Фрагмент для ознакомления
2
Дошкольное детство – важный отрезок в жизни каждого человека. В этот период у ребенка создаются важные предпосылки для развития мышления, познавательного интереса, продуктивной и творческой деятельности.
Экологическое воспитание должно осуществляться с раннего возраста, поэтому дошкольные образовательные учреждения уделяют внимание развитию его компонентов на каждом возрастном этапе, используя соответствующие технологии и методы. Для того, чтобы грамотно их определить, необходимо изучить ряд программ, соответствующих общим стандартам развития ребенка и показывающим разнообразные возможности и подходы методического обеспечения.
Чем раньше в подсознание ребенка будет заложено ценностное отношение к природе, тем более органично будут сформированы экологические традиции, экологическое мышление и принципы рационального природопользования.
Процесс, связанный с развитием экологического сознания дошкольника выражается в последовательном формировании форм поведенческой активности дошкольника, а они, в свою очередь могут стать ориентирами и показателями экологической воспитанности детей. Среди основных практических действий, имеющих целью развитие осознанного отношения к природе, ученые выделяют исследовательскую активность ребенка, игровую деятельность экологического содержания, а также совместную с воспитателем работу по уходу за растениями и животными.
Исследовательские навыки формируются в наблюдениях и проведениях опытов, разработкой проектов экологической направленности. Помимо сугубо практической деятельности по созданию и поддержанию экологического равновесия, существует и прикладная связанная с творческим осмыслением проводимой работы посредством изодеятельности и других видов продуктивной деятельности дошкольника.
Впечатления, полученные ребенком в детстве, запоминаются навсегда и влияют экологическое развитие детей. Экологические представления становятся фундаментом правильного отношения к окружающему миру.
Под экологическим представлением понимается отображение явлений природы в сознании человека, которое перерабатывается, обобщается, выражается в форме определенных знаний .
К.А. Романова рассматривает экологические представления как базовые знания, понимание процессов, происходящих в природе, между человеком и природой с позиции экологической целесообразности .
С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин подчеркивают важность формирования у детей экологических представлений для включения человека в мир природы, обеспечения его единства с ней .
Экологические представления формируются в процессе экологического образования, которое направлено на усвоение, систематизацию знаний о мире, приобретение умений, навыков, связанных с деятельностью по охране природы.
У детей дошкольного возраста возможно формирование экологических представлений о живой и неживой природе, её ценности, о взаимосвязях, существующих в природе, приспособлениях животных и растений к условиям окружающей среды, о человеке как части природы. Важнейшими экологическими представлениями являются представления о взаимодействии отдельно взятого организма со средой его обитания, представления об особенностях экосистемы, как сообщества живых организмов, представления о единстве природы и человека, ценности природы и необходимости рационального бережного и заботливого отношения к природе .
Практика показывает, что зачастую современные дети знают больше о далеких экзотических странах и континентах, чем о том, что его окружает: животные, растения природа родного края. Разнообразие животных, растений, полевых цветов, птиц, – вот с чего должно начинаться экологическое образование детей дошкольного возраста. Процесс познания своего, родного, близкого связан личными переживаниями, с обогащением духовного мира ребенка.
Основным содержанием экологического образования является «формирование сознательно правильного отношения ребенка к природным явлениям и предметам, которые его окружают и с которыми он знаком с дошкольного детства».
Такой процесс, связанный с развитием экологического сознания дошкольника выражается в последовательном формировании форм поведенческой активности дошкольника, а они, в свою очередь могут стать ориентирами и показателями экологической воспитанности детей. Среди основных практических действий, имеющих целью развитие осознанного отношения к природе, ученые выделяют исследовательскую активность ребенка, игровую деятельность экологического содержания, а также совместную с воспитателем работу по уходу за растениями и животными.
Исследовательские навыки формируются в наблюдениях и проведениях опытов, разработкой проектов экологической направленности. Помимо сугубо практической деятельности по созданию и поддержанию экологического равновесия, существует и прикладная связанная с творческим осмыслением проводимой работы посредством изодеятельности и других видов продуктивной деятельности дошкольника.
Экологическое образование как комплексная проблема нашего времени, рассматривающее экологические проблемы, как общечеловеческие стала объектом вниманием таких исследователей, как Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев. Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования дошкольников.
В целевых ориентирах ФГОС ДО указывается, что дошкольник на этапе завершения дошкольного возраста «обладает начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет» . Окружающий дошкольника мир – его «экологическая среда» и «источник познания», которое «направлено на обогащение сенсорного опыта» – основы формирования представлений . Во время ознакомления дошкольников с природой родного края, ее явлениями, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой происходит формирование основ экологической культуры. Именно в период дошкольного детства закладывается база экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Г. Е. Дулатова рассматривает экологическую культуру сегодня как глубокое осознание человеком себя как части природной среды, как субъекта, ответственного перед собой, перед настоящим и будущими поколениями за состояние природной среды . По мнению О. С. Гусевой, экологическая культура соединяет в себе знание законов природы, применение их в деятельности, ответственное отношение к природе . Л. А. Ситак рассматривает экологическую культуру как «культуру единения человека с природой, гармоничное слияние социальных нужд и потребностей с существованием и развитием самой природы» .
Экологическое воспитание – это процесс формирование у каждого человека осознанного восприятия природной среды, таких убеждения в необходимости бережного отношения к природе, а также разумного использования ее богатств.
Экологическим воспитанием называют процесс знакомства детей с окружающим, в основе которого лежит экологический подход, что означает – опирается на понятия и идеи экологии, в ходе которого формируется экологическая культура.
Экологическая культура – это отношение человека к природе, его взгляд на окружающий мир в целом. С. Н. Николаева полагала, что формирование экологической культуры – это воспитание гуманного отношения к природе во всех ее выражениях, к людям, охраняющим и создающим с ее помощью духовные и материальные ценности. Гуманное отношение к миру происходит в процессе осознания, что окружающая природа уникальна, неповторима, нуждается в заботе с нашей стороны, и закрепляется в практической деятельности по уходу за животными и растениями в уголке природы .
Экологическое образование является необходимым условием и средством преодоления негативного воздействия антропогенных воздействий на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда» .
С точки зрения В.Д. Лысенко, экологическое образование является примером осуществления психолого-педагогического принципа единства обучения и воспитания . Образование, направленное на овладение системой знаний и способов деятельности, и воспитание, направленное на овладение определенной системой ценностей, не могут осуществляться в отрыве друг от друга.
Т.А. Серебрякова отмечает, что экологическое развитие ребенка – одна из ведущих линий его личностного роста – включает такие структурные компоненты, как: восприятие природных объектов и явлений, представление о их качестве и свойствах, практическую деятельность, природосообразное поведение .
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на разных этапах развития ребенка воспитание и дрессировка играют разную роль, например, в дошкольном возрасте воспитание важнее дрессировки, а дрессировка происходит в процессе воспитания.
Экологическое воспитание рассматривается исследователями как часть экологического образования и считается относительно новым направлением дошкольной педагогики, которое существенно отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Это дает возможность детям развивать экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, развивать сопереживание ей, проявлять активность в решении тех или иных экологических проблем. В то же время накопление знаний у дошкольников не является самоцелью. Они являются необходимым условием для развития эмоционального, нравственного и эффективного отношения к миру.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста – это целенаправленный, организованный, последовательный, системный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, установок, убеждений, нравственных качеств, обеспечивающих формирование и развитие ответственного отношения к природе как общечеловеческой ценности.
Одной из задач, которые решает современный человек, является развитие экологической ответственности и непрерывное экологическое образование всех слоёв общества. В первую очередь это касается детей, ведь именно в дошкольном возрасте дети получают все необходимые знания об окружающем мире, в том числе и о природе, которые сохраняются в памяти на всю жизнь и являются отправной точкой к поведению и деятельности человека в отношении природы.
Как отмечает В. П. Антонов, одной из важных оставляющих дошкольного образования является экологическое образование .
Следовательно, главной задачей экологической работы в детском саду с детьми дошкольного возраста является – научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания о взаимосвязях, взаимозависимостях в природе и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с ней. Учитывая возраст детей, педагоги часто используют в работе сказку как средство воспитания экологического отношения детей к природе.
Проблема многие годы интересовала как теоретиков, так и практиков. В современной научной литературе психолого-педагогические особенности формирования экологического отношения детей старшего дошкольного возраста к природе можно найти у С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина. Авторы показывают, что в основе экологического отношения к природе лежит степень «сформированности у них представлений о живом» . Сформированность представлений оказывает влияние на интерес к природе, степень адекватности взаимодействия с объектами. В. А. Ясвин характер отношения к природе определяет как субъектно-познавательное и субъектно-прагматическое в связи с возрастными особенностями детей .
Учёными разработаны и внедрены в педагогическую практику экологические концепции, программы, выделены ведущие формы и методы экологического образования, разработаны рекомендации для организации развивающей экологической среду в детском саду. Исследования методистов по экологическому образованию продолжаются, появляются новые формы и методы для воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать детям представление о том, что человеку необходима экологическая чистота окружающей среды.
По мнению И.А. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган, Н.В. Картомышева, развитие подрастающего поколения с высокой экологической культурой даст возможность преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать взаимоотношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы .
И.Д. Зверев полагает, что экологическая культура личности формируется с конкретных познаний и взглядов, готовности к деятельности, а кроме того, фактических операций, согласующихся с требованиями бережного отношения к природе .
Реализация задач экологического воспитания возможна только при наличии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушание сверстника, выполнение указаний учителя, рассказ о результатах своей деятельности). Содержание учебных заданий также включает в себя формирование у детей познавательного интереса к природе.
Таким образом, можно сказать, что экологическое отношение ребёнка к природе – достаточно сложная с психологической точки зрения сфера. Взаимодействие ребёнка с миром, где находят выражение позиция личности ребёнка, его взгляды и установки, обусловлены уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитанности.
Ведущими методами экологического воспитания детей дошкольного возраста выступают наблюдения, эксперименты, исследования, т. е. методы непосредственного взаимодействия с природой. В настоящее время актуальными являются интерактивные методы, способствующие не только познанию, но и активному обсуждению детьми познанного: интеллектуальные игры, исследовательские квесты, проекты, кейсы, коллекционирование.
С. Т. Саид обращает внимание на такие практические методы, как экологические игры и моделирование, с помощью которых дети устанавливают взаимосвязи в природе , фиксируют в сознании новые знания, осмысляют их. Моделировать можно не только объекты, создавать макеты, диарамы, но и процессы в природе (образование дождя, снега, радуги и пр.). Экологические игры на чувственное восприятие актуальны для любого возраста, например, ранней весной любое дерево имеет разный запах с южной и северной стороны в ясный, солнечный день, а игра «Коктейль запахов леса» позволит не только поискать запахи, но и установить причинно-следственные связи.
Педагогам дошкольного образования важно ввести ребенка в мир природы, сформировать у него знания о ее объектах и явлениях, научить ребенка наблюдать, замечать прекрасное в природе, активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, умениями и навыками взаимодействия с ней, которые будут составлять основу экологических чувств и отношения к природе и станут необходимой базой детям в период школьного обучения. На помощь педагогам приходит прогулка как средство ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Прогулка – это организованная педагогическая деятельность, форма активного отдыха детей на свежем воздухе, одной из задач является укрепление здоровья, развитие физических и умственных способностей воспитанников.
Прогулка представляет собой воспитательно-образовательное значение, обеспечивающее общение детей старшего дошкольного возраста с природой. Прогулки используют для ознакомления детей с явлениями природы и ее признаками, которые могут сложиться в течение длительного времени в процессе труда, игр и наблюдений. Именно здесь складываются знания о животных, растениях и о труде человека в природе. Что способствует развитию любознательности и наблюдательности. Главный компонент прогулок – наблюдение.
В настоящее время существует ряд методов и форм, используемых в ДОУ в рамках организации экологического воспитания:
1) Методы организации непосредственного контакта ребенка с объектами природы, такие как, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, обсуждение увиденного.
2) Методы организации опосредованного познания природы, такие как демонстрация слайдов, беседы, рассматривание картин и их описание, игры и т.д.)
3) Методы совместной деятельности взрослых и детей в природной зоне детского сада (наблюдение, опыты, по выращиванию растений и т.д.).
Одним из основных видов занятий и особой формой организации работы по ознакомлению детей с природой является экскурсия – одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.
Экскурсии проводятся за пределами территории дошкольного учреждения. Это один из видов активного отдыха.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют детям наблюдать природные объекты и явления в естественной обстановке. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями среды их обитания, а это способствует формированию первичных представлений о взаимосвязях в природе, формированию у детей материалистического мировоззрения. Экскурсии способствуют развитию навыков наблюдения и интереса к природе.
Роль экскурсий в эстетическом воспитании детей огромна. Красота окружающей природы вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Поездки на природу связаны с пребыванием детей на свежем воздухе, с движением, что способствует укреплению их здоровья. Во время пребывания в лесу, на берегу реки дети собирают различные природные материалы для дальнейшего наблюдения и работы в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т.д.)
Работа и наблюдения за растениями и животными в уголке природы организуются в течение всего года.
Уголок природы дает возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на их наиболее характерных особенностях и таким образом дает более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети сталкиваются непосредственно в природе, затрудняет выделение того, что является общим, важным и постоянным в жизни растений и животных. Знакомство с ограниченным количеством специально отобранных объектов в уголке природы помогает справиться с этой трудной и важной задачей. Важна также пространственная близость обитателей уголка природы. У детей есть возможность хорошо рассмотреть растения и животных, долго наблюдать за ними.
Наблюдение за реальностью оказывает глубокое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Во время наблюдения активизируются все анализаторы: зрительный – ребенок видит размер и цвет исследуемого объекта; слуховой – ребенок слышит шепот ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчание ручья – все это приятно для слуха ребенка. Вкус способен тонко отличить сладкий вкус меда от соленого вкуса морской воды, вкус родниковой воды от земляники с луга. Осязание – это второй глаз ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, песчинки, лепестки сосновых шишек. Запахи стимулируют воображение ребенка – запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой солнцем. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками. Развитие навыков наблюдения у детей – вот задача, которая стоит перед педагогами.
Сезонные природные явления включают, с одной стороны, метеорологические явления (дождь, иней, снегопад, заморозки, оттепель и т.д.), с другой – фенологические явления (листопад, отлет птиц, прилет птиц, вылет насекомых, раскрытие почек и т.д.).
Многолетние наблюдения фенологов показывают, что влияние местных микроклиматических факторов сказывается в основном на растениях и насекомых. Такие явления, как прилет птиц, не зависят от местных факторов. В общем, то, что записано в календаре, и фенологи могут планировать и организовывать наблюдения с детьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева, Г. Н. Наблюдения и опыты на уроках природоведения [Текст] / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. – Москва : Просвещение, 1988. – 98 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания / Акад. пед. наук РСФСР. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. – 486 с.
3. Андриенко Н.К. Гармоничное развитие детей дошкольного возраста как актуальная психологопедагогическая проблема: теоретико-методологический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 142
4. Антонов В. П., Кольчикова Н. В. Пути и средства экологического воспитания и образования дошкольников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2019. № 1. С. 103‒111
5. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – Люберцы: Юрайт, 2016
6. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – Минск : Народная асвет, 1972. – 352 с.
7. Гусева О. C. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 83–85
8. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1996
9. Дулатова Г. Е. Современные определения экологической культуры. Текст: электронный / Г. Е. Дулатова // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). Чита: Молодой ученый, 2012. С. 96–99
10. Зверев И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Е.М. Кудрявцева. – М.: Педагогика, 2011
11. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009
12. Калинина, Л. В. Метод наблюдения в преподавании курса «Окружающий мир» [Текст] / Л. В. Калинина // Начальная школа. – 2017. - №9. – С. 53-57.
13. Клепинина, З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2008. – С. 161-166.
14. Клепинина, З. А. Природа нашей Родины. Тетрадь для записи наблюдений. [Текст] / З. А. Клепинина. – Москва : Просвещение, 2004. – 48 с.
15. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
16. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина. – Москва : Издательство «Прометей», 2011. – 488 с.
17. Лаврентьева Н. Г. Экологическое образование детей дошкольного возраста: монография. Чита: ЗабГУ, 2014
18. Лазаренко, Е.Н. Формирование у дошкольников и младших школьников ценностного отношения к природе [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие по курсу «Методика обучения и воспитания дошкольников» / Е.Н. Лазаренко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. — 52 c. — 2227-8397
19. Лысенко В.Д. Календари природы и дневники наблюдений в детском саду //Лекции по дошкольной педагогике. / В.Д. Лысенко. – Мн., 1986.
20. Максимова М.В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 826-830.
21. Методические рекомендации к программе «Преемственность» [Текст]: пособие для педагогов / Н. А. Федосова, Т.В. Белова, В.А. Солнцева и др. – Москва : Просвещение, 2015. – С. 61.
22. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия, 2002.
23. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2000
24. Основы общей психологии: практикум. – 2-е изд., перераб. и доп. / авт.-сост. А. А. Еромасова. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2010. – 188 с.
25. Пакулова, В. М., Кузнецова Методика преподавания природоведения [Текст] / В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова. – Москва : Просвещение, 1990. – 192 с.
26. Плешаков, А. А. Зеленая тропинка [Текст] : пособие для детей 5-7 лет / А. А. Плешаков [рук. авт. коллектива ПМК «Преемственность» Н. А. Федосова]. – Москва : Просвещение, 2016. – 80 с.
27. Психология и педагогика в высшей школе : учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. – 3-е изд., пер. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 352 с
28. Романова К.А. Роль экологического образования в современной жизни человека // Образование и наука. 2001. N 3 (9). С. 90 - 98
29. Рублевская, Е.А. Познание окружающего мира: растения (от 3 до 4 лет): пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Е.А. Рублевская. – Минск: Аверсэв, 2018.
30. Саид С. Т., Осокина В. Н. Ведущие методы экологического воспитания дошкольников // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 241–244
31. Саморукова П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учебное пособие для пед. училищ. – М. : Просвещение, 1992. – 257 с.
32. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Издательский центр Академия, 2008
33. Ситак Л. А., Алабова М. А. Проблема формирования экологической культуры в дошкольном возрасте // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 276–279
34. Умбеталиева, К.С Виды игр в экологическом воспитании дошкольников//В сборнике: Ступень в педагогическую науку Материалы IV Международного форума работников образования. Научный редактор Г.Ф. Гребенщиков. 2014. С. 30-33
35. ФГОС дошкольного образования: национальный стандарт Российской Федерации: утверждён и введён в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155: введён впервые: дата введения 2009.11.23 / разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребёнка. М.: УЦ Перспектива, 2014
36. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.