Фрагмент для ознакомления
2
Сегодняшнее информационное общество характеризуется стремительным расширением информационной сферы и средств коммуникации, что позволяет обрабатывать огромные объёмы информации и увеличивать скорость её передачи. Многообразие и многоаспектность возникающих задач делают необходимой подготовку специалистов, обладающих познавательной активностью, креативностью, ответственностью и другими профессионально важными качествами, способных успешно адаптироваться к изменяющейся профессиональной среде и в научно-технической сфере. Это побуждает образовательные учреждения в России модернизировать свой методический потенциал.
Преподаватели вынуждены постоянно искать нестандартизированные методы обучения и решения. Некоторые классические модели, например авторитарное обучение, недостаточно обеспечивают желаемую интенсивность и эффективность образовательного процесса, более того, как отмечает К.Д. Ушинский, обучение "рутинным" способом часто порождает ненависть к учёбе и отпугивает более способных учеников [10]. В связи с этим актуальной тенденцией в развитии как общего, так и высшего образования является расширение технологий интерактивного обучения.
Интерактивное обучение, характеризующееся взаимно направленной деятельностью субъектов образовательного процесса, высокой вовлеченностью в процесс обучения и мотивацией к решению обсуждаемых проблем, способно сделать процесс обучения более осмысленным и интересным [2]. Обычно его делят на три основные группы методов: обсуждение, упражнение и игра [13].
Темой настоящего исследования стали практические аспекты применения игровых технологий в учебном процессе в высших учебных заведениях. Цель исследования - определить критерии и принципы эффективной организации игровой деятельности в высшей школе на основе теоретического анализа сущности игровых технологий обучения и практического опыта.
Игровые технологии, как совокупность приемов, средств и методов организации учебного процесса в форме игры, в основном используются для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. Об этом свидетельствуют работы К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. На наш взгляд, возможности применения игровых технологий и их элементов в образовательном процессе в высших учебных заведениях пока недооценены.
Скептическое отношение к игровым технологиям обучения часто вызвано субъективным восприятием примата развлекательного характера в игровых занятиях, сомнительной оценкой эффективности игр в образовательном процессе. В то же время даже скептики могут увидеть кумулятивный эффект повышения мотивации к обучению и лояльности к предмету и учителю в результате использования игровых технологий.
Развлекательная функция, конечно, присуща игре, образование меняется, и edutainment стал актуальным трендом. Этот термин появился благодаря объединению двух слов "образование" и "развлечение". Современные исследователи связывают edutainment с такими науками, как педагогика, психология и информатика. В русском языке нет точного перевода названия этой концепции, ты можешь встретить термины "игривость", "цифровой образовательный контент" и "креативное образование".
Обрати внимание, что слова "развлечение" и "хобби" являются омонимами. Развлечение означает деятельность, которая доставляет тебе удовольствие. Увлечение - это полное погружение в деятельность с положительными эмоциями, и его можно рассматривать как дальнейшее развитие интереса ("одноразового влечения"), порождаемого развлечением (4). Учиться с энтузиазмом и страстью к обучению - цель образовательного поиска; в этом отношении эфир не только педагогически оправдан, но и имеет большие перспективы для дальнейшего развития.
Существует мнение, что популярность игровых методов обучения среди молодежи связана с инфантилизацией современного общества. Действительно, по данным демографов, возраст отделения от родителей в нашей стране сместился с 18-20 до 23-25 лет [5]. Причинами отсрочки наступления взрослости у молодых людей являются изменения в социокультурной среде, в частности, доминирование цифровой коммуникации, что приводит к эмоциональной незрелости, откладывание на неопределенный срок выбора образования, необходимость преодоления молодыми людьми экономических и других жизненных трудностей, что провоцирует естественную реакцию на поиск родительской защиты и помощи. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем больше увеличивается возраст наступления взрослости.
Тем не менее, любовь к игре не ограничивается детьми: с психологической и физиологической точки зрения человек совершает множество действий во время игры, вырабатывая дофамин и другие нейромедиаторы в мозге. Конкуренция, креативность,
тактика, победа - игроки не только получают удовольствие в любом возрасте, но и тренируют свой мозг.
В качестве примера успешного опыта игрового образования можно привести систему повышения квалификации и тренинговых услуг в бизнесе, которая была разработана в последней четверти 20 века в конфликте с нежеланием слушателей сидеть за партой и слушать монотонные лекции. Поэтому в бизнес-образование стали вливаться нетрадиционные методы и технологии обучения [6], что обеспечило дидактический прорыв в области образования взрослых. В целом инновационные программы и технологии обучения на основе игровых технологий сегодня активно внедряются в курсы повышения квалификации и программы конкурсов профессионального мастерства, государственные проекты по формированию кадрового резерва.
Компании все чаще рассматривают игру как способ работы. Геймификация - использование игрового мышления и игровых технологий в неигровых контекстах для вовлечения пользователей в решение проблем - стала актуальным трендом в различных сферах деятельности [7, с. 281].
Анализ теоретических основ категории "игры" показывает многообразие этого понятия и является предметом исследования с философской, антропологической, культурологической, педагогической, экономической, математической и других точек зрения. Игры сопровождают человечество на протяжении всей истории его развития: "Закон и порядок, общение и предпринимательство, ремесла и искусство, поэзия, обучение, наука уходят корнями в почву игрового поведения" [8].
Так, в своей работе "Homo Ludens" ("Человек играющий") Й. Хейзинга указывает, что различные сферы человеческой деятельности основаны на "соревнованиях в мужестве или выносливости, в мастерстве или знаниях, в браваде или хитрости" [8] [Он делает вывод, что культура развивается из игр и в играх. Однако обрати внимание, что на определенном этапе развитие игровых технологий, в свою очередь, становится следствием развития общества и культуры. Например, с научной точки зрения концепция геймификации была обусловлена развитием компьютерного обучения.
Методологической основой для разработки и применения игровых технологий являются дидактические игры, которые отличаются тем, что это игры, созданные или адаптированные специально для реализации учебных задач [9]. В зависимости от дидактической задачи игры классифицируются следующим образом
- Игры, направленные на передачу новых знаний;
- Игры, закрепляющие учебный материал;
- игры, направленные на ознакомление со способами поведения и их воспроизведение;
- игры, направленные на проверку качества знаний [3; 10].
Более подробную классификацию игр дал Г. К. Селевко.
Разнообразие видов игр и игровых технологий дает преподавателям возможность творческого поиска оптимальных путей достижения цели - помочь будущим специалистам приобретать профессиональные знания и умения с интересом и позитивным настроем.
В настоящее время наиболее развитыми игровыми технологиями в вузовской практике являются ролевые и деловые игры. Первая деловая игра
разработана в СССР еще в 1932 году для обучения предварительному анализу в лабораторных условиях целесообразности организационных мероприятий, выявлению возможных трудностей и методов их устранения. В 1938 году деловые игры были запрещены в нашей стране, и возвращение к этой методике обучения произошло только в 1960-х годах с использованием зарубежного опыта [10].
Деловые игры - это практические занятия, имитирующие деятельность специалиста по решению какой-либо проблемы. Усвоение знаний происходит в контексте конкретной деятельности, создавая ситуации, в которых знания необходимы. Ролевые игры побуждают обучающихся к психологической переориентации. Такие методы активизируют умственную работу и способствуют быстрому и глубокому усвоению учебного материала [11].
Игровой метод можно успешно применять для текущего контроля, с его помощью можно сделать контроль знаний и навыков более гибким и человечным, превратить скучные семинарские занятия в интеллектуальные игры, соревнования, квесты с командным взаимодействием, кроме того, отработать навыки вербализации и визуализации профессиональной и учебной работы. Соревнование, которое является сутью игры, стимулирует
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры Текст. /А.И. Агеев. М.: Изд-во Наука, 1991. - 106 с.
2.Александрова, С.А. Формирование элементов предпринимательской культуры школьников в образовательной области "Технология" Текст.: Дисс. . к.п.н. 13.00.02 / С.А. Александрова. Москва, 2007. - 258 с.
3.Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608с.
4.Антонова, И.И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства по основам менеджмента Текст.: Автореф. дис. канд. пед. наук / И.И. Антонова. Н. Новгород, 2000. - 20 с.
5.Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы Текст.: Учебно-методическое пособие / С.И. Архангельский. -М.: Изд-во Высшая школа, 1980. 368 с.
6.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Просвещение, 1992. - 192с.
7.Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии Текст.: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. спец. / Б. Ц. Бадмаев. М.: ВЛАДОС, 2001. - 302 с.
8.Батаршев, А. В. Личность делового человека: социально-психологический аспект Текст. / A.B. Батаршев. М.: Дело, 2003. - 384 с.
9.Белухин, Д. А. Личностно ориентированная педагогика Текст.: учебное пособие для студентов учебных заведений педагогических и психологических специальностей / Д. А. Белухин Москва : Изд-во МПСИ, 2005.- 440с.
10.Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. / В.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
11.Бойко, B.B. Методологические и методические аспекты последипломного образования Текст.: Методические разработки / В.В. Бойко, В.А. Винокур и др. СПб.: Изд-во СПб МАЛО, 1997.- С. 18-33.
12.Большая экономическая энциклопедия: более 7000 экономических терминов и понятий Текст. / [Т. П. Варламова и др. ; отв. ред. Н. В. Дубенюк]. М.: Эксмо, 2007.-816 с.
13.Бусыгин, A.B. Предпринимательство: Основной курс Текст.: Учебник для вузов: В 2 кн./ A.B. Бусыгин. М.: Изд-во Инфра-М, 1997. - 608 с.
14.Вачугов, Д.Д. Практикум по менеджменту: деловые игры Текст.: Учеб. пособие / Д.Д. Вачугов, В.Р. Веснин, H.A. Кислякова; под ред. Д.Д. Вачугова. -М.: Высшая школа, 2007. 192с.
15.Введенский, В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителяТекст. / В.Н. Введенский; Департамент образования администрации
16.Ямало-Ненец. авт. окр., Ямало-Ненец. окру ж. ин-т повышения квалификации работников образования СПб: Просвещение, фил., 2004. - 159с.
17.Вербицкий, A.A. Активное обучение в' высшей школе: контекстный подход: метод, пособие Текст. / A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
18.Газман, О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы Текст. / О.С. Газман; МО РФ; Деп. обр-ния г. Москвы; Науч.-пед. об-ние «Шк. самоопределения». М.: Издат. дом «Новый учебник», 2003. - 313с.
19.Гатиятуллин, М.Х. Педагогическая система подготовки студентов технического вуза к предпринимательской деятельности Текст.: Автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / М.Х. Гатиятуллин Казань, 2009. - 38 с.
20.Гейхман, JI.K. Интерактивное обучение общению как модель межкультурной коммуникации Текст. / JI.K. Гейхман // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2003. №3. - С. 138-147.
21.Гидрович, С.Р. Игровое моделирование экономических процессов: деловые игры Текст. / С.Р. Гидрович, И.М. Сыроежкин. -М.: Экономика, 1976. 116 с.
22.Гребенюк, О.С. Общая педагогика Текст.: Курс лекций / О.С. Гребенюк. — Калининград: Изд-во Калинингр. ун-т, 1996 107с.
23.Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии Текст. / В.В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. - 127с.51 .Гуревич, A.M. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах Текст. /
24.A.M. Гуревич. СПб.: Речь, 2004. - 144с.
25.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст.: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. псих-и / В.В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 282с.
26.Данилов, С. Б. Использование этнопедагогического потенциала в процессе формирования предпринимательских качеств у старшеклассников национальной школы Текст.: Дисс. к. п. н. 13.00.01 /С.Б. Данилов. Чебоксары, 2004. - 192 с.
27.Демидов, В.В. Формирование компетентности студентов вуза в сфере предпринимательства Текст.: Автореф. канд. пед. наук 13.00.08 / В.В. Демидов. Москва. - 2007. - 24с.
28.Добрынина, Т.Н. Педагогические условия применения интерактивных форм обучения в педагогическом вузе Текст.: Дисс. канд. пед. наук 13.00.01 / Т.Н. Добрынина. Новосибирск, 2003. - 167с.
29.Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологиеское обучение Текст. / Ю.Н. Емельянов. — Л.: Просвещение, 1985. 198с.
30.Еримбетова, С. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся Текст. / С. Еримбетова, А. Маджуга, Б. Ахметжан // Alma Mater: Вестник высшей школы. 2003. — №11. — С.48-50.
31.Ефимов, В.Н. Имитационная игра для системного анализа управления экономикой Текст. / В.Н. Ефимов. М.: Наука, 1988. - 116с.
32.Кларин, М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта Текст. / М.В. Кларин // Педагогика. 2000. - №7. - С. 12-19.
33.Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. / М.В. Кларин. М.: Арена, 1994. - 224 с.
34.Камалетдинова, А.Я. Возможности аксиологического подхода в проектировании экономической подготовки молодежи Текст. / А.Я. Камалетдинова // Вестник ОГУ. 2004. - №4. - С.31-37
35.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений Текст. / Г.М. Коджаспирова, Ф.Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176с.
36.Козырев, В.А. Педагогический университет как источник образовательных инноваций в высшем педагогическом образовании Текст.: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 307с.
37.Кожевникова, Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации Текст.: Автореф. дисс.к.пс.н. 19.00.01/ Е.Ю. Кожевникова. Краснодар, 2006. - 24с.
38.Комплексный словарь русского языка Текст. / А.Н. Тихонов и др.; Под ред. А.Н. Тихонова. -М.: Издательсво «Русский язык Медиа», 2001. — 1229с.
39.Конаржевский, Ю.А. Анализ итогов учебного года Текст. / Ю.А. Конаржевский. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1985. - 98с.
40.Конжиев, Н.М. Педагогические условия как предмет исследования Текст. / Н.М. Конжиев // Ценностно-гуманистическая ориентация образовательного процесса в школе и в вузе. Петрозаводск: Изд-во КГГГУ, 2007. - С. 10-14.
41.Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304с.
42.Липсиц, И.В. Введение в экономику и бизнес: экономика для неэкономистов Текст.: Учеб.пособ. для сред.спец.учеб.завед. / И.В. Липсиц. М.: Вита- Пресс, 2000. - 206с.
43.Лозовский, Л.Ш. Словарь-справочник предпринимателя Текст. / Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. М.: «Ось - 89», 1997. - 288 с.
44.Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б.Ф. Ломов. М.: Наука, 1984 - 444с.
45.Макеева, В.Г. Культура предпринимательства Текст.: Учебное пособие / В.Г. Макеева. М.: ИНФРА-М, 2002. - 218с.
46.Максимова, В.П. Учебно-предпринимательская деятельность школьников Текст.: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02 /В.П. Максимова. Брянск, 2004. - 405 с.
47.Малахова, А.Ю. Рефлексивно-образовательная среда вуза как педагогический феномен Текст. / А.Ю. Малахова // Вестник ОГУ. 2006. -№6. - С.84-91.
48.Марков, В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация Текст.: Дис. . д-ра психол. наук: 19.00.13: Москва, 2004.-453 с.
49.Матвеева, Т. Инновационная образовательная технология формирования базовых компетенций студентов Текст./ Т. Матвеева // Высшее образование в России. 2007. - №7. - С.28-32.
50.Мезинов, В.Н. Ориентация педагогического образования на подготовку конкурентоспособного учителя Текст. /В.Н. Мезинов // Высшее образование в России, 2007. №4. - С.79-83
51.Мелихова, М.И. Подготовка будущего учителя технологии к учебно-предпринимательской деятельности Текст.: Дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / М.И. Мелихова. Брянск, 2004. - 253 с.
52.Менеджмент в профессиональном образовании: методическое пособие для тьюторов Текст. / С.К. Бережная, Е.В. Васина, С.А. Иванов, Н.Ю. Посталюк; под. общ. ред. Е.И. Козаковой, Т.Ю. Аветовой. М.: Логос, 2006. - 120с.
53.Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие Текст. / А.П. Егоршин, Н.Д. Никандрова. Н.Новгород: НИМБ, 2004. - 526с.
54.Менеджмент: тесты, задачи, ситуации, деловые игры. Практикум Текст.: Учеб.пособие / Н.П. Беляцкий, И.В. Балдин, С.Д. Вермеенко и др. М.: Книжный дом, 2005.-224с.
55.Метафорическая деловая игра: Практическое пособие для бизнес-тренера Текст. / Под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004. - 134с.
56.Мрякина, Ю.В. Формирование и развитие коммуникативных способностей студентов в процессе дифференцированного обучения Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Ю.В. Мрякина. Самара, 1997. - 133 с.
57.Назаров, Б.Л. Ответственность юридическая Текст. / Б.Л. Назаров// Юридический энциклопед. словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. - 415с.
58.Немов, P.C. Психология Текст.: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3-х кн. Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-632 с.
59.Никитина, Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования Текст.: Автореф. дисс.д-ра пед.наук 13.00.01/ Е.Ю. Никитина. Челябинск, 2001. - 32с.
60.Ньюстром, Дж.У.Деловые игры и современный бизнес Текст. / Дж.У. Ньюстром, Э.Е. Сканнел ; пер. с англ. под ред. Э.С. Минаева. М.: «Изд-во БИНОМ», 1997. - 144 с.
61.Обухова, T.B. Формирование предпринимательских качеств и предпринимательской активности выпускников высшей школы (на примере факультета технологии и предпринимательства) Текст.: Дис. .канд. пед. наук. 13.00.08 / Т.В. Обухова. Москва, 2004. - 203с.
62.Ожегов, С.И. Словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Рус. яз. 1991. - 917с.
63.Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала Текст.: Учебное пособие / А.П. Панфилова. — СПб: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. 536 с.
64.Педагогика и психология высшей школы Текст.: Учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова, A.B. Духавнева, Л.Д. Столяренко, Г.В. Сучков, Е.В. Столяренко, H.A. Кулаковская. Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 512с.
65.Педагогика профессионального образования Текст.: Учеб. пособ. для студ.высш.пед.учеб.зав-ний / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 368 с.
66.Педагогика Текст.: учебник для студ. высш. пед. учеб. зав-ний / И.П. Подласый. М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.
67.Педагогический энциклопедический словарь Текст. / Под ред. Б.М. Бим-Бад; редкол. М.М. Безруких и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
68.Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации Текст.: Учеб. пособие / Под общ. ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2007. - 161с.
69.Петровский, В.А. Личность в психологии Текст. / В.А. Петровский. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 509с.
70.Полякова, А.Л. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования Текст.: Дис. канд. пед. наук 13.00.08 / А.Л. Полякова. Красноярск, 1995. - 200с.
71.Помпеев, Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. Учебное пособие Текст. / Ю.А. Помпеев. СПб.: Изд-во СПбГУКиИ, 2002. - 272 с.
72.Попова, О.В. Учебные программы предпринимательских дисциплин для студентов педуниверситета Текст. / О.В. Попова. Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1999.-29 с.
73.Практика обучения действием Текст. /Под. ред. М. Педлера; Пер. с англ. под ред. О.С. Виханского. М.: Гардарики, 2000. - 336с.
74.Предпринимательство в образовании и обучении Текст.: Отчет семинара по обновлению программ /Б. Бук, Д. Уайт, П. Фалтин, А. Гибб, А. Пер, Б. Эггинк Алматы: Европейский фонд образования, 2000. - 92с.
75.Предпринимательство Текст.: Учеб. для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. 475с.
76.Прутченков, A.C. . Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников) Текст. / A.C. Прутченков. М.: Изд-во МПА, 1997.-320с.
77.Психологические тесты Текст. / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 1,2 - 248с.
78.Психология менеджмента Текст.: Учебник / Под ред. Г.С.Никифорова. — СПб: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2000. 571 с.
79.Психология предпринимательской деятельности Текст. / ИП РАН; Под ред. В.А. Бодрова. -М.: ИПРАН, 1995. 175с.
80.Психология. Учебник для экономических вузов Текст. / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000. - 672с.
81.Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом Текст.: Учеб. для студ-ов вузов / В.П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2002. - 285с.
82.Радченко, И.С. Обучение технику деловой беседы студентов экономических специальностей Текст. :Дисс. канд. пед. наук. 13.00.08 / И.С. Радченко. Москва, 2007. - 177с.
83.Развитие предпринимательских качеств учащихся учреждений профессионального образования: информационные материалы международногопроекта Текст. / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой. СПб.: Северозападное агентство международных программ, 2002. - 36с.
84.Райзберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов Текст. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский. М.: Айрис-пресс, 2007. - 494с.
85.Репьев, Ю.Г. Интерактивное обучение Текст.: монография / Ю.Г. Рогов. -М.: «Логос», 2004. 248с.
86.Ристимяки, К. «Воспитание предпринимательства». Материалы конференции «Внедрение предпринимательского подхода в образование» Текст. / К. Рестимияки, г.Петрозаводск, 2004. - 36с.
87.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии Текст.: Учеб. пособ. для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации / Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. - 255 с.
88.Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. Т. 1 Текст. / Г.К. Селевко. — Москва : НИИ школьных технологий, 2006.- 816 с.
89.Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В.В. Сериков. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272с.
90.Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения Текст. / Г.Н. Сериков. Курган: Зауралье, 1997. - 464с.
91.Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг/ Е.В.Сидоренко СПб.: Речь,2001.-234с.
92.Симоненко, В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства Текст.: Учеб.-метод. пособ. для учителей и студ. педвузов/ В.Д. Симоненко, В.Д. Фомин. Брянск: Изд-во Брянского пед. ун-та, 1997. - 131 с.
93.Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность Текст. / В.А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Магистр, 1997. - 221 с.
94.Смирнов, А.И. Педагогические условия приобщения к культуре предпринимательства студентов экономических специальностей Текст.: Дисс.канд.пед.наук 13.00.08 / А.И. Смирнов Вологда, 2005. - 169с.
95.Томилов, В.В. Культура предпринимательства Текст. / В.В. Томилов -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.- 196с.
96.Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика Текст.: Учебное пособие/ И.В. Трайнев; под общ.ред В.Л. Матросова. М.:ТЦ Сфера, 2004. - 320с.
97.Управление организацией: Энциклопедический словарь Текст. / Под ред. А.Г. Поршнева, А .Я. Кибанова, В.Н. Гунина. М.: ИНФРА-М, 2001. - 822с.
98.Уткин, Э.А. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов по курсам «Менеджмент», «Маркетинг» Текст. / Э.А. Уткин. М.: Финансы и статистика, 1996. - 61 с.
99.Фединский, Ю.И. Справочник официальных определений и терминов по экономике и финансам Текст. /Ю.И. Фединский. М.: Экзамен, 2002. - 640с.
100.Хоскинг, А. Курс предпринимательства Текст. / А. Хоскинг. М.: Междунар. отношения, 1993. - 348 с.
101.Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Текст. / A.B. Хуторской //Народное образование. 2003. - №2 - С.59-64.
102.Цевелев, В.В. Основы менеджмента. Практикум Электронный ресурс. /В.В. Цевелев, С.С. Цукарев URL: http://kmt.stu.ru/cukarev/test.htm
103.Чепель, Т.Л. Психологические механизмы интенсивного педагогического образования Текст. / Т.Л. Чепель // Журнал «Педагог».— 2002. №1-2. - С. 93-99
104.Чернер, С.Л. Опыт формирования деловых качеств личности Текст. / С.Л. Чернер // Педагогика. 1998. - № 5. - С. 28-34.
105.Чернова, Н.И. Интерактивные образовательные технологии в системе высшего профессионального образования Текст. / Н.И. Чернова // Власть, 2006. №2. - С.67-72.
106.Чуркин, С.Д. Научно-методические основы технолого-экономической подготовки студентов в педагогическом вузе Текст.: Дис. докт. пед. наук. -Москва, 1998.-415 с.