Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, связана с тем, что современные студенты, вне зависимости от уровня обучения, имеют недостаточные представления о будущей профессии, т.к. учебные заведения делают акцент на теоретической подготовке, что является недостаточным для формирования личности специалиста, который может сразу же приступать к работе в выбранной профессиональной сфере.
Некоторые учебные заведения, в частности, СПО, разрабатывают специальные программы трудового воспитания, которые помогают студентам лучше понять особенности реальной практической деятельности в будущей профессии и дают возможность формировать первичные профессиональные навыки и умения, которые накладываются на теоретические знания.
Однако таких программ на сегодняшний день оказывается крайне мало, что является проблемой, связанной с низким качеством обучения СПО и необходимостью после его окончания проходить дополнительное производственное обучение при поступлении на работу.
Степень изученности проблемы. Проблема трудового воспитания обучающихся достаточно подробно раскрыта в научной литературе. Однако отсутствуют более или менее авторитетные источники, которые приводят различные специальные программы трудового воспитания, являющиеся эффективными для формирования отношения к профессии.
Цель исследования – провести анализ влияния трудового воспитания обучающихся в СПО на установку к профессии.
Объект исследования – трудовое воспитание обучающихся в СПО.
Предмет исследования – влияние трудового воспитания обучающихся в СПО на установку к профессии.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть понятие о трудовом воспитании.
2. Изучить организацию трудового воспитания в СПО.
3. Проанализировать результаты исследований, посвященных изучению влияния трудового воспитания обучающихся в СПО на установку к профессии.
4. Провести исследование влияния трудового воспитания на отношение к профессии.
5. Описать программы трудового воспитания в СПО УрГАУ.
6. Внести предложения в программы трудового воспитания в СПО УрГАУ.
7. Разработать программу трудового воспитания для обучающихся СПО УрГАУ.
Эмпирическая база исследования: СПО УрГАУ.
Гипотеза исследования: для того, чтобы у обучающихся СПО сформировалось положительное отношение к профессии, важно осуществлять трудовое воспитание на всех этапах обучения.
Методы исследования:
– анализ научной литературы;
– описательный;
– обобщение и классификация;
– сравнительный;
– хронологический;
– контент-анализ;
– моделирование;
– тестирование;
– проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения влияния трудового воспитания на отношение к профессии. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения исследований в данной научной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы трудового воспитания для обучающихся СПО УрГАУ, которая может быть использована на практике.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретическое обоснование влияния трудового воспитания на отношение к профессии», раскрывается понятие о трудовом воспитании, изучается организация трудового воспитания в СПО, а также описываются результаты исследований, посвященных изучению влияния трудового воспитания обучающихся в СПО на установку к профессии.
Во второй главе, «Организация и методы исследования», описываются организация и методика исследования, а также приводятся результаты исследования влияния трудового воспитания на отношение к профессии.
В третьей главе, «Разработка мероприятий по формированию отношения к профессии посредством трудового воспитания», анализируются программы трудового воспитания в СПО УрГАУ, вносятся предложения в программы трудового воспитания в СПО УрГАУ, разрабатывается программа трудового воспитания для обучающихся СПО УрГАУ, характеризуются принципы безопасности жизнедеятельности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Труд является частью общественной жизни, а его функции очень многообразны. Прежде всего, любой труд является развитием каких-либо качеств человека, будь то физические возможности или интеллектуальные способности. Также труд является возможностью обеспечить себя материально, что очень важно для самосовершенствования и личностного развития, в частности, формирования самостоятельности и независимости человека от других людей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Положение УрГАУ «Об управлении гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях, охраны труда и пожарной безопасности» от 18 января 2017 года // Уральский государственный аграрный университет. Официальный сайт. – 2023. – URL: https://urgau.ru/ob-urgau/sistema-bezopasnosti-urgau (дата обращения: 01.06.2023).
2.Положение УрГАУ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и / или развитию» от 28 ноября 2016 года // Уральский государственный аграрный университет. Официальный сайт. – 2023. – URL: https://urgau.ru/ob-urgau/sistema-bezopasnosti-urgau (дата обращения: 01.06.2023).
3.Положение УрГАУ «О практической подготовке обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы в Уральском ГАУ» от 04 июля 2020 года // Уральский государственный аграрный университет. Официальный сайт. – 2023. – URL: https://urgau.ru/ob-urgau/sistema-bezopasnosti-urgau (дата обращения: 01.06.2023).
4.Инструкция УрГАУ «О мерах пожарной безопасности для обучающихся в ФГБОУ ВО Уральский ГАУ» от 02 октября 2015 года // Уральский государственный аграрный университет. Официальный сайт. – 2023. – URL: https://urgau.ru/ob-urgau/sistema-bezopasnosti-urgau (дата обращения: 01.06.2023).
5.Александрова, А.Е., Широков, В.В., Сменшиков, П.Т. Современные подходы к организации трудового воспитания: основные инструменты и направления деятельности / А.Е. Александрова, В.В. Широков, П.Т. Сменщиков // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 4. Педагогика образования. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2021. – С. 55–68.
6.Варенцова, М.А., Хорошева, Н.Г., Панкратов, А.А. Современные аспекты исследования проблем трудового воспитания студентов в зарубежных странах: проблемы и перспективы / М.А. Варенцова, Н.Г. Хорошева, А.А. Панкратов // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 4. Педагогика и психология. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2023. – С. 80–91.
7.Кукушкина, Г.А., Колечкова, И.М., Зимановская, Е.Н. Инновационные подходы к организации трудового воспитания: проблемы и перспективы применения / Г.А. Кукушина, И.М. Колечкова, Е.Н. Зимановская // Материалы международной научно-практической конференции «Современные аспекты обеспечения безопасности жизнедеятельности». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2023. – С. 90–103.
8.Мардасов, А.С., Санджиева, Э.В., Пархоменко, К.Ф. Современные подходы к исследованию функций и признаков трудового воспитания: теория и методология исследования / А.С. Мардасов, Э.Ф. Санджиева, К.Ф. Пархоменко // Сборник статей Северо-Кавказского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. – Ставрополь: Издательство Северо-Кавказского государственного университета, 2020. – С. 54–69.
9.Остапенкова, Е.Н., Кучеренко, В.А., Самойлова, И.М. Функциональные характеристики современной системы трудового воспитания студентов колледжей в Российской Федерации: системные функции воспитательных служб колледжей и их роль в современных социально-экономических условиях / Е.Н. Остапенкова, В.А. Кучеренко, И.М. Самойлова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные исследования в сфере управления образованием». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2022. – С. 157–170.
10.Панкратова, И.М., Савенкова, Г.В., Володина, Г.М. Трудовое воспитание: правовые и экономические аспекты / И.М. Панкратова, Г.В. Савенкова, Г.М. Володина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации труда: теория и методология исследований». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. – С. 162–179.
11.Потапова, С.В., Храмцова, Р.В., Саламатина, Е.Н. Трудовое воспитание студентов как проблема современной педагогической науки: теория и методология исследования / С.В. Потапова, Р.В. Храмцова, Е.Н. Саламатина // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в Российской Федерации». – Благовещенск: Алтайский государственный университет, 2022. – С. 99–108.
12.Рабочая программа воспитания обучающихся СПО УрГАУ // Уральский государственный аграрный университет. Официальный сайт. – 2023. – URL: https://urgau.ru/praktiki (дата обращения: 01.06.2023).
13.Силантьева, Е.Н., Кутузова, А.П., Ровенская, М.И. Структура и содержание мер трудового воспитания студентов в современных социально-экономических условиях: проблемы и перспективы / Е.Н. Силантьева, А.П. Кутузова, М.И. Ровенская // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 3. Профессиональное образование. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2023. – С. 99–108.
14.Уральский государственный аграрный университет. Официальный сайт. – 2023. – URL: https://urgau.ru/ (дата обращения: 01.06.2023).