.Д. Балакина, И.С. Гусева, А.В. Щербакова // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. – Томск: Парадигма, 2020. – С. 40–52.
6. Баринова, С.М., Шиловская, А.Е. Принципы организации дистанционного и смешанного обучения в современной школе / С.М. Баринова, А.Е. Шиловская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы психологии и педагогики в современном мире». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2020. – С. 125–134.
7. Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.02.2023).
8. Бермус А.Г. Практическая педагогика: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 128 с.
9. Болатаева В.Н. Формирование действия самоконтроля младших школьников / В.Н. Болотаева // Молодой ученый. – 2015. – № 10 (90). – URL: https://moluch.ru/archive/90/18011/ (дата обращения: 16.02.2023).
10. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с.
11. Бурунова, И.С., Гаврикова, А.В., Полунина, Т.А. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы / И.С. Бурунова, А.В. Гаврикова, Т.А. Полунина // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. – Архангельск: Перекресток, 2018. – С. 157–172.
12. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
13. Викторова В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 16.02.2023).
14. Владимирова, А.А., Самуилова, В.С., Хворостовская, Г.Н. Смешанное обучение как форма педагогического воздействия: проблемы и перспективы / А.А. Владимирова, В.С. Самуилова, Г.Н. Хворостовская // Материалы научно-практической конференции «Педагогические технологии в XXI веке: российский и зарубежный опыт». – Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2020. – С. 50–67.
15. Габеева Л.Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников / Л.Н. Габеева // Вестник Бурятского
университета. Серия «Философия». – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.02.2023).
16. Громова Н.В. Формирование навыков самоконтроля у младших школьников / Н.В. Громова // NSPortal. Образовательная
социальная сеть. – 2018. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/07/23/formirovanie-navykov-samokontrolya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 16.02.2023).
17. Добрушинская, Е.А., Крючкова, И.М., Василькова, Т.И. Принципы обучения в начальной школе в условиях самоизоляции и карантина: основные направления и перспективы развития смешанного и дистанционного обучения / Е.А. Добрушинская, Е.А. Крючкова, Т.И. Василькова // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 3. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2020. – С. 89–102.
18. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. / В.И. Загвязинский – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
19. Зверева Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г.Ю. Зверева // Молодой ученый. – 2015. – № 22 (102). – С. 789.
20. Калмыкова, Д.А., Панченко, А.В., Христосова, М.А. Учебная мотивация как объект педагогического исследования / Д.А. Калмыкова, А.В. Панченко, М.А. Христосова // Психология и педагогика. – 2019. – № 4. – С. 72–80.
21. Лаврентьева Л.В., Деулина С.А., Ромашова И.А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников / Л.В. Лаврентьева, С.А. Деулина, И.А. Ромашова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения: 01.11.2022).
22. Левковская, Я.С., Петрова, И.Т., Мансурова, Е.В. Педагогические особенности реализации смешанного обучения в современной школе / Я.С. Левковская, И.Т. Петрова, Е.В. Мансурова // Вопросы психологии и педагогики. – 2020. – № 9. – С. 106–124.
23. Лопатникова, А.П., Харламов, И.М., Оганесян, В.В. Роль начальной школы в формировании ценностей и мировоззрения школьников: теоретический и методологический аспекты исследования проблемы А.П. Лопатникова, И.М. Харламов, В.В. Оганесян // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации школьного образования в Российской Федерации». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. – С. 80–91.
24. Мироненко, М.И., Астахова, И.С., Лабутская, О.А. Дистанционное и смешанное обучение в начальной школе: опыт российских педагогов / М.И. Мироненко, И.С. Астахова, О.А. Лабутская // Вестник Рязанского государственного университета. Вып. 4. – Рязань: Издательство Рязанского государственного университета, 2020. – С. 50–64.
25. Николау Л.Л. Обучение учащихся начальных классов самоконтролю на уроках математики / Л.Л. Николау // Начальная школа. Плюс до и после. – 2004. – № 9. – С. 27.
26. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие для вузов / П.И. Образцов. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 230 с.
27. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Педагогическое общество России. / П.И. Пидкасистый – М.: 2014. – 301 с.
28. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. - М.: Феникс, 2018.
29. Ситаров В.А. Теория обучения. Теория и практика: учебник для бакалавров. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 447 с.
30. Соломонова, А.П., Голованская, Ю.В., Тараторкина, А.А. Современные подходы у изучению педагогических методов и форм обучения: проблемы и перспективы применения в практике образовательной деятельности / А.П. Соломонова, Ю.В. Голованская, А.А. Тараторкина // Материалы международной научно-практической конференции «Современная педагогика: проблемы и перспективы». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 45–59.
31. Супонева, А.П., Жарикова, И.М., Смысленко, Г.В. Современные образовательные технологии: традиционные и инновационные методы и инструменты обучения / А.П. Супонева, И.М. Жарикова, Г.В. Смысленко // Вестник Иркутского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 40–52.
32. Суромяткина Е.Н., Ельникова И.И. Проблемы младших школьников в современном мире / Е.Н. Суромяткина, И.И. Ельникова // Сборник статей Норильского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Норильск: Издательство Норильского государственного университета, 2022. – С. 70.
33. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. – М., 1999. – С. 377.
34. Урманов, С.М., Шевченко, А.С., Малинина, Л.П. Мотивация младших школьников к различным видам педагогического воздействия: учебный процесс и внеклассная деятельность – сравнительный анализ / С.М. Урманов, А.С. Шевченко, Л.П. Малинина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. – 2020. – № 7. – С. 89–100.
35. Усова, А.А. Начальная школа / А.А. Усова. – М.: Мир, 2023. – 236 с.
36. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов. / А.В. Хуторской – СПб.: Питер, 2015. – 498 с.
37. Цветкова, Д. Н. Проблемы мотивации детей к учебной деятельности: психолого-педагогический аспект / Д. Н. Цветкова // Социальные отношения. – 2022. – № 1(40). – С. 81-89. – EDN WGCYMO.
38. Черниту, В. Формирование нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности / В. Черниту // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/20/formirovanie-nravstvennyh-kachestv-mladshih (дата обращения: 19.05.2023).
39. Четвертак С.В. Учебная деятельность школьников: из практики мотивации / С.В. Четвертак // Муинципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-shkolnikov-iz-praktiki-motivatsii (дата обращения: 31.10.2022).
40. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – 2012. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 15.02.2023).
41. Чурикова Е.Н., Шумина А.А., Половцева И.К. Современные подходы к изучению младшего школьного возраста: теория и методика / Е.Н. Чурикова, А.А. Шумина, И.К. Половцева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 104–116.
42. Шилова, А.П. Младший школьный возраст / А.П. Шилова. – М.: Приоритет, 2021. – 168 с.
43. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. – 160 с.
44. Яковлева, А.В., Петрова, И.С. Психологическая диагностика младших школьников / А.В. Яковлева, И.С. Петрова. – М.: Приоритет, 2018. – 206 с.
45. Яковлева, И.М., Завадская, Н.А. Современные принципы обучения: основные формы и инструменты педагогической работы / И.М. Яковлева, Н.А. Завадская // Известия Самарского государственного университета. – 2022. – № 11 (38). – С. 100–108.
46. Яковлева, С.И., Черткова, И.И., Мансурова, П.И. Дистанционное обучение: вопросы и ответы / С.И. Яковлева, И.И. Черткова, П.И. Мансурова. – Кировоград: Смена, 2020. – 640 с.
47. Яшкова, О. А. Формирование у младших школьников эмоционально положительного отношения к учёбе / О. А. Яшкова // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : Сборник трудов IV Региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 08 февраля 2021 года. Том Выпуск 4. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. – С. 169-175. – EDN ZLITEK.