Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная школа нуждается в психологе-носителе специальных знаний в области возрастной психологии и психологии развития. Без участия психолога немыслим современный образовательный и воспитательный процесс. Именно психолог должен эффективно заботиться о хорошем психологическом состоянии школьников, учителей, родителей, опираясь на знание возрастных особенностей психического развития, на индивидуальный подход к подростку. Ведь задачи школы – это не только воспитание и обучение, но и психологическое сопровождение взросления, помощь в преодолении внутриличностных и межличностных конфликтов на пути обретения подростком уверенности в себе, ответственности и жизненной устойчивости.
Проблема лидерства в подростковой среде занимает далеко не последнее место в ряду школьных проблем. Дальнейшая жизнь подростка, юноши потребует от него не только умения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерского поведения, выступающие условием жизненного успеха. В современном мире от будущего взрослого требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. Развитие рыночных отношений, а вместе с ними и системы менеджмента требует практически от каждого умения организовать работу, преодолеть препятствия внутреннего и внешнего характера на пути повышения ее эффективности. Трудности претерпевает и семья. Для ее создания и обеспечения от молодого человека сегодня требуется гораздо больше целеустремленности, самостоятельности, уверенности и способности идти на риск. В некотором смысле, современная жизнь требует от молодого человека реализации имеющегося лидерского потенциала.
Современному подростку, в некотором смысле труднее, чем его родителям. Проблемы становления осложняются не только трудным личным поиском своего места в жизни, но и социально-экономическими трудностями государственного масштаба. На подростков и юношей нашего времени, с одной стороны, быстро наваливаются взрослые проблемы, вынуждающие к быстрому обретению зрелости, а с другой – сокращается время для решения возрастных задач, результатом которого является полноценная социализация, нормальное всестороннее развитие.
В центре внимания нашего исследования – подросток. Зачастую самые серьезные школьные проблемы связаны именно с ним и его отношениями с окружающими.
Часто подросток в современной школе нуждается в помощи психолога, ждет ее. Почему он ее ждет и как ему помочь – об этом данная работа.
Объект настоящей работы мотивация власти е.
Предмет данной выпускной квалификационной работы межполовые различия в выраженности мотивации власти в младшем подрастковом возрасте.
Основная гипотеза приведенного исследования формулируется следующим образом: стремление к власти в подростковой среде обусловлено полом.
Цель настоящей работы проанализировать стремление к власти в подростковой группе психологическими методами и средствами.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1)Изучить научную психологическую литературу по заявленной теме;
2)выполнить теоретическое исследование по проблемам лидерства в подростковой группе на основе изученной литературы;
3)провести экспериментальное исследование лидерства в подростковой группе;
4)Представить данные исследования, описать результаты и сделать выводы.
Методологическими основами данной выпускной квалификационной работы выступают труды теоретиков и практиков психологии развития таких как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, М. Кле, Т.В.Драгунова, И.С.Кон, А.Е.Личко, Н.П.Аникеева и др.
Глава 1 Проблема мотивации социального поведения в подростковом возрасте в подростковом возрасте
1.1 Общая характеристика мотивационно-потребностной сферы личности в подростковом возрасте
В первую очередь подростковый возраст характеризуется интенсивными изменениями как в физическом плане, так и с точки зрения психологии. Темп роста в период подросткового возраста сравним с тем, как растет ребенок до 2 лет, при этом особенность подростков заключается в более быстром росте скелета. Мышечная ткань растет несколько медленнее, из-за чего многие подростки кажутся нескладными и неуклюжими. Внутренние системы органов также развиваются интенсивно. Важным моментом является половое созревание, которое начинается именно в подростковом возрасте и сопровождается интенсивной выработкой гормонов у подростков обоих полов. Поскольку изменившийся гормональный фон влияет на настроение, для этого периода характерны резкие эмоциональные перепады, а также склонность к конфликтам и агрессии. На первый план выходит общение со сверстниками, тогда как учеба для некоторых становится второстепенной. Под влиянием внешних факторов, а также внутреннего формирования собственного «Я» происходит переоценка ценностей и самоопределение на будущее. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребенок стремится продемонстрировать собственное взросление, но в то же самое время не готов возложить на себя ответственность.
Период подросткового возраста охватывает временной промежуток от 12 до 17 лет. В силу того, что на протяжении этого времени происходит большое количество изменений, целесообразно разделить этот этап на два периода – младший и старший подростковый возраст.
Младший подростковый возраст подразумевает детей от 12 до 14 лет. Это время совпадает с переходом ребенка на новую систему обучения: если в начальной школе уроки проходили под руководством одного педагога, то после 5 класса ученики знакомятся с большим количеством учителей-предметников, что вызывает необходимость перестраиваться на новые условия. Все более важным становится общение, которое в первую очередь ориентировано на сверстников. В процессе этого общения подросток усваивает определенные социальные нормы взаимодействия, а на основе обратной связи от сверстников формирует определенную самооценку.
Период с 15 до 17 лет определяется как старший подростковый возраст, иногда также называемый ранней юностью. К основным новообразованиям старшего подросткового возраста относят профессиональное и жизненное самоопределение, ведь именно в старших классах подростку необходимо решить, чем он будет заниматься в дальнейшем после школы. В этом возрасте продолжает формироваться образ собственного «Я», который опирается в первую очередь на то, какие оценки подросток получает от тех, с кем он общается. Становятся крайне важными эмоциональные контакты, в том числе получение признания от противоположного пола.
Хотя юношеский возраст от подросткового отделяют, определяя его как период с 17 до 20 лет, грань перехода от подростка к юноше достаточно расплывчата. Подростковый и юношеский возраст стоят рядом на возрастной шкале, и у них есть некоторые отличия. Если подросток пока что находится в процессе формирования собственного мировоззрения, из-за чего ему часто сложно определиться с принятием определенных решений, то в юношеском возрасте психика становится более устойчивой, появляется склонность логически обдумывать собственные поступки и их последствия. Физически юноши также отличаются от подростков. Их тело теряет подростковую угловатость, ярче проявляются отличия в плане мужского и женского телосложения.
Формирующееся собственное «Я» чаще всего воспринимается самим подростком как неизбежный этап взросления. Он чувствует себя взрослым и одновременно стремится доказать это всем окружающим – и родителям, и сверстникам. Особенность психологии подросткового возраста – достаточно сильная зависимость от мнения определенной группы значимых лиц. Отмечено, что для мальчиков подростков больше характерно опираться на мнение сверстников, тогда как девочки подростки тяготеют к установленному в их собственной семье привычному укладу жизни. Однако авторитет родителей и в том, и в другом случае становится существенно ниже, и на первый план выходит общение со сверстниками. Если для подростка допустимо схитрить перед взрослым, например, придумать какую-то причину для ухода с урока, то соврать своим друзьям считается недопустимым поведением подросткового возраста. Важным моментом в психологии подросткового возраста является повышенная критичность к собственным недостаткам и поиск способов их устранения. Недовольство собой, касающееся как внешних проявлений, так и внутренних черт, характерно для абсолютного большинства подростков, поэтому размышления о себе становятся постоянными спутниками в этот период.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится интимно-межличностное общение, в ходе которого подросток получает необходимый материал для формирования собственной картины мира, системы ценностей и образа собственного «Я».
Такая смена интересов может негативно повлиять на успехи в учебе, и именно поэтому многие родители совершают ошибку, начиная ограничивать подростков в общении. Этого делать не следует, поскольку без достаточного общения невозможно полноценное психологическое развитие в подростковом возрасте. Изменения, происходящие как в психике, так и в физиологии подростка, накладывают отпечаток на его поведение. Половое созревание, которое приходится как раз на подростковый школьный возраст, приводит к изменению гормонального баланса, в результате чего поведение часто крайне непредсказуемо. Целеустремленность в достижении цели может смениться импульсивными и необдуманными решениями, а самоуверенность – резко упавшей самооценкой. Если сегодня подросток жаждет общения, то завтра он может с такой же силой захотеть побыть один. При этом наиболее интенсивную реакцию подростки показывают в те моменты, когда кто-то задевает их самолюбие.
Кризис подросткового возраста по праву считается самым сложным кризисом как для самого ребенка, так и для его родителей. Он приходится на период с 12 до 14 лет и является наиболее долгим из всех остальных возрастных кризисов. В редких случаях проявления кризиса отсутствуют или проходит слабо. Во многом это определяется социальной ситуацией и моделью воспитания в семье.
Основное проявление кризиса заключается в обострении подросткового негативизма. Дети подросткового возраста начинают чаще вступать в конфликты со взрослыми, даже в тех случаях, когда объективной причины для противостояния нет. На этом фоне может появиться желание преодоления
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаларов Х.Р. Современные теории мотивации: основные понятия и принципы // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.;
2. Адлер А. Мотив власти. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. С. 235–241.
3. Васильева Т. А. Работа с учащимися, имеющими низкий уровень учебной мотивации / Т. А. Васильева, О. Д. Лукьяненко // Школа и производство. – 2007. – № 8. – С. 44–46.
4. Вергасов В. М. Активизация мыслительной деятельности студента в высшей школе / В. М. Вергасов. – М. : Высшая школа, 2017. – 216 с.
5. Гуревич П.С. Политическая психология. Изд-во: «Юнити-Дана», 2015. С. 153-240.
6. Гурова Н.А. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). – Новосибирск: СибАК, 2014
7. Жихарева Л. В. Психологическая помощь студентам с проблемами мотивационной готовности к профессиональной деятельности / Л. В. Жихарева // Ученые записки Крымского инженернопедагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2016. – № 1 (3). – С. 50–54.
8. Занюк С. С. Психология мотивации / С. С. Занюк. – М. : Просвещение, 2016. – 110 с.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 512 с.
10. Ильин Е.П. Психология мотивационных различий. СПб.: Питер, 2006.
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Питер, 2013. — 65 с.
12. Кислюк А. В. Соотношение понятий «мотив», «стимул», «потребность» и интерес к обучению / А. В. Кислюк // Социальная психология. – 2017. – № 5 (7). – С. 109–118. 44
13. Ковальчук Г. А. Активизация обучения в экономическом образовании / Г. А. Ковальчук. – М. : Финансы, 2015. – 128 с.
14. Кочарян А. С. Структура мотивации учебной деятельности студентов : учеб. пособие / А. С. Кочарян, Е. В. Фролова, В. М. Павленко. – М. : Просвещение, 2016. – 40 с.
15. Лассуэлл Дж. Психопатология и политика. М.: Издательство РАГС, 2005.
16. Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: словарь соврем. экон. Науки / Лопатников Л. И. – М.: Дело, 2003.
17. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1977. – 224 с.
18. Маккензи Р.А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. М.; 1993. — 239 с.
19. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007
20. Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. – 672 с
21. Маркова А. К. Формирование мотивации обучения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. – М. : Просвещение, 2015. – 192 с.
22. Маслоу А. Мотивация и личность: [пер. с англ.] / Маслоу А. – СПб.: Питер, 2011. – 351 с.
23. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
24. Матюхина М. В. Особенности мотивации учения младших школьников / М. В. Матюхина // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 43–49.
25. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечения человека / К. Обуховский. – СПб., 2013. – 296 с.
26. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников / И. Осипова // Воспитание школьников. – 2003. – № 8. – С. 33–36.
27. Рассел Б. Власть: Концепция власти. М.: Идея–пресс, 1999.
28. Скороходова Н. Мотивация к учению: как управлять её развитием / Н. Скороходова // Народное образование. – 2006. – № 4. – С. 193–203.
29. Фомина М.С., Садковская Н.Е. Анализ теории мотивации в контексте современных проблем // Современные наукоемкие технологии. – 2014. – № 7-1. – С. 93-97;
30. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. / 2-е изд. Мастера психологии. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
31. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика-пресс, 1986. – 387 с.
32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М., 1989. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
33. Хорошилова В. А., Гитман А. В. Психологические и педагогические риски формирования ценностного отношения современной молодежи к семье // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 206–210. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95664.htm.
34. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников / И. В. Шпика // Начальная школа. – 2007. – № 2. – С. 18–19.