Фрагмент для ознакомления
2
Одним из средств формирования знаний о временах года является метод моделирования и наблюдения.
Формирование представлений о временах года строится на основе моделирующего и наблюдательного методов, которые в свою очередь осуществляются согласно следующему алгоритму:
- с использованием модели, которая ранее была изучена, мы пытались работать с неизученными природными объектами;
- далее необходимо сопоставить между собой объекты для выделения сходных и различных признаков, а затем осуществить отбор замещающие данные признаки модели;
- затем постепенно увеличивается количество объектов для сравнения (до 3-4);
- далее происходит обучение моделировать признаки, являющиеся наиболее существенными для деятельности; [9].
1 этап: овладение непосредственно моделью: освоение дошкольниками замены реальных объектов условными обозначениями, для разбития целостного предмета или процесса на составляющие его компоненты.
2 этап: схематическая модель: обобщение детьми знаний, представлений, формирование умений абстрагироваться от конкретного содержания и мысленно представить предмет с его связями и функциональными зависимостями.
3 этап: использовать самостоятельно усвоенные модели и приемы работы с ними в собственной деятельности.
Одной из важнейших моделей при формировании представлений о временах года у детей шестого года жизни являются календари природы – графические модели, на которых отражены разнообразные, длительно происходящие явления природы.
Выделяют три типа календарей, которые широко применяются в дошкольных учреждениях, они составляют содержание частых наблюдений и находятся в поле зрения детей. Календарь наблюдения за природой – отражает состояние неживой природы, растительного и животного мира в ту неделю, когда происходят ежедневные наблюдения. Календарь наблюдений за ростом и развитием растения или животного, в котором фиксируются изменения растущих растений и животных. Календарь наблюдения за птицами предполагает организацию зимней подкормки птиц.
На протяжении всего календарного года воспитатель должен проводить с детьми наблюдения за изменениями погоды. Одним из способов привлечения внимания детей изменению температуры воздуха и наличию или отсутствию осадков проведение игры «Оденем куклу на прогулку», где дошкольникам перед прогулкой предлагается одеть куклу по погоде, объяснить, почему нужно использовать именно эту одежду.
Другим способом понимания изменений температуры воздуха при наступлении холодного времени года – предложение детям на несколько минут снять варежки и почувствовать холод. Воспитателю в ходе наблюдений следует делать акцент на звукаи природы: завывание ветра, стук капель, пение птиц и др. Кроме этого, обращается внимание на деятельность взрослых, которая характерна для разных времен года. Наблюдения за объектами неживой природы, за объектами растительного мира происходит непосредственно в природе, в отличии от животного мира. При знакомстве с жизнью зверей необходимо использовать художественную литературу, картины и иллюстрации.
Наблюдения могут быть различными по тематике, по длительности: эпизодическими (полет снежинки) и длительными (за почками на деревьях) Рекомендуется проводить наблюдения на прогулках, экскурсиях, в процессе организованной образовательной деятельности, режимных моментах. Наблюдение может возникнуть спонтанно (на участок прилетела сорока). Важным аспектом является поддержание интереса детей к предмету или явлению. Целесообразно закрепить увиденное в рисунке или поделке.
Также можно использовать интерактивные методы и элементы технологии В.В. Воскобовича.
Целесообразно при формировании представлений о временах года у детей шестого года жизни использовать следующие интерактивные игры: «Микрофон», «Цепочка», «Синтез мыслей», «Круг идей», «Общий проект», «Ассоциативный цветок», «Дерево решений», «Метод многоканальной деятельности», «За и против», «Показуха», «А что было бы, если бы...?», «Реклама» и др. «Круг идей». Дети разделены на группы, и каждая группа выполняет одно задание, например, составляют сказку по-новому или придумывают для нее другое окончание (закончи сказку «Снегурочка» иначе…) «За и против». Детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент – «за») и почему не нравится зима (аргумент – «против»).
«Реклама». Дети делятся на команды, каждая из которых выбирает любой предмет (объект, явление природы) и пытается назвать все его положительные качества и функции, которые помогут привлечь к нему внимание других. Например, назвать все положительные функции дождя.
Интерактивное обучение в организованной образовательной деятельности происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем. Интерактивные игры способствуют активному участию всех детей и развивают их творческий потенциал, любознательность, активность. Интерактивные игры эффективны при формировании представлений о временах года у детей шестого года жизни.
Также для решения задачи формирования представлений о временах года у детей шестого года жизни рекомендуется применять технологию В.В. Воскобовича, а именно возможности развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес». Это сказочное пространство с играми и волшебными героями дает возможность формирования представлений о временах года у старших дошкольников. Помимо разработанных экологических сказок, автор технологии рекомендует педагогу самостоятельно составить сказку для детей исходя из программных задач. В.В. Воскобович предлагает следующий алгоритм создания сказки:
1.Постановка взрослой задачи.
2.Создание или выбор образа.
3.Оживление процесса.
4.Проблема.
5.Решение проблемы.
6.Проверка взрослой задачи.
Приведем пример использования технологии В.В. Воскобовича при формировании представлений детей о времени года «Зима»:
1.Проверить уровень сформированности представлений детей о времени года «Зима».
2.Выбор персонажа – Медвежонок Мишик.
3.Весной, когда начал таять снег и в лесу появились подснежники, проснулся медвежонок Мишик, выбрался из своей берлоги и тут же встретил друзей бельчонка и зайчонка, которые радовались окончанию зимы. «Зима? удивленно спросил Мишик. А что такое зима? Я ведь ее ни разу не видел»
4. Мишик не знает, что такое зима.
5. Дети рассказывают Мишику, что такое зима, а именно называют ее характерные признаки.
6. В ходе рассказов детей о зиме, воспитатель делает вывод об уровне сформированности представлений о зиме.
Формирование представлений о временах года у детей шестого года жизни будет проходить успешнее при условии использования воспитателем потенциала различных видов детской деятельности.
Характеризуя игровую деятельность, отметим, что в течение дня целесообразно использовать дидактические игры, направленные на формирование представлений о временах года у дошкольников: «Что сначала, что потом», «Когда это бывает?» «Что изменилось?» «Четвёртый лишний» «Найди отличия». «Какое время года». «Что перепутал художник». Также можно использовать игры-путешествия: «Что где растет», «Расскажи без слов», «Путешествие в лес зимой, весной, летом, осенью».
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, отметим, что она включает рассматривание тематических картинок, подбор которых осуществляется для ознакомления детей с тем или иным временем года.
На них изображены природные явления, деятельность детей и взрослых характерные для того или иного времени года. Чаще всего это изображение природных ландшафтов – пейзажи с различными временами года и связанными с ними видами деятельности. Воспитанники могут классифицировать картинки по сезонам, выявлять ошибки в работах художника, выстраивать изображения в правильном порядке и т.д.
Отмечая возможности трудовой деятельности, где конкретизируются представления детей о сезонном труде в природе. Например, осенью предлагается следующий ряд трудовых действий: уборка участка от сухих листьев и веток, подметание дорожек, удаление сорной травы на огороде, изготовление кормушек для подкормки птиц зимой, развешивание кормушек для птиц.
Доброжелательный диалог и конструктивная беседа помогают развитию и формированию представлений о временах года у детей. Это отражает особенности коммуникативной деятельности. В разговор следует вовлечь как можно больше участников, стимулируя их активность вопросами: «Что ты об этом думаешь?», «Все согласны с тем, что было сказано?». Рекомендуем следующие темы бесед: «Ранняя осень на земле», о живой и неживой природе, «Путешествие семечки», «Крылатые помощники», «Унылая пора! Очей очарованье!..», Итоговая беседа об осени, «Зимние приметы», «Почему зимой идет снег?» «Как животные приспособились к зиме», итоговая беседа о зиме (весне, осени, лете) и др. Кроме литературных источников полезно обращаться к творчеству педагогов и самих детей. Дети могут составлять рассказы о времени на разные темы: «Что было, есть и будет», «О зиме (весне, лете, осени)», «О любимых весенних (летних, осенних, зимних) праздниках».
Продуктивная деятельность реализуется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании. Педагог предлагает детям проявить творчество и выразить в своих работах сюжет увиденного на прогулке или после прочтения художественного произведения. Для наиболее наглядного воплощения представлений детей о временах года педагогу необходимо подобрать наиболее лаконичные и конкретные темы для изобразительной деятельности. Например, «Золотая осень», «Зимнее небо», «Летние игры», «Зимние забавы», «Весенний лес» и др. Также рекомендуется предложить для рассматривания репродукции картин: «Утро в сосновом бору» И. Шишкина; «Утро» С. Чуйкова; «Последний луч» Н. Ромадина; «Зимний день в Седневе», «Лето», «Май», «Хлеб» Т. Яблонской; а также работы И. Левитана, Н. Рериха, Н. Ге и др.
Музыкальная деятельность: реализуется через проведение сезонных и календарных праздников: «Осенины», «Новый год» «День защитника отечества», «Масленица», «8 марта» и др., также через слушание программных произведений: Охота» («Сентябрь»), «Осенняя песнь» («Октябрь»), «На тройке» («Ноябрь») «Святки» («Декабрь»), «У камелька» («Январь»), «Масленица» («Февраль») «Песнь жаворонка» («Март») и т.д.
Таким образом, качественное усвоение данных представлений позволяет детям шестого года жизни глубже проникнуть в смысл окружающей их действительности и способствует зарождению полноценной картины мира.
1.2 ЛЭПБУК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНАХ ГОДА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
1.2.1 ЛЭПБУК И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Среди инновационных образовательных технологий, применяемых в практике работы с детьми, в настоящее время широкое распространение получила инновационная образовательная технология «лэпбук».
В методической литературе встречаются и другие названия лэпбука: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов, книжка-раскладушка.
Лэпбук (от англ. lapbook) – в переводе с английского дословно обозначает «книгу на коленях», это интерактивная папка-шпаргалка, в которую можно поместить информацию на любую тему по любому предмету.
Стандартный формат лэпбука – А4 в сложенном виде, сделанный из листа или картона формата А3. Содержание лэпбука могут составлять различные интерактивные элементы: кармашки, книжки, раскладушки, конверты, лепестки, двигающиеся и крутящиеся детали. Эти детали содержат информацию по определенной теме, что делает лэпбук великолепным справочным инструментом для организации учебного материала, а также прекрасная основа для структуризации лексического и грамматического материала.
Понятие «лэпбук» рассматриваем как средство для развития личности, представленное в виде большой папки, в которую собираются составленные и подготовленные ребенком или группой детей под руководством взрослых (педагогов, родителей) разнообразные мини-книги, охватывающие детали изучаемой темы [10].
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.
Он информативный, многофункциональный и обеспечивает развитие творчества, воображения и может использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как партнера). Кроме того, он является средством художественно-эстетического развития ребенка и приобщает его к миру искусства, его структура и содержание доступна детям дошкольного возраста.
Дидактические разработки в виде лэпбука дают возможность педагогу привлекать воспитанников к активной исследовательской деятельности. Также, можно отметить, что создание лэпбука – это интерактивный вид деятельности, начиная от избрания темы и дизайна до реализации готового «продукта» технологии. Каждый раздел лэпбука, над которым работает ребенок, требует напряженной концентрации внимания, но так, как этот процесс протекает в игровой форме, исчезает проблема учебной перегрузки и происходит «погружение» ребенка в творческою деятельность, в основе которой лежит протекание мыслительных процессов различной сложности.
Анализ литературы свидетельствует о том, что изготовление дошкольниками лэпбука обеспечивает возможность научить их работать с разными источниками информации; сформировать умение анализировать, выделять основные компоненты информации; расширить и обогатить словарный запас детей, активизируя их коммуникативную компетенцию; формировать у дошкольников умение логически мыслить; научить представлять интересную информацию в необычной форме; создать здоровьесберегающую и эмоционально развивающую среду; расширять информационное пространство за счет создания исследовательской среды [11]
Лэпбук – это идеальный инструмент, который используют творческие педагоги. Их можно создавать по любым темам. Дошкольники в процессе такой деятельности создают собственные «произведения искусства», разрабатывая макет дизайна, и в то же время познают окружающий мир. Можно использовать базовый макет лэпбука, постоянно наполняя его мини-книжечками по различным темам. При таких условиях разнообразие дизайна мини-книжечек обеспечивает реализацию различных проектов [12]
Создание лэпбука необходимо начинать с ответов детей на такие вопросы:
1. Какие мини-книги я хочу создать?
2. Какую форму книги я хочу выбрать? (Книжечки могут быть представлены в форме животного, домика, машины, но одновременно отображать тематику исследования).
3. Какую информацию я хочу отразить?
Также необходимо давать возможность детям добавлять в свою книгу новый материал.
Лэпбук – это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации образовательного процесса, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности педагога и воспитанников, а также родителей и детей. Основа лэпбука разрабатывается воспитателем, а дополняется, совершенствуется вместе с воспитанниками и их родителями.
В результате такого партнерского взаимодействия создается мощный практико-ориентированный исследовательский проект.
В зависимости от назначения лэпбуки бывают учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествие, поход в цирк, семейный досуг и др.) [13].
Форма представления может быть в виде стандартной книги с двумя разворотами, папка с 3–5 разворотами, книжки-раскладки, фигурной папки.
Наполнение лэпбука предусматривает разработку информационных кармашков, фигурных конвертов, кармашков-окошек, вращающиеся детали, катки, теги, стрелки, пазлы, чистые листы для заметок.
Работа над созданием лэпбука проходит в несколько этапов: выбор темы; обсуждение плана; создание макета; создание шаблона лэпбука [14].
Объединяя обучение и воспитание, лэпбук дает возможность педагогу построить педагогический процесс на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; создать условия, при которых ребенок сам становится активен в выборе содержания своего образования.
По мнению Т. Пироженко, проводившей работу с использованием лэпбуков со своими детьми, оптимальный возраст занятий по ним - от 5 лет и выше. Она пишет, что дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать собственные лэпбуки [15].
Использование педагогами ее опыта работы позволило определить, что применение лэпбука в разных возрастных группах отличается. Работу можно начинать с младших групп, где дети совместно со взрослым рассматривают лэпбук, изучая информацию и выполняя имеющиеся в нем задания.
Наблюдая за процессом изготовления лэпбука, ребенок проявляет желание помогать взрослым в создании и наполнении содержания папки. В дошкольном возрасте взрослые способствуют уже самостоятельной деятельности детей с лэпбуками: от идеи до использования в свободное время.