Фрагмент для ознакомления
2
Для правильного понимания сложного механизма речевой деятельности в норме, анализа речевых нарушений и компетентного определения путей коррекционной работы необходимо обладать знаниями об анатомо-физиологических особенностях речи. Речь является одной из высших психических функций человека и обеспечивается активностью головного мозга. Из исследований выдающихся ученых, таких как П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и других, установлено, что в основе любой высшей психической функции лежат сложные функциональные системы, включающие различные участки мозга, которые объединены рефлексивным механизмом. Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов, которые взаимодействуют для обеспечения процессов речи. Центральный отдел связан с мышечной активностью и обработкой информации, связанной с речью, в мозге. Периферический отдел включает артикуляционные органы, такие как губы, язык, голосовые связки, которые выполняют роль органов произношения звуков и образования слов.
Такое понимание анатомо-физиологических аспектов речи является важным шагом в изучении и коррекции речевых нарушений. От него зависит разработка эффективных методов коррекции, которые способны восстановить или улучшить речевые функции у детей и взрослых с нарушениями. Это позволяет специалистам в области речевой терапии и логопедии более точно и целенаправленно работать с пациентами, помогая им в достижении успеха и преодолении трудностей в области речи [1].
Сохранность и целостность всех структур мозга играют важную роль в обеспечении нормальной речевой активности. Слуховая, зрительная и моторная системы играют важную роль. Произношение речи требует согласованной работы мышц дыхательного, голосового и артикуляционного компонентов периферии речевого аппарата. Голос возникает из-за колебаний голосовых складок, а произношение звуков зависит от работы артикуляции. Этот процесс в периферии речевого аппарата, требующий точной координации мышц, контролируется центральной нервной системой. Качество речи связано с согласованной работой разных зон коры левого и правого полушарий. Это достигается при нормальной функции нижних структур мозга. Речеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга, играют особую роль.
Для нормального функционирования речи требуется целостность и нормальное состояние структур мозга. В этом процессе важны слуховая, зрительная и моторная системы. При разговорной речи взаимодействуют три компонента периферического речевого аппарата: дыхательный, голосовой и артикуляционный, что позволяет производить звуки. Голосовые складки колеблются при выдохе во время речи, создавая звучание голоса. Артикуляция, т.е. произнесение речевых звуков, зависит от действий артикуляционного отдела.
Все эти процессы управляются центральной нервной системой (ЦНС), которая контролирует точную и сложную координацию мышечных движений. Качество речи обусловлено взаимодействием разнообразных зон коры, простирающихся по обоим полушариям мозга, что становится возможным лишь при оптимальной функции нижних мозговых структур. Особое влияние на речевую активность оказывают речеслуховой и речедвигательный регионы, расположенные в доминирующем (левом для правшей) полушарии мозга. Формирование речи тесно связано с общими психофизическими этапами становления ребенка. В течение времени от года до пяти лет у здорового малыша последовательно развиваются разные аспекты речи, включая восприятие звуков, лексико-грамматическую структуру и правильное произношение.
Сначала ребенок начинает использовать голосовые реакции, такие как вокализация и гуление. Постепенно лепет ребенка становится более похожим на речь на родном языке. В возрасте около одного года ребенок начинает понимать значения многих слов и произносить первые слова. К полутора годам у него появляются простые фразы, которые становятся сложнее со временем. Сама речь ребенка становится более точной с точки зрения фонологии, морфологии и синтаксиса. В первые три года жизни, как правило, культивируются базовые лексико-грамматические образования повседневной речи. После чего малыш начинает воспринимать более сложные конструкции в устной речи. По достижении пяти лет, складываются механизмы согласования дыхания, аппарата речи и выговора, способствующие более гармоничной вербальной проявности. В этом же периоде начинают расцветать навыки звукового анализа и синтеза. Естественно, растущее речевое мастерство служит основой для усвоения письменной формы выражения. Однако, необходимыми предпосылками успешного становления речевых способностей у детей считаются нормальное функционирование центральной нервной системы, надежная слуховая и зрительная поддержка, а также активное общение с взрослыми.
Что касается причин речевых нарушений, они могут быть биологическими и социальными. Биологические причины связаны с патологическими факторами, воздействующими на ребенка внутриутробно и в период родов, а также в раннем детстве. Семейная предрасположенность, леворукость или праворукость также могут влиять на развитие речи. Социально-психологические факторы могут быть связаны с недостаточным эмоциональным и речевым общением с ребенком, неадекватным воспитанием, билингвизмом в младшем возрасте и другими факторами. Эти причины могут влиять на развитие различных аспектов речи.
В логопедии речевые нарушения рассматриваются с клинической и педагогической точек зрения.
Лингвистический и психофизический развитие младенца тесно взаимосвязаны [1]. В возрасте от года до пяти лет у здорового ребенка постепенно формируются фонематическое восприятие и лексико-грамматические аспекты речи, а также развивается нормативное произношение. В начальной стадии развития ребенок проявляет голосовые реакции, такие как вокализация, гуление и лепет.
Постепенно с развитием лепета произносимые звуки приближаются к звукам родного языка. Примерно к одному году ребенок начинает понимать значения многих слов и произносить первые слова. К полутора годам он формирует простые фразы из двух-трех слов, которые со временем становятся более сложными. Прогресс в развитии речи проявляется в области фонологии, морфологии и синтаксиса. К трем годам обычно вырабатываются основные лексико-грамматические структуры повседневной речи. В этот период ребенок осваивает более сложные разговорные обороты. К пяти годам усовершенствуются координация дыхания, фоники и артикуляции, обеспечивая более гармоничное высказывание. В возрасте пяти-шести лет начинается процесс формирования аналитических и синтетических звуковых навыков. Прогресс в развитии речи создает базу для усвоения письменного языка и письменной речи. Основными факторами, влияющими на формирование нормальной речи, являются целостность центральной нервной системы и нормальное функционирование слуха и зрения [15].
Один из неотъемлемых компонентов комплексного детского развития заключается в его нормальной речевой активности. Для реализации артикуляции речевых звуков существенную роль играет артикуляционный отдел, который представляет собой важный компонент периферического речевого аппарата. Точная и утонченная координация мускулатуры этого аппарата подвергается регулированию центральной нервной системой. Эффективность и качество речи в значительной степени зависят от согласованной взаимосвязи различных сегментов коры правого и левого полушарий головного мозга, что достигается в условиях оптимального функционирования низших структур, расположенных внутри мозга.
Особое важное значение в рамках речевой деятельности уделяется речеслуховой и речедвигательной зонам, которые находятся в доминантном полушарии головного мозга. Эти структуры играют ключевую роль в формировании и контроле речи. Важно обеспечивать правильное развитие речевой деятельности у детей, чтобы они могли успешно общаться и выражать свои мысли. Заботливое внимание к этим процессам способствует гармоничному развитию малышей и их способности к языковому общению.
Речь ребенка формируется в ходе общего психофизического развития. Важными условиями для нормального формирования речи являются сохранность центральной нервной системы, нормальный слух и зрение, а также достаточный уровень активного речевого общения с взрослыми.
Следует отметить, что особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном полушарии мозга. Эти структуры обеспечивают важные функции в процессе формирования и контроля речи.
Важно обращать внимание на все аспекты психофизического развития ребенка, чтобы обеспечить ему полноценное развитие речевых навыков. Активное взаимодействие с взрослыми и поддержка нормального функционирования нервной системы, слуха и зрения помогают ребенку успешно освоить речевую деятельность и раскрыть свой языковой потенциал [16].
Изучая этапы психического развития детей, исследователь Штерн впервые систематически проанализировал прогрессию в развитии речи, выделив несколько этапов, включая период, когда дети осознают значение слова и начинают понимать, что каждый предмет имеет свое название (приблизительно в возрасте около полутора лет). Этот этап стал отправной точкой для исследований развития речи у детей до 5 лет. Штерн описал пять ключевых этапов развития речи, детально охарактеризовав их и фактически установив первые нормы развития детской речи.
Схожим образом, А. Н. Леонтьев выделил четыре этапа в становлении речи детей:
1. Подготовительный этап, который охватывает первый год жизни. С самого рождения ребенка наблюдается формирование голосовых реакций, таких как крик и плач. Однако эти звуки еще далеки от звуков настоящей речи. В течение этого периода развиваются тонкие движения дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. К концу первого месяца ребенок начинает реагировать на голос говорящего, обращая к нему внимание и успокаиваясь при мелодичной песне. Он также начинает подражать артикуляционным движениям и издавать гуление и лепет. К шести месяцам младенец путем подражания произносит отдельные слоги. В этот период ребенок также начинает понимать интонацию и реагировать на нее.
2. Преддошкольный этап, который продолжается до 3 лет. В это время ребенок начинает активно подражать окружающим и произносить первые слова. Его речь еще является ситуационной, то есть зависит от контекста и интонации. Ребенок может использовать одно и то же слово для обозначения различных объектов или действий в разных ситуациях. Словарный запас медленно накапливается, и в конечном итоге ребенок начинает использовать слова более определенно. Под конец этого этапа у детей начинают формироваться элементы грамматической структуры речи.
3. Дошкольный этап, который продолжается до 7 лет. В этот период происходит дальнейшее развитие языка ребенка через речевую практику и обобщение языковых фактов. Ребенок начинает строить более сложные предложения с учетом грамматических правил. Возникает способность понимать и использовать сложные языковые структуры.
4. Школьный этап, связанный с овладением письменной речью и систематическим обучением языку в школе [6].
Следует также подробно рассмотреть характеристику каждого из этих этапов. На первом этапе, который является подготовительным и продолжается до года, начинается формирование голосовых реакций, таких как крик и плач. Однако они еще далеки от звуков речи. По мере роста, ребенок начинает реагировать на голос говорящего, переворачивать голову, следить взглядом. Постепенно он начинает издавать более сложные звуки, такие как гуление и лепет.
На втором этапе, преддошкольном, который продолжается до 3 лет, происходит переход к активному использованию речи. Ребенок начинает подражать окружающим и произносить первые слова. Его речь еще ситуативна и понимается в контексте. Здесь также наблюдается постепенное формирование словаря и грамматической структуры речи.
На третьей стадии, представляющей собой период дошкольного детства продолжается процесс эволюции речи у ребенка, простирающийся с трех до семи лет. В этот этап характерно сохранение недоразвитости артикуляции у большинства детей, особенно в отношении звуков свистящих, шипящих, а также сонорных звуков "р" и "л". Однако с увеличением возраста у детей проявляется более точное управление над артикуляцией, и они начинают вносить коррекции в свою речь в некоторых случаях. Это отражает развитие фонематической дифференциации, позволяющей детям различать и исправлять звуковые характеристики в их произнесении.
Словарный запас ребенка на данном этапе продолжает быстро увеличиваться. К четырём-шести годам активный словарь ребенка может достигать 3000—4000 слов. Значения слов становятся более точными и богатыми. Важно отметить, что в этом возрасте дети могут использовать слова неправильно, но это свидетельствует о "чувстве языка". Такое явление означает, что у ребенка формируется опыт речевого общения, на основе которого он может использовать слова креативно, по аналогии и для создания новых выражений.
Развитие грамматической структуры речи также продолжается параллельно с развитием словаря. В дошкольный период дети овладевают связной речью. К трем годам они уже способны строить сложные предложения. Возраст четырёх лет характеризуется усложнением содержания высказываний ребенка, а следовательно, и структуры его речи.
Дети 4-5 лет активно используют простые и сложные предложения в своей речи, а к пяти годам могут свободно оперировать сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями [11].
На этом этапе дети также начинают активно использовать монологическую речь, способность говорить о чем-то длительное время без прямых вопросов. Они могут составлять пересказы сказок или рассказов, выражая свои мысли в 40-50 предложениях. Это свидетельствует о развитии навыков монологической речи и способности выразить свои мысли более структурированно и продолжительно.
Следует отметить, что на третьем этапе дети начинают проявлять способность различать и классифицировать звуковые элементы речи. Они осознают различия между гласными и согласными звуками, а также между мягкими и твердыми согласными.
В процессе развития фонематического восприятия, к четырём годам большинство детей приобретает способность различать все фонемы в речи. Кроме того, к этому возрасту дети часто достигают точного звукопроизношения.
В течение дошкольного периода также формируется контекстуальная речь, которая становится все более абстрактной и обобщенной. Она проявляется в способности пересказывать сказки, описывать личные события и переживания.
Переходя к четвёртому этапу, известному как школьный период (с 7 до 17 лет), наблюдается заметное продвижение в развитии речи детей по сравнению с предыдущими этапами. Особенностью этого периода является осознанное усвоение речи. Дети начинают анализировать звуки, учатся применять правила грамматической структуры в высказываниях, при этом особое внимание уделяется письменной речи.
В период школьного возраста наблюдается направленное развитие речи: от способности различать и воспринимать звуки до сознательного использования всех аспектов языковых средств. Особое внимание уделяется письменной речи, которая становится важным инструментом для выражения мыслей и идей.
Следует отметить, что переход между этапами формирования речи не является строгим и чётким, а скорее представляет собой постепенный и непрерывный процесс. Каждый этап плавно переходит в следующий, и развитие речи ребенка продолжается постоянно.
В анализе этапов развития речи у детей мы оперируем классификацией, представленной А. Н. Леонтьевым. Эта классификация включает в себя четыре этапа: подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный. На подготовительном этапе особое внимание уделяется условиям, в которых формируется речь ребенка, включая правильную речь взрослых и имитацию их высказываний. Преддошкольный этап представляет начальное усвоение языка, а дошкольный этап характеризуется развитием контекстуальной речи. На школьном этапе происходит осознанное освоение речевых навыков.
1.2 Особенности речи дошкольников с ОНР
В настоящее время роль коммуникации в жизни человека, особенно в детском возрасте, становится все более значимой. О.С. Павлова отмечает, что коммуникация играет ключевую роль в общем психическом развитии детей, способствуя обогащению содержания и структуры человеческого сознания. Через коммуникацию формируются высшие познавательные способности и качества личности. Обмен информацией через коммуникацию протекает на протяжении продолжительного периода времени.
Развитие индивидуальности сильно зависит от социального окружения, а взаимодействие с окружающими позволяет человеку, особенно ребенку, удовлетворить потребность в общении, улучшить психические и когнитивные способности, и достичь более высокого уровня развития. В современном мире, где информация и общение играют важную роль, способность эффективно коммуницировать становится незаменимой для успешной адаптации и самореализации.
Нарушения речи у детей могут влиять на удовлетворение и развитие этих потребностей. Эффективная речевая коммуникация считается важным условием полноценного развития ребенка [15].
Понятие "коммуникация" претерпевает разнообразные интерпретации в различных сферах литературы. В лингвистическом контексте, "коммуникация" определена как "специфическая форма взаимодействия между индивидами в ходе их когнитивной и производственной активности". Согласно психологическому толкованию, "коммуникация" представляет собой "целенаправленный процесс передачи когнитивного содержания, используя лингвистические и внеязыковые средства". В педагогическом аспекте, "коммуникация" определена как "обмен информацией между индивидами, в процессе которого человек выражает свои мысли, эмоции, а также переживания и желания". Несмотря на отличия в определениях, общая суть заключается в том, что дефициты коммуникативных способностей оказывают негативное воздействие на личностное развитие человека.
Вопрос коммуникации детей с общим недоразвитием речи исследовали различные ученые, такие как О.С. Павлова, О.Е. Грибова, Л.Г. Соловьева, Т.Б. Филичева и другие. Тем не менее, данная проблема остается актуальной и в настоящее время.
На сегодняшний день наблюдается устойчивая тенденция к нарастающему числу детей, сталкивающихся с трудностями в овладении речью. Нарушения речевой функции в раннем детстве могут оказать негативное влияние на формирование не только языковых навыков, но и психических, а также познавательных процессов. Стоит отметить, что даже мелкие расстройства в речевой сфере могут оказать серьезное воздействие на становление индивидуальности ребенка. Нередко сталкиваются мы с образцом общего недоразвития речи, что является одним из самых острых и в тоже время сложных видов речевых нарушений. Изъяны в развитии речи начинают становиться заметными с самых первых этапов раскрытия речевой активности у малышей. Такие дети, страдающие нарушением речи, оказываются отставшими как в хронологическом плане, так и по уровню качественного языкового развития. Концепция общей задержки речевого развития, разработанная в свое время Р.Е. Левиной, в 50-60-е годы XX века, остается актуальной и важной в нашем понимании современных проблем в области педагогики и психологии развития.
Общие нарушения развития речи представляют собой сложное многообразие языковых нарушений, при которых слух и интеллект находятся в норме, но происходит нарушение формирования всех компонентов языковой системы, связанных с аспектами слухового восприятия и семантики [12].
Одним из основных признаков ОНР является задержка языкового развития и бедный словарный запас. Речь неправильно произносится, плохо формируется фонология и плохо понимается.
Особенности развития словарного запаса и грамматического строя языка детей с ОНР изучали Б.М. Гриншпун, В.К. Боровьева, Р.И. Лараева, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева и др. [22].
Дети, страдающие от общего недоразвития речи (ОНР), проявляют относительно хорошее восприятие устной речи, однако испытывают затруднения и демонстрируют ограниченную активность в области собственной речи. В их случае наблюдается недостаточная устойчивость внимания и ограниченная способность к концентрации. Дети с ОНР сталкиваются с трудностями в области вербальной памяти, что проявляется в затруднениях с запоминанием сложных инструкций, предметов и последовательностей задач. Они также испытывают задержку в развитии вербального анализа и сталкиваются с затруднениями в анализе, синтезе, сравнении и обобщении информации.
Кроме того, у детей с ОНР наблюдаются задержки в развитии двигательной сферы. Это выражается в недостаточной координации движений, неуверенности при выполнении заданных движений и снижении скорости и мастерства в двигательной активности. Особенно значительные трудности возникают при выполнении устных инструкций, связанных с движением.
Для дошкольников с ОНР характерно недостаточное развитие важных невербальных процессов, таких как моторика (как общая, так и мелкая), восприятие, память и мышление. В дополнение к этому, они подвержены физическим недостаткам и специфическим поведенческим реакциям.
Исследователь Р.Е. Левина разработала временную классификацию симптомов обобщенной задержки речевого развития, выделяя три уровня языкового развития, которые отражают состояние языковых навыков у детей с ОНР в дошкольном и школьном возрасте.
На первом уровне языкового развития у детей наблюдается сильное ограничение коммуникативных языковых ресурсов, несмотря на то, что у их сверстников с нормальным развитием язык уже сформирован. Репертуар активных слов ограничен небольшим числом повседневных и звукоподражательных слов, которые могут использоваться неоднозначно. Для передачи значения дети также используют указательные жесты и мимику. Слова, которыми они владеют, способны обозначать разные предметы, действия и характеристики, и интонация сопровождается жестами для выделения значений.
Особое затруднение у детей вызывает понимание и использование грамматических элементов, которые не были ранее усвоены или запомнены. Они сталкиваются с трудностями в различении между единственным и множественным числом существительных, прошедшим временем глаголов, формами женского и мужского рода, а также в понимании значения предлогов.
В их речи также наблюдается неоднозначность произношения. Фонетическая структура используемых слов ограничивается звуками, характерными для раннего этапа развития речи. Отсутствуют звуки, требующие поднятия языка вверх, и некоторые согласные звуки. Ритм и структура слогов в словах искажены.
В речи младенцев имитационная активность проявляется в слоговых комплексах, состоящих из 2-3 звуков с недостаточной артикуляцией. На данном этапе характерна ограниченная способность понимать и воспроизводить слоговые структуры.
Следуя второму уровню языкового развития, указанным Р.Е. Левиной, языковая активность детей становится более интенсивной. Дети этой категории используют простые предложения, включающие 2-3 (иногда 4) слова с использованием знаков препинания. На этом уровне все еще наблюдаются фонологические и грамматические искажения. Множество ошибок возникает при склонении существительных, использовании общего числа для глаголов, определении числа и рода для глаголов, а также при сочетании прилагательных и числительных с существительными.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович, 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. 128 с.
2. Арутюнова, Н.Д. О понятии системы словообразования //Филологические науки, 1960, №2. 235 с.
3. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М., 1999. 473 с.
4. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед № 1, 2004. 225 с.
5. Виноградов, В.А., Арутюнов Н.Д. Энциклопедический словарь языкознания [Текст] / В.А. Виноградов, Н.Д. Арутюнов. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. 363 с.
6. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию. Избранные работы. М., 1959. 348 с.
7. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. -М., 1990. 456 с.
8. Волкова, Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. Практическое руководство. - Новосибирск, 2003. 278 с.
9. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Спб., 1997. 743 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. 578 с.
11. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка /А.Н.Гвоздев. – СПб.: Акциден, 1995. 364 с.
12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). - М., 1985. 185 с.
13. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн.для логопеда/ Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Екатеринбург: изд-во АРД ЛТД, 1998. 320 с.
14. Лопухина, И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. - М., 1995. 330 с.
15. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., 1991. 189 с.
16. Мухина, В.С. Психология дошкольника. - М., 1978. 445 с.
17. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2000. 378 с.
18. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. -Спб., 1997. 594 с.
19. Реформатский, А.А. Введение в языкознание. - М., 1985. 732 с.
20. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1994. 287 с.
21. Смирнова, И.А. Принципы подбора наглядного материала при формировании у детей навыков словообразования // Рубрика №6. СПб., 2006. 666 с.
22. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982. 220 с.
23. Ушакова, Г. Н. Роль словотворчества в усвоении родного языка // Материалы 3-го симпозиума по психолингвистике. М., 1970. 125 с.
24. Ушакова, Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии № 6. М., 1970. 227 с.
25. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. 299 с.
26. Цейтлин, С.Н. Обратное словообразование в детской речи // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку / Под ред. А.М. Шахнаровича. – М., 1978. 229 c.