Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовании вопрос изучения конфликта является важным как в обыденной жизни, так и в педагогическом процессе. Конфликт представляет одну из универсальных характеристик мира и движущую силу его развития. Это самый противоречивый феномен и главный механизм всех преобразований и изменений.
В школьном образовании обучение и воспитание не обходится без разногласий и конфликтов разного рода. Межличностный конфликт определяется сегодня как довольно важное явление в педагогическом процессе, которое нельзя игнорировать и на которое нужно обратить внимание.
Проблема профилактики конфликтов в младшем школьном возрасте особенно важна. В данный период дети делают первые шаги к самостоятельной жизни - учатся общаться в коллективе, решать проблемы взаимопонимания, по этой причине им нужно научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации, чему и способствует профилактика.
Всё большую актуальность для современной школы приобретают проблемы взаимодействия участников педагогического процесса, ведь процесс обучения не обходится без разногласий различного характера и конфликтов. В данных обстоятельствах решающим фактором является способность педагога психологически грамотно предотвратить происхождение и развертывание острых конфликтных ситуаций, которые чаще всего перерастают в разрушительные по своему характеру межличностные столкновения.
В настоящее время школа уделяет внимание в основном развитию у детей тех качеств, которые относятся непосредственно к обучению. Но в результате этого нередко остаётся незамеченной духовная сторона образования и развития, мало внимания уделяется исследованию воздействия на учеников внешних средовых факторов, а чаще всего именно от них зависит развитие у детей неконфликтного отношения к жизни.
Младший школьный возраст очень важный этап обучения, от позитивного проживания которого зависит уровень развития ребёнка и его умственных способностей, уверенность в своих силах, умение и желание учиться. В данном возрасте начинает происходить преобразование образа и стиля жизни (новые социальные условия, новый ведущий вид деятельности, особый социальный статус), происходит переориентация интересов и ценностей ребенка, меняется восприятие своего места в системе взаимоотношений.
Профилактику множества видов школьных конфликтов нужно вести одновременно по всем направлениям. Для эффективной реализации деятельности по профилактике межличностных конфликтов у младших школьников нужно обратить особое внимание на методы и формы, которые будут направлены на предотвращение и профилактику конфликтов в образовательной школе.
Осуществление профилактики межличностных конфликтов младших школьников целесообразно планировать при организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, согласно ФГОС НОО, разрабатывается по такими направлениям развития личности, как: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, в том числе и через такие формы работы, как кружки, экскурсии, «круглые столы», секции, диспуты, конференции, школьные научные общества, соревнования, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Младших школьников необходимо целенаправленно учить конструктивно разрешать конфликты и находить выходы из различных конфликтных ситуаций.
Можно отметить, что на современном этапе в педагогической практике существует противоречие между необходимостью снижения уровня конфликтности младших школьников и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы по профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста.
Из изложенного противоречия вытекает проблема исследования: каким образом обеспечить снижение уровня конфликтности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Актуальность проблемы, а также изложенное выше противоречие определили тему исследования: «Формирования у младших школьников умения разрешать конфликты по внеурочной деятельности».
Цель исследования – теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность комплекса мероприятий, направленных на формирование у младших школьников умения разрешать конфликты по внеурочной деятельности.
Объект исследования – межличностные конфликты детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – умения разрешать конфликты у учащихся начальной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
2. Проанализировать понятие «конфликт» в педагогическом процессе;
3. Выявить и определить особенности межличностного взаимодействия учащихся младшего школьного возраста;
4. Провести опытно-поисковую работу по профилактике конфликтов у учащихся начальных классов;
5. Разработать и провести комплекс мероприятий, направленный на формирование у младших школьников умения разрешать конфликты.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что учитель начальных классов может использовать в своей профессиональной практике положения и выводы, полученные в ходе данной работы, а также применять комплекс мероприятий, разработанный в процессе выполнения данной работы.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: теоретические - изучение, анализ и сопоставление психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение, систематизация, и эмпирические – наблюдение, беседа.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы профилактики конфликтов детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является особым этапом в развитии ребенка, который еще можно назвать периодом активного развития ребенка. Развитие ребёнка младшего школьного возраста зависит как от внутренних (свойства организма), так и от внешних (окружение человека) условий. В младшем школьном возрасте меняется социальная ситуация развития, которая проявляется в смене распорядка дня, учебная деятельность становится ведущей, завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, происходит смена референтной группы, мотивация успеха становится доминирующей, изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми .
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших обучающихся с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Младший школьный возраст – ступень развития ребёнка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Поступая в школу, ребенок бессознательно занимает абсолютно новое место в системе взаимоотношений людей: у него появляются постоянные обязанности.
Родители и близкие взрослые, учитель и малознакомые люди общаются с ребенком учитывая уже не только его возрастные уникальные способности и возможности, а еще и то, что школьник берет на себя ответственность за обязательство учиться .
Младший школьный возраст не простой этап детства и один из многочисленных стадий развития человека. Весьма важный промежуток человеческой жизни, еще один её старт и одновременно финал.
Младший школьный возраст – весьма серьезный период школьного детства, от полноценного проживания которого находится в зависимости степень интеллекта и личности, стремление и способность обучаться, уверенность в собственных силах .
В данном возрасте совершается замена вида и стиля жизни: новые требования, новая социальная роль обучающегося, сознательно новый тип работы – учебная деятельность. В школе он обретает не только лишь новые познания и умения, однако, и конкретный общественный статус. Изменяется понимание собственного места в системе взаимоотношений. Изменяются интересы, ценности ребенка, весь его уклад существования.
В младшем школьном возрасте (от 7 до 11 лет) стремительно создаются индивидуальные качества ребенка . Для данного возраста свойственны новейшие отношения со старшими и ровесниками, включение в целую систему обществ, включение в новую деятельность – учение, которое предъявляет несколько серьезных и качественно новых требований к обучающемуся. Всё это решающим образом влияет на проектировании и закреплении новой системы отношений к людям, к учению и возникновением обязательств. Оно создает новые индивидуальные характеристики, персональные особенности, волю, расширяет область интересов, формирует способности.
В младшем школьном возрасте закладывается основа нравственного поведения, совершается усвоение моральных норм и правил поведения, начинает создаваться общественная направленность персоны .
Психологические качества младших школьников различаются определенными особенностями. Обучающиеся предрасположены действовать, под воздействием конкретных импульсов, побуждений, не подумавши и не взвесив абсолютно всех факторов, по случайным поводам.
Необходимость в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения и есть причина , что может приводить к разному роду конфликтным обстановкам. Возрастной особенностью считается и общая недостаточность свободы: младший школьник еще никак не владеет огромным опытом длительной работы и усидчивости, преодоления проблем и препятствий.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте:
Учебная деятельность становится основной деятельностью.
Заканчивается переход от наглядно–образного к словесно-логичному мышлению.
Отчетливо заметен социальный смысл учения (отношение младших школьников к оценкам).
Мотивирование достижения становится доминирующей.
Совершается замена референтной группы.
Совершается замена распорядка дня.
Закрепляется новая внутренняя позиция.
Меняется система отношений ребенка с находящимися вокруг людьми .
Характеристика младшего школьного возраста основательно и содержательно показана в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей. В данный промежуток совершается изменение всей системы взаимоотношений ребенка с реальностью. Перемена общественной ситуации формирования состоит в выходе ребенка за границы семьи, в расширении области важных лиц, в выделении особенного типа отношений со старшим, опосредованных задачей («ребенок – взрослый – задача»).
В сфере «ребенок–взрослый» кроме взаимоотношений «ребенок – родители» появляются новейшие отношения «ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень социальных требований к его поведению.
В педагоге для детей воплощаются нормативные требования с большей определенностью, нежели в семье, – так как в первичных обстоятельствах общения ребенку сложно выделить себя и довольно точно оценить характер собственного поведения. Только лишь педагог, неукоснительно предъявляющий условия к ребенку, расценивая его поведение, формирует условия для социализации ребенка. В начальной школе дети получают новейшие условия, предъявляемые им педагогом, и стремятся строго следовать правилам .
Младший школьник стремительно включен в различные виды работы – игровую, трудовую, занятия спортом и искусством. Но ведущее значение в младшем школьном возрасте обретает учеба.
Учебная деятельность не сводится к посещению учебного заведения либо получению познаний. Познания могут быть второстепенным продуктом игры, отдыха либо работы.
Учебная деятельность – это деятельность, напрямую нацеленная на усвоение познаний и умений, произведенных человечеством. Только лишь тогда, когда устанавливается особая сознательная задача обучиться чему–то новому, чего ранее не знал либо не умел, возможно, говорить об особом виде работы – учении .
Внутри учебной работы развиваются прочие разновидности деятельности, психологические процессы и качества личности. Её характеристики: эффективность, необходимость, пр
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд, испр. и доп. – М.: Эскимо, 2011.
2. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый, 2014.
3. Белкин А.С. Педагогическая конфликтология [Текст]: учебное пособие / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина. - Екатеринбург: «ГЛАГОЛЬ», 1995. - 96 с.
4. Богданов, В. А. Социально-психологические свойства личности. – СПб.: Питер, 2013
5. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт!: учебное пособие / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 189 с.
6. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учеб. пособие. М.: Академия, 2011
7. Волков Б.З. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Издат. центр «Владос», 2009.
8. Ворожейкин И.Н. Конфликтология [Текст]: учебник / И.Н Ворожейкин, А.Я. Кибанова, Д.К. Захаров. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 240 с.
9. Ворожейкин И.Н., Кибанова А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учебник. М.: ИНФРА 2009.
10. Гиппенрейтер Ю. Б «Общаться с ребенком, как?» [Электронный ресурс]. URL: http://textarchive.ru/c-1885976.html
11. Гришина Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина. - Санкт- Петербург: Питер, 2008. - 544 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Интр, 1986
13. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2012
14. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт [Текст] / Р. Дарендорф: М. Росспен, 2002.
15. Дмитриев А.В. Конфликтология. Учеб. пособие для студ. Вузов. М.: Гардарики, 2010.
16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С.М. Емельянов: - СПб. Питер, 2003.
17. Ершов А.А. Личность и коллектив (межличностные конфликты в коллективе, их разрешение). М.: Знание, 2012
18. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики: учеб. пособие для студ. педагогических вузов и колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2002
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2009
20. Козер Л. Основы конфликтологии [Текст] / Л. Козер, - Санкт-Петербург: «Светлячок», 1999. - 98 с.
21. Кулагина Л.А. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений. - М.: Издат. центр «Сфера», 2001
22. Лямина Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста. Педагогика и психология. 2009. №4
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.
24. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.: Юрайт, 2012
25. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм–Еврознак, 2012.
26. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] /М.М. Рыбакова. - Москва: Просвещение, 1991. - 128 с.
27. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика [Текст]/ Э.А. Уткин. – М.: Ассоциация аторов и писателей «ТАНДЕМ», ЭКСМОС, 2016. – 272 c.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://минобрнауки. рф/документы/922.
29. Фельдман Д.М. Хрестоматия по конфликтологии [Электронный ресурс]. 1998. URL: http://polbu.ru/konflictology_hrеstomаtiа/ ch11_аll.html
30. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для студентов и воспитателей. - М.: Издательство. Института Психотерапии, 2009
31. Хесль, Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология (пер. с нем. Яковлевой Е.) [Текст] / Г. Хесль. – Москва: Машиностроение, 2015. – 144 c.
32. Хилько М.К. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
33. Черняк, Т.В. Конфликтология: Хрестоматия [Текст] / Т.В. Черняк – Новосибирск: СибАГС, 2013. – 171 с.
34. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий, 2012
35. Шевчук Б. А. «Всё о конфликтных ситуациях». М., 2010
36. Шнитко, Л.И. Путь к согласию или переговоры без поражения [Текст] / Л.И. Шнитко // Вестник, 2012. – № 2. – С. 10-12.
37. Эберхард, Г. Ф. Конфликты. Как их распознавать, разрешать, предотвращать [Текст] / Эберхард Г. Фелау. - М.: Омега-Л, 2014. – 128 c.
38. Эльконин Д. Б. Учебная деятельность: место учения в жизни подростков пятиклассников. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. - М.: Просвещение, 1967