Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности ребёнка и участия его в социальной жизни общества.
Речь является средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. При этом, в современной обстановке все меньше и меньше встречается абсолютно здоровых детей, такая ситуация связанна с ухудшением экологии, с ухудшением социальной обстановки, с возрастающими нагрузками на детей и т.д.
Одной из важных задач перед педагогом дошкольного учреждения для детей младшего дошкольного возраста является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.
Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки, сопровождающие их, помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребенка раннего возраста.
Проблема развития мелкой моторики рук носит междисциплинарный характер. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что изучением данного вопроса занимались физиологи В.М. Бехтерев, Н.А. Бернштейн, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, М.М. Кольцова, А.В. Антакова-Фомина, педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, В.В. Цвынтарный, Е.И. Тихеева, А.С. Симонович и др., психологи Л.А. Венгер, Л. С. Выготский. Однако в современных условиях изучение данной темы в полной мере не нашло своего окончательного решения и вызывает повышенный интерес в научных кругах.
Методологической основой исследования явились: теория формирования личности в деятельности и общении (Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик и др.); идеи формирования личности ребенка (Ш.А.Амонашвили, Г.Н. Волков и др.); теоретическое обоснование значения осязания в становлении познавательной деятельности и теории сенсорного воспитания дошкольников (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.К. Усова, М. Монтессори и др.).
Несмотря на многообразие различных исследований и методических пособий по развитию моторики, в педагогической практике недостаточно материала для развития речи детей младшего дошкольного возраста средствами пальчиковых игр. Поэтому тема работы является актуальной.
Объект исследования: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс пальчиковых игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Гипотеза исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если в образовательном процессе используется комплекс пальчиковых игр, разработанный с учетом особенностей дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития речи;
2. Исследовать понятие мелкой моторики и графо-моторных навыков и их значение в развитии ребенка.
3. Изучить сущность и значение пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста.
4. Организовать экспериментальное исследование использования пальчиковых игр в процессе формирования речи.
5. Представить комплекс пальчиковых игр, направленных на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
6. Проанализировать полученные результаты.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической, методической литературы; обзор нормативных документов; эмпирические – эмпирические, сравнительный, математико-статистический.
База исследования. Исследование проходило на базе МКДОУ «Детский сад № 38» С.-Петербурга.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, и заключения.
Глава I. Теоретические основы развития речи у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр
1.1.Развитие речи младшего дошкольного возраста
В системе процессов психики речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней. Регулирует поведение и является основой мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка.
Речевое развитие представляет собой необходимое условие для становления всех функций высшей психики. М.Р. Львов утверждает, что «речь – это вербальное, языковое общение с помощью языковых знаковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций, часто при поддержке невербальных средств, жестов, мимики и пр.» [21].
С.Л. Рубинштейн пишет, что «речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, речь - это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности - общения - и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь - это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления».
В физиологии речь – сложный двигательный акт, происходящий по механизму условно-рефлекторной деятельности. И.П. Павлов говорил о второй сигнальной системе как о слове, произносимом, слышимом и видимом, указывал, что физиологической основой второй сигнальной системы являются кинестетические, двигательные раздражения, поступающие в кору головного мозга от речевых органов (Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский).
Речевое развитие ребенка представляет собой довольно сложный процесс, включающий в себя множество различных аспектов. В него входят самые разные стороны овладения ребенком речью. Среди таких сторон можно выделить психологическую, нейропсихологическую, педагогическую, непосредственно лингвистическую и многие другие. У ребенка дошкольного возраста развитие речи опосредовано обучением. Тем не менее, утверждение о том, что овладение речью является результатом специальной учебной деятельности, было бы в корне неправильным. Изучение речи на начальных этапах жизни не является специфической учебной целью. Первичное овладение ребенком родным языком осуществляется в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Иными словами, ребенок овладевает речью в процессе ее использования в различных коммуникативных ситуациях – не изучая ее в процессе учения [8].
Формирование речи совершается в процессе общения ребенка с окружающей средой, которая считается источником подражания для ребенка. При этом ребенок использует не только звуковой, но и зрительный анализатор, имитируя соответствующие движения губ, языка и пр. Появляющиеся при этом кинестетические раздражения поступают в соответствующую область коры головного мозга. Между тремя анализаторами (двигательным, слуховым и зрительным) устанавливается и фиксируется условно-рефлекторная связь, обеспечивающая последующее развитие естественной речевой деятельности (М.Р. Богомильский, Л.В. Нейман).
Согласно суждению психологов и физиологов (Н.И. Красногорский, А.А. Люблинская, И.М. Сеченов и др.), к моменту появления ребенка на свет его нервная система, практически, сформирована и готова к активному установлению связей с окружающим миром, для развития и функционирования устной речи. Характеризуя развитие речи исследователи, как правило, обращают внимание на постепенность и неравномерность развития речевой системы.
Рассматривая процесс развития речи авторы, условно разделяют на несколько периодов, взаимосвязанных между собой, плавно переходящих из одного в другой. В исследованиях некоторых ученых эти периоды соотносят со сроками развития ребенка.
1) Первый период (первый год жизни ребенка) – этап гуления и лепета.
2) Второй период (конец 1-го – начало 2-го года жизни ребенка) – появление речи: лепетные звукосочетания (слоги) приобретают свойство предметной соотнесенности.
3) Третий период (от 1,5 до 2-х лет) – формирование коммуникативной функции речи.
4) Четвертый период (от 2-х до 3-х лет) – стремительный рост словаря. Словарный запас доходит до 1000 и более слов, слоговая структура становится более устойчивой, наблюдается перестановка звуков, появляются новые группы звуков (звонкие, твердые согласные).
5) Пятый период (от 3-х до 5-ти лет) – значительное увеличение словаря ребенка, речь становится полноценным средством общения, эгоцентрическая речь сворачивается, обеззвучивается и переходит во внутреннюю речь, на основе которой активно формируется мышление. К простейшим формам контекстной речи ребенок начинает переходить от ситуативной речи. Завершается формирование фонематического слуха.
6) Шестой период (от 5-ти до 7-ми лет) – развитие речи достигает высокого уровня. Многие из детей правильно произносят все звуки, могут регулировать темп речи, силу голоса, умеют передавать различные интонации. К концу 6-го года жизни полностью осваивают фонетическую сторону языка. Значительно накапливается активный словарь и составляет 2000-3000 слов. Заканчивается усвоение грамматической стороны речи. Возрастает число простых распространенных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Дают развернутый и полный анализ, вычленяя характерные признаки и свойства.
Независимо от формы речи (монолог или диалог), важным условием ее коммуникативности считают связность. При овладении данной стороной речи у детей должен быть развит навык составления связных высказываний. Высказывание – это речевая деятельность и, как следствие, ее результат. В основе высказывания лежит смысл [13].
В различных источниках литературы обобщены и перечислены следующие признаки связности устного сообщения: смысловые связи между элементами рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность смыслового выражения мысли говорящего (Н. И. Кузина, Т. А. Ладыженская, Л. А. Долгова и др.).
Важным условием развития речи является полноценная речевая среда, целенаправленное обучение в форме фронтальной, индивидуальной и групповой игровой деятельности, а также языковые нормы окружающих взрослых.
На этапе дошкольного детства основной задачей развития личности дошкольников является формирование речевой компетентности, то есть формирование речевой активности, а именно – формирование определенных речевых умений и навыков.
Психическим качественным новообразованием детей трех лет является овладение ними активной разговорной речью, которая продолжает развиваться и совершенствоваться на четвертом году жизни, то есть во второй младшей группе – первой на этапе дошкольного детства.
Младший дошкольный возраст наиболее сенситивный этап речевого развития. У детей этого возраста чрезвычайно развито речевое чувство, они довольно рано замечают и исправляют речевые огрехи и гибриды в речи других. К трем годам ребенок овла¬девает правильным звукопроизношением большинства звуков, зато в течение всего указанного периода он испытывает значительные трудности в произношении свистящих звуков и звука «р». Для многих детей младшей группы характерна общая смягченность речи, пропуск, искажение и перестановка звуков, слогов, их замена, нарушение звуковой структуры слова, уподобление звуков. Дети хорошо дифференциируют звуки, у них развит фонематический слух.
В словаре детей встречаются все части речи, хотя преобладают существительные (до 50%) и глаголы (28-30%), много еще облегченных слов, слов-универсализм. Пассивный словарь преобладает над активным.
Четвертый и пятый годы – это периоды чрезвычайной речевой активности. Дети этого возраста слишком болтливы и любознательные, что проявляется в бесконечных вопросах детей до взрослых. К.И.Чуковский писал, что ребенок от 2 до 5 лет – любознательные существо на земле, большинство вопросов, с которыми он обращается к нам, исполнены насущной необходимостью его неутомимого мозга: как можно быстрее познать окружающую среду [8].
Ребенок четырех лет чаще всего обращается с вопросами «почему» и значительно реже использует вопрос «зачем?». Ребенок трех лет, как отмечает К.И. Чуковский, глубоко убежден, что все в окружающей среде существует только для удовлетворения потребностей ребенка: «...корова, чтобы давать молоко; яблоня, чтобы кормить яблоками; тетя Зина, чтобы на празднике угощать ее тортом и т. д.»[8].
Возраст детей от 3 до 5 лет традиционно называют «почемучками». У российского писателя Б. Житкова есть рассказ об Алексее Почемучкине. Ребенок, который обращается с вопросами к взрослым, не всегда ожидает на них ответы, ему нравится сам процесс формирования вопросов как проявление речевой активности ребенка.
До 4,5 лет завершается формирование грамматической правильности речи. Во второй половине четвертого года жизни у детей наблюдается активное суффиксальное словообразование, что происходит в игровой форме. Это приводит к уникальному явлению в жизни ребенка - словообразованию. К.И. Чуковский назвал детей этого возраста «большими умственными тружениками». Пик словообразования выпадает на пятый год жизни, после пяти лет словообразования постепенно угасает. Воспитатели должны реально оценивать проявления детской речевой активности и помнить, что все детские неологизмы является результатом несовершенной речи ребенка, неустойчивого усвоения грамматических форм родного языка. У детей четвертого и пятого лет жизни встречается еще много грамматических ошибок в склонении существительных, прилагательных, в употреблении рода и числа существительных, в глагольных формах, неправильное чередование согласных звуков и т. д.
Характерной особенностью речи детей этого возраста является нестойкость (в сочетании с гласным произносят звук в сочетании с согласным искажают или выпускают) и неточности произношения. Дети порой не понимают значение пространственных, временных и абстрактных понятий, переносное значение и многозначных слов.
Происходят позитивные изменения и в развитии связной речи. Ведущей формой общения остается диалогическая речь. В первой половине указанного возраста еще преобладает ситуативная речь. С изменением ведущего типа деятельности (предметно-манипулятивной на сюжетно-ролевую игру) появляются новые формы речевых действий - высказывания в структуре речевой деятельности такого типа: а) высказывания, которые комментируют собственные игровые действия ребенка; б) высказывания, корректирующие действия партнера; в) высказывания, которые планируют действия и распределение ролей.
К концу четвертого года жизни ситуативная речь постепенно заменяется контекстной (вне наглядной ситуации), хотя ситуативная остается, но ребенок использует его в соответствии с наглядной ситуацией. На четвертом году жизни в речи ребенка появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, а также вопросительные предложения, которые достигают вершины своего функционирования. На пятом году жизни дети употребляют все типы предложений, хотя здесь и встречаются еще ошибки: неправильный порядок слов, неудачное употребление союзов и тому подобное.
Центральным качественным новообразованием психического развития детей является усвоение звуковой стороны родного языка, осознание звукового состава родного языка, что дает возможность организованно обучать детей звукового анализа слов [9].
На пятом году жизни развивается монологическая речь, речь-сообщение. Ребенок теперь строит высказывания разного типа: речь-рассказывание (сюжетные рассказы на наглядной и словесной основе, творческие рассказы, перевод художественных произведений), речь-описания.
В младшем дошкольном возрасте наблюдают значительные индивидуальные различия детей в развитии всех сторон речи. Об этом следует помнить воспитателю и планировать индивидуальные занятия с детьми, которые имеют задержки речевого развития, и с теми, кто явно опережает своих сверстников по нормативам возрастного развития речи [5].
Базовая характеристика речевого развития и общения детей четырех лет
К концу четвертого года жизни у детей исчезает общая смягченность речи, уменьшается количество перестановок и пропус¬ков звуков и слогов в многосложных словах (единичные случаи), исчезает уподобление звуков и слогов. Четко и правильно произносят гласные и согласные звуки (кроме р), овладевают правильным произношением шипящих звуков (ш, ж, ч). Темп речи быстрый. Речевое дыхание преимущественно верхнегрудное: частое, поверхностное, неглубокое (создается впечатление, что ребенок во время разговора как захлебывается, ему не хватает воздуха). Фонематический слух хорошо развит, ребенок дифференцирует как дальние, так и близкие фонемы в словах. Овладевает повествовательной, вопросительной и восклицательным интонациями. Речь недостаточно выразительна (малоэмоциональна, нечеткая дикция, слишком громкая или, наоборот, тихая, быстрого или замедленного темпа). Преобладают номинативная и экспрессивная (выражающая) функции речи. Многие использует невербальные средства общения (показы, движения, действия, мимика, жесты). Речь в ежедневном общении преимущественно ситуативная(зависит от ситуации, что приводит к пропускам отдельных частей членов предложения). Форма общения - диалог. Ребенок владеет навыками разговорной речи. Поддерживает разговор, выражает желание, просьбу, мысли простым распространенным и сложным предложением. Обращается с просьбой к взрослым и детей, отвечает на вопросы. Овладевает наиболее употребляемыми формами словесной вежливости: приветствуется, прощается, просит прощения.
В словаре насчитывается до 1800-2000 слов, преобладают существительные (до 50%), глаголы (до 30%). Еще много слов «универсализмов» (красивый – это красивый, добрый, обаятельный, вежливый и т.п.). Преобладают указательные местоимения вот, здесь, этот. Характерная неточность в употреблении абстрактных, обобщающих, сборных, временных и пространственных понятий. Ярко выраженное словообразование (пиджакет, лунник) [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М.: Академия, 2012. – с. 240.
2. Богатеева З. А. Занятия лепкой в детском саду / З.А. Богатеева. − М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
3. Бельтюкова Н. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В.Кард. −М.: Академия , 2012. – с. 224.
4. Беляев Н. Г. Возрастная физиология /Н.Г. Беляев. – Ставрополь: СГУ, 2013. – 246 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности/Н.А.Бернштейн. − М.: НАУКА, 2013. – 349 с.
6. Васина Н. Соленое тесто/ Н. Васина − М.: Айрис-Пресс, 2012. – 66 с.
7. Гатанова Н.В. Развиваю мелкую моторику/ Н.В. Гатанова, Е.Г. Тунина. – СПб.: Питер, 2014. – с. 144.
8. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г.Г.Григорьева − М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 344 с.
9. Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись)/ И. Гусева. – СПб.: Литера, 2013. – 155 с.
10. Давыдова Г. Н. Детский дизайн/ Г. Н.Давыдова − М.: Скрипторий, 2012. – 122 с.
11. Дубровская Н. В. Большая энциклопедия поделок/ Н. В. Дубровская. – М.: АСТ, 2014. – 644 с.
12. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста/ Н.В. Зимина. − М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2012. – 192 с.
13. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику / Н. Кирпич-никова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 2. – С. 76 – 78.
14. Козлова С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М.: Академия, 2012. – 416 с.
15. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 64 с.
16. Кружецкий В.А. Психология/ В.А. Кружецкий. − М.: Просвещение, 2013. . – 455 с.
17. . Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/ Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 212 с.
18. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ре-бенка»/ М. М.Кольцова. − М.: Педагогика, 2013. – 341 с.
19. Лыкова, И.А. Мы лепили, мы играли: кн. для педагогов / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2013. – 125с.
20. Лыкова, И.А. Лепим с мамой, азбука лепки: кн. для педагогов дошколь-ного образования / И.А. Лыкова; под ред. И.А.Лыкова. – М.: КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, 2014. – 134с.
21. Лыкова И.А. Мы за чаем не скучаем/ И.А. Лыкова. − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 132 с.
22. Лыкова И.А. Мукосольки. Подарки из соленого теста/ И.А. Лыкова. - − М.: ИД «Цветной мир». – 2012. – 98 с.
23. Любина Г.А. Рука развивает мозг / Г.А. Любина. О.В. Желонкина // Ребё-нок в детском саду. – 2013. – № 5. – С. 24 – 28.
24. Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. − М.: Педагогика, 2012. – 320 с.
25. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2015. // Сб. ст. по исследованиям психиче-ских явлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
26. Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М.: Просвещение, 2014. – 224 с.
27. Озерецкий Н.И. Моторная одаренность/ Н.И. Озерецкий. − М.: Академия, 2014.- 414 с.
28. Пицык А. А. Игрушки из соленого теста/ А. А. Пицык. – М.: Ниола-Пресс, 2013. – 162 с.
29. Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»/ Л. П. Савина. – М.: Издательство «Родничок», 2014. – 184 с.
30. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга //Избранные произведения/ И.М. Сеченов. − М.: «Издательство АСТ», 2014. – 509 с.
31. Скребцова Т. О. Соленое тесто: Лепим поделки и сувениры/ Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 166 с.
32. 32. Селетреникова Т. А. Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения / Т. А.Селетреникова, В. Л. Лернер, Е. В. Глухова / Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, Т. 15, № 1, 2016, С. 50.
33. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 182 с.
34. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т.А. Ткаченко. − М.: ЭКСМО, 2013. – 244 с.
35. Тихомирова О.Ю. Пластилиновая картина/ О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. − М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 179 с.
36. Узорова О. Н. Пальчиковые игры/ О. Н. Узорова. − М.: Эксмо, 2012. – 214 с.
37. Фирсова, А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагогов образовательных учреждений /А.И. Фирсова. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2013. – 243 с.
38. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду/ Н.Б. Халезова, Н.А.Курочкина, Г.В. Пантюхина. − М.: Просвещение, 2014. – 218 с.
39. Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. – М.: Аст – Пресс - Книга, 2015. – 104 с.
40. Хоменко, В.А. Солёное тесто, шаг за шагом: В.А. Хоменко. – Харьков.: Клуб Семейного Досуга, 2015. – 64 с.
41. Чаянова Г. Н. Соленое тесто/ Г. Н. Чаянова. – М.: Дрофа - Плюс, 2014. – 188 с.
42. Шанина С. А. Пальчиковые игры для развития речи и мышления ребенка/ С. А. Шанина − М.: Дом XXI век РИПОЛ КЛАССИК, 2014. – 235 с.
43. Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. – М.: Карапуз, 2012. – 264 с.
44. Янушко Е. А.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей/ Е. А. Янушко. − М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 156 с.