Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема: Художественная литература как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования
Художественная литература играет важную роль в формировании коммуникативных навыков у читателей разных возрастных групп. Коммуникативные навыки являются необходимым инструментом для успешной социальной адаптации и развития личности. Они включают умение грамотно и эффективно выражать свои мысли, понимать других людей, устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликты и принимать решения с учетом мнения других.
Художественная литература обладает уникальной способностью передавать человеческие эмоции и представления о мире. Читатели, особенно дети и подростки, через ее прочтение воспринимают и анализируют разнообразные ситуации, конфликты, отношения между персонажами и, таким образом, развивают свои коммуникативные навыки.
Коммуникация является одним из основных способов взаимодействия с окружающим миром. Хорошо развитые коммуникативные навыки позволяют детям эффективно общаться, выражать свои мысли и чувства, понимать и уважать других людей. Эти навыки являются ключевыми в формировании успешных отношений в детском коллективе.
Немало важную роль выполняет художественная литература в развитии коммуникативных навыков. Художественные произведения предлагают детям разнообразные ситуации и персонажей, с которыми они могут идентифицироваться и эмоционально взаимодействовать. Через чтение таких произведений дети учатся распознавать и выражать эмоции, понимать мотивы и намерения других людей, принимать различные точки зрения и решать конфликты. Таким образом, художественная литература стимулирует развитие коммуникативных навыков у детей.
Дети этого возраста активно взаимодействуют друг с другом и начинают формировать свои первые социальные связи. Они сталкиваются с различными ситуациями и конфликтами, которые требуют от них умения общаться и находить компромиссы. Поэтому важно обеспечить им подходящую литературу, которая поможет им развить необходимые коммуникативные навыки.
Противоречие
Некоторые образовательные программы акцентируются на активном использовании литературы, чтобы поддержать развитие коммуникативных навыков, включая знание языка, литературу и умение взаимодействовать с другими. В то же время другие исследователи указывают, что хотя литература может быть полезной, дети должны также развивать общение через практические задания, участие в совместных приключениях и локальных работы, чтобы продвинуться дальше и найти свое место в обществе.
Проанализировав данные противоречия, мы сформулировали следующую проблему: каковы педагогические условия использования художественной литературы как средства формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия использования художественной литературы в образовательном процессе ДОО как средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать, апробировать и обосновать педагогические особенности использования художественной литературы в образовательном процессе ДОО как средства формирования детского коллектива.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования
2. Уточнить критерии и показатели оценки сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия использования художественной литературы в образовательном процессе ДОО как средства формирования коммуникативных навыков у етей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать систему занятий для детей старшего дошкольного возраста.
При выполнении исследования была выдвинута следующая гипотеза: художественная литература может стать эффективным средством формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, если:
1) осуществляется отбор художественных литературных произведений;
2) организуются разнообразные формы взаимодействия воспитателя с детьми;
3) осуществляется подбор методов и педагогических приемов формирования умений совместной деятельности;
4) обогащается развивающая предметно-пространственная среда.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• Роль художественной литературы в формировании коммуникативных навыков исследовали Э.Б. Чудинов, Н. В. Киреева, А. А. Леонтьев.
• Исследования Я.Л. Коломенского, А.В. Мудрика, Е. Г. Савиной, Л. Я. Лозована, Е.О. Смирновой, А.А. Бодаевой, Л.Р. Мурнировой, М.И. Лисиной, Т.А. Репеной, А.Г. Рузской, Г.М. Андреевой, Б.Ф. Ломонова в области коммуникативное развитие детей дошкольного возраста;
• Исследования К. Д. Ушинского, И. А. Зиминой, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой, Н. С. Карпинской, Г. В. Плеханова, Л. П. Стрелковой, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Гриценко З. А. по воспитательному потенциалу художественной литературы;
• Диагностические методики, направленные на выявление сформированности коммуникативных навыков: Т.А. Репина,А.М. Щетинина, М.А. Никифорова, И. Вандвик, П. Экблад, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломенский
Методы исследования:
• Изучение педагогической, психологической и методической литературы
• Теоретические методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение
• Эмпирические методы исследования: социометрия, наблюдение, беседа, анализ продуктов творчества детей
• Экспериментальный метод, который включает в себя проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента, анализ и обобщение полученных результатов
Теоретическая значимость данного исследования обусловлена изучением возможностей использования потенциала художественной литературы в качестве средства формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования состоит в разработке и реализации педагогических условий использования художественной литературы в образовательном процессе ДОО с целью эффективного формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников.
Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников средствами художественной литературы
1.1. Современные подходы к изучению понятия коммуникативных навыков в психолого-педагогических исследованиях.
В современных психолого-педагогических исследованиях широко применяются различные подходы для изучения понятия коммуникативных навыков. Рассмотрим некоторые из них.
1. Квантитативные методы: одним из наиболее распространенных подходов является использование статистического анализа данных для измерения и оценки коммуникативных навыков. Это позволяет установить степень развития коммуникативных навыков, их изменения со временем, а также выявить факторы, которые могут влиять на их формирование.
2. Качественные методы: в современных исследованиях активно используется качественный анализ данных, такой как интервью, наблюдение и анализ содержания. Эти методы позволяют более глубоко понять особенности коммуникативных навыков, их контекст и влияние на жизнь человека.
3. Нейропсихологические методы: с развитием нейронных технологий стало возможным изучение коммуникативных навыков на уровне мозга. С помощью электроэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии и других методов исследования можно выявлять активность мозга во время коммуникации и связывать ее с разными аспектами коммуникативных навыков.
4. Экспериментальные исследования: такие исследования позволяют контролировать различные факторы и проводить эксперименты с целью выяснить, какие подходы и тренировки эффективны для развития и улучшения коммуникативных навыков.
5. Длительные наблюдения: для изучения коммуникативных навыков в естественном окружении могут быть проведены лонгитюдные исследования, в которых людей наблюдают и анализируют на протяжении длительного времени. Это позволяет получить более полную картину формирования и изменения коммуникативных навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 177 с.
2. Буторина, Е. П. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / Е. П. Буторина, С. М. Евграфова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 261 с.
3. Зиновьева, Т. И. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 468 с.
4. Колесникова, С. М. Функциональная грамматика русского языка : учебник и практикум для вузов / С. М. Колесникова [и др.] ; под редакцией С. М. Колесниковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 421 с.
5. Мазурова Н. А. «Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки». Томск., 2004.
6. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1986.
7. Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи. Практикум. Словарь : учебно-практическое пособие для вузов / В. Д. Черняк [и др.] ; под общей редакцией В. Д. Черняк. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 525 с.