Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире не всем удается сохранить необходимый уровень благополучия, есть категория людей, которые под воздействием определенных негативных условий, жизненных обстоятельств не могут найти правильный выход, оказываются не способными принимать правильные решения, оказываются без средств к существованию в нуждаются во всяческой поддержке. Для такой категории лиц в Российской Федерации предусмотрен институт социальной помощи, который проявляется в работе социальных участковых. В связи с с этим представляется интересным и актуальным определить роль и функции социальных участковых в оказании профилактике граждан, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Цель исследования – анализ формы работы социальных участковых по профилактике граждан, оказавшихся в ТЖС.
Задачи исследования:
- рассмотреть нормативно-правовые основы работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
- определить роль социального участкового в системе работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
- определить формы работы социальных участковых по профилактике граждан, оказавшихся в ТЖС,
- выявить проблемы работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
- определить направления оптимизации работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования – общественные отношения по оказания помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования – социальные участковые как институт помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Степень изученности данной темы отличается ограниченностью ввиду того, что институт социального участкового в системе социальной помощи появился совсем недавно и его задачи, особенности выполнения поставленных функций еще не изучены и не выявлены перспективы развития.
Однако, для данного исследования использовались некоторые работы авторов, рассматривающих проблемы оказания социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Рассматриваем трудную жизненную ситуацию, как ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), который не может преодолеть ее самостоятельно (Е. И. Холостова).
Данная проблема широко и подробно раскрывается, анализируется и решается в исследованиях, имеющих отношение к социальной педагогике, социально-педагогической деятельности специалистов разного профиля, социальной работе: И. В. Астэр; Н. Ф. Басова; Ю. В. Васильковой; Т. А. Васильковой; Н. В. Высоцкой; М. А. Галагузовой; А. В. Мудрика, Г. Ф. Нестеровой; П. Д. Павленка; М. Я. Рудневой; Н. С. Толстоуховой; Т. А. Фалькович; М. В. Фирсова; Е. И. Холостовой и др. Они обращают особое внимание на виды кризисных ситуаций, конфликты в семье, проблемы в общении со сверстниками; методы и формы психолого-педагогической помощи подросткам с девиантным и аддиктивным поведением; профилактические и тренинговые мероприятия; психолого-педагогическое консультирование подростков; индивидуальные и групповые формы работы; технологический подход в социальной работе; классификацию технологий социальной работы; направления технологий социальной работы; виды технологий социальной работы и др.
Авторы, раскрывают такие нюансы использования технологий социальной работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации как, социальная помощь подросткам; дифференциация и классификация технологий социальной работы по направлениям, видам, целям, задачам, методам работы с ними и т. п. Опираясь на данные психолого-педагогических и социологических исследований, авторы показывают отражение социального неблагополучия подростков, оказавшихся в ТЖС и анализируют возможные варианты использования технологий социальной работы с ними.
В данном исследовании использовались труда Абашиной А.Д., Басова Н.Ф., Барановой Т.Г., Нестеровой Г.Ф., Павленка П.Д. и других.
Методы исследования: анализа и синтеза, анализа нормативно-правовых источников, статистический анализ, анализ научной литературы, исторический и сравнительный анализ, комплексный и системный подходы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
1.1 Нормативно-правовые основы работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» , вступившем в силу в 2015 году, говорится о расширении полномочий социальных работников, например, при оказании помощи неблагополучным семьям с детьми.
В соответствии с законодательством, под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Как видно из определения, проблема бездомности имеет два основных взаимосвязанных аспекта, формирующих трудную жизненную ситуацию:
• Социальный – отсутствие жилья и комплекс проблем, с этим связанный – это отсутствие у людей самых минимальных условий для поддержания своей жизни, здоровья и санитарно-гигиенического состояния (отсутствие возможности мыться и стирать белье, пользоваться постельными принадлежностями, туалетом, отсутствие доступа к горячей пище и питьевой воде и т.д.). Длительное пребывание в подобных условиях ведет к утрате социальных навыков: трудовых навыков, навыков ухода за одеждой, за телом, навыков поддержания своего внешнего вида, приготовления пищи и т.д.);
• Правовой – отсутствие регистрации и ряд проблем с этим связанных – существенное поражение в гражданских правах (затруднение возможности доступа к трудоустройству, к медицинским и социальным услугам, ограничения во многих сферах жизни, связанные с отсутствием регистрации, а часто и документов, удостоверяющих личность).
Основные типичные последствия бездомности для человека:
- тяжелое экономическое положение гражданина;
- тяжелейшие условия существования;
- серьезные проблемы со здоровьем;
- социальная изоляция.
Масштабы проблемы: численность бездомных в точности никому не известна, по различным экспертным оценкам она составляет от 2 до 4 % населения страны, при чем в эту цифру попадают только граждане, находящиеся в «острой форме бездомности», то есть уличная бездомность.
1.2 Социальные участковые в системе работы с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Цель создания участковой социальной службы состоит в повышении доступности и качества комплексной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Задачи и функции участковой службы:
1. Реализация полномочий учреждения социального обслуживания по оказанию гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, проживающим в отдаленных труднодоступных населенных пунктах, социальной помощи и поддержки.
2. Раннее выявление граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию и оказания им адресной помощи.
3.Обследование и составление актов социально-бытовых условий граждан, проживающих на территории действия учреждения, планов работ с семьей, в том числе в рамках межведомтсвенного взаимодействия.
4. Дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной помощи, в зависимости от видов и форм помощи, а также периодичности ее предоставления.
5. Сбор достоверной, объективной информации о социальных проблемах населения, проживающего на территории действия учреждения.
6. Информирование населения о правах граждан на социальные услуги, предусмотренные действующим законодательством, формирование положительного имиджа учреждения.
7. Социальное патронирование выявленных на территории действия учреждения граждан, нуждающихся в адресной помощи.
8. Реализация мероприятий по оказанию различных форм и видов конкретной адресной помощи (оказание социально-бытовой помощи гражданам, частично утратившим возможность самообслуживания в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, неотложной помощи разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной помощи и др.).
9. Привлечение различных государственных и негосударственных структур и общественных организаций к решению вопросов социальной помощи нуждающимся категориям населения, проживающих на территории действия учреждения, и координация их деятельности.
Таким образом, участковая социальная служба осуществляет следующие функции:
1. Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия.
2. Социальный патронаж семей, выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной защите и поддержке.
3. Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социальнопсихологической реабилитации.