- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ "АРТЕК")
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ (НА ПРИМЕРЕ МДЦ "АРТЕК")"?72 страницы
72 источника
Добавлена 26.07.2024 Опубликовано: stuservice
12495 ₽
24990 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ 9
1.1. Экологическое воспитание как основа формирования экологической культуры ребенка 9
1.2. Особенности формирования экологической культуры школьников разных возрастных групп……………………………………………………..16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «АРТЕК» 30
2.1. Нормативно-правовое обеспечение и специфика работы детских лагерей с круглосуточным пребыванием 30
2.2. Международный детский лагерь «Артек» как образовательное пространство. История формирования и основные виды деятельности…..33
2.3 Реализация программ дополнительного образования и экологического просвещения в условиях МДЦ «АРТЕК»………………………...………….38
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОС-ПИТАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ДЕТСКОМ ЦЕНТРЕ «АР-ТЕК»…………..50
3.1 Методическая разработка мероприятий по экологическому воспита-нию и просвещению в летнем лагере ……………………………………………..50
3.2 Апробация разработанной методики в условиях детского лагеря «Ар-тек»………………………………………………………………………..........57
3.3 Анализ проблем и перспектив развития экологического воспитания в ФГБОУ «МДЦ «Ар-тек»……………………………………………………….58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….74
Фрагмент для ознакомления 2
Академик Д.С. Лихачев предложил делать различие между традици-онной экологией (ее можно назвать биологической) и экологией культуры. Культурная экология занимается задачами сохранения культурной среды, сохранившихся памятников культуры, а задача биологической экологии – охрана и восстановление окружающей индивидов природной среды [27].
Об экологическом сознании говорят философы Н.Ф. Реймерс и А.В. Яблоков так: «доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи индивида с окружающей природой, зависимости благополучия индивидов от целостности и, по большому счету, неизменности природной среды обитания человека» [41, с. 165].
Обратим внимание на понятия значений экологической культуры.
Экологическая культура – это «способ согласования природного и социального развития, при котором обеспечивается сохранение окружаю-щей природной среды» [19, с. 45].
Экологическая культура – это «способ соединения человека с приро-дой на основе более глубокого ее познания и понимания» [37, с.5-6].
Экологическая культура – это «совокупность норм, взглядов и уста-новок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе» [8, с.62].
Становление, формирование и развитие экологического сообщества индивидов предусматривает отказ от потребительского подхода к окру-жающей природе человека, перестройка мироощущения индивида, созда-ние абсолютно новой системы ценностей, развитие у индивида способности соизмерять потребности с природными возможностями.
Чуйкова Л.Ю. в своей научной работе «Анализ моделей экологиче-ского образования, использующихся в системе школьного образования» определила в качестве характеристик экологической культуры общества и личности следующее: «Экологическая культура общества определяет соци-альный продукт, произведенный определенной (научной, культурной) ча-стью общества, в такой исторический период его развития, который требу-ет перманентного решения экологических проблем, не представляющих собой ближайшей угрозы для общества, а скорее имеющих характер дис-баланса в отношениях с природой.
Экологическая культура представляет собой комбинацию различных качеств личности, таких как экологические знания гуманистического ха-рактера, усвоение ценностных ориентиров, культурных традиций, правил и норм поведения в окружающей среде, являющихся культурными дости-жениями общества. Экологическая культура выступает в двух уровнях: первичный (раннее детство - подростковый возраст) как продукт инкуль-турации и социализации; сформированный (подростковый - молодой) - как продукт сформированного экологического сознания» [55].
Экологическая культура непосредственно воздействует на личность и ее качества [21, с.16].
И.П. Сафронов в описании структуры экокультуры выделил матери-альную сторону как форму общественного и природного взаимодействия и духовную сторону (знание экологии, убеждения, навыки) [29, с.18].
Следовательно, экокультура – отношение к природе, экологическое сознание и экологическая деятельность. Рассмотрим кратко данные поня-тия.
Отношение к природе - это одна из сфер общественной жизнедея-тельности человека, заключающая в себе нравственно-ценностное содер-жание» [68].
Экологическое сознание – «совокупность экологических представле-ний о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе, су-ществующее отношение к природе, а также соответствующие стратегии и технологии взаимодействия с ней» [57].
Экологическая деятельность «включает в себя все виды и формы де-ятельности людей, связанные с рациональным решением экологической проблемы, эколологизацией общественного производства и всей социаль-ной деятельности» [54].
Наиболее точно вбирает все данные определения умозаключение В.А.Ясвина, экологическая культура – «…это способность людей пользо-ваться своими экологическими знаниями и умениями в практической дея-тельности…» [57]. Ключевое слово, по нашему мнению, это «пользовать-ся». Человек может обладать достаточными знаниями, но в своей жизни он может их и не использовать, потому что не сформировал экологическую культуру.
В своей работе Б.Т. Лихачев указывает на тесную связь экологиче-ского сознания и экологического мировоззрения. Он высказал мысль о том, что общей формой проявления экологического сознания является экологическая философия, на основе которой «людьми нарабатывается экологическая идеология - система научно и этически обоснованных импе-ративов, принципов, идей, концепций, парадигм, организующих, направ-ляющих, мобилизующих массовое общественное и индивидуальное созна-ние на природосообразную и природоохранную деятельность людей» [27, с. 70]. А «экологическая философия и идеология составляют теоретиче-скую основу формирования экологического мировоззрения» [27, с. 70].
Академик Б.Т. Лихачев, полагает, что экологическая культура чело-века «органично связана с личностью в целом, она возникает как новое психическое образование, рассматриваемое как единство соответственно развитых сознания и эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания является особым образом ориентированная умственная аналити-ко-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно-обоснованное включение в природу, жизнь общества, имея в виду сохра-нение их равновесия» [27].
Идею связи экологической культуры и экологического мировоззре-ния защищает в своем исследовании А.Н.Ильина:
1. Экологическая культура - «часть целостного мировоззрения» и представляет собой «совокупность наиболее общих идей относительно взаимодействия человека с природным окружением, активно принятых личностью» [22, с. 12.];
2. Экологическая культура - «это позиция человека по отношению к природе, форма проявления экологического сознания» [22, с. 12.];
3. «Экологическая культура является важным компонентом мировоз-зренческих убеждений и осуществляет функции мировоззренческой ориен-тировки личности в области взаимоотношений с окружающей средой» [22, с. 12.].
Под индивидуальной экологической культурой А.Н. Ильина понима-ет «принятый человеком способ взаимодействия с окружающим его при-родным миром» [22, с.16].
Исследователь В.П. Горлачев полагает, что экологическая культура – это часть целостной мировоззренческой системы личности. «В этом смысле экологическая культура рассматривается как мировоззренческая категория; экологическая культура выступает одним их новых направле-ний развития социальных ценностей жизни в современной урбанизирован-ной среде» [11, с.14].
Автор считает, что «формирование мировоззрения человека обу-словлено целым комплексом факторов: от влияния семьи и ближайшего социального окружения до воздействия средств массовой информации» [11, с. 61], то в процессе выработки экологической культуры личности ве-дущую роль может играть организация целенаправленного и научно обоснованного экологического образования.
В своем исследовании В.П. Горлачев полагает, что «для массового овладения людьми идей экологического мировоззрения необходима стройная система экологического образования, которая пока окончательно не оформилась ни в России, ни во многих других развитых странах» [11, с. 164].
Это своеобразная модель экологического мировоззрения исследова-теля, где ценным видится ее основа – научно-философская мысль.
Немецко-французский философ А. Швейцер заметил, что мировоз-зренческие идеи «дают нашему бытию направление и сообщают ему цен-ность... Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения пред-ставляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирова-ния» [60, с 82], а «культура есть результат взаимодействия оптимистиче-ского мировоззрения и этики. По отдельности ни оптимистическое миро-воззрение, ни этика не способны породить ее» [60, с. 86].
Много раз профессор Г.А. Ягодин указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить ми-ровоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов» [56]. Он подчер-кивал также, что «экологическое образование - это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни, в особую роль человека - капитана команды космического корабля «Зем-ля», имеющего уникальные механизмы саморегуляции» [57].
Учитывая определение Н.А. Рыжовой, под экологическим воспитани-ем и формированием экологических знаний детей следует понимать «не-прерывный процесс в образовании и развитии ребенка школьного возрас-та, вектор которого направлен на формирование системы представлений и знаний об экологии, а также экологической культуры, проявление которой заключается в эмоционально-позитивном отношении к природе и окружа-ющей среде, а также в ответственном отношении к состоянию той среды, которая окружает ребенка» [43, c.110].
Следует обратить внимание на то, что в исследованиях часто анали-зируется вопрос о состоянии организации экологического образования в России. К примеру, А.Н. Захлебный идеальной целью экологического об-разования, которая зафиксирована в законах РФ и ее субъектах, видят развитие экологической культуры, куда входит: «формирование экологи-ческих ценностей, экоцентрического мировоззрения, экологически ориен-тированного поведения» [16, с.152], но «задача формирования экологиче-ского мировоззрения решается с низкой эффективностью, так как наруша-ются основные его принципы -преемственности и системности»[16, с.163], что «мировоззренческий характер экологического образования» имеет шансы реализоваться посредством однопредметной модели экологическо-го образования в школе, которая дает возможности «систематического из-ложения экологического материала» [16, с 164].
А.Т. Зверев высказал свою точку зрения. Возьмем во внимание, что «экологическая культура основана на экологическом мировоззрении, ко-торое базируется на новом понимании взаимоотношения человека (обще-ства) и природы и призывает жить по средствам, т.е. брать у природы столько, сколько она может дать без нарушения механизма самовосста-новления, сохранение биоразнообразия и условий, пригодных для жизни условий» [17, с. 94].
Зверев вносит предложение «в настоящее время следует отказаться от господствующего пока потребительского мировоззрения общества и взамен лозунга «Бытие определяет сознание» следовать девизу «Сознание определяет бытие», который призывает строго контролировать личные потребности и потребности всего человечества с возможностями их удо-влетворения без ущерба для биосферы» [17, с. 94].
Автор замечает, что «экологическое мировоззрение в противовес по-требительскому мировоззрению основано на высокой духовности и нрав-ственности, …на знании законов природы и её реакции на антропогенное воздействие. А знание законов убеждает человека и общество в необходи-мости их соблюдения, чтобы избежать критических экологических ситуа-ций, помогает контролировать поведение, образ жизни и мысли людей, порождая совершенно новые отношения между ними, основанные на чув-стве коллективизма и понимание личной ответственности за судьбу окру-жающей среды и условии жизни на земле. Мы стоим на пороге новой «экологической» Эры развития человечества, воспитанного на экологиче-ской культуре и обладающего экологическим мировоззрением» [17, с.94]
Следует согласиться с данным пониманием роли сознания, экологи-ческого мировоззрения, экологической культуры.
Таким образом, воспитание экологическое, являясь основой выра-ботки экологической культуры ребенка, – это целый процесс, который охватывает все сферы развития детей в системе отношений его к природе, обществу и своему внутреннему миру. Конечный результат должен быть не просто приобретением определенного знания, а развитием эмоциональ-ной восприимчивости, способностей и желаний активно защитить природу, быть действительно культурным.
Кроме термина «экологическое образование» активно используется термин «экологическая культура». В некоторых случаях он используется как синоним первого выражения, а в других – как конечную цель экологи-ческой культуры.
1.2 Особенности формирования экологической культуры школь-ников разных возрастных групп
Особенностью формирования экологической культуры школьников является ее осуществление как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Экологическое сознание школьников формируется на уроках природоведения, биологии, географии, физики, химии, истории, литературы, технологии и др. Вместе с тем воспитание экологической культуры учащихся невозможно без их участия в общественно полезной деятельности по изучению и охране природы.
Младшие школьные годы являются самым благоприятным периодом для образования у детей основ экологии. В период развития ребенка он преобладает в эмоциональном - чувственном восприятии окружающей среды. В этот возраст учащиеся сознательно формируют наглядную и образную мировую картину, личностную нравственную и экологическую позицию, определяющую устойчивое отношение ребенка к природе и социальной среде и к себе [32].
Яркие и чистые эмоциональные реакции обеспечивают глубину и устойчивость впечатлений, которые получает младшеклассник из вне.
О важности выработки экологической культуры у младших школь-ников говорит федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО), концепция эколо-гического образования в системе общего образования [51].
Приучение к экологической культуре детей младшего школьного возраста основано на «этике очеловечивания» природы. С детьми занятия предполагают овладение простыми нравственными и экологическими пра-вилами и нормами [8, с.32-34].
На этих занятиях вводятся простое экологическое понятие природ-ных связей, взаимосвязи природы с жизнью людей, равноценности всего элемента природной системы, социальных мотивов отношений человека с природой. У младших школьников появляются знания о природе, они формируют научно-познавательные и нравственные отношения к природе.
Известно, что ФГОС НОО [51], ставит главной своей целью развитие личности учащихся.
Учебный предмет в начальной школе «Окружающий мир» - это условие, когда посредством получения природо- и обществоведческих знаний происходит выстраивание целостной мировой картины, где опре-делены все связи между компонентами картины мира. С учетом возраст-ных особенностей младших школьников первоначально у них вырабаты-вается представление о живой и неживой природе [39].
«Знакомство с началами социально-гуманитарных и естественных наук в их взаимосвязях и единстве ученику дает ключ к осмыслению своего опыта, позволяя в это же время сделать понятными, предсказуемыми и знакомыми явления окружающего мира, прогнозировать направление личных интересов без ущерба интересам общества и природы, найти свое место в окружении, обеспечивая тем самым в дальнейшем как социальное, так и свое личное благополучие» [20, с. 25].
На данном предмете школьники изучают общественные и природные явлений. Этот материал в основной школе изучаться будет дифференциро-ванно на уроках определенной предметной области: истории, общество-знания, географии, биологии, химии, физики и некоторых других дисци-плин [39].
Еще одной психологической особенностью учащихся начальных классов, которая потребуется для того, чтобы формировать знания о жи-вой и неживой природе, является стремление к самостоятельности. Благо-даря знанию этой особенности детей педагоги при проведении занятий мо-гут влиять на интерес ребенка к поиску необходимой для занятия инфор-мации, применяя при этом различные методы и приемы или организуя специальные наблюдения. К тому же это необходимое условие для ученика начального класса, которое предъявляется ФГОС НОО [51].
Дети в школьном возрасте подвержены внешнему воздействию, и по-ведение их зависит от взрослых оценок и успеваемости [12]. Таким обра-зом, мотив успеха в учебном процессе рационально применять при подго-товке и формировании знаний о живой и неживой природе на уроках, а также при развитии знания о живой и неживой природе.
Наблюдая живую и неживую природу, младший школьник вычленя-ет для него наиболее важные и интересные вещи, а также объединяет их, где восприятие, внимательность, мышление, речь объединяются в единый процесс. Таким образом, наблюдение за живой природой является усто-явшимся требованием к изучению курса любой естественной науки - есте-ствознания, природоведения, окружающего мира, биологии, географии и т.д. Процесс исследования и наблюдения за живой и неживой природой будет тесным образом связан с мышлением, а наблюдатель будет делать выводы, синтезировать, выделять закономерность и связь.
В силу психологических и педагогических особенностей младшие школьники не могут наблюдать и выделить существенное в предметах и явлениях окружающего мира, что, прежде чем, ведет к снижению продук-тивности, качества учебной деятельности в школе [36].
В образовательной организации познание экологии начинает с обыкновенного школьного урока и продолжается во время внеклассной работы.
С 1 класса учащиеся узнают основные экологические представления, природоохранительные меры.
В пятом классе на уроках биологии продолжается закрепление основ экологического воспитания подрастающих поколений, приобретение опы-та экологически целесообразных действий и влияний на окружающую сре-ду, навыков исследования.
В старшем классе решаются вопросы формирования у учащихся знаний о целостной жизни на Земле и границах ее стабильности, о желании людей создать новую урбанизированную среду для жизни, о рисках раз-рушения основ жизнедеятельности в этой окружающей среде, о биосфер-ных проблемах, причинах возникновения которых и способах их решения на различных уровнях в том числе и личном участии.
Очень важным является формирование системы интеллектуальных навыков и практичных умений для изучения и оценки экологических со-стояний своей территории, ее закрепления и совершенствования.
Экологическое образование у учащихся может осуществляться толь-ко в том случае, если взаимодействуют все учебные дисциплины, как есте-ственные, так гуманитарные. Каждый учебный предмет рассматривает экологическую проблему, вытекающую из содержания и специфики этого предмета.
На занятиях по географии анализируется природный ресурс различ-ных районов и путь рационального природоохранения.
Учитель химии помогает ученикам узнать химические составы воз-духа, воды и почв. Раскрытыми оказываются проблемы, связанные с за-грязнением природы отходами человеческого труда. Дается представление об использовании природных и синтетических веществ как удобрений, ядохимиков.
Уроки физики уделяют внимание экологически чистым источникам энергии - ветру, солнцу и другим. Внимание обращено на защитные и ава-рийные сооружения.
Учителя литературы обучают школьников сопоставлению и научно-му описанию природного мира, преодолению существующего в сознании разрыва между образом и логикой его восприятия.
В экологической практике важно применять широкий спектр методик и методов. Особое значение имеют проектные исследования, которые поз-воляют школьникам общаться с полученными знаниями, широко приме-нять приобретенные знания при изучении других дисциплин и курсов, а главное, высказывать свою точку зрения, предложить путь решения какой-либо экологической проблемы.
Для подростков характерно применение экологических знаний, фор-мирование опыта социальной взаимодействия и ответственности за окру-жающую среду во всех сферах деятельности. В этом возрасте воспитание экокультуры видоизменяется из-за того, что, прежде всего, подростки мо-гут осознавать личную ответственность за последствия их действий в от-ношении окружающей среды, а второе, они не удовлетворяются лишь эс-тетическими радостями общения с окружающей средой. Учащиеся прини-мают участие в таких формах организации природоохранных мероприя-тий как экспедиция, поход, экскурсия, акция, практикум, кружки и клубы. При этом педагогам следует избежать преобладания экологических форм просвещения подростков в школах.
Эффективные формы воспитания данного направления - коллектив-ные действия, где подростки понимают важность результатов их деятель-ности. К концу школьного возраста учащиеся должны быть способны озе-ленить участки, где можно уничтожить или правильно пользоваться быто-выми, производственной отходами, очищать леса, водоемы от загрязне-ний, экологически правильно вести жизнь на природе, в производстве, в домах, в школах, действовать при замечании признаков экологической бедствия и так далее.
Специфика организации экологического воспитания в общеобразо-вательной организации далее нами будет представлена схематично, где определены все составляющие данного процесса, но с учетом применения методологии на определенном уровне школьного образования (рис.1)
Рисунок 1 – Методология школьного экологического образования
Экологическое воспитание в школьном возрасте – это образователь-ное средство для осознания у детей знаний и представлений об окружаю-щем мире, формирование моральных этических качеств и бережливого от-ношения к природе, животным. Главное в формировании экологически грамотного школьника – выработка экологического мышления.
З.А. Хусаинов в своей работе говорит, что «экологическое мышление – высшая форма понимания отношений между объективной природой и человеком. Оно дает возможность личности переходить от созерцания природных явлений к пониманию их сущности, к раскрытию их законо-мерных связей, что служит основой понимания окружающей среды и оп-тимизации экологической ситуации» [54].
С.Л. Рубинштейн считает, что «мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведёт от отдельного к общему и от общего к отдельному» [45, с.384], «мышление - это высшая форма отражения объ-ективной реальности, состоящая в целенаправленном опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений пред-метов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Возникает и реализуется в процессе постановки и ре-шения практических и теоретических проблем» [45, с.391]. Описание ме-ханизма мышления С.Л. Рубинштейна таково: «в процессе мышления по-знаваемый объект включается во все новые связи и в силу этого выступает во всех новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях и поня-тийных характеристиках; из объекта тем самым как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства» [45, с.98-99]
Описывая функции мышления, А.Н. Леонтьев подчеркивал, что мышление «дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход «от явления к сущности», показывает и его отличие от ощущения и восприя-тия, т. е. от процессов чувственного отражения действительности, таким образом - мышление дает непрямое, сложно опосредствованное отражение действительности» [28, с. 114-119].
Но «технократическое мышление затрудняет практическое решение многих экологических вопросов» [39, с. 142].
Теперь уже значимость развития мышления школьников экологиче-ской направленности на новом уровне школьного образования подчерки-вается в федеральном государственном образовательном стандарте основ-ного общего образования (далее – ФГОС ООО), где одна из характеристик выпускника основной школы – «осознанно выполняющий правила здоро-вого и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для че-ловека и окружающей его среды» [62]. В данном документе среди лич-ностных образовательных результатов отмечено «формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню эколо-гического мышления, развитие опыта экологически ориентированной ре-флексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуаци-ях» [62], которые, конечно же, в личностных качествах школьника находят проявления.
Конечно, мышление экологической направленности является важ-нейшим компонентом культуры экологической, тем более, когда речь идет о подростковом возрасте. Выработка мышления экологической направ-ленности в подростковом возрасте - это одна из стадий становления соб-ственной внутренней позиции в отношении реального мира и ответа на окружающие проблемы и стремления к помощи.
Экологическое мышление относится к метапредметным навыкам и требует обширного понимания устройства мира и происходящих в нем процессов. Однако, чтобы сформировать у детей системное представление, экология должна преподаваться единым курсом. В большинстве же рос-сийских школ экологические знания сегодня включаются в другие предме-ты, такие как «Окружающая среда», «Биология», «Обществознание», «Химия» и «География».
В то же время воспитание экологической культуры школьников не-возможно без участия их в общественно-полезной деятельности в области изучения и охраны окружающей среды. Организация этой деятельности осуществляется в различных формах (рис.2).
Рисунок 2 – Формы общественно полезной деятельности школьников по изучению и охране природы
Выработка экологического мышления подростков следует проводить с учетом подростковых закономерностей - активной практике в группе сверстников. Поэтому большинство исследователей рассматривают как ос-новные варианты формирования экологического мышления подростков экологические лагеря, где проводится проектная деятельность экологиче-ского содержания [30; 5; 53].
Старшие классы систематизируют знания о природе, экологических проблемах индустриального и постиндустриального общества и внедряют эти знания на общественно полезных мероприятиях и профессиональных тренингах. В то же время у них развиваются свои ценностные ориентации, которые определяют их отношение к природе.
Формирование экологической культуры старших классов осуществ-ляется в образовательном процессе, а также во время обучающих курсов по выбору экологического направления.
Рассматривая процесс привития старшеклассникам экологических представлений об окружающей среде при получении экологического об-разования, важно отметить, что в последнее время этот процесс реализует-ся не в полной мере, а очень фрагментарно.
Поэтому у старшеклассников есть возможность получения опроде-ленных знаний по экологическим проблемам, но их недостаточно, так что необходимо систематически осуществлять работу по развитию личности путем педагогического влияния на духовную и нравственную сферы стар-шеклассников, формированию ответной и внешней мотивации по вопросам природоохранной деятельности.
При анализе возрастных этапов формирования личностей старших классов необходимо отметить: полную научную восприимчивость к меро-приятиям, связанным с охраной окружающей средой, а также возможно-сти обеспечить экологическую безопасность учащихся. Большую роль иг-рают навыки и умения наблюдать за окружающим природным простран-ством, навыки экологического наблюдения, опыт организации акций и проектов, а также другие мероприятия, способствующие повышения эф-фективности природоохранной деятельности старших классов.
Особое место отводится проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательных организациях. В организуемых научных обществах обучающихся 9-11 классов по направлению проектно-исследовательской работе применяются следующие формы обучения:
– обучение по индивидуальному образовательному маршруту или в малых группах в соответствии с программами экологического воспитания;
– наставничество с привлечением профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования;
– возможность выбора школ «онлайн»-обучения;
– проведение профильных каникулярных школ
– участие в проведении творческих конкурсов, олимпиад школьного, муниципального, регионального и всероссийского уровней;
– участие в проведении научно-практических конференций различ-ного уровня;
– участие в работе «Точек Роста» по естественнонаучному направле-нию.
С.В. Куликова в своей диссертационной работе «Взаимосвязь учеб-ного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков» указывает, что для анализа процесса воспитания экологиче-ского направления необходимо учесть, что его реализация предполагает сочетание современных методов педагогики и опыта внедрения разных форм экологического педагогического образования [27].
Рассмотрим кратко тенденции развития экологического воспитания учащихся в условиях образовательных организаций:
1. В самой организации проводится ряд координационных меропри-ятий, направленных на организацию экологического процесса и рацио-нальное использование, и изучение окружающей средой;
2. Организация осуществляет ряд координационных мероприятий, направленных на организацию экологического процесса и экологического рационального Реализация образовательных мероприятий и внеурочных мероприятий, которые направлены на интеграцию образовательных и внеурочных занятий школьников в природные условия;
3. Внедрение инновационных форм экологического образования и воспитания, предусматривающих применение инновационной техники, ин-формационной техники, внедрения ратификации Координационного сове-та общеобразовательного совета по защите и охране природы, экологиче-ских практик, дискуссий, проектных мероприятий и т.д.;
Кратко рассмотрим тенденции выработки экологического воспита-ния обучающихся в условиях общеобразовательной организации:
1. В самой организации проводится ряд координационных меропри-ятий, направленных на организацию процесса образования экологических и рациональных природоохранных и экологических исследований;
2. Реализация образовательных мероприятий и внеурочных меро-приятий, которые направлены на интеграцию образовательных и вне-урочных занятий школьников в природные условия;
3. Внедрение инновационных форм экологического воспитания, предусматривающих применение инновационной технологии, информаци-онной технологии, ратификацию координационного совета общеобразова-тельного совета по охране и защите природы, экологических практик, дис-куссий, проектных мероприятий и т.д.;
4. Использование в практике экологической направленности инте-грации связи с медиа-ресурсами, в частности - СМИ.
Так, в конце параграфа представим основные показатели успешности развития экологического образования школьников:
– повышение интереса к природоохранным проблемам;
– формирование когнитивного потенциала обучающихся по эколо-гическим понятиям;
– получение информации о глобальной экологии в масштабе кон-кретных территорий;
– экологическое мироощущение – понимание глобального экологи-ческого процесса в масштабах планеты;
– повышение познавательной активности и познавательной деятель-ности при изучении дополнительных материалов о природной среде;
– повышение ответственности за природоохранные мероприятия [25; 50].
Выводы по главе 1
Как показывает анализ использованной в работе литературы, сего-дня экологическая ситуация в России не благополучная. Это следствие ак-тивного вмешательства человека в естественные процессы природы.
Национальная стратегия в области образования и ряд других норма-тивных актов указывают на то, что экологическое образование в интересах устойчивого развития - это процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Но началом всего является период активного форми-рования системы ценностей, образа жизни и его установок, который при-ходится на школьный возраст.
Таким образом, анализ использованных источников показал, что ос-новными особенностями формирования экологической культуры школь-ников из разных возрастных групп можно считать такие, как большой вы-бор различных направлений, которые сегодня актуализированы в образо-вательной среде, обязательное создание экологического образовательного пространства с учетом возраста участников образовательного процесса, при этом учитываются современные требования к образовательной среде нового типа, которая позволяет эффективно реализовывать аспекты эколо-гии как теоретического, так и практического содержания в формировании экологической культуры школьников.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ЛАГЕРЕ НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «АРТЕК»
2.1. Нормативно-правовое обеспечение и специфика работы детских лагерей с круглосуточным пребыванием
Круглогодичные государственные Всероссийские детские центры в Российской Федерации – это «Орленок» (http://www. center-orlyonok.ru/), «Смена» (http://www.smena.org/), «Океан» (http://okean.org/) и Международный детский центр «Артек» (http://artek.org/).
Министерство просвещения Российской Федерации – ведомство, курирующее вопросы отдыха и оздоровления детей. На сайте Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/activity/main_activities/child_relaxation/?ysclid=lippyw3k5d466128051расположена информация о программах развития всероссийских и международного детского центров, нормативных документах, регламентирующих их деятельность.
В ведении Министерства просвещения Российской Федерации разнообразие аспектов организации детских каникул, экспертизы программ воспитания, организация конкурсов и развития сети лагерей, а также кадрового и методического обеспечения их работы. Также - укрепление партнерских связей с другими органами власти и учреждениями, поскольку только по межведомственному принципу успешно можно решать многочисленные проблемы оздоровления детей и трудовой занятости.
Министерством просвещения Российской Федерации особое внимание уделяется созданию прочной нормативной базы функционирования системы отдыха и оздоровления детей, совершенствованию ведомственной базы, приведению ее в соответствие с изменениями в законодательстве Российской Федерации и в нормативно-правовых документах межведомственного уровня.
Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка. В статье 9 указывается, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка» [63].
Типовое Положение о детском оздоровительном лагере регулирует деятельность детского оздоровительного лагеря [38]. По Типовому Положению выделяются следующие виды лагерей.
- по месту расположения лагеря: загородный или находится в границах населенных пунктов;
- по типу базы лагеря можно устанавливать стационарную базу или мобильные палаточные лагеря;
- по типу базы лагеря можно устанавливать стационарный или мобильные палаточные лагеря;
- по режиму пребывания в лагере могут быть круглосуточное или дневное пребывание.
Место расположения лагерей для круглосуточного пребывания самое разнообразное, большая часть лагерей расположена в загородной черте, в лесной и приморской зоне, в горном районе, то есть имеет значительную территорию для проживания, занятия спортом, развлечений и т.д.
Месторасположение и особенности мероприятий зависят от профиля образовательного учреждения дополнительного образования. Здесь подростки учатся общаться со своими сверстниками и быть самостоятельными. Лагерь этого типа работает обычно 21 день, и дети не покидают его в этот период.
Из педагогической практики известно, что в таких лагерях формируется 10-20 отрядов, в каждом по 15-20 человек. В отряде есть вожатые и воспитатель.
Жизнь в лагере организуется в соответствии с утвержденным распорядком.
Смена в детском лагере может носить профильный характер (спортивный, творческий, экологический), так и разнонаправленный (выбирается направление в соответствии с возможностями, условиями).
Основными занятиями детей являются прогулки, подвижные игры, различные мероприятия, конкурсы, просмотр фильмов, часто привлекают актеров спектаклей или детей вывозят на экскурсии, по вечерам проводятся дискотеки.
В большинстве лагерей есть собственный пляж, спортивные площадки, огороды, фермы, живые уголки и т.д.
В этом лагере каждому ребенку можно проявить индивидуальность, учиться работать в коллективе. Объемное планировочное решение загородного лагеря значительно отличается от объемного решения школы из-за иных функциональных нагрузок и решений задач.
Состав помещений и зданий лагерей этого типа весьма разнообразен, главным образом это: дома отрядов, столовая, медпункт, клуба общего сбора, административных зданий, душевых, прачечных и т.д. На территории лагерей могут быть расположены спортплощадки с футбольным полем, баскетбольным полем, волейболом, несколькими пляжами, туристической тропой и многим другим [48].
Специфика круглосуточного лагеря - отдых детей, новые впечатления, знания и навыки, главное – качественный отдых организма ребенка. Ребёнок попадает в новый, интересный мир, учится в коммуникациях, становится самостоятельнее, более мобильным [49; 58]. Это позитивно влияет на психологическое состояние детей. В последние годы наблюдается рост числа детей, видящих животных только в картинках в зоопарке. В городской среде человек теряет близость к природе и ее обитателям. Этот вид лагеря получил опыт советского пионерского лагеря.
Особое внимание уделяется утвержденным санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», потому что введены в действие с 01.01.2021 г. до 01.01.2027 г. и содержат требования к обеспечению охраны здоровья.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устой-чивого развития как надпредметное направление модернизации школьно-го образования: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Москва. 2009. - 141 с.
3. Алексеева Е.В., Горбенко Н.В. Основные направления реали-зации экологического образования в Нижегородской области. // Нижего-родский институт развития образования. Нижегородское образование. – №4. – 2009. – С. 48-54. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=14751310.
4. Алексеев, С.В., Экологический практикум школьника: Методи-ческое пособие для учителя / С.В. Алексеев. – Самара.: Учебная литерату-ра, 2006. – 117 с.
5. Бодрова, Л.А. Проектная деятельность как средство формиро-вания экологической культуры школьников / Л.А. Бодрова // Ярославский педагогический вестник. – М., 2012. – №1-Том II. – C. 69-72.
6. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. Новосибирск, 1999.
7. Васильев, И. В. Развитие экологический понятий в курсе био-логии: учеб.-метод. пособие М:.Просвещение, 2017. – 37 с.
8. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И ОБЩЕСТВА – ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Уфа, 09 апреля 2023 г.). - Стерлитамак: АМИ, 2023. - 133 с
9. Гладких Е.В. Способ познания мира через экологическую культуру / Гладких Е. В. // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 3.
10. Гончарова, Е.В. Теория и методика экологического образова-ния детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших пе-дагогических учебных заведений / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск.: Нижневарт. гуманит. ун-т, 2008. – 326 с.
11. Горлачев В.П. Формирование экологической культуры лично-сти в образовательном процессе: региональный аспект: дис. ... докт. пед. наук. - Чита, 2005. - 376 с.
12. Гришаева Ю. М. Экологическая культура в информационном обществе: к новым задачам образования / Гришаева Ю. М. // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2014. - № 1. -С. 36-38.
13. Давыдов В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. Москва : Педагогика, 2013. С. 10-21.
14. Дерябо, С. Д. Экологическая психология: диагностика эколо-гического сознания / С. Д. Дерябко. – Москва: Московский психолого - со-циальный институт, 2005. – 312 с.
15. Дроздова М.В. Экологическое образование - основа экологиче-ского благополучия // Таврический научный обозреватель. 2016. №1-3 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-osnova-ekologicheskogo-blagopoluchiya (дата обращения: 21.05.2023).
16. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации. Дисс. док. пед. наук. - М., 1985. - 389 с.
17. Зверев И.Д., Суравегина И.Т., Захлебный А.Н., Симонова-Салеева Л.П., Кучер Т.В. Концепция общего среднего экологического об-разования // Зеленый мир, 1997. - №14.
18. Зверев И.Д. Экологическое образование школьников / под ред. И.Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Т. И. Суравегиной. - М.: Издательский центр «Академия». - 2010. - 160 с.
19. Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников / И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. – Москва: Педагогика, 2013. – 160 с.
20. Зебзеева, А.В. Теория и методика экологического образования детей. Учебное пособие / А.В. Забзеева. - М.: ТЦ СФЕРА, 2009. - 288 с.
21. Зыкова М. А. З-96 Ознакомление с окружающим миром. Мето-дические рекомендации. 1 дополнительный, 1 и 2 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеоб-разоват. программы / М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева. – М. : Просвещение, 2016. – 155 с. – ISBN 978-5-09-043536-9.
22. Игнатова, В.А. Экологическая культура: учеб. пособие [Текст] / В.А. Игнатова; Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. – 212 с.
23. Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старше-классников экологической культуры как части их мировоззрения: дисс. ... канд. пед. наук. М., 1998.- 176 с.
24. Интегрированные уроки и внеурочная деятельность эколого-биологического содержания. Использование ресурсов интеграции и соци-ально-педагогического партнерства в образовательном учреждении для реализации ФГОС. – М.: Перспектива, 2013.
25. Карпачева О.А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИ-ЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки. 2023. №1 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-ekologicheskoy-kultury-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.05.2023).
26. Козина Ю. В. Роль экологизации сознания обучающихся в об-разовательном процессе // Проблемы современного педагогического обра-зования. 2018. №61-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-ekologizatsii-soznaniya-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 21.05.2023).
27. Куликова, С.В. Взаимосвязь учебного и свободного времени в формировании экологической культуры подростков (на материале дея-тельности сельских малокомплектных школ): автореф. дис. канд. пед. наук / С.В. Куликова. – Брянск: ТэкоЦентр, 2003. – 21 с.
28. Леонтьев, А. Н. Философия психологии : Из науч. наследия / А. Н. Леонтьев; Под ред. [и с предисл., с. 5-21] А. А. Леонтьева, Д. А. Леонть-ева. - Москва : Изд-во МГУ, 1994. - 285 с.
29. Лизунова Е. В. Дидактическая игра как способ формирования экологических знаний у школьников // СНВ. 2016. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sposob-formirovaniya-ekologicheskih-znaniy-u-shkolnikov (дата обращения: 21.05.2023).
30. Лихачев Д.С. Экология культуры. Работы разных лет: в 3 т. СПб., 2006. Т. 2. С. 309-325.
31. Макарова, Л.М. Сборник авторских и модифицированных про-грамм «Экологическое образование и воспитание детей» / Л.М. Макарова // Центр развития образования. - 2000. - № 4. – С. 12-19
32. Макарова, Л.М. Экологическая психология и педагогика: учеб-ное пособие / Л.М. Макарова. - Самара: Самарский государственный уни-верситет, - 2014. - 123 с.
33. Махубрахманова В. Р. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-kak-instrument-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury (дата обращения: 21.05.2023).
34. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учеб-ник и практикум для среднего профессионального образования / авт. - сост. Д. Ю. Добротин; под общей редакцией М. С. Смирновой. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 306 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978 - 5 - 534 - 10697 - 8. – URL: https: // urait.ru / bcode / 495544 (дата обращения: 10.11.2022).
35. Миронов, А. В. Экологическое образование младших школь-ников: учебное пособие для вузов / А. В. Миронов. – Москва: Издатель-ство Юрайт, 2022. – 263 с.
36. Модели экологического образования: программы, рекоменда-ции, уроки. – М.: Мир, 2016.
37. Морозова Н.А. Дополнительное образование – многоуровне-вая система в непрерывном образовании России. М.: МГУП, 2001.
38. Муравьев, А.Г. Экологический практикум / А.Г. Муравьев, Н.А. Пугал, В.Н. Лаврова. – М.: Крисмас+, 2012.
39. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образова-ния детей. – М., 2013. – 370 с.
40. Панов, В.И. О предмете психологии экологического сознания / В.И. Панов // Прикладная психология, 2000. - № 6. С. 8, 13.
41. Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 г. № 18-2/10/1-7164 «О Типовом Положении о детском оздоровительном лагере». Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/
42. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Серия «Зеленый дом» / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
43. Пономарева, И. Н. Общая методика обучения биологии : учеб.- пособие / В. П. Соломин, Г.Д. Сидельникова,– М:.Академия, 2016. – 54 с.
44. Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека сре-ды: Словарь-справочник/ Н. Ф. Реймерс, А. В. Яблоков. – М : Просвеще-ние, 1992. - 320 с.
45. Рожков М.И. Концепция региональных подходов к организа-ции воспитательной работы в Ярославской области. Ярославль, 1995.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г., 720 с.
47. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду/ Н. А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2000. – 112 с.
48. Сикорская, Г. П. Экологическое образование. Уральский вари-ант (Краткая история, методологические основания и практика) [Текст] / Г.П. Сикорская. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. - 199 с.
49. Ситак Л. А. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы// Крымский науч-ный вестник. — №4 — 2015 г., Том 2. «Педагогические науки», с. 242-248. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/SitakLA1.pdf
50. Советский энциклопедический словарь. - М., Сов.энциклопедия, 1983, - 1600 С.
51. Таршис, Л.Г. Основы исследовательской деятельности в обла-сти естественнонаучного образования/ Л.Г. Таршис. - Екатеринбург.: Банк культурной информации, 2007. - 160 с.
52. Томакова И.А. Экономические и социальные аспекты развития детских лагерей отдыха / И.А. Томакова, Ю.А. Хорохордина // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2016. № 4(9). С. 18–20
53. Торшин В.Н. Теория и практика организации подготовки кад-ров учреждений отдыха и оздоровления детей / В.Н. Торшин, М.Н. Пово-ляева, С.А. Коваль // Библиотечка для учреждений дополнительного обра-зования детей. 2011. № 2. С. 3–120.
54. Тупикин, Е.И. Тематический контроль по курсу «Основы без-опасности жизнедеятельности»: учеб. пособие / Е.И. Тупикин. – М.: ЦДЮ-Тур Минобразования России, 2004. – 121 с.
55. Турдикулов Э.А. Экологическое образование учащихся в про-цессе изучения предметов естественно-научного цикла: (физические аспек-ты образования). Дисс. док. пед. наук. - Ташкент, 1982. – 356
56. Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность» / А. Д. Урсул // Философские науки. – 1986. – № 1. – С. 35–42.
57. Фадеева, А.П. Развитие образовательной среды учреждения дополнительного образования как условие творческой самореализации де-тей и подростков: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Фадеева Александра Петровна; [Место защиты: Ульян. гос. ун-т]. - Ульяновск, 2010. - 30 с.
58. ФГОС НОО от 31 мая 2021 года № 286 «Об утверждении фе-дерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/
59. Хохлова Е.В. Теория и практика формирования экологической культуры младших школьников (на материале сельской школы).- Ставрополь, 2001.- 76с.
60. Хусаинов, З. А. Концептуальные основы формирования эколо-гической культуры школьников: этнопедагогический аспект : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2006. - 40 с.
61. Хусаинов З.А. Экологическое мышление и экологическое со-знание - основа формирования экологической культуры молодого поколе-ния // Евразийский Союз Ученых. 2015. №3-1 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-myshlenie-i-ekologicheskoe-soznanie-osnova-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-molodogo-pokoleniya (дата обращения: 21.05.2023).
62. Чуйкова Л. Ю. Анализ моделей экологического образования, использующихся в системе школьного образования // Астраханский вест-ник экологического образования. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-modeley-ekologicheskogo-obrazovaniya-ispolzuyuschihsya-v-sisteme-shkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.05.2023).
63. Цветкова И. В. Представления об экологической культуре со-временной молодежи / Цветкова И. В. // Вектор науки Тольяттинского гос-ударственного университета. - 2017. - № 2 (40). - С. 124-130.
64. Швейцер, А. Культура и этика /Перевод Н.А.Захарченко и Г.В.Колшанского/ Общая редакция и предисловие проф. В.А.Карпушина. - М.: «Прогресс», 1973.
65. Шклярук В. Я. Экологическая культура как фактор самосохра-нительного поведения личности в современном социуме / Шклярук В. Я. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического уни-верситета. - 2017. - № 1 (65). - С. 71-75.
66. Яковенко, И. М. Детские оздоровительные лагеря в Республике Крым: традиции и инновации в функциональной и территориальной структуре // Учёные записки Крымского Федерального университета име-ни В. И. Вернадского. География. Геоэкология. 2017. Т. 3 (69). № 3-1. С. 158-173.
67. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000 - 456 с.
68. АРТЕК 2.0 ПЕРЕЗАГРУЗКА КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДЕТСКОГО ЦЕНТРА «АРТЕК» https://static.artek.org/static/file/razvitie_vert.pdf
69. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Програм-мы развития федерального государственного бюджетного образователь-ного учреждения «Международный детский центр «Артек» на 2021 - 2025 годы» от 31 мая 2021 г. № 1412-р
http://static.government.ru/media/files/P9guzQ8iGBAJwbd7Bm5wcgUcDIe6mvM0.pdf
70. ФГОС ООО https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/?ysclid=liddhi79a8910688827
71. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/?ysclid=liddo4d5mo550602368
72. Словарь по этике. Под редакцией И.С. Кона https://www.phantastike.com/other/slovar_po_etike/djvu/view/
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней