Фрагмент для ознакомления
2
В современном образовании формирование познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира является одной из главных задач. Эта проблема актуальна и требует разработки специальных методик и подходов.
Познавательная активность представляет собой умение ребенка активно вовлекаться в процесс познания мира, усваивать новые знания и умения, анализировать и интерпретировать полученную информацию. Она является основой для развития интеллектуальных и познавательных способностей, позволяя младшим школьникам развивать критическое мышление, умение делать обоснованные выводы и принимать информированные решения.
Столь же важно отметить, что формирование познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира имеет свои особенности. В этом возрасте обучение должно быть игровым и жизненно ориентированным, чтобы пробудить интерес и мотивацию у детей. Уроки окружающего мира необходимо стать источником знаний, а также пространством для самостоятельного исследования и экспериментирования.
Для достижения данной цели важно использовать разнообразные методы и приемы обучения. Уроки должны быть игровыми и интерактивными, а также использовать различные обучающие материалы и средства, такие как мультимедийные презентации, лабораторные работы, практические задания, маршрутные экскурсии и др. Это позволит младшим школьникам усваивать новые знания в качественной и увлекательной форме.
Кроме того, важно уделять внимание развитию коммуникативных навыков у детей. Организация групповых и парных заданий, проведение дискуссий и дебатов на уроках позволяет младшим школьникам общаться, высказывать свое мнение, аргументировать свои мысли и учиться слушать собеседника.
Таким образом, актуальность формирования познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира очевидна. Использование игровых и жизненно ориентированных методов обучения, разнообразие средств обучения, а также развитие коммуникативных навыков позволяют создать оптимальные условия для развития познавательных способностей у детей и обеспечить их полноценное участие в учебном процессе.
Вопросами развития познавательной активности занимались и продолжают заниматься многие ученые, психологи и педагоги. Сущность понятия "познавательная активность" была раскрыта в работах Л. М. Аристовой, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной, В. С. Ильина, М. А. Данилова, Т. И. Зубковой. [2, 11, 13, 27, 28]
Структуру познавательной активности изучали Ш. А. Амонашвили, М. П. Михневич, Т. Л. Павловец. [5,21,22]
Методы и способы развития познавательной активности на уроках окружающего мира выделили Н. Ф. Виноградова, О. В. Масальская, И. Р. Зыкова и В. В. Вартанова.[9,18,14]
Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных познавательной активности младших школьников, содержание приемов развития познавательной активности остается недостаточно изученным. Из этого вытекает проблема исследования: какое содержание приемов направлено на развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира?
Целью данного исследования является теоретическое изучение и экспериментальная проверка основ формирования познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира. Объектом исследования является процесс формирования познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира, а предметом исследования - разработка познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать понятие "познавательная активность" в психолого-педагогической литературе.
2) Изучить условия формирования познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира.
3) Выявить уровень навыков формирования познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира.
4) Разработать и внедрить программу по формированию познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира.
5) Провести повторную диагностику навыков формирования познавательной активности у младших школьников на уроках окружающего мира.
Для проведения исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ научной, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; опрос, тестирование, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ и обработка данных эксперимента.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами педагогические приемы могут быть полезны и использованы студентами педагогической направленности и учителями начальных классов.
База исследования МБДОУ №123.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1 Анализ понятия «познавательной активности» в психолого-педагогической литературе
Изучение проблемы стимулирования учебного процесса учащихся стало предметом глубокого исследования педагогов. Все больше авторов, таких как М. А. Данилов, З. А. Абасов, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и другие, активно включаются в это направление исследования. Эта проблема остается одной из ключевых в современной дидактике и педагогической практике, так как она имеет большую социальную и познавательную значимость и в то же время является сложной.
Процесс познания направлен не только на расширение знаний учеников, но и на осознанное понимание и развитие личностного отношения к усвоенным знаниям и процессу познания в целом. В ходе активной познавательной деятельности происходит не только усвоение новых знаний и навыков, но и развитие эмоционально-ценностного отношения к процессу и его результатам.
Прежде всего, необходимо проанализировать термин "активность", затем обратиться к сущности "познавательной активности" и изучить особенности ее развития у детей младшего школьного возраста. Эти широко распространенные понятия характерно описываются в психолого-педагогической литературе. Несмотря на широкое использование термина "активность" в психолого-педагогической теории и практике, его концепция является сложной и неоднозначной по мнению многих исследователей. Некоторые считают "активность" эквивалентной "деятельности", другие считают ее результатом деятельности, а третьи утверждают, что "активность" включает в себя больший объем понятий, чем "деятельность".
По мнению А. Н. Леонтьева, "активность" является способностью живых существ производить спонтанные движения и адаптироваться к внешним и внутренним факторам. Г. С. Костюк различает "активность" в общебиологическом смысле и "активность" человека как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями. Э. А. Красновский предлагает отличительное определение "активности" как проявления всех аспектов личности ученика, стремление к новому, успеху, радость от обучения, постановку собственных задач, которые постепенно усложняются в процессе обучения.
После рассмотрения точек зрения авторов на термин "активность", необходимо изучить понятие "познавательной активности". В педагогической науке отсутствует единое понимание сущности познавательной активности у детей младшего школьного возраста. Согласно педагогике, познавательная активность - это свойство личности ученика, проявляющееся в его позитивном отношении к учебному процессу, эффективному овладению знаниями и навыками в оптимальные сроки, а также в мобилизации морально-волевых усилий для достижения учебной цели.
Существуют два подхода к пониманию сущности познавательной активности. Т. И. Шамова предлагает определение познавательной активности как активной реакции на материал, основанной на познавательной потребности. Она включает последовательные и связанные умственные действия учеников, направленные на достижение конкретного познавательного результата. Однако познавательная активность не ограничивается только самой активностью. Т. И. Шамова утверждает, что она проявляется и формируется в деятельности. В педагогической литературе ученые рассматривают познавательную активность как состояние познающего субъекта, его личностное образование, которое выражает эмоциональную реакцию на процесс познания.
По словам М. А. Данилова, познавательная активность представляет собой "живую, энергичную деятельность, направленную на выполнение задания".
Таким образом, познавательная активность в младшем школьном возрасте является интенсивно развивающейся чертой личности. Она сочетает в себе познавательные процессы с приоритетным уровнем развития мышления и устойчивым желанием овладеть знаниями, активно использовать их на практике на основе определенных умственных операций. Основой познавательной деятельности младших школьников является желание ребенка понимать, запоминать, воспроизводить знания, изучать взаимосвязи между явлениями и процессами, а также законы их функционирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2008. 67 с.
2. Аристова Л. С. Активность учения школьника / Л. С. Аристова. М: Просвещение, 1968. 138 с
3. Андрагогика. Современные технологии в подготовке и проведении учебного процесса. Казань: Медицина, 2017. 64 с.
4. Абрамова, О. А. Формирование познавательной активности учащихся младших классов на уроках окружающего мира / О. А. Абрамова // Молодой ученый. – 2019. – №8. – С. 33-35.
5. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 36-41.
6. Анохина, Е. Г. Методы формирования и развития познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира / Е. Г. Анохина // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2015. – №7-1. – С. 16-21.
7. Бугримова, М. В. Опытно-экспериментальное исследование формирования познавательной активности учащихся на уроках природоведения / М. В. Бугримова // Инновационные технологии в образовании. – 2017. – №4. – С. 61-65.
8. Васильева, И. В. Формирование познавательного интереса обучающихся младших классов на уроках окружающего мира / И. В. Васильева // Популярное образование: педагогика, психология. – 2018. – №3. – С. 104-110.
9. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. Методика обучения. М.: ИнфраМ, 2012. 320 с
10. Гладышева, М. В. Формирование коллективной познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / М. В. Гладышева, О. Л. Назарова // Педагогическое образование в России. – 2019. – №2. – С. 71-75.
11. Данилова, А. В. Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира с использованием интерактивных методов обучения / А. В. Данилова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №3. – С. 97-101.
12. Завержина, Н. С. Формирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Н. С. Завержина // Инновационные технологии в образовании. – 2018. – №3. – С. 68-74.
13. Зубкова Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 21 с.
14. Зыкова И. Р., Вартанова В. В. Модель формирования познавательной активности на уроках окружающего мира // Молодёжь. Наука. Современность. 2017. С. 221-225.
15. Иванова, М. Н. Опытно-экспериментальное исследование развития познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира / М. Н. Иванова // Молодой ученый. – 2020. – №2. – С. 57-60.
16. Ильин В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс. М. : Педагогика, 1984. 144 с.
17. Киселева, Н. Ф. Возрастные особенности формирования познавательной активности учащихся начальной школы на уроках окружающего мира / Н. Ф. Киселева // Вопросы современного образования. – 2017. – №1. – С. 78-83.
18. Масальская О. В. В сборнике: Молодежь в науке и творчестве Материалы международной научно-практической конференции обучающихся: сборник научных статей: сборник научных статей: в 2 частях. Гжельский государственный университет. 2016. С. 194-198.
19. Матвеев, А. Г. Проблемы и перспективы формирования познавательной активности учащихся младших классов на уроках окружающего мира / А. Г. Матвеев // Проблемы современного образования. – 2015. – №4. – С. 53-56.
20. Михайлова, Т. Ю. Использование интерактивных методов обучения на уроках окружающего мира для формирования познавательной активности учащихся младших классов / Т. Ю. Михайлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – №4. – С. 90-94.
21. Минхевич М. П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дефференциации обучения: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1989. 151 с.
22. Павловец Т.Л. Познавательная активность как предмет психологопедагогических исследований / / Пачатковае навучанне. 1997. №2. С. 77-87.
23. Петрова, Л. И. Опыт формирования познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира / Л. И. Петрова // Инновационные технологии в образовании. – 2016. – №2. – С. 89-93.
24. Сергеев, В. П. Формирование познавательной активности учащихся начальной школы на уроках окружающего мира / В. П. Сергеев // Педагогическое образование в России. – 2017. – №5. – С. 42-47.
25. Тихомирова, М. Ю. Возможности использования проектной деятельности на уроках окружающего мира для формирования познавательной активности младших школьников / М. Ю. Тихомирова // Инновационные технологии в образовании. – 2020. – №2. – С. 69-73.
26. Чернявская, О. В. Развитие познавательной активности учащихся начальной школы на уроках окружающего мира / О. В. Чернявская // Вопросы современного образования. – 2018. – №4. – С. 84-88.
27. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 208 с.
28. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. М. : Просвещение, 1979. 160с.