- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Дошкольная педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"?80 страниц
60 источников
Добавлена 25.07.2024 Опубликовано: stuservice
12250 ₽
24500 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 7
1.1 Адаптация как объект научного исследования 7
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых 15
1.3 Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 26
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2 Анализ полученных результатов 46
2.3 Рекомендации по психологическому сопровождению адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада 57
Выводы по главе 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 83
Фрагмент для ознакомления 2
Впервые понятие «адаптация» было использовано в работах по физиологии, его ввел в научных оборот Г. Ауберт. Данным термином он определил возможности приспосабливаться кожного анализатора к действию внешних факторов (раздражителей), в результате чего изменялся характер чувствительности. Понятие «адаптация» было взято из латинского языка, что в переводе означает «приспособляю» (adapto) .
В дальнейшем адаптация в биологии стало рассматриваться как способность организма приспосабливаться к изменениям под влиянием внешних (факторы среды) и внутренних (функции органов) воздействий. Формулой адаптации организма стало положение «стимул – реакция» как возможность приспосабливаться и изменять функции в результате воздействия различных раздражителей .
Как реакцию приспособления организмов к условиям среды обитания рассматривал адаптацию Ч. Дарвин, которые в своей работе «Происхождение видов путем естественного отбора» подчеркивает роль адаптации как способа постоянного изменения и эволюции живых организмов. Благодаря адаптации они находятся в постоянном развитии и изменении. Без адаптации невозможна эволюция и развитие живых организмов .
В философии адаптация понимается как особая форма отражения внешнего мира посредством внутренней активности и реакции на его воздействие. Адаптация рассматривается в нескольких аспектах – как способ приспособления к условиям внешней среды, как возможность изменения и саморазвития, как средство познания.
Из философии и физиологии понятие адаптации приходит в сферу гуманитарных наук о человеке – в социологию, педагогику и психологию. В социологии рассматривается понятие социальной адаптации как способности индивида подстраиваться под условия социальной среды. Благодаря адаптации человек учится функционировать в обществе, приспосабливаться к условиям различных сфер общественной жизни, взаимодействовать с другими людьми .
Т. Парсонс определял адаптацию как процесс взаимодействия личности и общества, в результате которого создается наиболее благоприятный для них способ организации общественного порядка. В.Н. Гуров считает, что адаптация в социологии рассматривается как баланс между требованиями социальной среды и ожиданиями личности, ее запросами и потребностями .
В психологии адаптация рассматривается как процесс приспособления личности к условиям внешней и внутренней среды, то есть человек рассматривается как субъект внутренних изменений и как объект, на который воздействуют различные процессы и явления внешнего окружения .
М.Р. Битянова отмечает, что адаптация личности происходит в различных видах деятельности, в результате взаимодействия с различными факторами, благодаря чему формируется поисковая активность в новых условиях и в соответствии с новыми целями деятельности. Успешность адаптации свидетельствует о состоянии психологического здоровья личности .
В педагогике адаптация рассматривается в аспекте приспособления детей к новым условиям обучения и воспитания, к условиям образовательной организации, к используемым формам, методам и средствам обучения. Приспособление происходит в процессе принятия новых норм, правил, требований, целей деятельности, в результате чего происходит согласование требований и ожиданий среды по отношению к обучающимся и их потребностей и способностей .
В. Костина считает, что адаптация является важным компонентом в системе педагогической деятельности, так как она направлена на создание благоприятных условий, способствующих освоению учебного материала детьми, поддержанию их физического и психического здоровья, успешной социализации .
В психолого-педагогической литературе адаптация рассматривается в разных аспектах (подходах):
– социальный подход: адаптация – это процесс нахождения компромисса, равновесия личности с внешней социальной средой, благодаря чему личность осваивает социальный опыт, «входит» в систему социальных ролей и форм деятельности;
– деятельностный подход: адаптация – это процесс приспособления личности к различным видам деятельности, освоения их на каждом возрастном этапе; при этом каждый этап онтогенеза включает свой ведущий тип деятельности;
– развивающий подход: адаптация – это процесс, который создает возможности для развития личности в новых условиях, активизирует движущие силы, необходимые для реализации потенциала в различных сферах жизнедеятельности;
– интегративный подход: адаптация – это процесс комплексного воздействия на личность, формирования ее как системы социальных ролей, механизмов саморазвития, развития системы отношений к окружающим миром .
По мнению В.М. Долговой, адаптация – это «процесс удовлетворения потребностей личности в результате ее активного приобщения к требованиям среды, новым отношениям, видам деятельности и способность к дальнейшему развитию без ущерба здоровью» .
А. Остроухова рассматривает адаптацию с точки зрения приспособления детей к условиям образовательной организации. Адаптация – это процесс активного приспособления, то есть ребенок изменяет свое поведение в новых условиях и требованиях со стороны педагогов .
М.Р. Битянова считает, что адаптация к условиям образовательной организации включает в себя два компонента. Первый компонент – это приспособление к внешним условиям среды, формирование представлений о необходимости выполнять новые обязанности в соответствии с требованиями. Адаптация при этом происходит как во внешнем, так и во внутреннем плане и выражается через поведение, общение, эмоции, мотивы, через учебную деятельность, успеваемость и другие показатели. Второй компонент – это возможность для саморазвития, раскрытия своего творческого потенциала, способностей. По мнению М.Р. Битяновой, адаптация не ограничивается только приспособлением к внешней среде, но и включает возможность для саморазвития ребенка в данной среде, формирования психологических свойств и умений, которые в дальнейшем будут необходимы во взрослой жизни для адаптации в новом коллективе, в семье .
Рассмотрим, что понимается под адаптацией в дошкольной педагогике и психологии.
В.К. Карнаухова, М.Д. Кушнарева рассматривают адаптацию детей как процесс, проявление и результат . Адаптация как процесс включает в себя возможность ребенку приспособиться к условиям образовательного учреждения на протяжении определенного промежутка времени. В ходе процесса адаптации вырабатываются приспособительные механизмы, позволяющие успешно действовать в новых условиях образовательной среды.
Адаптация как проявление рассматривается через комплекс внешних реакций, которые показывает ребенок в процессе приспособления к условиям образовательного учреждения. Данные реакции включают в себя особенности общения с другими людьми, характер взаимодействия в различных видах деятельности, эмоции и реакции на происходящие события, особенности поведения. Данные реакции показывают, насколько комфортно ребенку в новых для него условиях. Если эмоции положительные, ребенок проявляет активность, самостоятельность, стремится к взаимодействию с другими людьми, то можно говорить об успешности процесса адаптации. И наоборот, негативные эмоции, трудности коммуникации говорят, что процесс адаптации затягивается либо идет с трудом, что требует со стороны педагогов создания условия для психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Адаптация как результат показывает, насколько успешно ребенок приспособился к новым условиям, как он научился действовать в новой среде. Результат адаптации – благоприятное развитие ребенка, успешность его физического, социального и психического развития в соответствии с возрастными нормами. Успешность адаптации оценивается по внешним показателям общения, деятельности, поведения .
В.И. Кириллова отмечает, что адаптация детей позволяет им чувствовать себя естественно, комфортно, дает возможность проявить свои возможности и способности. Если ребенок успешно адаптируется к условиям дошкольной образовательной организации, то воспитательный процесс будет наиболее продуктивным. В этом случае адаптация выступает и как процесс, и как результат приспособления детей к новым условиям, которые создают педагоги. Успешная адаптация повышает эффективность и качество образовательного процесса и освоения образовательной программы .
Т.В. Мокрогузова рассматривает факторы, которые могут приводит к нарушению процесса адаптации детей к условиям образовательной организации. К ним относятся внешние (средовые) и внутренние (личностные) факторы. Влияние данных факторов по отдельности или совместно могут приводит к дезадаптации, к проблемам в психическом здоровье детей .
Внутренние (личностные) факторы связаны с особенностями личности, индивидуальными характеристиками, особенностями эмоциональной, мотивационной, коммуникативной сферы. К ним можно отнести:
– особенности эмоционального реагирования на стрессовые ситуации, изменение условий среды, на разлуку с близким людьми, что особенно важно для детей раннего и младшего дошкольного возраста; неустойчивость настроения, перепады эмоциональных состояний; трудности саморегуляции эмоций;
– особенности мотивационной сферы, что включает несформированность мотивов, их неустойчивость, ограниченность; недостаточная познавательная активность и самостоятельность, низкий уровень интереса к видам деятельности, которые осваиваются в том или ином возрастном периоде;
– особенности коммуникативной сферы, недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, необходимых для общения со сверстниками и взрослыми в новом коллективе, трудности построения межличностных отношений, умений регулировать конфликтные ситуации.
Внешние (средовые) факторы дезадаптации детей оказывают воздействие на ребенка и создают трудности адаптации к условиям образовательной организации. К ним относятся:
– длительная болезнь ребенка, ограничение межличностных контактов со сверстниками;
– неадекватные стили семейного воспитания, неправильный подход в воспитании;
– домашнее воспитание без создания условий для общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
– отсутствие внимания со стороны педагогом к ребенку, отсутствие психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса в образовательной организации;
– подавление личности в коллективе, притеснение, буллинг, непринятие (в большей степени характерно для школьных коллективов, а не для детского сада) .
Т.В. Островская также отмечает, недостаточный уровень навыков общения со сверстниками, неблагоприятные условия воспитания могут приводит к трудностям адаптации детей. Автор выделяет три основных показателя, которые позволяют оценить успешность адаптации детей к условиям образовательной организации:
– общение ребенка с другими людьми в новом коллективе, с детьми и педагогами;
– особенности освоения различных видов деятельности, в том числе ведущей деятельности;
– поведенческие, эмоциональные реакции, самостоятельность, активность ребенка .
Таким образом, проведенный анализ литературы показал, что адаптация является предметом изучения различных наук. В психолого-педагогической литературе адаптация рассматривается как процесс приспособления детей к условиям образовательной организации через изменение деятельности и поведения в соответствии с данными условиями для решения поставленных задач обучения и воспитания. На процесс адаптации детей действует комплекс факторов, которые можно разделить на внешние (средовые) и внутренние (личностные). Об успешности адаптации детей свидетельствуют такие показатели, как общение и взаимодействие со сверстниками и педагогами, освоение различных видов детской деятельности в соответствии с возрастом, положительное эмоциональное состояние, адекватные поведенческие реакции. При неблагоприятных условиях процесс адаптации нарушается, что приводит к дезадаптации личности. Далее рассмотрим психологические особенности детей раннего возраста, которые необходимо учитывать в процессе адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста в трудах отечественных и зарубежных ученых
Сопровождение адаптации детей раннего возраста требует учета особенностей их познавательного и психического развития. Далее рассмотрим психологические особенности детей раннего возраста в трудах зарубежных и отечественных ученых.
В зарубежной психологии особенности детей раннего возраста рассматривали А. Баллон, Г. Крайг, М. Монтессори, Ж. Пиаже, Р. Шпиц, Р. Штайнер, В. Штерн и другие.
А. Баллон разработал периодизацию детского развития, в которой выделил сенсомоторную стадию, которая приходятся на ранний возраст. Это означает, что основными направлениями развития детей раннего возраста является сенсорное (овладение сенсорными эталонами и перцептивными действиями) и моторное (развитие основных движений, общей и мелкой моторики в предметной деятельности) .
Г. Крайг отмечает, что раннее детство – это период общего когнитивного развития, формирования сознания, выработки я-концепции. Ребенок начинает отделять себя от других людей, у него формируется самостоятельность, складываются отдельные черты характера, которые могут сохраняться на протяжении дальнейшей жизни. Основные направления развития детей раннего возраста – когнитивное (познавательное), физическое, речевое .
Значительный вклад в проблему воспитания детей раннего возраста внесла М. Монтессори. По ее мнению, основными линиями развития детей в данном возрастном этапе является освоение свойств предметов, взаимодействие с ними, проявление свободы и самостоятельности. Для этого создается соответствующая среда, которая удовлетворяет потребность детей в различных видах деятельности. Основные направления развития – сенсорное и физическое .
Ж. Пиаже рассматривал особенности развития детей в соответствии с выделенными этапами формирования интеллекта. По его мнению, в каждом возрасте формируются определенные интеллектуальные операции, которые определяют весь ход формирования личности. Основное направление развития ребенка в раннем возраста – когнитивное. В периодизации Ж. Пиаже ранний возраст приходится на сенсомоторную стадию, что означает активное познание окружающего мира, психологическое отделение ребенка от внешнего мира, развитие разных форм восприятия .
Р. Шпиц одним из первых выделил такую особенность развития детей раннего возраста, как влияние внешней среды. По его мнению, если ребенок в раннем возрасте испытывает недостаток внимания, любви, заботы со стороны близких людей, то он неполноценно развивается и отстает от сверстников. Данное явление было названо «госпитализмом», что означает разрыв с родителями, ограниченность контактов. Это показывает, что дети раннего возраста особенно зависимы от взрослых, поэтому им требуется забота и внимание, в том числе в процессе адаптации .
Р. Штайнер разработал принципы воспитания детей раннего возраста, которые основаны на гуманном отношении, отсутствию оценивания их достижений, безусловном принятии, запрете на раннюю интеллектуализацию, которая не соответствует базовым потребностям детей. К ним ученый относил потребность в движении, в общении с родными, в игре и предметной деятельности. Данные идеи в дальнейшем были положены в основу Вальдорфской педагогики. Воспитание детей раннего возраста основывается на создании условий для естественного хода психического развития детей в разнообразных видах деятельности .
В. Штерн в своей работе «Психология раннего детства» выделил такие особенности детей раннего возраста, как непосредственность, активность, эмоциональность. Дети раннего возраста требуют особого подхода, так как у них еще не сформирована произвольность поведения, им сложно сдерживать свои эмоции. Основной задачей воспитания детей на данном этапе является сенсорное, физическое и речевое развитие .
Таким образом, анализ зарубежных подходов к пониманию особенностей детей раннего возраста показывает, что большинство авторов среди приоритетных направлений развития детей выделяют сенсорное, моторное и речевое развитие. Эти направления соответствуют возрастных потребностям, психическим и физическим возможностям детей раннего возраста.
В отечественной психологии особенности детей раннего возраста рассматривают А.М. Аксарина, В.Н. Белкина, Н.Д. Ватутина, Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, А.В. Запорожец, Н.В. Кирюхина М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Е.О. Смирнова, С.Н. Теплюк, Г.А. Урунтаева, Н.М. Щелованов, Д.Б. Эльконин и другие.
Д.Б. Эльконин определяет ранний возраст как период развития ребенка от одного года до трех лет. На данном этапе ведущей деятельностью является предметная (предметно-манипулятивная). В рамках предметной деятельности происходит развитие всех познавательных процессов, самосознания, эмоциональной сферы детей. Ребенок учится действовать с предметами, изучает их свойства. Активно формируется речь .
Л.С. Выготский отмечает, что началу раннего возраста предшествует кризис первого года жизни. На новый этап развития ребенка приводят:
– освоение ходьбы, освоение самостоятельного движения, что расширяет пространство ребенка;
– формирование автономной речи как средства общения с другими людьми, выражения своих потребностей, желаний;
– интерес к предметам, стремление изучать их свойства и особенности .
Н.М. Аксарина также подчеркивает важную роль таких факторов развития детей раннего возраста, как речь и предметная деятельность. У ребенка начинает формироваться самосознание, он начинает отделять себя от других людей. Активно формируются восприятие, мышление, память. В процессе взаимодействия с другими людьми возникает интерес к общению, к совместной деятельности .
М.И. Лисина, подробно изучившая особенности общения и его формирования в онтогенезе, выделила две сферы коммуникативной деятельности детей. Это общение со взрослыми и общение со сверстниками. В общении со взрослыми развивается ситуативно-деловая форма общения. Ребенок контактирует со взрослым в определенных ситуациях, при этом обращается к нему для решения определенных вопросов, например, для совместной игры. В общении со сверстниками развивается эмоционально-практическая форма. Дети хоть и не общаются в полном смысле этого слова, но при этом проявляют интерес к сверстникам, любят играть рядом, наблюдать друг за другом .
С. Теплюк выделяет такие особенности детей раннего возраста, как активное развитие восприятия, мышления, речи. Особенно у детей бурно развивается зрительное восприятие, которое способствует обогащению представлений об окружающем мире. В ходе предметной деятельности дети осваивают различные свойства предметов, их форму, цвет, величину и другие сенсорные эталоны. На основе предметной деятельности формируются наглядно-действенное мышление, осваивается активная речь .
Е.О. Смирнова раскрывает особенности ведущего вида деятельности детей – предметной деятельности и процессуальной игры. Предметная деятельность включает в себя различные действия детей с предметами окружающей обстановки – это бытовые предметы, игрушки. В процессе действий с предметами формируются элементы процессуальной игры, которые в дальнейшем будут лежать в основе сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте .
Дети учатся действовать предметами, которые имеют строго определенную функцию (чашка, ложка, карандаш, лопатка и другие). Эти предметы-орудия имеют фиксированный способ действия, в отличие от игрушки. Овладение орудийными действиями с данными предметами является важным достижением детей раннего возраста .
В развитии предметной деятельности Е.О. Смирнова выделяет следующие этапы.
Первый этап – это неспецифические манипулятивные действия с предметами. Ребенок одинаково обращается со всеми предметами без учета их свойств и особенностей.
Второй этап – это формирование специфических манипуляций. Ребенок начинает замечать и фиксировать в сознании особенности предметов, их отличительные свойства. Ребенок начинает проявлять интерес не только к предметам рукотворного мира, но и к объектам неживой природы – воде, камешкам, песку и другим. Формируется любознательность как начальный этап познавательного интереса.
Третий этап – это формирование действий с предметами в соответствии с их функциями и назначением. Ребенок подражает взрослым, пытается выполнить те же действия. В процессе игры ребенок пытается собрать матрешку, построить башню из кубиков, собрать пирамидку. Предметы уже выступают не изолировано, а во взаимодействии друг с другом, формируются соотносящие действия с предметами.
Четвертый этап – это освоение орудийных действий. В процессе деятельности дети раннего возраста учатся использовать предметы в соответствии с их функциями. Орудийные действия направлены на воздействие одного предмета на другой с целью получения того или иного культурно заданного результата. Овладение данными действиями является важнейшим приобретением детей в раннем возрасте .
У детей раннего возраста в ходе предметной деятельности формируется первый вид игры – процессуальная игра. Данная игра предполагает использование предметных действий с игрушками в рамках игровых задач, например, ребенок кормит куклу, катает ее на машинке. В ходе процессуальной игры у детей формируются игровые действия с игрушками и предметами, развивается воображение, складываются предпосылки для становления сюжетно-ролевой игры .
Большое значение в раннем возрасте имеет сенсорное развитие, совершенствование ощущений, восприятий, представлений – основы умственного развития. Ранний возраст в психолого-педагогической литературе выделен как сензитивный в освоении сенсорных эталонов, так как в раннем ведущей деятельностью является – предметно-манипулятивная. Ребенок, манипулируя, выполняя действия с предметами на основе познавательных процессов усваивает сенсорные эталоны и познает мир вокруг него во всем его многообразии .
В раннем возрасте дети осваивают базовые эмоции, которые оказывают влияние на их деятельность и поведение. Значительную роль в эмоциональном развитии ребенка играет окружающая среда, в первую очередь семья. Неблагоприятные условия воспитания негативно отражаются на эмоциональном развитии детей, что приводит к возникновению тревожности, страхов, нестабильного эмоционального состояния.
Окончание раннего возраста приходит на кризис трех лет. Его описание впервые было представлено в работе Э. Келер «О личности трехлетнего ребенка». Среди проявлений кризиса были выделены такие особенности поведения, как упрямство, своеволие, негативизм, отделение от взрослых, строптивость .
Л.И. Божович отмечает, что кризис трех лет – при всей его типичности и общности – наиболее остро протекает при неблагополучных условиях воспитания ребенка. При этом отмечается, что негативизм и упрямство носят избирательный характер, т.е. проявляются по отношению к определенным взрослым (как правило, близким) и не встречаются в отношении сверстников .
По мнению Д.Б. Эльконина, в три года у детей активно формируется самостоятельность («Я сам!»), которая проявляется в различных сферах жизнедеятельности – предметной и игровой деятельности, в самообслуживании. Формирование самостоятельности во много зависит от усилий взрослых .
Ранний возраст – это период, когда ребенок впервые попадает в группу сверстников в детском саду. В новых условиях ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, которые не входят в круг близких родственников. Это требует от ребенка мобилизации усилий, формирования новых умений и навыков, чему способствует процесс адаптации.
Адаптация детей раннего возраста, по мнению Н.Д. Ватутиной, включает три фазы:
1) острая фаза: изменения в соматическом и психологическом состоянии, нарушение сна и аппетита, колебания веса, подверженность частым респираторным заболеваниям, даже может отмечаться регресс в речевом развитии; данная фаза длится в среднем один месяц;
2) подострая фаза: стабилизация психосоматического состояния ребенка, улучшение физиологических реакций (сон, аппетит), нормализация темпов психического развития, активизация речевых и коммуникативных навыков; данная фаза длится три-пять месяцев;
3) фаза компенсации: у детей отмечается ускоренный темп развития, уменьшение отставания от возрастных норм, преодоление задержки темпов освоения умений и навыков, которые должны быть сформированы в данном возрасте .
Фрагмент для ознакомления 3
2. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н. М. Аксарина. – М. : Просвещение, 1991. – 228 с.
3. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. – Воронеж : Учитель, 2006. – 236 с.
4. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка в школе : диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М. Р. Битянова. – М. : Школа-пресс, 2014. – 112 с.
5. Васильева, Л. И. Эмоциональное благополучие ребенка в период адаптации к детскому саду [Текст] / Л. И. Васильева, Л. И. Маховская, Е. Ю. Яковлева // Психолог в детском саду. – 2011. – № 3. – С. 102–116.
6. Васильева, Н. К вопросу о социально-психологической адаптации [Текст] / Н. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 16–18.
7. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст] / Н. Д. Ватутина. – М. : Просвещение, 1993. – 170 с.
8. Внешняя среда и психическое развитие ребенка [Текст] / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской. – М. : Педагогика, 2004. – 232 с.
9. Воронина, М. В. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / М. В. Воронина // Вестник научных конференций. – 2023. – № 1-4 (89). – С. 35–37.
10. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выгосткий. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
11. Глебов, В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации [Текст] / В. Глебов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 116–120.
12. Гончаров, В. С. Комплексная методика диагностики дезадаптации детей к организованной образовательной деятельности : методические рекомендации для педагогов [Текст] / В. С. Гончаров. – Курган, 2012. – 68 с.
13. Гореликова, Г. А. Организация адаптационной группы [Текст] / Г. А. Гореликова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008. – № 5. – С. 97–99.
14. Гризин, Т. Участники адаптационного периода : ребёнок – родители – педагоги [Текст] / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С. 57–61.
15. Гудкова, А. С. Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада [Текст] / А. С. Гудкова // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2017. – С. 71–73.
16. Гуров, В. Н. Содержание и организация социальной адаптации личности ребенка в дошкольном учреждении [Текст] / В. Н. Гуров. – Ставрополь, 1999. – 198 с.
17. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ : методическое пособие [Текст] / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
18. Долгова, В. М. Социальная адаптация младшего школьника: аспект взаимодействия семьи и школы [Текст] / В. М. Долгова // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 10. № 2. – С. 71–76.
19. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ : новые подходы [Текст] / Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч : образование, ребенок, ученик. – 2006. – № 5. – С. 32–34.
20. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) [Текст] / Е. В. Жердева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 192 с.
21. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2007. – 79 с.
22. Каменюк, Т. Г. Формы и методы работы с родителями детей раннего возраста, в период адаптации ребёнка к условиям ДОУ [Текст] / Т. Г. Каменюк, О. В. Чикмарева // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2018. – С. 52–55.
23. Карнаухова, В. К. Социальная технология адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского дома [Текст] / В. К. Карнаухова, М. Д. Кушнарева // Научное обозрение. – 2007. – № 6. – С. 116–119.
24. Кириллова, В. И. Особенности социально-педагогического проектирования процесса социальной адаптации детей раннего возраста в ДОО [Текст] / В. И. Кириллова // Студенческий. – 2020. – № 20-2 (106). – С. 70–73.
25. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ [Текст] / Н. В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
26. Колотилина, Н. Н. Модель организации работы инструктора по физической культуре в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Колотилина // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 3. – С. 28–30.
27. Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста [Текст] / В. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 34–37.
28. Кузнецова, Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Т. Ю. Кузнецова // Вестник науки. – 2023. – Т. 2. № 1 (58). – С. 112–122.
29. Кумарина, Г. Ф. Школьная дезадаптация : признаки и способы предупреждения [Текст] / Г. Ф. Кумарина // Народное образование. – 2002. – № 1. – С. 111–117.
30. Лисина, М. И. Общение ребенка со взрослым как деятельность [Текст] / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 2015. – 76 с.
31. Маралова, Е. А. Развитие социализации детей в условиях детского сада [Текст] / Е. А. Маралова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 8. – С. 13–15.
32. Меринова, Н. А. Влияние дошкольных форм обучения и воспитания «на дому» на адаптацию детей раннего возраста [Текст] / Н.А. Меринова // Наукосфера. – 2022. – № 6-1. – С. 133–137.
33. Мильковская, И. Ю. Особенность периода адаптации в дошкольной образовательной организации для детей раннего возраста [Текст] / И. Ю. Мильковская, Д. С. Евтушенко // Вестник ВИЭПП. – 2022. – № 1. – С. 30–36.
34. Мингалева, Л. А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада [Текст] / Л. А. Мингалева // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 10. – С. 56–60.
35. Мокрогузова, Т. В. Адаптация ребенка к ДОО [Текст] / Т. В. Мокрогузова // Логопед. – 2013. – № 10. – С. 78–84.
36. Николаева, П. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО [Текст] / П. В. Николаева // Студенческий. – 2022. – № 32-1 (202). – С. 45–46.
37. Ночевко, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации [Текст] / Н. В. Ночевко // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. – 2021. – № 3. – С. 80–83.
38. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р. В. Овчарова. – М. : Сфера, 2001. – 480 с.
39. Островская, Т. В. Игровая методика введения детей в условия детского сада [Текст] / Т. В. Островская // Психологическая наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 99–106.
40. Остроухова, А. Успешная адаптация [Текст] / А. Остроухова // Обруч. – 2000. – № 3. – С. 16–18.
41. Павленко, Т. А. Развитие привязанности и особенности организации адаптации детей раннего возраста к детскому саду [Текст] / Т. А. Павленко // Детский сад от А до Я. – 2021. – № 3 (111). – С. 4–12.
42. Печора, К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К. Л. Печора. – М. : Просвещение, 2006. – 214 с.
43. Попова, Е. И. Игры-антистресс – эффективный механизм успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Е. И. Попова // Научный альманах. – 2021. – № 11-3 (85). – С. 77–79.
44. Попова, Е. И. Использование игровых технологий «тактильный мир» для успешной адаптации детей раннего возраста [Текст] / Е. И. Попова Научный альманах. – 2022. – № 3-1 (89). – С. 138–140.
45. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации [Текст] / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 14–16.
46. Радаева, Ю. Д. Экспериментальное исследование влияния театрализованной деятельности на процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ [Текст] / Ю. Д. Радаева // Вестник науки. – 2023. – Т. 5. № 1 (58). – С. 98–110.
47. Савицкая, Е. М. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению [Текст] / Е. М. Савицкая, С. М. Гордеева // Артемовские чтения : материалы X Международной научной конференции ; редколлегия : Л. В. Лысогорова, С. П. Зубова, Н. И. Вьюнова, Н. Г. Кочетова. – Самара, 2018. – С. 390–396.
48. Серова, И. Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям ясельной группы массового детского сада [Текст] / И. Н. Серова // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 68–74.
49. Смирнова, Е. О. Социализация детей раннего возраста [Текст] / Е. О. Смирнова // Воспитание детей раннего возраста в условиях детского сада. – СПб. : Речь, 2003. – 221 с.
50. Теплюк, С. Улыбка малыша в период адаптации [Текст] / С. Теплюк // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 46–51.
51. Тимофеева, Л. Л. Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста [Текст] / Л. Л. Тимофеева, О. В. Бережнова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 7. – С. 6–10.
52. Тихонович, Т. Ю. Игровые технологии в адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации [Текст] / Т. Ю. Тихонович // Психология и педагогика детства : о ценностях современного образования. – Красноярск, 2023. – С. 139–147.
53. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Просвещение : Владос, 1995. – 291 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы [Текст]. – М. : Сфера, 2020. – 96 с.
55. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Текст]. – М. : Эксмо, 2022. – 256 с.
56. Хамраева, З. М. Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям внешнего мира [Текст] / З. М. Хамраева // Молодой ученый. – 2022. – № 7 (402). – С. 217–219.
57. Шайдуллина, Р. М. Организация педагогического взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего дошкольного возраста в детском саду [Текст] / Р. М. Шайдуллина // Актуальные исследования. – 2023. – № 5 (135). – С. 156–158.
58. Шайхутдинова, Н. «В детский сад – без слез!» : работа адаптационной группы [Текст] / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 5. – С. 109–110.
59. Шакина, Н. В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды первой младшей группы детского сада [Текст] / Н. В. Шакина, И. А. Степанова // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 2. – С. 47–54.
60. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 390 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней