Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбранной темы объясняется следующим:
Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых серьезных проблем в наше время. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация на дорогах ухудшается в период летних каникул. Согласно данным ГИБДД в 2023 году в России произошло 32868 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 3504 человека, из которых 174 дети.
В последнее время возросло внимание современной педагогики и практики образования к вопросам дорожной безопасности, что обусловлено главной особенностью, чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах.
Объект исследования: содержание образовательной работы педагога по формированию у детей старшего дошкольного возрасте безопасному поведению на дороге.
Предметом исследования: формы и методы обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.
Цель настоящего исследования: раскрыть содержание работы педагога по формированию навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи работы:
- на основе анализа педагогической литературы выяснить основные направления работы педагога по знакомству детей среднего возраста с правилами дорожного движения;
- раскрыть методы и приемы работы с детьми по формированию у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;
- разработать проект работы с детьми по формированию у детей навыков и безопасного поведения на дороге.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы, синтез,
Эмпирические: педагогический эксперимент, анкетирование, опрос, педагогическое наблюдение, беседа, контент-анализ документации
В основе работы научные и методические труды в области педагогики таких авторов как:
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения. Во введении определена проблема и предмет исследования поставленной цели и задачи.
В первой главе раскрываются основные причины и условия, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий с участием детей дошкольного возраста.
Вторая глава раскрывает содержание работы педагога ДОУ по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. В заключении сформулированы краткие выводы. Приложение включает текст диагностической методики и авторский проект «Дети и дорога», включающий конспекты занятий и игры.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут быть использованы педагогами дошкольных организаций и студентами педагогических специальностей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
1.1. Современный подход к проблеме формирования навыков безопасного поведения дошкольников на дорогах
Необходимость регулирования участников дорожного движения является очевидной со времен античности. Первый шаг к снижению травматизма из-за дорожных происшествий сделал Юлий Цезарь, который ввел правила передвижения для колесниц по городским улицам: движение для владельцев колесниц разрешалось только по одной стороне города, а выезд на дороги после захода солнца был запрещен.
В период средневековья для рыцарей был определен правосторонний разъезд, который положил начало правостороннему дорожному движению, которое действует в европейских странах по сегодняшний день.
Опыт регулирования дорожного движения и активное распространение автомобилей в XX веке привел к формированию установленных сводов правил дорожного движения и технических требований к транспортным средствам. В настоящее время в России действуют Правила дорожного движения, установленные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090. В них определены понятия, которые применяются в описании ситуаций взаимодействия участников дорожного движения. Рассмотрим эти понятия в области безопасности дорожного движения, определенные статьей 2 правил дорожного движения:
Правила дорожного движения представляют собой свод правил, которые регулируют технические требования, предъявляемые к транспортным средствам и обязанности таких участников дорожного движения, как пешеходы, водители, транспортные средства
дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дороги [3, ст.2];
безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [3, ст.2];
обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий [3 , ст.2].
Проблему снижения смертности и травматизма только введением правил дорожного движения решить невозможно. Важным направлением является профилактика ДТП, особенно детского травматизма.
Под детским транспортным травматизмом следует понимать все случаи повреждений у детей, нанесенные им наружными и внутренними частями движущегося транспорта в условиях и местах (улица, дорога, магистраль, двор) требующих соблюдения.
Вопросы педагогического регулирования формирования навыков детей в области безопасности дорожного движения разрабатываются в дошкольной педагогике с 30-х годов XX века.
В 1937 году В.М. Федявской определены причины детского травматизма в дорожном движении. К ним автор отнесла низкий уровень знаний ребенка (незнание правил), низкий самоконтроль, невнимательность в ситуациях на дороге. В результате анализа детского травматизма В.М. Федявская приходит к заключению о важности целенаправленной педагогической работы по подготовке детей как участников дорожного движения начиная со старшего дошкольного возраста [54].
В журнале «Дошкольное воспитание» с 1937 года публикуются теоретические и практические статьи, посвященные различным аспектам обучения детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге. В научной и методической литературе публикуются научно-методические и теоретические материалы, повышающие эффективность обучения дошкольников мерам безопасности. В настоящее время в отечественной педагогике применяются разработки таких авторов, как Н.Н. Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М. Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной и других.
Обучение детей поведению на дороге рассматривается в контексте формирования культуры безопасного поведения [7].
Культура безопасного поведения на дорогах - это часть бытовой культуры, которая включает в себя состояние общественной организации человека, обеспечивающее определенный уровень его безопасности и безопасности окружающих его людей в сфере дорожного движения[7].
Главной целью обучения детей дошкольного возраста ПДД является подготовка к реальной жизни: к участию в дорожно-транспортном взаимодействии в роли пешеходов. Вопросы подготовки дошкольников как участников дорожного движения включены в основные образовательные программы дошкольного образования и в парциальные – систему дополнительного образования и воспитания.
Программы по ПДД для малышей включают физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, личностное развитие, то есть обеспечивать комплексное умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих способностей и формирование различных видов деятельности ребенка. Основная образовательная программа для дошкольных образовательных организаций формируется в соответствии с требованиями ФГОС обеспечивает выполнение общеразвивающих и коррекционных задач дошкольного воспитания. Одной из задач программы подготовки дошкольников является формирования у ребенка способности «к соблюдению правил безопасности в реальном и цифровом взаимодействии» [2] .
Дошкольная образовательная организация в соответствии с п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» [1], может предоставлять дополнительные образовательные услуги (платные и бесплатные), расширяющие содержание и направления основных образовательных программ. Дополнительные программы представляют собой разработанные циклы занятий различной направленности: художественно-эстетические, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, коррекционные направленности и др.
Подготовка ребенка к школе включает не только усвоение предметных знаний, умений и навыков письма, чтения, рисования и прочих, необходимых ребенку для успешного включения в образовательный процесс начальной школы, но также знания, умения и навыки, гарантирующие ребенку безопасность в образовательном учреждении и за его пределами. Главная задача дошкольной образовательной организации, как первого звена в предупреждении детского непреднамеренного травматизма, заключается в создании условий формирования качеств личности, которые станут внутренними регуляторами поведения.
В настоящее время применяются дополнительные парциальные программы, включающие в разной степени задачи формирования у детей моделей поведения и личностных характеристик, обеспечивающих безопасное поведение в дорожно-транспортных ситуациях. Это программы: «Я, ты, мы» (О. М. Князева, Р. Б. Стеркина) [37], «Я – человек» (С. А. Козлова) [38], «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) [6], «Светофор» (Т.И. Данилова) [26].
Социально-эмоциональное развитие дошкольника является основной целью программы «Я, ты, мы» авторов О. М. Князева, Р. Б. Стеркиной. [7].
Эта программа ориентирована на решение следующих воспитательных задач: формировать нравственные нормы поведения и социальной компетенции, включающей умение выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми; достойно выходить из конфликтных ситуаций; адекватно оценивать собственные возможности. Она позволяет формировать коммуникативную компетентность личности безопасного типа и такие личностно-волевые характеристики, как доброжелательность, отзывчивость [37].
Программа С. А. Козловой «Я – человек» [38] ведущей задачей выдвигает формирование представления дошкольника о себе как представителе человеческого рода, о других людях разной национальности, проживающих в разных частях планеты, их правах, обязанностях и поступках, формируя представления об окружающем социальном мире. Педагогическое воздействие направлено на формирование творческой личности как носителя развитого воображения и креативного мышления, уважающей других людей и обладающей чувством собственного достоинства. Программа включает четыре раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля – наш общий дом». Технология реализации программы «Я – человек» представлена в форме учебного пособия «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», ориентированного на педагогов дошкольного образования. [7].
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) утверждена Министерством образования и направлена на формирование у ребенка старшего дошкольного возраста навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение [8]. Авторы программы оставляют педагогам дошкольного образования свободу выбора обучающих материалов, оборудования и методических приемов, определяя тематическое содержание и дидактические принципы. Программа включает шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице». Авторы выделяют следующие дидактические принципы реализации программы: полноту, системность, учет условий городской и сельской местности, возрастную адресованность, принцип интеграции (программа может быть реализована как самостоятельная, так и как составная часть комплексной программы), координацию деятельности педагогов, преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье [19, с.35-39]. Авторы предлагают следующие формы координации воспитательных действий воспитателя и родителей: организацию собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; ознакомление родителей с работой детского сада по программе обучения (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы); организацию различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарного); ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, общие мероприятия, информация в «уголках родителей») [39].
Эффективное формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения ребенка в различных ситуациях в соответствии с программой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» представляет собой целостный педагогический процесс из 44 тематических занятия, включающих элементы обучения безопасности в игровую деятельность детей, прогулку, режимные моменты. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста [19], четыре иллюстрированные рабочие тетради для детей [набор наглядных материалов позволяют обеспечить целостность учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения.
Т.И. Данилова в программе «Светофор» выстраивает систему обучения детей в возрасте от 3 до 7 лет. Она предусматривает 5 этапов освоения учебного материала [26]:
1) Диагностику и уточнение первоначального объема знаний дошкольников;
2) расширение первоначальных представлений о ПДД
3) формирование сознательного отношения к соблюдению ПДД;
4) Формирование чувства ответственности за свои действия как участника дорожного движения;
5) развитие у детей чувства контроля и самоконтроля.
Т.И. Данилова предлагает применять такие методы как: беседа, подвижная игра, наблюдение, дидактическая игра, чтение [26].
В пособии Т.Ф. Саулиной «Три сигнала светофора» представлены методические разработки для организации обучения детей младшей, средней и старшей группы [46]. Т.Ф. Саулина предлагает систему взаимодействия с ГИБДД и способы интеграции обучения правилам безопасности на дороги во все сферы деятельности детей: трудовую, игровую, развитие речи и элементарных математических представлений, досуговую и другие. Важно внимание уделяет работе с родителями – беседы и подготовку раздаточного информационного материала. Ключевая роль в формировании безопасного поведения ребенка на дороге возлагается на воспитателя как транслятора знаний, и на родителя как образец для подражания.
Н.А. Извекова разрабатывала программу обучения дошкольников, включающую погружение в историю веселых человечков, которые учили правила. Автор предлагает учебно-методический комплекс, включающий программы и рабочую тетрадь для детей [33].
Формирование безопасного поведения ребенка на дороге осуществляется в процессе воспитательной и режимной деятельности. Для этого требуется обеспечение определенной материальной базой. Так, в дошкольных образовательных орагнизациях для осуществления практических занятий применяются: специально оборудованные уголки безопасности, специальные тренировочные площадки, наглядные пособия, дидактические комплекты, игровые комплекты и игрушки.
Исследователь Э.Д. Лукиных [41] рассматривает проблемы формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста и знаний в области безопасности дорожного движения. Она выделяет объективные и субъективные причины. К объективным причинам Э.Д. Лукиных относит высокую интенсивность автомобильного движения, состояние дорожного покрытия, увеличение скоростного режима, недостаточное научно-методическое оснащение образовательного процесса, квалификация педагогического состава.
К субъективным причинам Э.Д. Лукина относит уровень психо-физиологического развития детей дошкольного возраста, отсутствие опыта применения правил дорожного движения на практике, стремление ребенка к самостоятельности, отрицательные примеры поведения взрослых (особенно родителей) [41, c.54].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 24.10.2022) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")
4. Resolution adopted by the General Assembly on 31 August 2020 № № A/RES/74/299 – URL:
5. Авдеева Н. Н. и др. Информационно-методическая поддержка педагогических кадров в ДОУ Семинар-практикум «Формирование навыков безопасного поведения ребенка-дошкольника на улицах и дорогах с использованием инновационной кейс-технологии» //Дошкольное воспитание. – 2017. – №. 3. – С. 29-34.
6. Авдеева, Н. Н. Безопасность. Учебное пособие / Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 144 c
7. Адонина Н. И., Пономарёва М. А. Формирование у дошкольников ПДД посредством реализации образовательных областей //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2015. – №. 3-3. – С. 11-12.
8. Аносова Н. С., Люц Е. А. Обучение дошкольников правилам дорожного движения через средства художественной литературы //Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации. – 2020. – С. 95-97.
9. Аралина, Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности [Текст]/ А.Н.Аралина. – М.: Скрипторий 2003, 2008. – 72c.
10. Батова, И. С. Правила дорожного движения для детей 5-7 лет: 16 иллюстрированных игровых карт-заданий / И.С. Батова. - Москва: Наука, 2019. - 378 c.
11. Безопасная дорога [Изоматериал]: книжка-раскраска. Красноярск: ГИБДД по красноярскому краю, 2007. – 16с.
12. Безопасность в городе: лото «Опасные и безопасные ситуации» для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ автор метод. разработки О.Е. Мельник. – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2021. – 24 с
13. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2005. –304с.
14. Безопасность на дороге. Карточки для развития ребенка. - М.: Улыбка, 2018. - 121 c.
15. Безопасность на дороге. Сложные ситуации (набор из 12 карточек). - М.: Карапуз, 2019. - 198 c.
16. Безопасность. Рабочая тетрадь - 1: для детей старшего дошкольного возраста [Изоматериал]/ сост. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина – СПб: Детство-Пресс, 2006 г. – 24с.
17. Безопасность. Рабочая тетрадь - 2: Для детей старшего дошкольного возраста [Изоматериал] / сост. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина – СПб: Детство-Пресс, 2007 г. – 24 Безопасность. Рабочая тетрадь - 3: для детей старшего дошкольного возраста / сост. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. – СПб: Детство-Пресс, 2006 г. – 24 с.
18. Безопасность. Ребенок в городе. Рабочая тетрадь - 4: для детей старшего дошкольного возраста [Изоматериал] / сост. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. – СПб.: Детство-Пресс, 2009 г. - 20 с.
19. Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. [Текст] // Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 144с.
20. Белая, К. Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО. Средняя группа. Для работы с детьми 4-5 лет / К.Ю. Белая. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 169 c
21. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников / К.Ю. Белая. - Москва: Наука, 2018. - 561 c.
22. Беседы с ребенком. Безопасность на дороге (набор из 12 карточек). - М.: Карапуз, 2019. - 740 c.
23. Бордачева, И. Ю. Безопасность на дороге. Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ. Наглядно-дидактическое пособие / И.Ю. Бордачева. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 351 c.
24. Гарнышева, Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры / Т.П. Гарнышева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 773 c.
25. Гризик, Т. И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет. Методическое пособие для воспитателей / Т.И. Гризик, Г.В. Глушкова. - М.: Просвещение, 2018. - 139 c.
26. Данилова Т. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. ФГОС – М: Детство-Пресс, 2020. – 128 с.
27. Дмитриенко, З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры / З.С. Дмитриенко. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 908 c.
28. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL :https://www.evolkov.net/case/case.study.html
29. Дорожные знаки в картинках. - М.: Гном, 2018. - 275 c.
30. Дорожные знаки. Предупреждающие знаки: 12 красочных карточек с изображением знаков и описанием правил дорожного движения для занятий с детьми. - Москва: Высшая школа, 2019. - 991 c.
31. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др.; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2008
32. Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.
33. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста - М.: Сфера, 2007 – 64 с.
34. Исследование глобального бремени болезней: обновленная информация, 2004 год [Электронный ресурс]/ Всемирная органи¬зация здравоохранения . – Женева, Всемирная органи¬зация здравоохранения, 2008. – Электронные данные – Режим доступа: http://www.who.int/healthinfo/global_burden_disease/GBD_report_2004update_full.pdf – Проверено 12.09. 2009.
35. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: https://www.casemethod.ru
36. Климова Е. М. Кейс-технологии в практической деятельности воспитателей ДОУ //Человеческий капитал. – 2017. – №. 3. – С. 94-95.
37. Князева, О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: уч.-метод. пособ. для воспит. дошк. образ. учрежд. [Текст] / О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.–М.: Издание И. П. Носова; Дрофа-Плюс ,2004 . – 128с.
38. Козлова, С. А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям/ С.А.Козлова. - – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с. – (Программа «Я - человек»; Дошкольное воспитание и обучение - приложение к журналу "Воспитание школьников" - Вып. 34).
39. Кротова Н. В., Блинова Е. О. Формирование безопасного поведения на дороге у дошкольников (на примере использования фото-кейсов) //системная перестройка–фундамент устойчивого инновационного. – 2022. – С. 55.
40. Лобойко Е. В. Из опыта работы «использование проектной деятельности в обучении дошкольников ПДД в соответствии с требованиями «ФГОС ДО» //педагогическое и психологическое образование: результаты научных исследований и их использование. – 2018. – С. 174.
41. Лукиных Э. Д. Современные проблемы обучения дошкольников ПДД //Проблемы педагогики. – 2020. – №. 2 (47). – С. 54-56.
42. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — м.: мозаика-синтез, 2014. — 368 с.
43. Педагогические технологии и инновации – Режим доступа: https://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html
44. Рожкова В. М., Ткаченко М. В. Учимся играя: использование кейса для самостоятельного изучения ПДД старшими дошкольниками //формирование и эволюция новой парадигмы инновационной науки. – 2022. – С. 51.
45. Росада А. Ю. Использование квест технологии при обучении детей старшей группы ПДД //Мировая наука 2021. Проблемы и перспективы. – 2021. – С. 70-73.
46. Саулина C. Три сигнала светофора: jзнакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 162 с.
47. Статистика ДТП по России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rusdtp.ru/stat-dtp/?ysclid=lik9u73asj440924804 – Доступ свободный – Рус. яз.
48. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод? Взгляд теоретика и практика. / URL: https://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1
49. Суханова О. А., Горбатенко В. В. Обучение детей правилам безопасного поведения на дороге с помощью «кейс–технологии» //Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. – 2021. – С. 73-76.
50. Тюфанова Е. Б., Горбатенко В. В. Обучать детей правилам безопасного поведения на дороге с помощью «кейс-технологии»(из опыта работы) //Вызовы времени и ведущие мировые научные центры. – 2021. – С. 21-23.
51. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7
52. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия. Планирование. Рекомендации / О.В. Чермашенцева. - М.: Учитель, 2018. - 208 c.
53. Шелудько М. В. Некоторые аспекты исследования формирования безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста //Международный студенческий научный вестник. – 2018. – №. 3-5. – С. 700-702.
54. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс- технологий в учебном процессе – Режим доступа: https://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm