Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. В настоящее время значительное внимание уделяется развитию творческих способностей дошкольников. Современному социуму необходимы креативные люди, свободно ориентирующиеся в быстро меняющейся действительности, готовые к использованию нетривиальных подходов к разнообразным формам деятельности. В соответствии с ФГОС ДОО педагогам необходимо ориентировать дошкольников на активное творческое развитие, формировать инициативу и самостоятельность в детском творчестве.
Важное значение для развития творческих способностей дошкольников имеет их участие в художественно-эстетическом досуге, который предполагает не только ознакомление детей с произведениями искусства, но и активное развитие их художественно-творческих умений, формирование познавательного интереса к искусству живописи. Однако в практике ДОО нередко возникают ситуации, когда деятельность в области художественно-эстетического досуга не отвечает актуальным потребностям в развитии творческих способностей дошкольников. В связи с этим важное значение имеет организация качественной педагогической поддержки для детей дошкольного возраста, которая может существенно повысить развивающий потенциал художественно-эстетического досуга, а также увеличить интерес к нему со стороны дошкольников.
Степень разработанности проблемы. Особенности организации педагогической поддержки рассматривались О.С. Газманом, который определил её сущность как «процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности».
Различные аспекты творческого развития в художественно-эстетическом досуге изучали Б. Г. Ананьев, С. Н. Рубинштейн, Л. В. Бороздина, А. В. Захарова, Л.И. Божович, И.С. Кон, В. С. Мухина, М.И. Лисина, А.И. Липкина, К. Роджерс, Э. Эриксон и другие.
Старший дошкольный возраст является важным периодом развития личности ребенка. Ядерным образованием личности является самосознание. Самосознание – это важная способность человека оценить себя и найти свое место в жизни и в обществе. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен оценивать свои способности в сравнении с другими детьми. Важно создать правильную среду, чтобы ребенок чувствовал себя значимой частью коллектива, найти и поощрять успехи ребенка, чтобы он чувствовал себя не менее ценным в сравнении с другими детьми. Все это требуют пристального внимания специалистов и целенаправленной помощи с учётом проблем и потребностей каждого ребёнка (ФГОС). Поэтому изучение самосознания детей имеет большое значение в психологии.
Тенденции развития личности таковы, что у детей старшего дошкольного возраста часто наблюдается снижение интереса к творчеству. Это может привести к дезадаптации детей при переходе на школьную ступень образования. Специалистам, осуществляющим педагогическую поддержку, важно знать, какие факторы могут повлиять на развитие творческой активности ребенка, какие особенности самосознания наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста, и главное - каким образом предупредить нарушения в развитии личности ребенка.
Теоретико-методологические основы составили концепции о развитии личности (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.В. Запорожец, А.И. Липкина, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.И. Чеснокова), положения Г.Я. Трошина, Л.С. Выготского, В.И. Лубовского.
Цель исследования: разработать программу педагогической поддержки художественно-эстетического досуга старших дошкольников, способствующую активному развитию творческих способностей.
Объект исследования: художественно-эстетический досуг
Предмет исследования: педагогическая поддержка художественно-эстетического досуга старших дошкольников.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть психолого-педагогически подходы к понятию «художественно-эстетически досуг» в дошкольных образовательных организациях
2.Охарактеризовать особенности педагогической поддержки старших дошкольников в процессе художественно-эстетического досуга
3.Провести исследование эффективности художественно-эстетического досуга для старших дошкольников
4.Разработать программу педагогической поддержки художественно-эстетического досуга старших дошкольников.
Гипотеза исследования: разработанная программа педагогической поддержки художественно-эстетического досуга является эффективной для развития творческих способностей старших дошкольников.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных данных.
Структура работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы педагогической поддержки художественно-эстетического досуга старших дошкольников
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме организации художественно-эстетического досуга в ДОУ
Понятие «досуговая деятельность» рассматривалось в работах зарубежных и отечественных учёных (Вёртгеймер М., Гилфорд Дж., Торренс Е.П., Богоявленская Д.Б., Варламова Е. П., Выготский Л.С., Гнатко Ш.М., Дружинина В.H., Мелик-Пашаев А.А., Пономарёв Я.А., Теплов Б.М., Яковлева Е.Л. и др.), где раскрываются различные аспекты изучаемого процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1.Андреева, В.С. Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста / В.С. Андреева // В сборнике: Дошкольное детство: актуальные проблемы воспитания и обучения. Сборник статей. Йошкар-Ола, - 2019. - С. 122-125.
2.Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству [текст] / Д.Б. Богоявленская – М.: Знание, - 2015. – 96с.
3.Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду [текст] / Н.А. Ветлугиной – М.: Просвещение, - 2018. – 240с.
4.Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», - 2017 – 144 с
5.Газман, О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Классный руководитель. - 2000. - № 3.
6.Груничева, А.В. Формирование у старших дошкольников способности понимать эмоции в процессе изобразительной деятельности / А.В. Груничева // Вопросы педагогики. - 2019. - № 6-2. - С. 29-32.
7.Давыдова, Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», - 2020. http://inet21.com/filestore/Варёнова%20Е.В. статья.pdf
8.Дьяченко, О.М., Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / О.М. Дьяченко, В.В. Холмовская – М.: Новая школа. - 2019. – 196 с.
9.Казакова, Т.Г. Рисование в детском саду [Текст] / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, - 2015. - 160 с.
10.Ковалицкая, Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для воспитателей / Л.М. Ковалицкая. – М.: Аркти, 2015. – 24 с.
11.Комарова, Т.С. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 128 с.
12.Матюшкина, А. М. Развитие творческой активности школьников [текст] / А.М. Матюшкина – М.: Просвещение, - 2019. – 160 с.
13.Муслимова, А.А., Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей дошкольников / А.А. Муслимова, А.Р. Хайруллин // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. - 2020. - № 3 (56). - С. 85-87.
14.Никитин, Б.П. Мы, наши дети и внуки / Б.П. Никитин, Л.А. Никитина. - М.: Самокат, 2017. - 224 с.
15.Поддъяков, Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект / Н.Н. Поддъяков. – Волгоград: Перемена, 2015. – 28 с
16.Пономарев, Я.А. Психология творчества. Школа Я.А. Пономарева [электронный текст] / Я.А. Пономарев, Д.В. Ушаков, Ю.И. Адександров. – М.: Институт психологии РАН, 2022. – 624 с.
17.Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, - 2018. -213 с.
18.Сухова, Е.И., Шестерикова О.В. Опыт современных практик по нетрадиционным техникам рисования для детей старшего дошкольного возраста// Опыт, проблемы, тенденции развития современного дошкольного образования: сборник статей Международной научно-практической 116 конференции –– Караганды: Казахстан карагандинский высший колледж «BOLASHAQ». – 2020. - С. 14-17.
19.Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки / А.А. Фатеева. - Ярославль: Академия развития, - 2020. -96 с.
20.Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 2015. – 208 с.
21.Юдина, Е.А. Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства / Е. А. Юдина, Н. А. Потапова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, апрель 2021 г.). — Краснодар: Новация, 2021. — С. 12-14.