Фрагмент для ознакомления
2
Обучение детей английскому языку следует за всесторонней реализацией практических, образовательных, комплексных образовательных и развивающих целей. Реализация практической цели должна гарантировать, что остальные три являются развивающими, образовательными и обеспечивают всестороннее образование, и, таким образом, иностранный язык способствует формированию всесторонне развитой личности, что является основной задачей начальной школы на современном этапе формирования нашего общества.
Несмотря на вклад ученых в развитие проблемы изучения иностранного языка в начальной школе и опыт, накопленный учителями, эффективность начальной школы в области иностранного языка считается недостаточной. В начальной школе уже есть большое количество детей, которые испытывают постоянные трудности со слуховым восприятием, чтением и правописанием на иностранном языке и меньше интересуются этим предметом.
Формирование у обучающихся иноязычных представлений является достаточно трудным, особенно для обучающихся начальной школы. Младшие школьники, еще не постигшие азы родного языка, не могут полностью овладеть иноязычными умениями без постоянной практики.
Исследование показывают, что многим школьникам сложно начать коммуникативное общение. Этому препятствует не только психологические особенности младших школьников - чувства страха ошибиться, застенчивость, но более важное - это отсутствие необходимости коммуникативного опыта.
На уроках английского языка зачастую дети развивают навыки монологической речи. Этому способствует чтение текстов, диалогов, но на развитие диалогической речи, которая и является результатом.
Проблема иноязычного обучения исследуется такими авторами как: И.Л. Бим [Бим, 1988], Н.И. Гез [Гез, 2016], Г.В. Роговой [Рогова, Верещагина, 2000], Е.Н. Солововой [Соловова, 2001].
Сложным является не только процесс развития навыков диалогической речи, но и выбор форм и методов контроля ее сфомированности.
Анализ результатов ГИА и ЕГЭ именно в тех разделах, КИМ которых направлены на развитие иноязычных диалогических умений [Беляева, 2020] показал, что не всегда удается достичь требуемых ФГОС результатов на изучаемом языке, поэтому необходимо, начиная с начальной школы, искать и находить более рациональную методику обучения диалогической речи, чтобы результаты были достигнуты в полной мере в соответствии с требованиями ФГОС.
Актуальность исследования прослеживается с нескольких сторон:
- социальной – необходимостью развития коммуникативной компетенции младших школьников, в том числе развитие навыков диалогического общения;
- педагогической – необходимостью поиска эффективных форм и методов контроля развития навыков диалогической речи, учитывая уровень владения языком и психофункциональные особенности младших школьников;
- методической – необходимостью организации контроля развития навыков диалогической речи на уроках английского языка посредством разнообразных методов и форм.
На основании актуальности и противоречия сформулирована проблема исследования, состоящая в ответе на вопрос: каковы особенности форм и методов контроля диалогической речи у обучающихся начальной школы на уроках английского языка?
Актуальность и проблема исследования позволили сформулировать тему выпускной работы «Формы и методы контроля диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе».
Цель работы состоит в теоретическом обосновании особенностей и разработке системы контроля диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе.
Объект исследования – процесс развития навыков диалогической речи.
Предмет исследования – формы и методы контроля развития навыков диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности диалогической речи;
2. Описать сущность и классификацию видов контроля;
3.Выявить формы и методы контроля диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе;
4. Провести опытно-педагогическую работу по организации контроля диалогической речи обучающихся начальной школы на уроках английского языка.
Теоретико-методологической базой для нашего исследования российских и зарубежных ученых в следующих областях знания:
- психология раннего развития школьников: В. Б. Беляева [Беляева, 2020], И. А. Зимняя [Зимняя 2001], З. И. Никитенко [Никитенко, 2011].
- методика преподавания иностранных языков: Н. Д. Гальскова [Гальскова, 2013], З. И. Никитенко [Никитенко, 3011], Е. И. Пассов [Пассов, 1989], Е. И. Соловова [Соловова, 2001].
В работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение литературы по теме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент, тестирование, педагогическое проектирование, анализ УМК.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе была систематизирована и обобщена имеющая методическая литература, позволившая раскрыть понятие диалогическая речи и выделить показатели её развития.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанный комплекс контроля развития навыков диалогической речи может быть использован учителя английского языка при обучении младших школьников.
Научная новизна данного исследования определяется тем, что в работе был проведен анализ УМК по английскому языку для начальной школы в части наличия упражнений, направленных на контроль и оценку развития диалогической речи у младших школьников.
Апробация результатов исследования:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Работа представлена на 55 страницах машинописного текста. Список литературы представлен 30 наименованиями. В работе использовано 8 рисунков.
Во введении раскрывается методологический аппарат исследования.
В первой главе на основании литературных первоисточников по проблемах обучения английскому языку в начальной школе было раскрыто понятие диалогической речи, выявлены компоненты и критерии развития диалогической речи у обучающихся начальной школы. Рассмотрена специфика и классификации контроля развития диалогической речи. Выделены основные методы и формы осуществления контроля диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе.
Во второй главе представлена хронология проведения опытно-педагогической работы, описаны методики и методы проведения диагностики уровня сформированности диалогической речи обучающихся начальной школы. Представлено описание контрольных упражнений, направленных на развитие и оценка диалогической речи младших школьников.
В заключении приводятся выводы по результатам исследования.
В приложении содержит материалы диагностической работы, а также дидактический материал к урокам.
Глава 1. Теоретические аспекты контроля диалогической речи обучающихся на уроках английского языка в начальной школе
1.1 Понятие диалогической иноязычной речи
Современные цели начального образования подробно изложены в ФГОС ООО. Они основываются на воспитании и развитии личности ребенка, свободного личность нестандартно, развитого физически и духовно, готового к творческой деятельности. Впервые в этом стандарте представлен портрет выпускника, гражданина России, в котором он занимает видное место по своим ценностным качествам [ФГОС, 2017].
Согласно ФГОС НОО выпускник начальной школы должен сформировать следующие показатели коммуникативной компетенции:
- умение читать и понимать простые аутентичные тексты (изучающее, просмотровое чтение);
- уметь вступать в встроенное общение в ситуациях учебного, бытового содержания;
- уметь рассказать о себе, своей семье, месте учебы, хобби;
- умение письменно выражать свои мысли [ФГОС, 2017].
К концу пропедевтического курса устного иноязычного общения у детей формируются умения:
— понимания английской речи, выраженной в возможности вопросно-ответной формы общения, понимания иноязычных просьб, чтению текстов различного характера;
— диалогическая речь, дающая возможность обучающимся ориентироваться в условиях вопросно-ответных формах общения, просьба-ответных формах. В то же время обучающиеся могут изменять, объединять и передавать лексическое и грамматическое содержание этих союзов привести его составные элементы в новое состояние; отвечать на вопросы различного рода (общие и частные), выражать утверждение / несогласие, утверждение / неодобрение, отклонение услышанного;
― монологическая речь, которая позволяет формируют самостоятельные коммуникативные выражения без подготовки. Намерения формируются в соответствии с предлагаемыми целями разговора. Объем фразы составляет не менее трех предложений, лингвистически правильно согласованных. Монолог - это описание (изображения, объект, животное, внешний вид сказочный герой и т. д.) или рассказ (о себе, друге, члене семьи, любимце, сказочном герое) [Василенко, Никишина, 2005], [Гальскова, 2013].
Данный перечень не охватывает все составляющие иноязычного обучения, но базируется на минимальных знаниях, которыми должны обладать обучающиеся к моменту окончания начальной школы.
Основной задачей предмета «Английский язык» в начальной школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть ребенок должен уметь общаться на иностранном языке. Но некоторые ученые (И.Л. Бим, З. Н. Никитенко, Е. И. Пассов и др.) считает, что выражение «иноязычное образование» следует использовать вместо понятия обучение иностранному языку» из-за перехода к личностно ориентированному [Бим, 1988], [Никитенко, 2011], [Пассов, 1989].
В процессе вербального общения говорение выступает в двух формах - в форме монологической и диалогической речи.
M.M. Алексеева и В.И. Яшина в рассматриваемом понятии выделяют две составные части - монолог и диалог. Различие данных видов связной речи обусловлено спецификой их организации и развития в речи [Алексеева, Яшина, 2017 ].
Диалогическая речь - «обмен высказываниями, порождаемыми одно другим в процессе разговора между двумя или несколькими собеседниками» [Бим, 1988, с. 144].
Единицей обучения диалогической речи является «диалогическое единство, представляющее собой две или более смежные реплики, взаимосвязанные между собой как по смыслу, так и структурно» [Вайсбург, 1985, с. 55].
В.П. Глухов и O.С. Ушакова считают, что для диалога характерно обмен репликации. При этом особую роль играют невербальные средства общения, способные изменить значение слова [Глухов, 2012], [Ушакова, 2018].
B.P. Глухов утверждает, что диалог на самом деле является основной формой разговора и служит непосредственно потребность в живом общении [Глухов, 2012].
В.П. Глухов выделяет следующие критерии диалоговой речи:
- адекватное (всестороннее) осмысление темы (предмета разговора);
- семантическая целостность и единство структуры, вызванное употреблением определенных лингвистических и неязыковых средств состояния связи [Глухов, 2012].
Таким образом, диалогическая речь - это сложный речевой процесс, основными характеристиками которого будут являться ситуативность, мотивированность, двусторонний характер, эмоциональность, лимитированность во времени, эллиптичность, структурная оформленность, многотемность.
При обучении диалогической речи решаются следующие основные задачи:
Во-первых, дать понятие диалога в его разнообразной, естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросно-ответная форма является известным, наиболее распространенным случаем диалогического общения. На различных примерах следует сообщить обучающимся содержание реплик приветствия, сообщения, приглашения, выражения разных эмоций (удивление, благодарность, уверенность, сомнение).
Во-вторых, обучение школьников тому, как правильно их использовать в данной ситуации, доведет их до уровня автоматизма.
В-третьих, учить школьников заменять эти слова в соответствующих ситуациях, то есть учить их вести диалог. Реализация этих задач, помимо методических приемов, непосредственно поддерживается языковым материалом учебников с помощью системы подбора лексики, специальных упражнений и текстов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева М.М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. – 3-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2017. 400 с.
2. Английский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Н. И. Быкова, Д. Дули, М. Д. Поспелова, В. Эванс]. - 6-е изд. М.: Express Publishing: Просвещение, 2017. 178 с.
3. Белогрудова В.П., Мосина М. А. Технология формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Пермский педагогический журнал. 2017. №2. С. 71 – 76.
4. Беляева В. Б. Готовность младших школьников к изучению иностранного языка в начальной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : современная школа. 2020. № 3(5). С. 105-108. [Электронный ресурс]. URL: https://readera.org/14032086 (дата обращения: 12.06.2023).
5. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр яз». М.: Просвещение, 1988. 256 с.;
6. Брагина О. А. Система упражнений в процессе обучения диалогической речи // Иностранные языки в школе. М., 1985. № 3. С. 22-27.
7. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности // Иностранные языки в школе. 2000. №2. С.22-24.
8. Буран А. Л. Педагогические технологии, используемые в обучении иностранным языкам с применением информационно– коммуникационных технологий // Молодой ученый. 2018. № 12. Т. 2. С. 81–85.
9. Вайсбурд М. Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. М.: Просвещение, 1985. 134 с.
10. Василенко Т.Д., Никишина В. Б. Психология : тестовый контроль знаний : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : ВЛАДОС, 2005. 109 с.
11. Гальскова Н.Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017. 176 с.
12. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. М. : АРКТИ, 2013. 192 с.
13. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам. М.: Высш. школа, 2016. 373 с.
14. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2012. 168 с.
15. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности // Московский психолого-социальный институт. М. : РАО/МПСИ, 2001. 396 с.
16. Жаринова Е.Г., Черняева Е. В. Использование тестов и тестовых заданий на контрольных занятиях по английскому языку // Научно-практическая конференция в рамках «Недели науки» ФИЯ МАИ-НИУ, посвященная 55-летию полета Ю. Гагарина. Сборник докладов. Выпуск №8. М.: Перо, 2018. С. 43-46.
17. Методика преподавания иностранных языков : общий курс: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. 253 с.
18. Мильруд Р. П. Обучение технике чтения в начальной школе : проблемы и решения // Просвещение. Иностранные языки. – электрон. научн. журн. М., 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2017/09/education-technology/ (Дата обращения: 10.06.2023).
19. Никитенко З.И. Теория и технология развивающего иноязычного образования в начальной школе: автореф. дис. на соиск. учен. степ.доктора пед. Наук. Нижний Новгород, 2011. 168 с.
20. Никитенко З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография. М.: Прометей, 2011. 191 с.
21. Никитенко З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2013. - 288 с.
22. Олейник Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках. М.: Просвещение, 2012. 246 с.
23. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова, А.П. Василевич, Н.Ф. Коряковцева, Н.В. Акимова. М. КНОРУС, 2017. 390 с.
24. Пассов Е.И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
25. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
26. Пирожкова A. О. Теория и практика обучения английскому языку в начальных классах : учебное пособие. Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. 151 c.
27. Рогова Г.В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 2000. 232 с.
28. Селиванова Н.Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. М.: Педагогика 2001. 354 с.
29. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : Базовый курс лекций: Пособие для студентов педвузов и учителей. М., Просвещение, 2003. 124 с.
30. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательство Института Психотерапии, 2018. 256 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2017. 31 с.
32. Фоломкина С. К. Некоторые вопросы обучения чтению на иностранном языке // Иностранные языки в высшей школе. 1971. № 6. С. 3-12.
33. Щукин А.Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). М. : ВК, 2012. 335 с.