Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Методы изучения биографии писателей
Биография писателя изучается в начальной школе как отдельные сведения о нем. Принципы историзма, актуальности, психологизма, являются основополагающими. Автор должен предстать перед учащимися как историческая личность, живой человек, который мыслит и эмоционально реагирует на мир и сво е пребывание в нем, как уникальная личность, художник, бессмертие которого находится в художественном наследии [19, с. 109].
Методическая модель рассмотрения индивидуального стиля писателя тесно связана с изучением его биографии. Она содержит, прежде всего, анализ художественных текстов в параметрах художественного мастерства автора, сравнение с творческой манерой других авторов, обобщение признаков стиля.
Задача рассмотрения биографии автора состоит в том, чтобы учащиеся познакомились с его личностью и судьбой; научились понимать особенности творчества – жанровую, тематическую, идеологическую; строить отношения с разными людьми и обществом; выяснить, был ли оценен талант автора при его жизни; понимать его как личность, увлекаться сильными чертами характера, интересоваться творчеством [16, с. 73].
Обучение биографии писателя в начальной школе основывается на следующих принципах.
1. Принцип историзма. Учитель должен изображать писателя как человека, жившего в определенный исторический период в определенном регионе. Показать, что художник своим словом повлиял на историческое время, ведь художественный мир произведения и реальность взаимосвязаны.
2. Принцип релевантности. Обобщения должны основываться на достоверных фактах биографии писателя. Необходимо подчеркнуть события, которые стали решающими в существовании художника, рассказать о знаковых поворотах судьбы. Однако писатель находится под влиянием повседневной жизни, облегчая или, наоборот, препятствуя его творческой реализации.
3. Принцип психологизма. Учителю необходимо раскрыть внутренние мотивы действий автора, переживание жизненных событий, ведущие черты характера, чувства и мысли, которые были реакцией на мир. Знание его творчества, мемуаристики, а также эмпатия помогают проникнуть в мировоззрение писателя.
4. Принцип эстетизма. Творчество – это суть писательской жизни, художник живет одновременно в реальном мире и мире творческого воображения. Учитель должен погружать учеников в художественные хронотопы своих книг, вводить их в круг своих персонажей, описывать эстетические принципы и художественные увлечения [3, с. 117].
В современной методологии ведущим принципом преподавания биографии писателя является историзм. Через призму истории дети должны понимать судьбу писателя, через его личную судьбу – историю родины. В его творчестве стоит учитывать не только факты биографии, но и внутреннюю логику событий, проблему выбора, интерпретацию тех или иных событий.
Если писатель был земляком учащихся, следует рассказать об этом (желательно в виде ученического содоклада). Автор станет ближе к школьникам, потому что между ними будет духовная связь, несмотря на временное расстояние.
Так, педагог должен помочь детям узнать художника как личность, понять истоки его творчества. Рассмотрение биографии писателя будет иметь не только познавательное, но и экзистенциальное значение – школьник откроет для себя другого человека, узнает его опыт, осмысленно подойд ет к собственному жизненному выбору и иерархии ценностей [17, с. 56].
В изложении биографии для младших школьников следует придерживаться золотой середины, представляя писателя как гражданина, художника, обычного человека. Рассказывать о патриотическом подвиге – верности родному слову – без лишнего пафоса, о личной жизни – деликатно, с уважением. Интересные моменты необходимо показывать образно, стремиться создать эффект присутствия автора; именно их дети могут выбирать для биографических очерков, которые являются творческой формой самостоятельной работы над биографией писателя.
Раскрывая биографию писателя, нужно обратить внимание класса на его происхождение, описать природу и архитектуру региона, где прошло детство, людей, находившихся рядом, образование будущего писателя, его мечты и стремления. У каждого художника есть своя драма в жизни, е е сострадательное изображение поможет лучше понять его судьбу. Школьникам уместно задать вопрос испытал ли автор личное счастье; были ли опубликованы его произведения; был ли он признан при жизни и т.д. [19, с. 109].
Каждое занятие по изучению биографии следует начинать с «любопытства», вызывающего интерес у детей. Преподавание биографии должно подчиняться методологическому принципу «уникальная личность – уникальная история». Начать урок можно со стихотворения или, написав на доске цитату из мемуаристики, задать детям проблемный вопрос. Желательно использовать прием самостоятельного ученического исследования при изучении биографии в качестве соотчета на определенной странице жизни и творчества.
История писателя должна быть прямой и искренней. Для краткого цитирования они выбирают образный, проницательный текст отрывок из произведения, дневника или письма писателя, меткое описание, данное современником, ученым, другим писателем, стихотворение, написанное о нем, и т.д. [3, с.117].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Министерства Просвещения России № 286 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 31 мая 2021 года (в действ. ред. от 08 ноября 2022 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения: 12.12.2023).
2. Абрамова, Н.Г. Биографии как предмет педагогического исследования / Н.Г. Абрамова // Педагогические технологии. – 2021. – № 10. – С. 100–123.
3. Антипова, А.М., Подругина, И.А. Традиции и современные стратегии развития методики преподавания литературы / А.М. Антипова, И.А. Подругина // Литература в школе. 2020. № 6. С. 113-122.
4. Белькович, Я.С. Биографический метод как компонент методологии образовательной деятельности / Я.С. Белькович // Вопросы педагогики. – 2019. – № 12. – С. 164–178.
5. Дарьещенкова, О.А. Литературная гостиная. Творчество М.Ю. Лермонтова / О.А. Дарьещенкова // Сборник методических разработок и педагогических идей. – 2022. – URL: https://урок.рф/library/klassnij_chas_literaturnaya_gostinaya_tvorchestvo_m_yu__202301.html?ysclid=lqatuxs6u5440697266 (дата обращения: 15.12.2023).
6. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение 4 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Л.А. Ефросинина. М.: Вентана-Граф, 2022. 195 с.
7. Зацаринская, А.А. Особенности преподавания литературного чтения в начальной школе / А.А. Зацаринская // Теория и практика современной науки. 2018. № 12. С. 168-170.
8. Иванченко, Т.Н. Урок чтения «Биография М.Ю. Лермонтова» / Т.Н. Иванченко // Педагогический портал. – 2021. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1702896625&tld=ru&lang=ru&name=biografiya-M.YU.-Lermontova.pdf (дата обращения: 12.12.2023).
9. Калинина, О.А., Фоменко, Е.А. Актуальные тенденции проведения уроков литературного чтения для младших школьников / О.А. Калинина, Е.А. Фоменко // Материалы VIII международной научной конференции «Образование: прошлое, настоящее и будущее». – 2020. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/379/16048/ (дата обращения: 12.12.2023).
10. Канторович, А.С. Принципы изучения биографий известных людей в средней школе / А.С. Канторович // Образовательный вестник. – 2023. – № 3. – С. 54–68.
11. Караоол, Л.С. Развитие творческих способностей детей на уроках «литературного чтения» / Л.С. Караоол // Вестник Тувинского государственного университета. Серия «Педагогические науки». – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-na-urokah-literaturnogo-chteniya (дата обращения: 12.12.2023).
12. Климанова, Л.Ф., Виноградская, Л.А., Бойкина, М.В. Литературное чтение 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. / Л.Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, 2021. 160 с.
13. Климанова, Л.Ф., Горецкий, В.Г., Голованова, М.В. Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. / Л.Ф. Климанова и др. М.: Просвещение, 2015. 223 с.
14. Краснова, А.Д. Теоретические основы активизации познавательной деятельности у младших школьников / А.Д. Краснова // Вопросы педагогики. 2021. № 11-2. С. 252-255.
15. Махрова, О.А. Развитие творческих способностей детей на уроках «литературного чтения» / О.А. Махрова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2013. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/11/06/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostey (дата обращения: 12.12.2023).
16. Меньших, Е.В. Методы и приемы изучения биографий писателей / Е.В. Меньших // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 2. № 2. С. 72-75.
17. Овсеенко, Г.В. Изучение биографии писателя в школе / Г.В. Овсеенко // Русский язык и литература в школах Кыргызстана. 2014. № 3. С. 50-60.
18. Тимофеева, Е.Н. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению художественных произведений / Е.Н. Тимофеева. С.-Пб., 2011.
19. Титова, Т.И. Изучение биографии писателя как метод воспитания личности / Т.И.Титова // Вестник научных конференций. 2020. № 8-1. С. 109-110.
20. Черковская, Н.И. Конспект урока по литературному чтению по теме «Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова» / Н.И. Черковская // Интолимп. – 2020. – URL: https://intolimp.org/publication/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-po-tiemie-znakomstvo-s-zhizn-iu-i-tv.html?ysclid=lqatn5yfz2411593650 (дата обращения: 15.12.2023).
21. Черногрудова, Е.П. К вопросу о знакомстве младших школьников с биографией писателя / Е.П. Черногрудова // Начальная школа. 2016. № 8. С. 33-37.
22. Халова, В.А. Обучение младших школьников литературе / В.А. Халова. – М.: Паритет, 2020. – 350 с.
23. Хамеметова, П.А., Варзонина, М.В., Чумакова, Е.Н. Современные аспекты формирования креативных навыков младших школьников: теория и практика исследования / П.А. Хамеметова, М.В. Варзонина, Е.Н. Чумакова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2022. – № 5. – С. 60–72.
24. Юнусова, Э.А.Г. Особенности формирования навыка чтения в младшем школьном возрасте / Э.А.Г. Юнусова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-navyka-chteniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 12.12.2023).
25. Юскова, Е.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения / Е.А. Юскова // Молодой ученый. – 2019. – № 30 (268). – URL: https://moluch.ru/archive/268/61775/ (дата обращения: 12.12.2023).
26. Яицкая, О.В. Современные технологии, формы и методы обучения литературному чтению / О.В. Яицкая // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2017. – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/02/09/statya-sovremennye-tehnologii-formy-i-metody-obucheniya (дата обращения: 12.12.2023).