Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. По статистике с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а также усложняются проявления различных нарушений в развитии. Поэтому так остро стоит вопрос об обучении таких детей в различных образовательных организациях.
Сейчас можно заметить тенденцию обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации, где дети обучаются в кругу нормально развивающихся сверстников или в кругу сверстников имеющих иные нарушения в развитии получают образование сопоставимое по уровню в те же или более пролонгированные сроки обучения.
Посещая образовательную организацию, ребенок сталкивается с большим количеством трудностей. Так, например, не все дети с ОВЗ готовы к усвоению школьной программы, таким детям сложно адаптироваться в кругу сверстников. Но стоит отметить, что не только у детей с нарушениями в развитии наблюдаются трудности. На настоящий момент выявилась еще одна проблема – не все педагоги образовательных организаций готовы принять, обучать, социализировать и оказывать помощь детям с ОВЗ. С целью предотвращения данных проблем необходима разработка индивидуального образовательного маршрута для учащегося, ведь зачастую такие дети обучаются по индивидуальным программам.
Принцип индивидуального подхода, реализуется следующим образом: для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, который нуждается в психолого-педагогическом сопровождении, создается индивидуальный образовательный и коррекционный маршрут. Составные части индивидуальной образовательной программы могут меняться в зависимости от индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей каждого ребенка. Индивидуальные коррекционные маршруты и образовательные программы составляются с учетом основных психологических закономерностей данного возрастного этапа, а также с учетом реального психологического уровня ребенка.
Одной из важнейших частей, которая оказывает большое влияние на социализацию таких детей, является усвоение математических навыков. Ведь именно на уроках математики дети учатся считать, сравнивать, обобщать, решать задачи, продумывать свои действия и так далее. Все эти навыки пригодятся детям с ОВЗ в дальнейшей жизни. Именно поэтому учебное заведение должно построить свою работу так, чтобы дети с ОВЗ как можно лучше усвоили данный материал. Специалисты должны ориентироваться на индивидуальные возможности и образовательные потребности ребенка с ОВЗ, необходимо дифференцировать тот образовательный материал, который ребенок способен усвоить на конкретном этапе обучения. Данный аспект работы проявляется в индивидуальном и дифференцированном подходе сопровождения детей с ОВЗ.
Проблема проектирования, содержания и условий реализации индивидуальных образовательных маршрутов разрабатывалась в работах многих отечественных ученых (Т.В.Волосовец, С.В.Воробьевой, И.Е.Емельяновой, Е.С.Полат, Л.В.Свирской, А.В.Слепухина, А.С.Тришаниной, А.П.Тряпициной, Ю.В.Чехомовой и др.). Большинство исследований посвящено проектированию ИОМ для обучающихся в школе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Цель: разработка педагогических условий реализации дифференцированного и индивидуального подходов сопровождения учащихся младших классов с ОВЗ в процессе обучения.
Объект: процесс обучения учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: индивидуальный подход сопровождения как фактор, обеспечивающий наиболее эффективное усвоение знаний, умений и навыков учащимися с ОВЗ.
Гипотеза: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в сопровождении учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:
– при понимании и принятии учителем и другими учащимися особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося с ОВЗ;
– при учете зон актуального и ближайшего развития ребенка;
– при использовании методики обучения, адекватной особым образовательным потребностям;
– при наличии специальных пособий, иных принадлежностей, необходимых для каждой группы обучающихся с ОВЗ;
– при понимании всеми специалистами ключевой роли образования в жизни ребенка, то есть использование большого количества заданий связанных с практическим применением изучаемого материала;
– при использовании большого количества средств наглядности, ином темпе освоения изучаемого материала;
– при выявлении правильной дозировки помощи обучающемуся с ОВЗ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по проблеме развития детей с ограниченными возможностями здоровья через реализацию индивидуального образовательного маршрута.
2) Выявить актуальный уровень знаний, умений и навыков учащихся начальной школы с ОВЗ.
3) Разработать индивидуальную маршрут и индивидуальную методику обучения обучающихся с ОВЗ с учетом выделенных педагогических условий.
4) Проанализировать эффективность разработанной методики путем сопоставления полученных результатов, выявленных при проведении констатирующего и контрольного экспериментов.
Теоретико-методологической основой являлись: исследование С.Л.Рубинштейна об условиях и значимости внешних причин, оказывающих влияние на развитие личности и формирование знаний у обучающихся, а также данные полученные в результате анализа работ Е.С.Рабунского об этапах оказания индивидуального подхода в обучении и др.
Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования: интерпретационные (анализ литературы по проблеме исследования, осмысление и обобщение личного и передового опыта ученых по данной тематике); эмпирические (изучение психолого-педагогической и медицинской документации); педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий и контрольный); количественный и качественный анализ, моделирование.
Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 77, Краснодар.
В исследовании приняли участие 30 детей, имеющие нарушения различного генеза. Возраст обучающихся составлял от 7 до 9 лет.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1 Психолого-педагогические аспекты развития детей с ограниченными возможностями здоровья через реализацию индивидуального образовательного маршрута
1.1 Индивидуальный образовательный маршрут как форма проектирования образовательной деятельности младшего школьника
Создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей построение процесса обучения с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся, стимулирование активной учебно-познавательной деятельности младших школьников – это приоритетное направление в развитии образования [23]. Следовательно, проектирование индивидуального образовательного маршрута, реализация технологии индивидуализации образования, на сегодняшний день выступают основной задачей каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Многие отечественные и зарубежные исследователи, педагоги рассматривали различные аспекты проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Большую роль в изменении представлений научного и педагогического сообщества об индивидуализации образовательного процесса сыграли представители школы А.П.Тряпициной, такие как С.В.Воробьёва, Н.А.Лабунская, Ю.Ф.Тимофеева и др. Разработкой индивидуальных планов обучения, проектированием индивидуального образовательного маршрута, разработкой технологий и моделей индивидуального обучения занимались: Е.А.Александрова, М.Л.Вайсбуд, И.А.Галацкова, А.С.Границкая, Т.Н.Гущина, В.Б.Лебединцев, Е.М.Свиридова, И.Э.Унт, В.Д.Шадриков и др.
Индивидуализированное обучение предполагает применение дидактического проектирования, реализацию условий для учебного проектирования как в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута на длительный период (от 1 месяца до 2 лет), так и рамках изучения отдельной темы или раздела, что предполагает конструирование учебных ситуаций, разработку учебных задач. С первого взгляда здесь нет ничего нового, однако разница есть, она заключается в том, что среда обучения, учебные материалы, тексты должны быть так организованы педагогом, чтобы ученик сам мог осуществлять образовательный выбор.
Под образовательным выбором мы вслед за Е.А.Бессоновой понимаем выбор учеником предлагаемого школой содержания, технологий и форм организации его освоения, способов аутентичной оценки образовательных достижений, который реализуется в рамках образовательной программы и позволяет построить индивидуальный образовательный маршрут, ориентированный на личностное и профессиональное самоопределение как основные ценности европейского образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу построения образовательных программ, обеспечивающих индивидуальные потребности, различные интересы обучающихся [12].
М.И.Башмаков считает, что индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения.
Индивидуализация обучения – это с одной стороны – организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой – различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход. Индивидуализированное образование удобно осуществлять с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования.
М.Г.Остренко рассматривает индивидуальный образовательный маршрут как «персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося».
С.В.Маркова говорит о том, что «индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленная программа деятельности, ориентированная на личностное развитие, обеспечивающая сопровождаемому позицию субъекта в выборе вариативного содержания и форм образования, соответствующих мотивации к деятельности, познавательной направленности, темпу индивидуального прохождения маршрута и потребности в общении при осуществлении педагогического сопровождения» [21].
Под проектированием индивидуального образовательного маршрута мы понимаем построение персонального пути развития личности младшего школьника. Проектирование индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
1) определение уровня развития младшего школьника (диагностика уровня сформированности предметных и метапредметных результатов, также диагностика личностных качеств и способностей);
2) формулировка долгосрочных и краткосрочных целей и путей их достижения;
3) конкретизация цели (выбор направлений, видов индивидуальных занятий);
4) разработка учебно-методического плана;
5) определение содержания занятий;
6) определение способов оценки успехов младшего школьника.
Таким образом, индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. Проектирование индивидуального образовательного маршрута включает в себя ряд этапов.
1.2 Психолого-педагогическая характеристика и особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
На современном этапе одними из основных принципов образования являются принцип индивидуального и дифференцированного подхода, согласно которому педагог ориентируется на зону актуального и ближайшего развития ребенка, учитывает особенности каждого ребенка, его увлечения и стремления.
Образование сегодня претерпевает изменения, касающиеся в первую очередь улучшения его качества, посредством создания условий и доступности с сохранением индивидуального подхода, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно статистике Минпросвещения России, по сравнению с 2021 г. в 2022 г. зафиксирован рост детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на 9,4 %, т. е. в России на 2023 г. проживает около 1,15 млн детей с ОВЗ [5].
К категории детей с ОВЗ относят «с нарушениями слуха; с нарушениями зрения; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА); с задержкой психического развития (ЗПР); с расстройством аутистического спектра (РАС); со сложными дефектами» [28].
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при составлении индивидуального образовательного маршрута.
Например, детям с РАС очень сложно адаптироваться в кругу одноклассников, сложно начать с ними взаимодействие, им трудно следовать тем правилам, которые предлагает учитель. Обучающихся с РАС важно научить четкой последовательности действий, например при оформлении задачи в тетради, ребенок должен запомнить и правильно написать краткое условие задачи, правильно оформить вопрос, а затем выполнить решение и получить ответ.
При работе с детьми с ЗПР нужно учитывать, что им необходим более медленный темп освоения программного материала. Детям с ЗПР необходима тщательная отработка пройденного материала, важно для лучшего усвоения использовать средства наглядности.
Одной из главных трудностей при обучении детей с ДЦП является письмо. Для них важно разработать отдельные тетради в крупную линейку или клетку. Им нужно больше времени на отработку каждого движения на письме, при письме под диктовку им необходим более медленный темп выполнения заданий. Дети с НОДА испытывают трудности при передвижении по школе, так как многие школы не оборудованы лифтами, а столовая, физкультурный зал и учебные кабинеты находятся на разных этажах, что значительно затрудняет их способность к самостоятельному передвижению. Также и на уроках некоторые дети с ДЦП нуждаются в оказании помощи при передвижении по классу, например, чтобы выйти к доске, достать или убрать в портфель школьные принадлежности.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. №1598
2 Андрейцева, Л. Ю. Особенности работы с обучающимися ОВЗ при обучении математике // Матрица научного познания. — 2020. — № 10–1. — С. 8–11.
3 Белошистая, А.В. Математика и конструирование в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида : пособие для учителей / А.В. Белошистая. –М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
4 Вильшанская, А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе / А. Д. Вильшанская. - Москва : Школьная Пресса, 2018. - C. 16-35
5 Гребенникова, В. М., Игнатович, В. К. Теоретико-методологические основания индивидуализации образования в современном обществе: от учета индивидуальных особенностей до проектирования индивидуального образовательного маршрута // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2014. — № 5. — С. 93–96
6 Дети с особыми образовательными потребностями // Министерство просвещения Российской Федерации : [сайт]. — URL: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health/
7 Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - Москва : Дрофа, 2008. - С. 120-124
8 Екжанова, Е.А. Технологии успеха на старте школьного обучения: Руководство для психологов / Е.А. Екжанова, О.А. Фроликова. – М.:Крылья, 2012.
9 Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь : учеб. пособие для студентов вузов / В.М. Жигорева. – М. : Academia : Издат. центр «Академия», 2006. – 238с.
10 Зыбарева, Н.Н. Профессия тьютор / Н. Н. Зыбарева, И. Н. Карпенкова, Е. В. Кузьмина. – М.: ГРЦ ИПИО МГППУ, 2012 – 38 с.
11 Инклюзивное образование: специальные условия включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А.А. Гусейнова, В. В. Мануйлова. – М.: Нац. кн. центр. НКЦ, 2018.-108с.
12 Исаева, И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие / И. Ю. Исаева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. – 116 с.
13 Казанцева Е. М. Развитие образовательной самостоятельности учащегося в ходе проектирования его индивидуального образовательного маршрута / Е. М. Казанцева, Е. В. Жданова // Начальное образование. – 2020. – Т. 8, № 6. – С. 21-24.
14 Караванова, Л. Ж. Психология Учебное пособие для бакалавров / Л. Ж. Караванова. – М.: «Дашков и К», 2014. – 264 с.
15 Карпенкова И. В.Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы / Под ред. М. Л. Семенович. – М.: ЦППРиК «Тверской» – 88 с.
16 Карпенкова, И. В. Профессия тьютор: информационно-методический бюллетень / И.В. Карпенкова, Е.В. Кузьмина, Н.Н. Зыбарева. – М.: Инклюзивное образование, 2012. – 21с.
17 Ковалева, Т. М. Инклюзивное образование, лекции 1–4 / Т.М. Ковалева – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 56 с.
18 Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева [и др.]. - М.:Тверь: ≪СФК-офис≫, 2012 – 246 с.
19 Ковалева, Т.М. Оформление новой профессии тьютора в Российском образовании / Т.М. Ковалева // Вопросы образования. - №3. – С. 163 – 180.
20 Кремнева, А. С. Принципы проектирования образовательных маршрутов как основы организации индивидуального образовательного пути учащегося с признаками одаренности / А. С. Кремнева, Н. Г. Маркова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2022. – № S3(38). – С. 109-110.
21 Кузьмина, Е.В. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику / Е.В. Кузьмина. – М.: Инклюзивное образование, 2012. – 57 с.
22 Левченко, И.Ю. Инклюзивное образование детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А.А. Гусейнова. – М. : Практика, 2016. – 210с.
23 Лучникова, Е. В. Образовательная среда как фактор влияния на инновационную деятельность педагогов в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута / Е. В. Лучникова // Тенденции развития науки и образования. – 2021. – № 73-6. – С. 90-93.
24 Маркова, С.В. О проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута / С.В. Маркова. – М.: ИСМО РАО,2010
25 Назарова, Н.М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия : [монография] / Н. М. Назарова ; [рецензенты А. Е. Пальтов, И. М. Яковлева]. – М. : Перо, 2018
26 Никитенко Ю А, Ю. А. Индивидуальная образовательная программа педагога и индивидуальный образовательный маршрут: в поисках личностного смысла / Ю. А. Никитенко Ю А, И. Ю. Степанова И Ю // Современная дидактика и качество образования: новые возможности и ограничения в ситуации смены технологического уклада : материалы XIII Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 11–12 марта 2021 года. – Красноярск: Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 2021. – С. 76-79.
27 Новиков, Д. А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). - Москва : ИПУ РАН, 2001. - С. 5-58
28 Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. – 416 с.
29 Панфилова, Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 141–143.
30 Пестова И. В. Использование конструктора индивидуального образовательного маршрута при проектировании системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями / И. В. Пестова, М. С. Сергеева // АПК: инновационные технологии. – 2022. – № 3. – С. 71-80.
31 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000
32 Савельева, Е.В. Особенности организации учебной деятельности класса при условии обучения учащихся с различным дизонтогенезом //Современные тенденции развития системы образования : сборник статей. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018
33 Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002
34 Чеботарев, А. А. Особенности организации обучения по индивидуальным образовательным маршрутам в образовательных учреждениях / А. А. Чеботарев, И. И. Чеботарева // Молодой ученый. – 2020. – № 4(294). – С. 328-329.