Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава I. Концептуальные основы исследования проблемы формирования у студентов профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача 6
1.1. Формирование профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача у студентов современного вуза как объект научно-педагогического исследования 6
1.2.Пути формирования у студентов профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача как предмет научно-педагогического исследования 19
Выводы по главе I. 29
Глава II. Формирование у студентов профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача: опыт и практика 31
2.1.Формирование у будущих врачей профессионального мировоззрения в процессе подготовки студентов : анализ успешного опыта 31
2.2.Описание хода и результатов внедрения методов формирования у будущих врачей профессионального мировоззрения в процессе подготовки студентов 31
Выводы по главе II. 47
Заключение 49
Библиографический список 53
Фрагмент для ознакомления
2
Врач является одной из ключевых и незаменимых профессий в современном обществе. Однако данная деятельность сопряжена с большими моральными и физическими усилиями, постоянным давящим чувством ответственности за жизни людей, колоссальным альтруизмом. Посредством межпоколенной передачи индивидуальных навыков и опыта людей, изучающих медицину, происходило формирование целых врачебных династий. С каждой эпохой знания наслаивались, и врачи становились все более и более образованными.
Трансляция компетенций от учителя к ученику, от отца к сыну, при личном тесном общении давала свои плоды и позволяла взращивать молодых и талантливых специалистов. Личностное знание, которым владел наставник, невольно усваивалось учеником посредством особых форм понимания, тем самым создавая почву для формирования юного медика. Каждый человек по мере своей социализации обладает и наполняет свой динамический запас сведений о структуре мироздания в целом и о себе — в частности. Поступающая информация сортируется и переоценивается индивидом с точки зрения его целей и восприятия собственной жизни, то есть адаптируется под индивидуальную матрицу мировоззрения своего носителя или же наоборот отторгается.
В.М. Полонский представляет позицию, согласно которой мировоззрение – это «1) целостное представление об объективном мире и месте человека в нем, система предельно обобщенных взглядов на природу и общество;
2) философская, социально-политическая нравственная, научная ориентация личности или социальной группы; 3) основные жизненные позиции, система убеждений, идеология, миропонимание и мировосприятие»32. Автор выделяет гуманистическое, научное, обыденное, религиозное и философское мировоззрение.
В данную типологию профессиональное мировоззрение не входит.
В структуре мировоззрения А.Я. Лопушенко выделяет четыре компонента:
1) познавательный, базирующийся на обобщенных знаниях различного вида, типа и направленности, в том числе бытового, повседневного, научного, профессионального, художественного, религиозного, мистического и пр. характера;
2) ценностно-нормативный, объединяющий идеалы, нормы, ценности, религиозную веру как нравственный и поведенческий регулятив, убеждения, взгляды;
3) эмоционально-волевой, позволяющий воплощать знания, нормы и ценности в практическое действие;
4) практический, отражающий готовность к действию в рамках убеждений, установок, ценностей [27].
Феномен личностного знания, представляющего из себя субъективно-объективную индивидуальную оценочную характеристику нашей реальности, формируемую посредством собственных представлений при условии сохранения факта истинности, недостаточно изучен на текущем этапе, однако имеет ключевое значения в процессах формирования умений и способностей индивида. Профессиональная деятельность различного рода требует знания разной глубины.
Объект: формирование у будущих врачей профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача.
Предмет: пути формирования у будущих врачей профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача.
Социальная значимость. Данная проблема является особенно актуальной сегодня, так как развитие профессионального мировоззрения студента медицинского вуза, его ценностных отношений к самому себе, своей профессии, пациенту, обществу, окружающей природе является наиболее актуальной проблемой современного медицинского образования. Кроме того, преобразования в области техники и технологий заставляют специалистов интересоваться революционными изменениями в переоснащении медицинской сферы.
Профессиональная значимость. Социальные ожидания от компетентных специалистов, обладающих высоким профессиональным мировоззрением (культурой), выражены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в требованиях работодателей к выпускникам вузов и в ФГОС ВПО. Сохраняющие свое влияние инерционность системы непрерывного образования, установившиеся стереотипы и дисциплинарная «привязка» компетенций в современных ФГОС высшего медицинского образования не позволяют в полной мере решить обозначенные проблемы.
Таким образом, поиск эффективных направлений, которые способствуют развитию мировоззрения студента медицинского вуза в процессе его подготовки, является актуальной проблемой современного образования.
Научная значимость темы исследования. Проблема формирования профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача нашла многоаспектное отражение в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов, в последнее время мировоззренческие вопросы рассматриваются и в сфере медицинской деятельности (А.М. Анохин, В.В. Коновалова, А.Ф. Лемешев, Ю.М. Хрусталев, M. Evans, A. Rudnick и др.). В частности, этические аспекты формирования мировоззрения будущих врачей медицинских вузов характеризуются в исследованиях К.В. Зорина, В.А. Рыбина, И.В. Силуянова и др.
Цель исследования: выявить пути и способы формирование у будущих врачей профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача и внедрить их в практику профессионального образования будущего врача.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть формирование профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача у студентов современного вуза как объект научно-педагогического исследования.
2.Определить пути формирования у студентов профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача как предмет научно-педагогического исследования.
3.Изучить анализ успешного опыта формирования у будущих врачей профессионального мировоззрения.
4.Описать ход и результаты внедрения методов формирования у будущих врачей профессионального мировоззрения в процессе подготовки студентов.
Область применения результатов исследования – это практика преподавания медицинских дисциплин в ВУЗе, проведение специализированных практик будущих врачей в медицинских стационарах.
Практическая значимость исследования: предложенный опыт развития профессионального мировоззрения студентов способствует уточнению профессиональных компетенций студентов медицинского вуза.
Глава I. Концептуальные основы исследования проблемы формирования у студентов профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача
1.1. Формирование профессионального мировоззрения в процессе подготовки будущего врача у студентов современного вуза как объект научно-педагогического исследования
Проблемы формирования мировоззрения как целенаправленного педагогического процесса анализировались в зарубежной и отечественной педагогике. В российской педагогике проблемы формирования профессионального мировоззрения рассматривались представителями различных научных школ и профессиональных групп.
При этом исследователи ориентировались на несколько определений профессионального мировоззрения, сложившегося в
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1.Абдулгалимов Р.М., Абдулгалимова Г.Н. Место профессионального мировоззрения врача в структуре его профессиональной культуры // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 104-105.
2.Абдулгалимов Р.М., Абдулгалимова Г.Н. Содержание компетентностной модели выпускника медицинского профиля // Модернизация системы непрерывного образования: материалы международная научно-практической конференции (Махачкала, 10-12 июля 2014 г.). Махачкала: ДГУ, 2014. С. 54-58.
3.Айбатыров К.С., Айбатырова М.А. Формирование профессионально ориентированной креативности специалистов технического профиля // Известия дагестанского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (19). С. 66-69.
4.Айбатыров К.С., Магомедова З.И. Проектирование модели формирования профессионально ориентированной креативности специалистов технического профиля // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета (с 2017 года). 2013. № 1. С. 198-202.
5.Арутюнян М.П. Понятие мировоззрения: феноменологический подход // Личность. Познание. Культура. К 70-летию Л.А. Микешиной. - М. , 2002. - С. 470-482.
6.Ашманис М.Г. Мировоззрение и условия его формирования. - Рига: Зинатне, 1977. - 118 с.
7.Бекарев А.М. Мировоззрение: от хаоса к синергии // Восьмые Вавиловские чтения. Мировоззрение современного общества в фокусе научного знания и практики: сборник материалов /Под общей ред. проф. В.П. Шалаева. В 2 ч. / А.М. Бекарев. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2004. - Ч. 1. - С. 116119.
8.Бондарчук Е.В. Мировоззрение личности и его формирование как ведущие ценности современной системы высшего профессионального образования. Проблемы педагогики средней и высшей школы: сборник научных трудов молодых ученых/ Под ред. Т.В. Гребенюк, А.В. Петрушенкова. - Калининград: Изд-во РГУ имени И. Канта, 2015. -Вып. 2.- С. 33-34.
9.Бондарчук Е.В. Модель формирования профессионального мировоззрения будущих врачей технического вуза // Качество. Инновации. Образование. - 2006. - №6. - С. 10-14.
10.Валеева А.С. Формирование профессионально-этического сознания медицинского работника. Оптимизация формирования профессионального поведения будущих врачей, обучающихся в университете: Материалы межвузовской учебно-методической конференции. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2019.
11.Галицкий В.И. Мировоззрение как процесс // Вестник Владимирского педагогического университета. - 2022. - Вып. 7. - С. 46-49.
12.Ганцева Х.Х., Амирова В.Р. Инновационное образовательное пространство в медицинском образовательном учреждении. Система обеспечения инновационных образовательных программ: Материалы межвузовской учебно-методической конференции. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2018. - С. 10-13.
13.Каргиева З.К. Формирование мировоззрения будущих врачей в учебновоспитательном процессе вуза / З.К. Каргиева, В.А. Калухов, Н.М. Мкртычева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - №3. - С.29
14.Касьян А.А. Мировоззренческая позиция преподавателя // Высшее образование сегодня. - 2018. - №12. - С. 48-52.
15.Килейников Д.В. Современные подходы к организации образовательной деятельности в медицинской академии // Высшее образование в России. - 2021. - №11. - С. 59-63.
16.Коновалова В.В. Формирование мировоззрения современного врача: социально-философский анализ: дис. ... канд. философ. наук: 09.00.11 Челябинск - 2015. - 208с.
17.Коновалова В.В., Азаматова Д.М. Развитие мировоззрения врача в процессе обучения в медицинском вузе// Медицинский вестник Башкортостана. Том 7, № 4, 2012. - С. - 63-65. URL: https://cyberleninka.ru
18.Корнаухова Т.А. Нравственно-профессиональные ценности будущего медицинского работника: сущность, содержание, структура/ Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - Краснодар Изд-во: Наука и образование. - 2015. - № 3-2. - С. 44-49
19.Корниенко Е. Р. К вопросу о формировании студента вуза как субъекта учебной деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). - Чита: Изд-во Молодой ученый. - 2012.
20.Курбатова Л.Н. Жизненные ценности будущих врачей как институциональные индикаторы формационного изменения общества // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - №9. - С. 35-40.
21.Мансуров В.А., Юрченко О.В. Перспективы профессионализации российских врачей в реформируемом обществе // Социологические исследования. - 2005. - №1. - С. 66-77.
22.Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в вузе // Наука и школа. - 2022. - №4. - С. 14-21.
23.Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в медицинском вузе на основе аксиологического подхода: автореф. дис. ... к-та пед. наук: 13.00.08/ Маяковская Н.В. - Щуя, 2012. - 24 с.
24.Насретдинова Л.М. Формирование клинического опыта у будущих врачей медицинского учебного заведения в процессе прохождения производственной практики / Оптимизация формирования профессионального поведения будущих врачей / обучающихся в университете: Материалы межвузовской учебно-методической конференции. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2009. - С. 59-62.
25.Павлов В.Н. Приоритеты медицинского образования в условиях модернизации здравоохранения/ Формирование профессиональной компетенции в рамках ФГОС ВО: Материалы межвузовской учебно-методической конференции / В.Н. Павлов. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2012. - С. 3-5.
26.Реутова Л.П. Методологические основы проектирования процесса формирования и формирования профессионально-педагогического мировоззрения бакалавра педагогики // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 2. С. 90-96.
27.Савин С.К. Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях: диссертация … канд. философ. наук: 09.00.11. – М.: 2006. – 166 с.
28.Силуянова И.В. Биомедицинская этика в системе медикобиологических знаний // Медицинское право и этика. – 2000. – №2. – С. 66-74.
29.Сиротина И. К. Интерактивная образовательная среда как фактор оптимизации процесса формирования математической культуры личности // Инновации в науке: Материалы XI междунар. заочной н/п конф. Часть II. Новосибирск: 2012. С. 37–46.
30.Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. С.5 – 156 с.
31.Смирнов Л.М. Типология базовых ценностей на основе неосознаваемого сравнения // Вопросы психологии. - №6., 2006. – с. 120-134. 275. Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Проблемы и перспективы использования технологии е-портфолио в подготовке педагогических кадров// Информатика и образование. – М: 2012, №6. – С. 96-100
32.Тетенев Ф.Ф. Формирование и развитие клинического мышления важнейшая задача медицинского образования [Текст] / Ф.Ф. Тетенев, Т.Н. Бодрова, О.В. Калинина // Успехи современного естествознания. - 2018. - №4. С. 63-65.
33.Финогентов В.Н. Мировоззрение как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура» (17-18 декабря 2002 г.) / Под ред. проф. Е.Г. Трубиной /. - Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. - С. 199-204.
34.Фоминых И.В. Общественная идеология и мировоззрение личности / Мировоззрение как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской научной конференции «Мировоззрение и культура» (17-18 декабря 2002 г.) / Под ред. проф. Е.Г. Трубиной. - Екатеринбург: Изд-во «Банк культурной информации», 2002. - С. 242-244.
35.Фомичева И. Г. Педагогика и психология/Учебно-методический комплекс. Тюменский государственный ун-та, 2005. 319 с.
36.Хазиев В.С., Хазиева Е.В. Мировоззрение как субъективная реальность: монография: - Уфа: Изд-во БГПУ, 2014. - 296 с.
37.Хрусталев Ю.М. Философия науки и медицины: учебник [Текст] / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2009. - 784 с.
38.Хусаенова А.А. Профессионально-личностное становление будущих специалистов-медиков в условиях производственной практики / Система обеспечения инновационных образовательных программ: Материалы межвузовской учебно-методической конференции. – Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2008. – С. 81-83.
39.Хусаенова А.А. Профессионально-личностное становление будущих специалистов-медиков в условиях производственной практики / Система обеспечения инновационных образовательных программ: Материалы межвузовской учебно-методической конференции. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2018. - С. 81-83.
40.Хусаенова А.А. Профессионально-личностное становление будущих школьных медицинских сестер при подготовке к нравственнополовому воспитанию учащихся: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. – Уфа, 2006.
41.Хусаенова А.А. Профессионально-личностное становление будущих школьных медицинских сестер при подготовке к нравственнополовому воспитанию учащихся: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Уфа, 2006.
42.Шалинский Н. Профессия - врач. На рубеже мировоззрений [Электронный ресурс] / Н. Шалинский. - Режим доступа: http: //www.proza.ru/2010/11/21/637.
43.Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2015. -288с. - (Высшее образование).
44.Шамов И.А. Пропедевтика внутренних болезней (для лечебных факультетов): учебник. - М.: ФГОУ «ВУНМЦ росздрава», 2005. - 528с.
45.Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 - 320 с.
46.Шарипов Ф. В. Менеджмент общего и профессионального образования: учеб. пособие / Ф. В. Шарипов. - М.: Логос, 2014. - 432 с.
47.Шевченко Н.Н., Шевченко В.И. Организация интерактивной среды вуза как императив современного профессионального образования. Высшее образование №2, 2018 С.63.
48.Шевченко Ю.Л. Философия медицины / Ю.Л. Шевченко. - М.: Издательство «ГЭОТАР-Медиа», 2004. - 480с.
49.Шелер М. Философское мировоззрение / М. Шелер. Избранные произведения // М.: Наука,1994. - 349 с.
50.Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема // Культура и мировоззрение. Вып.11. - М., 1981. - С.12.
51.Шинкарук В.И. Мировоззрение, наука и философия // Философские науки. - 1978. - №1. - С. 98-101.
52.Шкиндер В.И. Проблемы гуманизации высшего профессионального медицинского образования: теоретико-методологический аспект: Материалы региональной научно-практической конференции - Екатеринбург: Изд-во УГМА, 2012. - С. 46-53.
53.Шкиндер О.Л. Особенности формирования нравственнопрофессиональных ценностей студента-менеджера в вузе. Педагогический журнал Башкортостана. № 2 (51). 2014. - С. 101-105.
54.Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. - 1994. - 3 5. - С. 34-36.
55.Шолохов А. В. Информационные аспекты образовательного неравенства / А. В. Шолохов // Известия Южного федерального ун-та. Сер. Технические науки. - 2007. - № 2. - С.121-127.
56.Штракс Г.М., Штракс М.Г. Динамика формирования научных убеждений. - М., 1985. - 168 с.
57.Шубинский В.С. Философское образование в средней школе// Педагогика - М.: 1991. -168 с.
58.Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения будущих врачей посредством искусства. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1987. - 110с.
59.Щелкунов Д.М. Мировоззрение и общенаучное знание - Казань: Изд-во Казанского университета, 1990. - 152 с.
60.Щербинин В.А. Научное мировоззрение и жизненная позиция личности: Автореф. дис ... д-ра филос. Наук: 09.00.01. - М., 1991. - 28 с.
61.Щетинин Н.Н. Актуальные проблемы медицинской деонтологии [Текст] / Н.Н. Щетинин, С.И. Третьяк, А.В. Прохоров и др. // Медицинские новости. - 2000. - №11. - С. 48-51.
62.Экономика России в XXI веке: сборник научных трудов XI Международной научнопрактической конференции «Экономические науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации экономики России», посвященной 110-летию экономического образования в Томском политехническом университете / под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. Томский политехнический университет. Т. II. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. 468 с.
63.Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] URL: https://slovar.cc/enc/slovar.htm Энциклопедический словарь