Фрагмент для ознакомления
2
Дипломная работа на тему «Рисование натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе» состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Цель исследования – провести анализ принципов рисования натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе.
Объект исследования – рисование натюрморта с натуры.
Предмет исследования – принципы рисования натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать натюрморт в искусствоведении и техники работы художественными материалами, используемыми для его создания.
2. Изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.
3. Исследовать методику проведения урока рисования с натуры в начальной школе.
Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования, обозначается объект, предмет и методы исследования, выдвигается эмпирическая гипотеза и описываются задачи исследования.
В первой главе, «Натюрморт в искусствоведении и техники работы художественными материалами, используемыми для его создания», рассматриваются такие вопросы как натюрморт в истории обучения изобразительному искусству, типы натюрморта, законы визуального восприятия в композиции натюрморта, композиция натюрморта, зрительное восприятие обучающихся при изображении натюрморта и его организация, а также техники работы над натюрмортом акварелью, гуашью и пастелью.
Вторая глава, «Возрастные особенности младшего школьного возраста», раскрывает такие проблемы как анатомо-физиологические особенности младших школьников, психологические особенности младших школьников, учет возрастных особенностей младших школьников в процессе развития детского творчества на уроках ИЗО, а также учет возрастных особенностей при рисовании с натуры.
В третьей главе, «Методика проведения урока рисования с натуры в начальной школе», проводится анализ программ по изобразительному искусству, а также разрабатываются методические рекомендации к обучению рисованию с натуры в начальных классах.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы и предложения по совершенствованию обучения младших школьников рисованию натюрморта с натуры.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что творческое развитие детей должно начинаться на самых ранних этапах обучения. Рисование является частью творческого развития ребенка, однако далеко не каждый младший школьник имеет выраженные способности к этому виду творческой деятельности.
Это говорит о том, что организация качественных и правильно структурированных уроков ИЗО имеет очень важное значение для общего развития школьников на всех этапах обучения.
Цель исследования – провести анализ принципов рисования натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе.
Объект исследования – рисование натюрморта с натуры.
Предмет исследования – принципы рисования натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать натюрморт в искусствоведении и техники работы художественными материалами, используемыми для его создания.
2. Изучить возрастные особенности младшего школьного возраста.
3. Исследовать методику проведения урока рисования с натуры в начальной школе.
Эмпирическая база исследования: МБОУ «Школа № 100», г. Москва, 3А и 3Б классы, 40 учащихся.
Методы исследования:
– анализ научной литературы;
– описательный;
– обобщение;
– классификация;
– сравнительный;
– хронологический;
– исторический;
– наблюдение;
– экспертная оценка;
– констатирующий эксперимент;
– методы математической статистики.
Гипотеза исследования: методика рисования натюрморта, которая представлена в программе Б. Неменского, является менее качественной и эффективной, чем методика П.Д. Чистова.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения принципов рисования натюрморта с натуры на уроках ИЗО в начальной школе. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научно-практических исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением сравнительного анализа эффективности программ рисования натюрморта программе Б. Неменского и П.Д. Чистова, а также разработкой методических рекомендаций к обучению рисованию с натуры в начальных классах, которые являются универсальными и могут использоваться в любой общеобразовательной школе Российской Федерации.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность, теоретическая и практическая значимость исследования, обозначается объект, предмет и методы исследования, выдвигается эмпирическая гипотеза и описываются задачи исследования.
В первой главе, «Натюрморт в искусствоведении и техники работы художественными материалами, используемыми для его создания», рассматриваются такие вопросы как натюрморт в истории обучения изобразительному искусству, типы натюрморта, законы визуального восприятия в композиции натюрморта, композиция натюрморта, зрительное восприятие обучающихся при изображении натюрморта и его организация, а также техники работы над натюрмортом акварелью, гуашью и пастелью.
Вторая глава, «Возрастные особенности младшего школьного возраста», раскрывает такие проблемы как анатомо-физиологические особенности младших школьников, психологические особенности младших школьников, учет возрастных особенностей младших школьников в процессе развития детского творчества на уроках ИЗО, а также учет возрастных особенностей при рисовании с натуры.
В третьей главе, «Методика проведения урока рисования с натуры в начальной школе», проводится анализ программ по изобразительному искусству, а также разрабатываются методические рекомендации к обучению рисованию с натуры в начальных классах.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы и предложения по совершенствованию обучения младших школьников рисованию натюрморта с натуры.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под натюрмортом в научной литературе понимается тип изображения предметов живой и неживой природы, которые изображаются в виде некой композиционной группы. Важно отметить, что любой натюрморт может существовать как отдельное произведение искусства, а может являться частью большой картины, являясь фоном для описанных на ней событий. Каждая подобная картина выполняется в форме так называемых натюрмортных постановок.
2. Для успешного написания картины каждый художник должен задуматься о том, как ее будет воспринимать зритель. Для этого необходимо знать такое понятие как законы зрительного восприятия. При этом, несмотря на то, что существуют общие законы зрительного восприятия, которым подчиняются все люди, поскольку они связаны со спецификой функционирования психики, каждый человек может воспринять то или иное изображение по-своему, в соответствии с существующими личностными и психофизиологическими особенностями.
3. Натюрморт представляет собой некую специфическую композицию, которая основана на тематическом объединении различных объектов. При этом важно понимать, что композиция натюрморта не обязательно должна четко передавать сюжет картины или движение творческой мысли автора. Самое главное, чтобы композиция была эстетически привлекательной, вызывала у зрителя положительные эмоции.
4. Акварель является одним из самых простых и распространенных способов обучения изобразительному искусству в младших классах, поскольку для реализации данной техники ребенку необходима только краска, вода и лист бумаги. Акварель может быть твердой, полумягкой и мягкой. В начальных классах чаще всего применяется мягкая акварель, т.к. она соответствует требованиям безопасности и простоты использования детьми данной возрастной группы.
5. Гуашь – это самый простой подвид краски клеевого типа, которые растворяются в воде. Особенностью рисования гуашью является то обстоятельство, что когда она высыхает, изображение становится значительно светлее, чем оно выглядит, когда рисунок еще влажный после рисования, что сбивает младших школьников с правильного подхода к выбору цветовых решений во время создания натюрморта. Важно также отметить, что изображение, созданное гуашью, является недолговечным, оно часто трескается после высыхания, что портит качество произведения и очень расстраивает младших школьников.
6. В младшем школьном возрасте формируется очень важное для обучение психофизиологическое образование – способность к регуляции психической деятельности. Благодаря анатомо-физиологическим изменениям, дети на данном возрастном этапе уже умеют регулировать свое поведение, это обусловлено активным развитием коры головного мозга и всех подкорковых структур. При этом надо отметить, что в первом классе все эти процессы развиты еще не в полном мере. Относительной зрелости данные процессы достигают примерно к возрасту 9–10 лет.
7. Младший школьный возраст является сложным периодом в жизни каждого человека, т.к. в это время ребенок попадает в новую для себя социальную реальность, где он должен самостоятельно выстраивать отношения с другими людьми, нести ответственность за свои поступки и поведения, учиться налаживать позитивную и конструктивную коммуникацию даже в тех ситуациях, когда для этого нет причин и мотивации. Кроме того, в младшем школьном возрасте ребенку приходится учиться различным приемам манипуляции, которые помогут достигать своих целей и самосовершенствования в соответствии с возрастными требованиями.
8. Учитывая то обстоятельство, что младший школьный возраст является периодом неустойчивого психического развития, которое, с одной стороны, актуализируется учебной деятельностью, а с другой, – тормозится возникающими на фоне повышенной утомляемости стрессами, в процессе организации школьных занятий по изобразительному искусству важно учитывать все возрастные особенности учащихся начальной школы, которые определяются различными проблемами и отсутствием достаточного для некоторых операций развития психических процессов. В той ситуации, когда учитель рисования не учитывает данные особенности, возникает проблема, связанная с отсутствием у младших школьников успешно осваивать программу дисциплины «Изобразительное искусство» и получением неудовлетворительных оценок по данному предмету.
9. Рисование с натуры является специфическим видом изобразительной деятельности и предполагает наличие определенных психофизиологических характеристик субъектов рисования, которые по-разному выражаются в различных возрастных периодах. В младшем школьном возрасте дети характеризуются как недостаточно усидчивые, им постоянно хочется отвлекаться, они стремятся к разнообразным видам деятельности, что усложняет работу с натурой, которая требует кропотливости, терпения и способности к монотонной работе.
10. Программа Б.М. Неменского соответствует требованиям ФГОС и дает общее представление о правилах и техниках рисования натюрморта, характеризует основные принципы его создания – как по памяти, так и с натуры. Однако в данной программе отсутствуют признаки философского осмысления данного жанра изобразительного искусства, что приводит к отсутствию понимания младшими школьниками смысла собственной творческой деятельности в данном направлении.
11. В своей программе П.Д. Чистов не только объясняет принципы и техники создания натюрморта с натуры или по памяти, он рассматривает саму суть изобразительного искусства как сферы развития личности, совершенствования творческого развития. В частности, автор декларирует важность понимания младшими школьниками философии каждого жанра изобразительного искусства, в частности, натюрморта, а также основ эстетической и нравственной культуры создания собственных произведений в жанре живописи.
12. Эмпирическое исследование эффективности рисования натюрморта с натуры по программам Б.М. Неменского и П.Д. Чистова было проведено в 3А и 3Б классах МБОУ «Школа № 100» г. Москвы. В исследовании участвовало по 20 учащихся каждого класса (группа № 1 и группа № 2). Учащиеся группы № 1 обучались рисованию натюрморту с натуры по методике Б.М. Неменского, а учащиеся группы № 2 – по методике П.Д. Чистова. Обучение проходило в течение 1 месяца, с периодичностью занятий – 1 академический час в неделю.
13. В ходе экспертной оценки натюрмортов с натуры, написанных младшими школьниками, которые обучались по программе Б.М. Неменского, были выставлены низкие оценки по всем критериям. Так, хуже всего у детей данной группы были оценены аккуратность (0,6 балла), креативность (0,7 балла) и композиция (2 балла). При этом работы этих учащихся фактически не соответствовали натуре и были выполнены не совсем подходящими цветами.
14. В ходе экспертной оценки натюрмортов с натуры, написанных младшими школьниками, которые обучались по программе П.Д. Чистова, были выставлены высокие оценки по всем критериям. Так, эти учащиеся отлично справились с соответствием своего натюрморта натуре (8,7 балла), с выбором цветов для передачи своего видения (9,5), у них не возникло проблем с композицией (9 баллов) и аккуратностью (9,5 баллов). Также у этих учащихся выявлен высокий уровень креативности при создании натюрморта (8,6 балла).
15. Проведенное исследование показало, что натюрморты тех младших школьников, которые обучались по программе П.Д. Чистова, были оценены значительно выше, чем работы тех учащихся, которые обучались по программе Б.М. Неменского. Этот факт показывает наличие достоверных различий по всем критериям оценки. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена результатами проведенного эмпирического исследования.
16. Можно предположить, что для обучения младших школьников изобразительному искусству, в частности, рисованию натюрморта с натуры, эффективнее будет применять программу, разработанную П.Д. Чистовым, которая отличается большей развернутостью теоретического и практического материала и лучшими результатами апробации.
17. Для успешного рисования натюрморта с натуры в начальной школе необходимо создать специальные педагогические и материально-технические условия, которые окажут положительное воздействие на возможности, творческую самореализацию и мотивацию младших школьников. Эти условия должна обеспечиваться ресурсными возможностями общеобразовательной организации и основываться на главных дидактических принципах, в частности, последовательности, системности и комплексности обучения.
18. Важно рекомендовать учителям рисования обеспечить младших школьников качественными натуральными объектами для создания натуры. Это могут быть фрукты, посуда и другие объекты, которые могут быть представлены как в виде натуральных предметов, так и в форме их макетов, сделанных из различных материалов, что чаще всего используется в рамках современного образовательного процесса.
ГЛАВА 1. НАТЮРМОРТ В ИСКУССТВОВЕДЕНИИ И ТЕХНИКИ РАБОТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ ЕГО СОЗДАНИЯ
1.1. Типы натюрморта
Под натюрмортом в научной литературе понимается тип изображения предметов живой и неживой природы, которые изображаются в виде некой композиционной группы .
Важно отметить, что любой натюрморт может существовать как отдельное произведение искусства, а может являться частью большой картины, являясь фоном для описанных на ней событий. Каждая подобная картина выполняется в форме так называемых натюрмортных постановок .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авагян, И.Р. Задачи и особенности обучения рисованию в каждой возрастной группе / И.Р. Авагян // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/04/03/zadachi-i-osobennosti-obucheniya-risovaniyu-v-kazhdoy-vozrastnoy (дата обращения: 15.04.2023).
2. Бегиева, Б.М., Кабжихов, А.А. Психолого-педагогические особенности младших школьников / Б.М. Бегиева, А.А. Кабжихов // Вопросы науки и образования. – 2020. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 15.02.2023).
3. Безруких, М.М., Фарбер, Д.А. Актуальные проблемы физиологии развития ребенка / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер // Новые исследования. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-fiziologii-razvitiya-rebenka (дата обращения: 15.04.2023).
4. Бенцман, Е.Е., Харитонова, А.А. Виды натюрморта и их значение для изобразительного искусства / Е.Е. Бенцман, А.А. Харитонова // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 8. – С. 88–101.
5. Бовина, Н.Р. Методика обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию с натуры / Н.Р. Бовина // Молодой ученый. – 2019. – № 1 (239). – URL: https://moluch.ru/archive/239/55365/ (дата обращения: 15.04.2023).
6. Бурдакова, Н.П., Хвалева, Г.В. Натюрморт и психологические характеристики его восприятия / Н.П. Бурдакова, Г.В. Хвалева // Вестник художественного образования. – 2021. – № 7. – С. 90–106.
7. Викторова, В.В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности / В.В. Викторова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mladshiy-shkolnyy-vozrast-kak-period-nravstvennogo-stanovleniya-lichnosti (дата обращения: 16.02.2023).
8. Волкова, А.П. Акварель в изобразительном искусстве. Монография / А.П. Волкова. – Сызрань: Проект, 2022. – 290 с.
9. Гаджиева, К.З. Возрастные особенности младших школьников и совместная изобразительная деятельность / К.З. Гаджиева // Мультиурок. – 2019. – URL: https://multiurok.ru/index.php/files/vozrastnye-osobennosti-mladshikh-shkolnikov-i-sovm.html (дата обращения: 15.04.2023).
10. Галиева, К.Р., Головнева, Н.А. Особенности организации художественно-эстетической деятельности младших школьников / К.Р. Галиева, Н.А. Головнева // Материалы VII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2015. – URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016620 (дата обращения: 15.04.2023).
11. Гусарлиева, А.П., Щелкова, И.А. Принципы создания натюрморта: методология исследования / А.П. Гусарлиева, И.А. Щелкова // Современные аспекты педагогики. – 2019. – № 12. – С. 66–80.
12. Жевнова, М.П., Сивухина, А.А., Голованова, О.В. Проблемы построения и изучения композиции натюрморта / М.П. Жевнова, А.А. Сивухина, О.В. Голованова // Сборник статей Кировского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Киров: Издательство Кировского государственного университета, 2020. – С. 60–72.
13. Иванова, Н.А., Утехина, С.М. Зрительное восприятие натюрморта / Н.А. Иванова, С.М. Утехина // Вестник Удмуртского государственного университета. – 2020. – № 3. – С. 85–100.
14. Калюжный, Е.А., Крылов, В.Н., Кузмичев, Ю.Г. Физиологические характеристики современных школьников / Е.А. Калюжный, В.Н. Крылов, Ю.Г. Кузмичев // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14087 (дата обращения: 15.04.2023).
15. Канунникова, Т.А. Актуальность традиционных художественных техник на примере рисования пастелью / Т.А. Канунникова // Материалы V международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – 2014. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5177/ (дата обращения: 19.04.2023).
16. Карпикова, Е.И, Физиологические особенности младшего школьного возраста / Е.И. Карпикова // Мультиурок. – 2022. – URL: https://multiurok.ru/files/fiziologhichieskiie-osobiennosti-mladshiegho-shkol.html (дата обращения: 15.04.2023).
17. Кирьянова, О.А. Психофизиология младшего школьного возраста / О.А. Кирьянова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/05/10/psihofiziologiya-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.04.2023).
18. Коровина, А.П., Смыслова, Е.Г., Собакина, В.А. Современные подходы к изучению зрительного восприятия произведений изобразительного искусства / А.П. Коровина, Е.Г. Смыслова, В.А. Собакина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного изобразительного искусства». – Пермь: Пермский государственный университет, 2022. – С. 99–116.
19. Короткова, Е.В. Особенности рисования в технике мокрой пастели / Е.В. Короткова // Педагогика и психология: вопросы теории и практики. – 2021. – URL: http://epej.ru/article/02-01-2021 (дата обращения: 19.04.2023).
20. Миролюбова, А.В., Самохина, Г.В. Композиционные аспекты натюрморта: проблемы и перспективы исследования / А.В. Миролюбова, Г.В. Самохина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации художественного образования». – Сыктывкар: Сыктывкарский государственный университет, 2021. – С. 48–60.
21. Митченко, Е.С. Психолого-педагогические характеристики младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности / Е.С. Митченко // Молодой ученый. – 2020. – № 24 (341). – URL: https://moluch.ru/archive/314/71595/ (дата обращения: 15.04.2023).
22. Миясова, Г.Н., Куртанцева, Н.Г. Натюрморт как жанр изобразительного искусства / Г.Н. Миясова, Н.Г. Куртанцева // Живопись и графика. – 2022. – № 9. – С. 141–156.
23. Монахова, М.А., Буровкина, Л.А. Освоение техники пастельной живописи учащимися на занятиях в школе / М.А. Монахова, Л.А. Буровкина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osvoenie-tehniki-pastelnoy-zhivopisi-uchaschimisya-na-zanyatiyah-v-shkole (дата обращения: 19.04.2023).
24. Неменский, Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников. 1–4 классы / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2015. – 131 с.
25. Оноприенко, Г.А., Смольянова, Л.В., Чурилова, В.А. Техники рисования на уроках ИЗО в начальной школе: проблемы и особенности применения / Г.А. Оноприенко, Л.В. Смольянова, В.А. Чурилова // Педагогические технологии. – 2022. – № 10. – С. 126–142.
26. Пазников, О.И. Проявление психолого-возрастных особенностей младших школьников в процессе занятий изобразительной деятельностью / О.И. Пазников // Вестник Бурятского государственного университета. Серия «Философия». – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-psihologo-vozrastnyh-osobennostey-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-zanyatiy-izobrazitelnoy-deyatelnostyu (дата обращения: 15.04.2023).
27. Подкорытова, Л.О. Учет возрастных особенностей детей в обучении на занятиях изобразительного искусства / Л.О. Подкорытова // Видеоуроки. – 2022. – URL: https://videouroki.net/razrabotki/uchiet-vozrastnykh-osobiennostiei-dietiei-v-obuchienii-na-zaniatiiakh-izobraziti.html (дата обращения: 15.04.2023).
28. Поташева, Е.Н., Фирсова, А.А. Современные подходы к обучению младших школьников рисованию в процессе учебной деятельности / Е.Н. Поташева, А.А. Фирсова // Вестник Ивановского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 62–79.
29. Се, Ю. Рисование с натуры как метод наглядного обучения и общего развития ребенка / Ю. Се // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/risovanie-s-natury-kak-metod-naglyadnogo-obucheniya-i-obschego-razvitiya-rebyonka (дата обращения: 15.04.2023).
30. Степанян, Д.А. Краткий обзор: техника «пастель» и хронология развития / Д.А. Степанян // Материалы VIII международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2016. – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020918 (дата обращения: 19.04.2023).
31. Сумарокова, Е.И., Швабрина, И.М., Кускова, А.А. Современные аспекты обучения младших школьников рисованию с натуры: психолого-педагогическая характеристика проблемы / Е.И. Сумарокова, И.М. Швабрина, А.А. Кускова // Вестник Иркутского государственного университета. – 2023. – № 2. – С. 47–57.
32. Супонева, П.А., Марченко, Г.В. Композиционные особенности натюрморта / П.А. Супонева, Г.В. Марченко // Вестник образования. – 2019. – № 11. – С. 33–40.
33. Суромяткина, Е.Н., Ельникова, И.И. Проблемы младших школьников в современном мире / Е.Н. Суромяткина, И.И. Ельникова // Сборник статей Норильского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Норильск: Издательство Норильского государственного университета, 2022. – С. 70–82.
34. Хабибуллина, А.П., Миронова, С.С., Деревягина, А.С. Проблемы и возможности применения техники гуаши на уроках рисования в младших классах: теория и методология исследования / А.П. Хабибуллина, С.С. Миронова, А.С. Деревягина // Сборник статей Курского государственного университета. Вып. 7. Начальное образование. – Курск: Издательство Курского государственного университета, 2021. – С. 73–87.
35. Чикишева, О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О.В. Чикишева // Материалы II международной научной конференции «Проблемы и перспективы развития образования». – 2012. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2267/ (дата обращения: 15.02.2023).
36. Чистов, П.Д. Системные основы преподавания изобразительного искусств / П.Д. Чистов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – 2016. – № 3. – С. 92–99.
37. Чурикова, Е.Н., Шумина, А.А., Половцева, И.К. Современные подходы к изучению младшего школьного возраста: теория и методика / Е.Н. Чурикова, А.А. Шумина, И.К. Половцева // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 104–116.