Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современным обществом однозначно обозначен запрос на личность, обладающую способностью четко, емко и понятно выражать свою мысль. Современная школьная программа дает современному школьнику роль исследователя, ставит серьезные задачи для самостоятельного, творческого решения, что предполагает наличие у ребенка способности правильным образом излагать суть своей позиции, поставленные цели и пути их достижения. Для решения данных задач школьник должен обладать соответствующим словарным запасом. Работа по обогащению словаря начинается еще в начале дошкольного детства, чтобы к его завершению ребенок был способен к изучению школьной программы и обладал достаточным словарным запасом. ФГОС ДО указывается, что к завершению дошкольного образования ребенок должен «достаточно хорошо владеть устной речью, способен выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения…».
Опыт практики показывает, что часто уровень развития словаря детей и словесного творчества детей 5-7 лет не высок. Ответы дошкольников на вопросы стереотипны, не всегда соответствуют результату выполнения задания. Речь детей содержит множество ошибок, которые они не могут самостоятельно исправить. Дошкольники затрудняются в составлении собственных творческих рассказов.
Одним из действенных средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста являются литературные сказки.
В настоящее время имеется немало исследований (О.С. Ушакова, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Е.А. Флерина и др.), которые рассматривают возможности использования сказки для развития связной речи детей. Исследователи отмечают, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи. Сказка является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей. Из книги ребёнок узнает много новых слов, образных выражений. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, способствует формированию словаря дошкольников. Воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития речи, являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это прежде всего связано с социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно в речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.
Проблема исследования состоит в том, что традиционные приемы развития словаря недостаточно эффективны в работе с современными детьми, требуется внедрение новых, инновационных методов работы.
Объект исследования – процесс развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – работа с литературными сказками, направленными на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – разработать и апробировать серию занятий НОД по использованию литературных сказок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие словаря старших дошкольников на материале литературной сказки будет более успешным, если:
–художественные произведения будут отобраны в соответствии с требованиями наличия языковых средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения)
–использовать следующие приемы работы со сказкой: подбор синонимов, определений, сравнений к словам, прием словесного рисования характера героев, игры - имитации и игровые упражнения, например, «назови одним словом», «какая пословица здесь спряталась?», «кто на кого похож?», «что на что похоже?», использование метода проведения игр-бесед и т.д.
– художественные произведения будут использованы в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности детей в режимных моментах;
– развивающая предметно-пространственная среда будет обогащена изданиями отобранных литературных произведений, содержащими иллюстрации, а также куклами-игрушками – персонажами сказок.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные направления развития словаря у дошкольников;
2. Изучить возрастные особенности детей 6-7 лет;
3. Изучить методику развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
4. Выявить особенности работы с литературной сказкой в детском саду;
5. Исследовать уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста;
6. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по использованию литературных сказок для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста;
7. Определить эффективность проведенной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
База исследования – Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Основные направления развития словаря
Именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и впервые годы жизни совершаться исключительно на родном языке.
Для полноценного развития речи детей необходимо обогащение, закрепление и активизация словаря. Хорошо развитая речь способствует успешному обучению в дальнейшем.
Е.И. Тихеева особое внимание уделяла в своих трудах обогащению содержания речи, так же она представила систему работы над словом. На занятиях без иллюстративного материала и в словарных упражнениях, по мнению Тихеевой, совершенствуются запас детских представлений и словарь [49].
Важнейшую роль в становлении методики словарной работы сыграли работы Е.А. Флериной, которая подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Также она обращала внимание на правильное употребление по смыслу слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития [58, с. 29].
Заключение
Обогащение словарного запаса детей дошкольников – одна из приоритетных задач образования в ДОО. Эффективным средством обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста являются литературные сказки.
Словарный запас у детей формируется в определенной последовательности и имеет индивидуальные особенности в количественном и качественном плане. Обогащение жизненного опыта ребенка, его деятельности и формирование знаний об окружающей действительности приводит к постепенному количественному росту словаря, углублению его качественных характеристик. Следует отметить, что чем шире словарный запас дошкольника, тем лучше готов ребенок к школьному обучению, тем качественнее будет его лексический запас, выше степень орфографического усвоения правил языка, понимание высказываний окружающих.
Устная речь требует быстрой реакции, умения отыскать необходимое текст, почувствовать его органичность в контексте и, в случае если это нужно, уточнить его или же выбрать синоним. В устной речи нет времени для отбора текстов, для рассуждения над ними. Приходится использовать те слова и предложения, которые используются чаще всего. В случае если словарный запас ребенка примитивен, у него не хватает слов, для высказывания своих мыслей и ощущений, то он пользуется словами, несоответствующими теме, бывают замечены трудности, неоправданные паузы – устная речь становится затрудненной и для говорящего и для слушателя.
Развитие словаря детей дошкольного возраста занимает одно из важных мест в системе работы по речевому развитию дошкольников и обладают большой значимостью для общего развития ребенка, а именно, содействует уточнению и накоплению представлений у детей, формированию понятий, росту содержательной стороны мышления. Богатый словарный запас является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребенка.
Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод, что сегодня выделяют следующие важные задачи развития словаря дошкольника: обогащение словаря, уточнение словаря, активизация словаря, а также устранение из речи детей нелитературных слов (если таковая проблема существует).
Необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста при организации работы над словарем. От младшего к старшему дошкольному возрасту усложняется содержание словарной работы.
Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
На современном этапе традиционные методы обучения являются недостаточно эффективными и не соответствуют современным требованиям государства и общества. И перед воспитателем возникает необходимость использования новых методов и технологий. На сегодняшний день существует множество современных технологий, с помощью которых можно активизировать процесс развития словаря у детей: синквейн, соты, кейс-технология, корзина идей, калейдоскоп подсказок.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего детства, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Она является богатейшей сокровищницей народной мудрости, культуры, традиций и языка. Через сказку человек получает свои первые представления о добре и зле, хорошем и плохом, смелости и трусости, верности и предательству. «Переживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится радоваться, огорчатся, сочувствовать и сопереживать герою сказки. Она воспитывает человека интеллектуально и нравственно, развивает воображение и фантазию ребенка, является способом знакомства ребенка с окружающим миром, а также оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка. Она дает детям большое количество новых слов, красивых литературных словосочетаний, которые можно использовать в своей речи. Пополнение словарного запаса идет интересно и увлекательно. Дети, которым часто читают сказки, раньше учатся говорить, умеют в раннем возрасте выражать эмоции словами, их речь выразительна и разнообразна.
Сказка является мощным средством в формировании и развитии речи дошкольников. Ее язык полон и разнообразен различными эпитетами, сравнениями, олицетворениями, фразеологизмами.
Нами был проведен эксперимент, в котором приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
По итогам констатирующего эксперимента по исследованию уровня словаря детей седьмого года жизни выявили, что в целом дети удовлетворительно понимают семантические категории, используют различные группы слов в речи на среднем уровне. Однако следует признать, что данный уровень развития словаря не соответствует требованиям, предъявляемым к словарному запасу старших дошкольников.
Результаты исследования подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы с использованием литературных сказок для развития словаря детей старшего дошкольного возраста.
Разработанный в работе комплекс НОД был реализован через индивидуальный и дифференцированный образовательный процесс с дошкольниками, драматизацию сказок, был составлен словарь фразеологических оборотов, используемых в сказках и позволяющих развивать словарь детей старшего дошкольного возраста. Также использовались совместные мероприятия и работу с родителями. В основном использовали следующие методы развитие словаря дошкольников: игровые упражнения, чтение, беседа и драматизация.
Проведенная работа оказалась результативной. У старших дошкольников изменился уровень развития словаря. Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия. – 2000. – 400 с.
2. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 1999. – 400 с.
3. Арапова-Пискарева Н. А., Мой родной дом [Текст] / под ред. Н.А. Араповой-Пискаревой, – М., 2005. – 8 с.
4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет [Текст] : Методическое пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 74 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. М., 1981. – 256 с.
6. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. – 1977. – Т. 36, №3. – С. 6-9
7. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева ; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – 544 с.
8. Виноградов, С. И. Культура русской речи [Текст] / С. И. Виноградов. – М. : Норма, 2009. – 560 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М.: Издательство «Лабиринт», 1999. – 352 с.
10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. СПб: Каро, 2001. – 256 с.
11. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Л.С. Выготский. М., 1996. – С. 20-32.
12. Гербова, В. В Приобщение детей к художественной литературе [Текст] / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2006. – 80 с.
13. Государственная программа: Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы (утв. Правительством РФ от 11.07.2005г. № 422) – М., 2005. – 26 с.
14. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская. – М. : Просвещение, 1972. – 288 с.
15. Конина, М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. Вопросы эстетического воспитания в детском саду [Текст] / М.М. Конина. – М. : Изд-во «Академия», 2016. – 236 с.
16. Костина А.В. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. «Баланс интересов» в современном обществе. М.: Либроком, 2009. – 216 с.
17. Кулясова Л. Н. Обогащение и активизация словаря детей дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности // Актуальные вопросы современной науки материалы XXII международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 95-98
18. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей - М., 2004. – 102 с.
19. Лащенова К. А. Обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / К. А. Лащенова, М. Н. Дементьева // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С. А. Есенина. - 2015. - С. 380-383
20. Леонтьев, А. А. Психология общения: Учеб. пособие для вузов /Леонтьев А. А. - 3-е изд. - М.: Смысл, 2005. -365 с.
21. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 1999. – С.123-137.
22. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки. – Свердловск, 1992. – 251 с.
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 384с.
24. Логинова В. Ш. Дошкольная педагогика / В. Ш. Логинова, Саморукова П.Г. – М.: 2013. – 82 с.
25. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова; под ред. Ф. А. Сохина.– М. : Просвещение, 1984. – 214 с.
26. Лялина, Л. А.Народные игры в детском саду [Текст] / Л.А. Лялина – М., 2008. – 96 с.
27. Миронова И. Н. Методы обогащения и активизации словаря дошкольников / И. Н. Миронова // Актуальные вопросы модернизации российского образования Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – 2014. – С. 94-97.
28. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., дораб. – Москва: Обруч, 2012. – 176 с.
29. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
30. Недорезова Н. А. Речевое развитие дошкольников в детском саду / Н. А. Недорезова, Е. В. Губайдуллина // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2014. № 1. – С. 23-25.
31. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Р. С. Немов. – В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2- е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001. - 496 с.
32. Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве [Текст] / С.Н. Николаева. - М., 2002. – 214 с.
33. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX в. (история, классификация, поэтика). – М.: Флинта, 2001. – 98 с.
34. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва: А Темп, 2013. – 865 с.
35. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – Москва: Мозаика-Синтез. – 2014. – 368 с.
36. Пенькова Л.А. Современные игры современных детей. Обучение дошкольников. Научно-методический журнал. 2015. – 200 с.
37. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка: учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с.
38. Полякова Е. В. Изучение уровня развития словаря детей младшего дошкольного возраста / Е. В. Полякова // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2018. – С. 294-296.
39. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999.– 440с.
40. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. – Москва: Просвещение, 2010. – 111 с.
41. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. – 345 с.
42. Рыбалова, И.П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И.П. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003 - № 6 – С.45 – 55.
43. Селезнева И. С., Шипова М. В. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование основ сюжетно-ролевой игры // Инновационная наука. 2015. – №5. – С. 237-240.
44. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Класс, 1997. – 204 с.
45. Соловьева О. И.. "Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: «Просвещение», 1966. – 167 с.
46. Соловьева Ю. А. Организация самодеятельной игры детей в условиях дошкольного образовательного учреждения // Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 10. – С. 38-47.
47. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Ф. А. Сохин. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение. –1979. – 223 с.
48. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2013. – 256 с.
49. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е. И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1981. – 108 с.
50. Тихонова Г. А. Занятия по обогащению словаря, формированию лексико-грамматических категорий и навыков связной речи / Тихонова Г. А. // Логопед в детском саду. – 2010. – № 6 - 7. – С. 76 - 81.
51. Ткаченко К.А. Особенности словарного запаса старшего дошкольника / К.А. Ткаченко // Молодой исследователь: вопросы науки и практики. Материалы региональной научно-практической конференции. - 2018. – С. 130-134.
52. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М.: Владос, 2013 – 287 с.
53. Ушакова О. С. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: АПО, 1994. – 63с.
54. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 288 с.
55. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. Задачи речевого развития. Особенности развития связной речи. Формирование образной речи [Текст] / О. С. Ушакова. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 216 с.
56. Ушинский К.Д. Русская школа. / Сост. Предисл., коммент. В.О. Гусакова. М.: Институт русской цивилизации. 2015. – с. 6-7
57. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 г., № 1155) [Электронный ресурс].URL://https://docviwer.yandex.ru
58. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Е.А. Флерина. – М. : Просвещение, 1961. – 224 с.
59. Эльконин, Д.Б. Психология игры: монография [Текст] / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2014. – 256 с.
60. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева ; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Серия: Бакалавриат. – М. : Академия, 2013. – 448 с.
61. Gates P.S. Fantasy literature for children and young adults / Pamela S. Gates, Susan B. Steffel, Francis J. Molson. – Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2003.