Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Как известно, одной из основных задач общеобразовательной школы, на что, в частности, направляет Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и всестороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности. Эта задача требует от педагога выбора методов организации уроков и внеурочных занятий. Современные педагоги активно переходят от репродуктивных методов к продуктивным (творческим, исследовательским). Именно такие возможности предоставляют разнообразные виды ручного труда.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит перед педагогом задачу воспитания творческой, самостоятельной, инициативной личности, стремящейся к преодолению трудностей, а также потребности в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности [56].
Творчество ребенка младшего школьного возраста уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир автора. В нем содержатся важные предпосылки, которые позволяют школьнику самостоятельно выходить за пределы знаний и умений, полученных от взрослых, создавать новый и оригинальный продукт – модель, игрушку, рисунок.
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей ребенка, что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (ценностей личностных отношений, общения, деятельности). Как считает Л.С. Выготский, продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, у ребенка младшего школьного возраста считается развитым, и является важным показателем личностной готовности ребенка к обучению в школе [15, стр. 36]. Развитие творческих способностей младшего школьника происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами. Однако наилучшим образом этому способствуют практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом. В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом [15, стр. 37].
Сегодня проблема творческого и психологического развития личности детей младшего школьного возраста приобрела особую актуальность. Ручной труд, или рукоделие - это составная часть единой интегрированной системы обучения для младших школьников, которая строится на основе целостного подхода к человеку. Так же как и на других уроках в процессе занятий ручным трудом развивается весь человек, его мышление, чувства, воля. Одним из классических техник ручного труда является оригами. Именно поэтому рассматриваемая тема столь актуальна.
Таким образом, цель исследования заключается в выявлении особенностей использования оригами как средства всестороннего развития детей младшего школьного возраста.
Объектом исследования – процесс всестороннего развития детей младшего школьного возраста при помощи оригами.
Предметом исследования являются особенности использования оригами как средства всестороннего развития детей младшего школьного возраста.
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой следующие задачи:
• изучить историю развития оригами;
• изучить особенности творческого и психологического развития детей младшего школьного возраста;
• определить роль оригами в творческом и психологическом развитии детей младшего школьного возраста;
• провести констатирующий эксперимент по выявлению начального уровня творческого и психологического развития детей младшего школьного возраста;
• провести формирующий эксперимент по повышению уровня творческого и психологического развития детей младшего школьного возраста;
• провести контрольный эксперимент по выявлению достигнутого уровня творческого и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основана на предположении, что использование ручного труда, оригами, будет наиболее эффективно как средство всестороннего развития детей младшего школьного возраста в составной части единой интегрированной системы обучения младших школьников.
Теоретико-методологической основой исследования явились труды известных ученых….вставить фио
Теоретико-методологической основой исследования явились труды Выготского Л.С., Пидкасистого Л.И., Семчук Л.А. по возрастной и педагогической психологии; труды Лук А.Н. посвященные психологии творчества; работы Дегтевой В.Н., посвященные методическим аспектам обучения детей оригами.
В качестве методов исследования используем следующие: теоретические - анализ научной психологической и педагогической литературы, эмпирического характера – диагностика уровня творческого и психологического развития, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
База исследования: ГБОУ ШКОЛА 1400.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 17 таблиц, 10 рисунков.
Глава 1. Теоретические основы использования оригами как средства всестороннего развития детей младшего школьного возраста
1.1. Особенности техники оригами
Оригами – это не только популярное увлечение, хобби. Занятия оригами несут огромный педагогический потенциал. В некоторых странах мира оригами является обязательным предметом для изучения в школе. Техника оригами широко используется педагогами при работе с детьми в системе начального и среднего образования, мы же, в рамках данной работы, изучим возможность применения данной техники на занятиях со старшими дошкольниками, что и будет являться новизной исследования [41, с. 17]. Испр по всему тексту
Родиной техники оригами является Япония. В далекой древности искусство складывания бумаги имело религиозное значение, было храмовым искусством. Вскоре оригами утратило свое религиозное значение и вышло за предел храма. К сожалению, сразу широкого распространения данная техника не получила, поскольку бумага считалась редким и дорогим материалом. Спустя несколько десятков лет, оригами стало украшением японского быта. Во второй половине XIX века европейцы познакомились с простейшими приемами оригами. После второй мировой войны, благодаря мастеру Акиру Йошизаве, который изобрел универсальную систему знаков для записи схем сложения листов бумаги, техника оригами получила широкое распространение по всему миру [41, стр. 18].
Перед занятием оригами следует проверить наличие всех необходимых материалов и инструментов и напомнить детям технику их безопасного использования [2, стр. 2]:
• Бумага. Самый основной инструмент при работе в данной технике. Бумагу педагог должен подбирать сам. Она не должна оставлять трещин в местах сгибания, но и не быть слишком тонкой. Бумага должна быть чистой и немятой. При работе с детьми младшего школьного возраста очень важна наглядность, поэтому поделки следует выполнять в соответствующем цвете (цыпленок – желтый, крокодил – зеленый). Обрезки бумаги должны убираться в специальную коробочку. На занятиях оригами ребенок познакомится с самыми разными видами бумаги, узнает её свойства, структуру, научится складывать бумагу, надрезать, склеивать. Ребенка следует познакомить со следующими видами бумаги (таблица 1):
Таблица 1. Виды бумаги, используемые для оригами
Рабочая Для фона
Цветная настольная Мраморная
Глянцевая Шагреневая
Писчая, почтовая Обойная
Газетная Чертежно-рисовальная
Калька Картон
• Ножницы. Желательно использовать ножницы с закругленными концами. Младшие школьники должны запомнить простую технику безопасности при работе с ножницами, которая является универсальным знанием для любого человека:
• Ножницами нельзя размахивать.
• Передавать ножницы следует кольцами вперед.
• При резании необходимо следить за положением пассивной руки.
• Если шарнир у ножниц ослаблен, то они непригодны для работы.
• Класть ножницы на стол нужно как можно дальше от локтя, сомкнув лезвия, направив кольца к себе.
• Ножницы убираются в подставки кольцами вверх.
Данная инструкция при работе с ножницами формирует универсальные учебные действия и подготавливает ребенка к урокам труда в начальной школе.
• При работе с детьми младшего школьного возраста лучше использовать клей ПВА с кисточкой, при склеивании научить детей пользоваться салфеткой, намазывать детали на клеенке. Занятие оригами учит детей аккуратной работе с клеем.
• Кисточки. В работе с оригами используются кисточки разных размеров. Для ребенка очень важным умением является уход за кистями и организация их правильного хранения. Ворс не должен мяться, после занятия кисти нужно тщательно промывать.
• Цветные карандаши и фломастеры. Эти принадлежности нужны в тех случаях, когда необходимо дорисовать поделке глаза, нос, чешуйки и т.д.
Афонькина, Е.Ю и Афонькин С.Ю. перечисляют достоинства занятий оригами с детьми младшего школьного возраста [9, стр. 15]:
• Оригами является превосходным психотерапевтическим средством, отвлекающим и переключающим внимание детей во время болезни или какой-либо травмирующей ситуации.
• Оригами является средством налаживания контакта взрослых с детьми. Опытный педагог может пригласить на занятия оригами родителей ребенка.
• Занятия оригами способствуют развитию глазомера, воображения, концентрации внимания, памяти, творческого потенциала и фантазии.
• Занятия оригами являются прекрасным средством подготовки детей к школе: учат слушать указания учителя, принимать задачу и находить пути её решения, переориентировать сознание ребенка с конечного результата на способы выполнения, способствуют развитию самоконтроля и самооценки.
• Оригами знакомит ребенка с некоторыми геометрическими понятиями: угол, сторона, вершина, квадрат, треугольник. У ребенка расширяется активный словарь за счет узнавания специальных терминов.
• Занятия оригами совершенствуют трудовые умения детей, формируют культуру труда.
• Правильное управление «ситуацией успеха» со стороны педагога способно избавить детей от комплексов и придать им уверенность в собственных силах.
Очень хорошо, если на занятие допускают родителей, ребенок вместе с родителями способен на достижение максимального результата в своей деятельности.
Перечислим некоторые психолого-педагогические рекомендации для руководителей занятий оригами [13].
• Не стоит ограничивать самостоятельность ребенка. Каким бы не был результат детской работы, механизм развития творчества уже будет запущен. Со временем дети начнут помогать друг другу.
• Следует дифференцировать задания по сложности, выбирая доступные возрасту детей. Педагог должен работать над созданием «ситуации успеха» на занятиях.
• Ребенок, создавая свою поделку в стиле оригами, превращает плоский лист в объемную фигуру. Этот путь довольно сложен. Педагогу следует радоваться каждому успеху воспитанника, проявлять яркую эмоциональную реакцию на любое детское достижение, тем самым, повышая его уверенность в своих силах.
Внеурочные занятия по оригами очень положительно влияют на всесторонее развитие детей, поэтому для родителей будет полезна информация о том, каким образом занятия оригами способствуют психологическому развитию детей младшего школьного возраста.
Рассмотрим занятия оригами как способ воздействия на тактильную чувствительность и сложную координированность движений пальцев и кистей рук. Речевой и двигательный центры головного мозга находятся рядом, и в процессе своего развития стимулируют друг друга. П.И. Пидкасистый утверждает, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой мускулатуры пальцев [43, стр. 201]. Простые движения пальцев способны снять напряжения и усталость. Стимулирование акупунктурных точек на кистях рук оказывает оздоровительное действие на весь организм.
Врачи, педагоги и психологи разработали комплексы упражнений для развития мелкой моторики детей начиная с их рождения (В.А. Гиляровский, И.Г. Песталлоци). Слабая информированность родителей о необходимости стимулирования акупунктурных точек кистей рук ребенка приводит к проблемам в начальной школе. Домашний быт детей максимально облегчен: они не помогают матерям перебирать крупу, месить тесто, стирать белье, вышивать, штопать – все это могут выполнить машины. Многие первоклассники имеют недоразвитость мелкой моторики пальцев, что определяет социальный заказ родителей и педагогов: профилактика моторной дисграфии путем развития мелкой моторики. Данный заказ и может быть решен с помощью занятий оригами [43, стр. 204].
Следствием слабого развития общей моторики может стать общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Но, если речь развита, это вовсе не значит, что моторика ребенка так же находится на высшем уровне развития. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой у своего ребенка многие родители узнают только перед школой. Эта проблема оборачивается двойной нагрузкой на ребенка, ведь кроме усвоения новых знаний нужно стараться удержать в руках карандаш и ручку.
Знакомство с упражнениями М. Монтессори заставляет задуматься о важности техники оригами в образовательном процессе. Данный педагог предлагает упражнение на координацию движений: складывание салфеток по размеченным линиям [50, стр. 212].
Дети, выполнив самостоятельно свою первую поделку, сразу начинают с ней играть, придумывать сюжет, разыгрывать спектакль. Таким образом, постепенно, кружковые занятия могут приобрести традицию работы по сказкам. Занятие можно начинать с прочтения сказки, затем изготовить с детьми поделку в виде героя прочитанной сказки, а затем – разыграть спектакль. Ребята могут сами фантазировать, предлагать, кого из героев они хотели бы добавить в свою коллекцию, придумывают ему имя. С каждым занятием количество поделок увеличивается, а детское воображение – расширяться.
Занятия такого характера безгранично полезны для развития тонкой моторики рук, они укрепляют детскую руку и позволяют овладеть навыком письма. Таким образом, оригами – это и учеба, и игра и развитие.
1.2. Творческое и психологическое развитие детей младшего школьного возраста
Творческое развитие ребенка заключается не только в умении красиво рисовать, сочинять стихи, петь. С точки зрения современных психолого-педагогических наук, творчество является довольно глубоким понятием, которому до сих пор не дано четкое, общепринятое определение. В психолого-педагогическом словаре дается перечень видов деятельности, которые можно отнести к творческим [49, стр. 53]:
• любая деятельность связанная с искусством;
• конструирование, моделирование, оригинальная проектная деятельность;
• научное познание, созидание разума;
• высшая форма мышления, нестандартное решение любой задачи, научное открытие, мастерство в определенной области деятельности.
Определенный продукт, который является результатом творческой деятельности, обязательно является ценностью, будет востребован и важен в обществе. Так же важность творческих продуктов будет иметь являться субъективной тогда, когда продукт является достижением для человека, впервые его создавшего. К примеру, ребенок, который давно успешно пробует себя в роли поэта, вдруг написал востребованный рассказ [55, стр. 14].
Зачастую, субъективный характер творчество имеет именно среди детского контингента, когда ребенок в первый раз изготавливает статуэтку из пластилина, сочиняет рифмованные строки, заучивает и поет песню. Творческая деятельность сопровождает ребенка на всем периоде его взросления, и должна постоянно развиваться.
Составляя определение творческих способностей ребенка в общем случае, следует заострить внимание на том, что они являются индивидуально-психологическим качеством ребенка, имеющим отношение к успеху выполнения определенной деятельности, но не являются знаниями, умениями и навыками, выработанными у ребенка в настоящее время [55, стр. 15].
Творческие способности и их закономерности развития описаны в работах Б.Г. Ананьева, Т. Андерсона, А.Н. Леонтьева, В. Библер, Б.М. Теплова, Е.П. Торренса, А. Брушлинского, Дж. Гилфорд, А. Маслоу. Эмпирические исследования психологов подтверждают, что для успешного развития творческих способностей у ребенка должна быть ярко выражена творческая активность [43, стр. 305]. Именно творческая активность является двигателем творческой деятельности. Но это качество является суммарной характеристикой личности, то есть складывается из многих факторов, заложенных в человеке с биологической точки зрения. Творческая активность определяется человеческим темпераментом, быстротой психических процессов, способностью без критики относиться к новшествам, оптимистичностью личности, способностью к расслаблению и отдыху.
Великие известные психологи подтверждают данную точку зрения. Л.С. Выготский [15], Н.С. Лейтес, А.А. Волкова, Л.А. Венгер, С.Л. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплова в своих трудах утверждают, что творческая способность является психическим качеством человеческой личности, которая может быть целенаправленно сформирована и развита.
В работах А.Н. Лука творческая способность связывается с дивергентным мышлением, которое также относится к врожденным личностным качествам. Дети, которые способны мыслить дивергентно, не могут остановиться на единственном найденном правильном решении, азарт заставляет их искать все возможные решения, с целью рассмотрения большинства вариантов и выбора наиболее выгодного. В старшем возрасте такие люди могут находить новые комбинации из элементов, которые многие знают и используют лишь определенным образом, или создавать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего [31, стр. 70].