Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, такая образовательная область, как «Познавательное развитие» в себя включает решение следующих задач: формирование у воспитанников представлений о планете Земля в качестве общего доме людей, а также об особенностях её природы. Кроме этого, ФГОС ДО прописаны основные целевые ориентиры, которые должны быть сформированы у детей к концу дошкольного детства: ребенок обязательно обладать должен начальными знаниями о социальном и природном мире, в условиях которого он живет, знать произведения художественной литературы, иметь элементарными представлениями непосредственно из области живой природы. Дети должны знать о мире природе как можно больше. Ведь и сам человек – это часть природы. Однако современные дети, в особенности городские, порой очень далеки от мира животных, представителей которых они порой видят только опосредованно (в мультфильмах, на картинках, в виде игрушек). При этом чтение художественной литературы в качестве формы работы с детьми необходимо для решения поставленных в ФГОС ДО задач.
Чтение художественной литературы помогает заметно обогащать представления дошкольников, формировать у них умение как можно глубже вглядываться в окружающий мир. Художественная литература дает знания и одновременно способна глубоко воздействовать на чувства детей дошкольного возраста.
Таким образом, значимость формирования у дошкольников знаний о животных, особая роль в этом процессе художественной литературы – в совокупности делают рассмотрение темы «Формирование знаний о животных у старших дошкольников средствами художественной литературы» актуальным.
Разработанность проблемы. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как
Г.С. Абрамова, М.Д. Аверьянов, Е.Д. Беспанская-Павленко, Л.И. Божович, Л.И. Выготский, А.В. Запорожец, Н.В. Знаменщикова, Е.Е. Кравцова, Е.А. Меньшикова, Е.О. Севостьянова, Н.В. Шинкарева, Д.Б. Эльконин и др., рассматривающие особенности восприятия старшими дошкольниками окружающего мира; Н.Г. Аверин, Е.Н. Гуляков, М.М. Конина, О.А. Фролова и др., объектом исследования которых стало влияние художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста; Л. Бобылева, О. Бобылева, О.М. Газина, В.А. Зебзеева, Е.И. Золотова, Л.С. Игнаткина, Л.М. Маневцова, С.Н. Николаева, О.М. Силаева, О.А. Соломенникова, Е.Ф. Терентьева, А.М. Федотова, Т.А. Шорыгина и др., раскрывающие экологическое воспитание дошкольников в целом и их знакомство с миром животных в частности.
Объект исследования: – формирование знаний о животных у дошкольников.
Предмет исследования: – формирование знаний о животных у старших дошкольников средствами художественной литературы.
Цель исследования: определить эффективность использования художественной литературы в качестве средства формирования у старших дошкольников знаний о животных.
Гипотеза исследования: формирование у старших дошкольников представлений о животных средствами художественной литературы будет более эффективным, если:
– будут подобраны художественные произведения о животных в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
– книжный центр будет содержать художественные литературные произведения о животных;
– литературные произведения о животных будут включены в совместную деятельность дошкольников и воспитателя в режимных моментах.
Задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных;
2) охарактеризовать художественную литературу как средство формирования представлений о животных у старших дошкольников;
3) организовать и провести экспериментальную работу по исследованию влияния художественной литературы на формирование знаний о животных у старших дошкольников.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад №23 «Росинка» г. Мелеуз Мелеузовский район РБ. Выборку составили 24 старших дошкольника в возрасте 6-7 лет.
Методы и методики исследования: 1) теоретические методы: метод анализа публикаций по теме исследования, метод сравнения и сопоставления, метод синтеза выявленной информации; эмпирические методы: наблюдение, диагностические задания, разработанные на основе диагностических методик О.А. Соломенниковой, С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс занятий по формированию у дошкольников знаний о животных средствами художественной литературы будет полезен воспитателям при проведении работы по экологическому воспитанию и познавательному развитию.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЖИВОТНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Психолого-педагогические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о животных
Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного освоения ребенком норм морали, формирования у ребенка нравственных привычек, отношений, чувств. Он выступает в качестве наиболее ответственного этапа в развитии механизмов деятельности и поведения, а также в становлении личности дошкольника в целом. Все это обуславливается как существенными изменениями, происходящими в эмоционально-волевом и умственном развитии дошкольников, в его мотивационной сфере, в общении старшего дошкольника со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым старшим дошкольником уровнем нравственной воспитанности [Коломенский, 1996. c. 209].
Важно указать, что усвоение общественно выработанных эталонов, либо мер, заметно меняет характер детского мышления, намечается переход от эгоцентризма (центрации) непосредственно к децентрации. Это логическим образом подводит ребенка к объективному восприятию действительности, а также совершенствовании возможности оперировать представлениями именно на произвольном уровне. Формирование у старшего дошкольника новых способов умственных действий в существенной мере оперируется на основании определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и последующего обучения [Кравцова, 2017, с.94].
В старшем дошкольном возрасте отмечается развитие личности, а именно таких ее значимых сторон как формирование основных личностных качеств (в том числе внутренней позиции), эмоционально-мотивационная регуляция, психологические новообразования дошкольника (памяти, внимания, мышления, в познавательных процессах восприятия, речи проявлении индивидуальности). Соответственно данным сторонам личности у старшего дошкольника осуществляется развитие мотивов (то есть познавательных учений, напрямую касающихся приобретения знаний, умений и навыков; успеха, самоутверждения, результата, самооценки ребенка, демонстрации им своего достоинства, изобразительного действия, способностей, привлекательной деятельности; мотивов общения и деятельности) [Аверина, 2011, c. 69]. В рассматриваемом возрасте дети уже способны к самосознанию, они руководствуются конкретными нравственными нормами, а также к нравственной саморегуляции [Эльконин, 2017, c. 96]. Несколько усиливается процесс общения, подражания и наблюдения, особенно через систему поощрений. Становятся значимыми и необходимыми оценки поведения. В этом случае наиболее значимы сюжетно-ролевые игры. Происходит активация саморегуляции, как личностной, так и нравственной. У ребенка формируется определенная нравственная позиция. Наблюдается также стремление к одобрению и признанию, потребность ребенка в достижении успехов, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, а также чувство долга. У ребенка определяется отношение к окружающим (при этом не только в игровых ситуациях, но также и в реальной жизни) [Мухина, 2018, c. 132].
Ребенок старшего дошкольного возраста уже в состоянии логично объяснить свои поступки. У него происходит формирование начал нравственного самосознания, а также нравственной саморегуляции поведения. У старшего дошкольники отмечается формирование личностных качеств, самосознания, волевой регуляции поведения, «внутренней позиции», системы отношений к людям, себе, а также окружающему миру. При этом внутренняя позиция – это начало для волевых качеств (то есть самостоятельности, настойчивости, независимости, целеустремленности). Старший дошкольник может быть способен проведению самоанализа, принятию на себя ответственности за происходящее вокруг, сознательно может делать все возможное для того, чтобы добиться поставленной цели. Нередко старший дошкольник демонстрирует определенные качества личности. Он при этом готов в людях видеть положительное, а также подражать им. У ребенка происходит формирование характера, особенно таких важных качеств личности, как инициативности, воли, независимости, самостоятельности. Л.С. Выготский указывал в этом плане, что психология детского возраста выявила значимый для деятельности воображения момент, названным законом реального чувства в деятельности фантазии. В его основе лежит практическое наблюдение. С деятельностью воображения тесным образом связано движение чувств [Выготский, 1982, с. 32].
Речь ребенка в старшем дошкольном возрасте в качестве средства общения со сверстниками и взрослыми напрямую связана с наглядной ситуацией общения. Речь, осуществляясь в диалогической форме, носит выраженный ситуативный характер. У старшего дошкольника появляется форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с этим ребенком происходило вне н контакта с взрослым. Кроме этого, с развитием самостоятельной практической деятельности у старшего дошкольника возникает острая потребность в формулировании уже собственного замысла, а также в рассуждении в отношении способа выполнения различных практических действий. Появляется потребность в речи, понятной из самого речевого контекста – то есть связной контекстной речи. При этом переход к обозначенной форме речи в первую очередь определяется усвоением детьми грамматических форм развернутых высказываний. Параллельно с эти усложняется диалогическая форма речи и в содержательном плане, и в плане возросших речевых возможностей старшего дошкольника, как активности, так и степени его участия непосредственно в процессе речевого общения [Абрамова, 2017, c. 98].
Ребенок в старшем дошкольном возрасте ребенок учится общаться, а также взаимодействовать в совместной деятельности с окружающими людьми, усваивает элементарные нормы и правила группового поведения, что в дальнейшем ему позволяет более успешно общаться в разного рода отношениях [Запорожец, 1986, с.108].
Отличительной особенностью детей старшего дошкольного возраста выступает их ярко выраженная способность к подражанию. При этом недостаточно развитая произвольность поведения, а также неумение контролировать свои действия, четко осознавать их нравственное содержание нередко способны приводить к нежелательным поступкам. Данные обстоятельства делают в качестве первостепенной, актуализируют задачу по формирования у детей нравственных навыков поведения, которые в процесс накопления опыта должны перерасти в нравственные привычки.
В период старшего дошкольного возраста нравственные навыки и привычки, которые развиваются на базе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию своих и чужих поступков, становятся уже более прочными. Воспитатель формирует у старших дошкольников осознанное поведение, которое подчинено нормам человеческой морали. Укажем, что к содержанию тех нравственных представлений, которые формируются в период дошкольного детства, относятся представления детей о различных явлениях общественной жизни, о труде людей, его общественной значимости, а также о его коллективном характере, о гражданственности и патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников (например, почему следует делиться игрушками, каким образом следует договариваться друг с другом, а также заботиться о младших и т.д.), наконец, об уважительном отношении к взрослым [Беспанская-Павленко, 2009, с. 138].
В дошкольном возрасте интеллектуальное развитие зависит от целого комплекса как социальных, так и биологических факторов, среди которых обогащающую, направляющую, систематизирующую роль призвано выполнять именно умственное воспитание и обучение.
Такие исследователи, как Д.Б. Эльконин и затем В.В. Давыдова, называют следующие значимые новообразования этого возрастного периода: 1) сформирована новая мотивационно-потребностная система, в рамках которой собственные желания ставятся в зависимое положение относительно мотивов, по своему содержанию преимущественно социальным; 2) обозначаются первые этические представления и, как результат, моральная оценка, благодаря которым преобразуется эмоциональное отношение ребенка к окружающим; 3) отмечается произвольность поведения детей и их самооценка, предусматривающая новое, уже более критичное, отношение ребенка как к себе, так и своим возможностям; 4) происходит активное развитие взаимоотношений ребенка-дошкольника со взрослыми, а также имеет место усложнение содержания базовых видов деятельности; 5) формируется начальная форма личного сознания ребенка.
В старшем дошкольном возрасте становится также возможным и усвоение действий смыслового запоминания, которое основано на установлении содержательных связей между отдельными частями запоминаемого материала, а также между запоминаемым материалом и элементами прошлого опыта ребенка, хранящимися в его памяти. Важным моментом в развитии произвольной памяти старших дошкольников является их обучение логическим приемам запоминания. Так как именно дети в возрасте 5-6 лет впервые начинают осознавать указания, как необходимо запоминать [Севостьянова, 2009, c. 37].
Начиная со старшего дошкольного возраста, дети уже становятся способными удерживать свое внимание на тех действиях, которые приобретают для них непосредственно интеллектуально значимый интерес (например, загадки, игры-головоломки, задания учебного типа). При этом устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности существенно возрастает к семи годам. У детей к концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию начинает заметно развивается. В дальнейшем произвольное внимание уже становится непременным условием организации всей учебной деятельности в школе [Урунтаева, c. 2017, c. 112].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Высш. шк., 2017. – 319с.
2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании дошкольников / // Начальная школа. – 2011. – №11. – С. 68-71.
3. Аверьянов М.Д. Детская психология. – М.: Академия, 2018. – 374с.
4. Беспанская-Павленко Е.Д. Психическое развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте: развитие ведущих психических функций. – Минск, 2009. – 223 с
5. Бобылева Л., Бобылева О. К природе – с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С. 38-43.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 244 с.
7. Выготский Л.С. Детская психология. – М.: Педагогика, 1982. – Т.4. – 386 с.
8. Газина О.М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. – М.: Прометей, 2018. – 254 с.
9. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2016. – 172 с.
10. Детская литература: учеб. пособие / под ред. Е.Е. Зубаревой – М.: Просвещение, 2015 – 560 с.
11. Запорожец А.В. Психология развития ребенка // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1986. –322 c.
12. Зебзеева В.А. Особенности знаний дошкольников о многообразии животного мира. – Оренбург : ОГПУ, 2010. – 108 с.
13. Знаменщикова Н.В., Шинкарева Н.В. Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журн. – 2018. – Т. 7. – № 2 (23). – С. 239-242.
14. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение, 2012. – 184 с.
15. Игнаткина Л.С. Содержание знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 2016. – 121 с.
16. Ковальчук Я.И. Индивидуальной подход в воспитание ребёнка. – М.: АСТ, 2018. – 112 с.
17. Коломенский Я.Л. Человек: психология. – М., 1996. – 376 с.
18. Конина М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / сост. М.М Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 151-160.
19. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2017. – 256 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до семнадцати лет). – М.: РОУ, 2018. – 186 с.
21. Маневцова Л.М. Ребенок познает мир природы // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 8. – С. 17- 19.
22. Меньшикова Е.А. Развитие познавательной активности детей (психолого-педагогический аспект). – Томск, 2016. – 122 с.
23. Мухина В.С. Психология дошкольника: учеб. пособие. – М.: «Академия», 2018. – 239 с.
24. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
25. Нравственное воспитание личности школьника / под ред. Я.И. Колдунова. – Калуга, 2016. – 126 с.
26. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2018. – 80 с.
27. Психодиагностика в дошкольном возрасте / сост. О.В. Конькова. – Минск: БГУ, 2018. – 56 с.
28. Севостьянова Е.О. Психологические особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 2. – С. 37-46.
29. Силаева О.М. Формирование представлений о животных у детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №4. – С. 51-54.
30. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.
31. Терентьева Е.Ф., Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. – Н. Новгород, 2018. – 234 с.
32. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие. – М.: Академия, 2017. – 244 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Норма 2018. – 44 с.
34. Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста : Межвуз. сб. науч. тр. – Пермь : ПГПИ, 2017. – 134 с.
35. Фролова О.А. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи. 2021. URL: http://www.ivalex.vistcom.ru (дата обращения: 15.11.2023).
36. Шинкарёва Н.А., Андреева АИ. Организационно-педагогические условия и особенности развития любознательности у детей шестого года жизни в ДОО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1. – С. 20-32.
37. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации. – М. : Сфера, 2018. – 258 с.
38. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2017. – 384 с.