Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни человека, сокращение числа ДТП и негативных последствий от них являются одними из приоритетных задач любого государства и всего мирового сообщества.
Особенную обеспокоенность вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. Сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения является актуальной проблемой, масштаб и последствия которой можно рассматривать среди факторов риска национальной безопасности.
Знание факторов, влияющих на обеспечение безопасности в условиях дорожного движения, наличие необходимых компетенций сформированных при изучении основ безопасности жизнедеятельности могут являться фундаментом для формирования правильного восприятия и поведения в условиях дорожного движения, и, следовательно, снижать как количество, так и тяжесть последствий детского дорожно-транспортного травматизма.
Одна из особенностей современного мегаполиса – это постоянный рост интенсивности автомобильного движения: увеличение числа автомобильных дорог, развязок, а также в целом количества транспорта на дорогах, плотности и скорости автомобильного потока.
В исследованиях последнего десятилетия российских ученых Купряшкина Е.А., Сибирева М.Ю.,Филипова А. Г., Ракитина Н. Э. выявляется новая проблема «детской мобильности», которая заключается в конфликте между обеспечением для детей возможности для «свободного» развития, «свободной» игры и ограниченностью свободных зон в рамках городского пространства. Прежде всего, на возникновение такой проблемы влияет вопрос безопасности детей на улице, в частности на дорогах.
Сохранение жизни и здоровья детей – главная задача взрослых. Для предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием детей существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Проблема формирования навыков безопасного поведения человека тесно взаимосвязана с вопросами, раскрывающими понятия «опасность», «безопасность», «опасное поведение», «безопасное поведение», которые находятся в поле зрения ученых и педагогов. И.К. Топоров трактует понятия «опасность» таким образом: «Вещи, предметы и явления, которые при определенных условиях способны вызвать и причинить человеку какой-нибудь вред, стать причиной травм и заболеваний, принято называть опасностями».
Важность решения вопроса об обеспечения безопасности для жизнедеятельности человека отражена в работах многих отечественных и зарубежных ученных (И.М. Сеченов, А.А. Скочинский, З. Фрейд, П. Маслоу и др.). Значимый вклад в современный подход к вопросу изучения формирования навыков безопасного поведения в школе внесли такие ученые, как Топоров И.К., Рублях В.Э, Овчаренко Л.Н, Белов С.В.,Жульнев Н.А, Котик М.А, Якупов А.М., Русак О.Н., Пискарев Н.Н. и др. Также имеются исследования концепции безопасного поведения детей, представленные в работах Александрова Ю.А., Спивак Л.И, Щукин Б.П., Асаева И.Н, Реан А.А., Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Гарнышева Т.П.
Младший школьный возраст – возраст активного вхождения ребенка в социум. Кроме того, это возраст, в течение которого дети приобретают все большую самостоятельность. Многие родители уже доверяют детям оставаться дома одним, самостоятельно ходить в школу, в магазин. Именно поэтому научить детей безопасности – одна из важнейших задач в школе. Ни в каком другом возрасте занятия, направленные на формирование навыков безопасного поведения, не являются настолько значимыми, как в младшем школьном. Это возраст формирование базовых навыков, таких как чтение и письмо, но также это возраст формирования навыков поведения в социуме. Будучи уже подростком, ребенок потребует большей самостоятельности и свободы, в чем будет прав. Поэтому к подростковому возрасту важно сформировать у ребенка базовые навыки, которые обезопасят его жизнь в будущем. Ребенок должен научиться поведению, которое гарантирует как его собственную безопасность, так и безопасность окружающих от непредусмотрительных действий ребенка.
В дошкольной педагогике вопросу формирования навыков безопасного поведения на дороге уделяется достаточно большое внимание, и в целом дети, пришедшие в первый класс, уже отчасти знакомы с правилами дорожного движения. Однако первоклассники являются очень не однородной группой по навыкам, кто-то из них ходил в детский сад и посещал занятия дополнительного образования. Есть дети, которые в большей степени росли в семье, и только придя в школу, столкнулись с социумом.
Одной из трудностей в формировании безопасного поведения детей является то, что поведение – это, прежде всего, навыки.
Навык – способность деятельности, сформированная путём повторения и доведённая до автоматизма. Многие люди знают, что то или иное действие может быть не безопасно, однако одно лишь знание не может быть гарантией полной безопасности. Помимо знаний детям необходимо иметь именно навыки поведения. Именно поэтому практические занятия, внеклассные мероприятия, формирующие навыки приносят больше пользы лекционных. Для младшего школьного возраста из практических занятий в большей степени подходят те, которые носят игровой характер. Игра для детей этого возраста, хотя и не является ведущей деятельность, все ещё сохраняет ресурс развития.
Все вышеперечисленной обосновывает актуальность нашей работы.
Проблема исследования: каковы оптимальные условия формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дорогах.
Противоречия:
- между актуальностью вопроса безопасности детей на дорогах и реальными знаниями младших школьников о правилах дорожного движения;
- между содержанием программ образовательных учреждений по предложенной тематике и содержанием реально проводимых занятий по данным программам.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты формирования безопасного поведения на дороге во внеклассной работе с обучающимися третьего класса посредством использования мероприятий по правилам дорожного движения.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить теоретические аспекты изучения основ безопасности дорожного движения в младшем школьном возрасте.
2. Подобрать диагностические методики, направленные на определение уровня знаний о безопасности дорожного движения у детей младшего школьного возраста;
3. Разработать методическое пособие «Безопасность на дороге».
Объект исследования: процесс формирования безопасного поведения на дороге у обучающихся третьего класса.
Предмет исследования: использование мероприятий по правилам дорожного движения как средства формирования безопасного поведения на дороге у обучающихся третьего класса.
Структура исследования выстроена в соответствии с целью исследования и решаемыми задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы
Методическое пособие «Безопасность на дороге» может быть полезно учителям начальной школы, молодым специалистам, а так же преподавателям дополнительного образования при организации внеклассной работы с коллективом младших школьников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
1.1 Особенности процесса формирования безопасного поведения на дороге у обучающихся третьего класса
Говоря о безопасном поведении детей на дороге, естественным образом затрагивается тема безопасного поведения детей в целом. Для родителей и педагогов сохранение жизни и здоровья детей является главной задачей, поэтому вопросу формирования навыков безопасности жизнедеятельности уделяется так много внимания в отечественной и зарубежной литературе. По мнению И.К. Топорова формирование навыков безопасного поведения детей должны включать в себя следующие аспекты [22]:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абросимова, Ж.Д. Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения / Ж.Д. Абросимова // Молодой ученый. – 2017. – № 1. – С. 1-4.
2.Авдеева, Н.Н. Безопасность / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
3.Асянова, С.Р. Формирование культуры безопасного поведения школьников на дорогах в условиях современного города : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Асянова Светлана Рифовна. – Уфа, 2012
4.Бавыкина, Л. С. Проект обучения школьников старших классов правилам дорожного движения / Л. С. Бавыкина, А. Г. Ахромова, А. И. Величко // Наука молодых - будущее России : сборник научных статей 4-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 томах, Курск, 10–11 декабря 2019 года. Том 3. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. – С. 41-44.
5.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Спб.: – Питер, 2018
6.Брыксина, Т.А. Обзор современных настольных игр для формирования навыков безопасного поведения на дорогах у младших школьников / Т.А. Брыксина // Известия института педагогики и психологии образования. – 2021. – № 1. – С. 36-40.
7.Верещагин, Р. А. Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дорогах и улицах в процессе обучения в образовательных учреждениях / Р. А. Верещагин, А. И. Величко, А. Г. Ахромова // Modern Science. – 2021. – № 8. – С. 76-79.
8.Гаканова, В.М. Развитие познавательных способностей первоклассников через игру / В.М. Гаканова // Наука через призму времени. – 2018. – № 12 (21). – С. 225-227.
9.Гребенюк, И. А. Формирование культуры безопасного поведения младших школьников на дорогах / И. А. Гребенюк // Молодежь в науке и образовании : Сборник материалов конкурса научно-исследовательских работ студентов, магистрантов, аспирантов, Чебоксары, 15 февраля – 15 2018 года. – Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр", 2018. – С. 45-49.
10.Ермарченко, Д. И. Обучение школьников правилам дорожного движения в процессе внеклассной работы / Д. И. Ермарченко // Тезисы докладов XLVII научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного Федерального округа : Материалы конференции, Краснодар, 01 февраля – 31 2020 года / Редколлегия: И.Н. Калинина [и др.]. Том Часть 1. – Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2020. – С. 90.
11.Зиятдинова, А.И. Формирование навыков основ безопасности жизнедеятельности учащихся во внеурочной деятельности / А.И. Зиятдинова, Р.Ш. Мустаев, Н.Р. Салихов, А.А. Мисбахов, О.Ю. Кузнецова, А.Э. Санатуллов // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 1. – С. 68-72
12.Кабина, А.М. Внимание младших школьников. Проблемы и пути их решения / А.М. Кабина // В мире научных открытий. Материалы XX Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 73-81.
13.Коновалова, О.А. Роль семьи в формировании навыков безопасного поведения несовершеннолетних на дороге / О.А. Коновалова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – 2018. – № 1. – С. 28-31.
14.Кулецкова, В.М. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников в процессе внеурочной работы в общеобразовательном учреждении: автореферат дис. кандидата педагогических наук / Купецкова Валерия Феликсовна. – Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, 2008.
15.Максименкова, А. В. Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в дорожном движении во внеклассной деятельности / А. В. Максименкова, Ю. В. Москалец // Актуальные проблемы естествознания и естественно-научного образования : материалы V Международной научно-практической конференции, Омск, 30 марта – 05 2017 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2017. – С. 250-254.
16.Михайлова, Н.Н. Становление системы развития логического мышления младших школьников в процессе обучения математике в истории российского образования (XIX-XX вв.) :дис.… канд. пед. наук: 07.00.02: утв.15.07. 02 / Михайлова Наталья Николаевна. – Курск, 2003
17.Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1998
18.Организационные основы изучения правил дорожного движения в школе : Учебно-методическое пособие / Р. В. Зарубина, И. В. Лапшина, О. А. Липовая [и др.] ; Ответственный редактор Е.А. Першонкова. – Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2022. – 93 с.
19.Павлова, А.В. Проектирование модели обучения младших школьников в области безопасности жизнедеятельности в период детства / А. В. Павлова. – М. : ОАНО «Дари детям добро», 2020
20.Рондырев-Ильинский, В. Б. К вопросу формирования у детей культуры безопасного поведения на дорогах / В. Б. Рондырев-Ильинский, Б. А. Середовских, О. В. Слинкина // Современные технологии здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности в педагогическом процессе : материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 ноября 2022 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 358-363.
21.Толочко, Е.И. Культура безопасного поведения на дорогах как многоаспектная социально-педагогическая проблема / Е.И. Толочко // Человек и образование. – 2015. – № 1 (42). –С. 173-179
22.Топоров, И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5-9 классов / И.К. Топоров. – М.: Просвещение, 2016
23.Фоменко, И.А. Виды и значение игр по изучению правил дорожного движения (ПДД) для дошкольников в ДОУ / И.А. Фоменко, О.В. Соколова, М.В. Ракитянская // Научный альманах. – 2019. – С. 200-203
24.Шакирова, З. В. Роль и место школы в воспитании безопасного поведения детей на дорогах в системе взаимодействия образовательных, общественных и государственных структур / З. В. Шакирова // Вестник НЦБЖД. – 2012. – № 4(14). – С. 86-91.
25.Эльконин, Д.Б. Психология развития / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2020
26.Якупов, А.М. Безопасность на улицах и дорогах / А.М. Якупов. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.