Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические основы организации образовательного процесса детей с расстройствами аутистического спектра в условиях общеобразовательной школы с использованием модели «Ресурсный класс»
1.1 Особенности детей с расстройствами аутистического спектра
В сфере научной литературы, термином «расстройства аутистического спектра» обозначается расстройство нервной системы, которое проявляется в недостатке в социальном взаимодействии и коммуникации, а также в наличии стереотипных паттернов поведения. Однако встречается также другое определение, где «расстройство аутистического спектра» описывает определенное психическое расстройство, возникающее в раннем возрасте и проявляющееся устойчивым дефицитом в способности к социальному взаимодействию и коммуникации, а также в ограниченных интересах [31].
В зависимости от характера и степени взаимодействия с окружающим миром, а также типа аутизма, О.С. Никольская суммирует и освещает основные педагогические характеристики четырех групп детей с РАС:
1. Дети этой группы характеризуются полной отрешенностью и безразличием к окружающей среде.
2. Дети этой группы отвергают реальность окружающего мира, однако не игнорируют ее существование.
3. В данной группе особенным проявлением расстройства является создание для себя комфортной среды путем замещения основных элементов внешней реальности своими собственными реалиями.
4. Дети этой группы способны к общению, интеллектуальные функции сохранены, однако испытывают трудности при установлении коммуникативной среды с ровесниками и взрослыми [26].
В первую очередь необходимо учитывать характерную для детей с аутизмом гиперселективность восприятия – снижение порога дискомфорта, непереносимость ребенком с РАС раздражителей, интенсивность которых приемлема для нормально развивающихся детей.
Исследователи и теоретики отмечают, что восприятие является фрагментарным и реакции на различные характеристики сенсорных сигналов неравномерны. К примеру, дети с аутизмом могут проявлять увеличенную чувствительность к цвету, но оставаться безразличными к форме и размеру. Исследователи К. Гилберт и Т. Питерс объясняют эту особенность восприятия тем, что у аутичных детей (независимо от уровня интеллектуального развития) наблюдается предпочтение обработки информации правым полушарием мозга, в ущерб работе левого полушария[30].
Апельсин и яблоко, к примеру, являются иллюстрацией склонности к правополушарной обработке информации. Оба предмета выглядят одинаково для правого полушария, потому что они «круглые». Это пример непосредственного синтеза информации. Правое полушарие немедленно распознает, что оба предмета имеют одинаковую форму. Анализ не требуется, поскольку информация «говорит сама за себя». Понятие «круглое» сохраняется в памяти правого полушария буквально. Левому полушарию яблоко и апельсин кажутся также одинаковыми.
Наблюдение позволяет нам понять, что яблоко и апельсин - это фрукты, исходя из логического анализа. Мгновенное понимание того, что они относятся к фруктам, невозможно. Организация наблюдения в соответствии с абстрактными характеристиками, такими как понятие «фрукт», становится возможной благодаря левому полушарию мозга. Для определения абстрактных характеристик необходимо выделить обобщающие признаки, характерные для всех объектов, объединенных в одну группу. Под существенными свойствами подразумеваются только те, которые являются основаниями для объективной классификации и представляют обобщенные характеристики объекта, то есть первичные понятия.
В отличие от обычных детей, которые после того, как узнают, что слово «стул» означает определенный предмет, начинают называть разные предметы, на которые можно сесть, дети с аутизмом, в период изучения речи, часто не связывают слово с соответствующим предметом. Их интеллект не позволяет им преодолеть границы реального восприятия и двигаться дальше.
Если ребенок усвоил, что «стул» — это объект с определенными размерами, цветом и другими внешними признаками, то он не будет называть другой стул «стулом», если он имеет отличные от первого внешние характеристики.
Дети, страдающие аутизмом, имеют проблемы с обобщением и не могут использовать рассуждения для выявления существенных характеристик и связей, в то время как здоровые дети, наоборот, слишком обобщают[16]. Они склонны ориентироваться на случайные признаки объектов, попадающих в поле зрения, из-за отсутствия способности к психическому напряжению и недоразвития активирующих систем ствола мозга. Это приводит к недостаточному усвоению характеристик окружающего мира и затрудняет осознание явлений, особенно тех, которые связаны между собой. Поэтому использование визуализации учебного материала, четкое структурирование времени и пространства являются необходимыми.
Существуют различные методы, которые способствуют развитию интеллектуальных предпосылок и формированию учебных умений и поведения. К примеру, учитывая фрагментарное восприятие, дезорганизованность и недоразвитие предметности, аутичным детям необходима пространственно-временная организация их жизненного пространства. Зрительное поле ребенка должно быть максимально организованным. М.М. Либлинг рекомендует установить определенное место для занятий и постепенно ввести определенную последовательность действий, связанных с подготовкой и закрытием занятий [27].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Асеева И.Ю. Психолого-педагогические условия обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе // Проблемы педагогики. 2016. №12 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-obucheniya-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 21.11.2023).
2. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Книги 1, 2, 3 / Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
3. Бейсенбаева Б. Ж. Актуальность инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). –Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 1–3.
4. Богатая О. Ф. Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра: учеб.-метод. пособие. Сургут: СГПУ, 2019. 67с.
5. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных для формирования навыков бытовой адаптации // Дефектология. 1997. №2. С. 31-40.
6. Волкова М.В., Винокуров В.С., Нелюбина С.Н. Технология организации ресурсного класса для обучающихся с РАС в условиях сельской школы. Методические рекомендации. Краснодар, 2021. 41с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Лев Выготский. - Москва : АСТ [и др.], 2005. - 670с.
8. Гилберт К. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов. М.: ВЛАДОС, 2003. 144 с.
9. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми : учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. 267 с.
10. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с.
11. Карвасарская И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми : учеб.-метод. пособие. М.: Теревинф, 2003. 70 с.
12. Козорез А.И., Беспалова А.Н., Гончаренко М.С. и др. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. – М.: Ресурсный класс, 2016. – 357 с.
13. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, 28–30 ноября 2018 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 257 с.
14. К проблеме адаптации образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра / I Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016 г.449с.
15. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
16. Литвинова, А. О. Когнитивные нарушения у детей с расстройствами аутистического спектра / А. О. Литвинова, Ю. Н. Прямкова, Ю. И. Чеснокова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16636/ (дата обращения: 21.11.2023).
17. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми : учеб.-метод. пособие. М.: 2000. 61 с.
18. Малярчук Н.Н., Карасёв В.А. Уровень сформированности универсальных учебных действий у детей с расстройством аутистического спектра // ПНиО. 2018. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-sformirovannosti-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 21.11.2023).
19. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. - СПб.: Речь, 2007. — 288 с.
20. Манелис Н. Г., Загумённая О. Г., Панцырь С. Н. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра : учеб.-метод. пособие. − М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.
21. Манелис Н.Г., Панцырь С.Н., Хаустов А.В., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Организация консультативно-диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с РАС. Методические рекомендации. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 85 с.
22. Манелис Н.Г., Никитина Ю.В., Феррои Л.М., Комарова О.П. / Под общ. ред. А.В. Хаустова, Н.Г. Манелис. Сенсорные особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Стратегии помощи. Методическое пособие. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. 70 с.
23. Мельникова С. В. Психокоррекционная работа с ранним детским аутизмом // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2013. №1. С. 38-45.
24. Мефодичева, А. К. Территориальная модель организации сопровождения образовательного процесса обучающихся с РАС: путь от ресурсного класса к ресурсному центру / А. К. Мефодичева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83059/ (дата обращения: 21.11.2023).
25. Морозова С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : учеб.-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2007. 176 с.
26. Никольская, О. С. Об аутизме [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг // Школьный психолог. – 2004. – № 43. – С. 81- 92.
27. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: Пути помощи. – М.: Теревинф, 2007. – 288 с.
28. Образовательная модель «Ресурсный класс» в системе образования Челябинской области [Электронный ресурс] : методические рекомендации / авторы: Ю. Г. Маковецкая, С. Н. Аникина. – Электрон. текстовые дан. (1 файл: 1,03 Мб). – Челябинск : ЧИППКРО, 2023. – 1 электрон. опт. диск (CD-R). – Систем. требования: PC от 1 ГГц; 512 Мб RAM; 2,1 Мб свобод. диск. пространства; CD-привод; ОС Windows XP и выше; ПО для чтения pdf-файлов. – Загл. с экрана
29. Овчинникова Т. С., Васильева С. Б., Тараторина А. А. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ РЕСУРСНОГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-raboty-resursnogo-klassa-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 21.11.2023).
30. Питерс Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М.: Владос, 2012. 237 с.
31. Петрова Н.Н., Пряникова Е.В. Актуальные вопросы расстройств аутистического спектра: теория и клиническая практика // ПМ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-rasstroystv-autisticheskogo-spektra-teoriya-i-klinicheskaya-praktika (дата обращения: 21.11.2023).
32. Погонина О. Г. Модель «Ресурсный класс» для инклюзии детей с РАС с точки зрения образовательного менеджмента: риски и возможности // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — Том 14. No 3. — С. 55–62.
33. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра» / Методические рекомендации по организации работы с детьми с расстройством аутистического спектра. / Маркелова Ю.И., Кольчугина Н.И., Монахова Н. А. Иваново, 2020 – 44 с.
34. Рыкова Е. А. Закономерности развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста // Педагогические науки. 2010. №2. С. 48-52.
35. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А. И. — М.: АНО Ресурсный класс, 2015. — 360 с.
36. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе / Козорез А., Беспалова А., Гончаренко М., Калабухова А., Лебедева Е. и др. М.: АНО «Ресурсный класс», 2016.
37. Сатмари П. Дети с аутизмом : учеб.-метод. пособие. Спб.: Питер, 2005. 224 с.
38. Семаго Н. Я., Хотылева Т. Ю., Гончаренко М. С., Михаленкова Т. А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование». – М., 2012.
39. Семаго М.М, Семаго Н.Я., Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности. – М:. ГЕНЕЗИС, 2010.
40. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
41. Семянникова А.А. Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы / Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013- № 32, с. 67-71.
42. Сиротюк А.Л. Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации: модели и успешная реализация / Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С., Кузьмин А.Б. - Брянск: БИПКРО, 2014. - 94 с.
43. Ульянова Р. К. Описание работы по формированию целенаправленного поведения, обучению и воспитанию ребенка с тяжёлой формой аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2015. №1. С.76-82.
44. Томак Т.М., Волкова М.В. Нормативно-правовое сопровождение ресурсного класса. Методические рекомендации. Краснодар, 2020. 91с.
45. Хрустов А. В. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским аутизмом // Практическая психология и логопедия. 2015. №5-6. С. 9-15.
46. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125с.
47. Шапошникова А.Ф. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами спектра аутизма / под ред. В.Н. Касаткина - М.: Образование и здоровье, 2008 – С. 26-58.
48. Школьное обучение как важнейшее условие социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра / Практика инклюзивного образования в Самарском регионе. N 5. 201/ URL: http://csoso.ru/?page_id=2390
49. Эрц Ю., Мелешкевич О. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2015. 208 с.
50. Яковлева В.Н. «Ресурсный класс» как перспективная модель инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра / В.Н. Яковлева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 109 — С. 78-79 — URL: https://novainfo.ru/article/17262 (дата обращения: 21.11.2023).
51. Яковлева И.М. Подготовка педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: Учебно-методическое пособие. / И. М. Яковлева. – М.: Издательство «Спутник+», 2012. – 133 с.
52. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2018 -126 с.