Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Понятие о конфликтах, его причинах и конфликтных взаимоотношениях.
Конфликты представляют собой повседневные явления, охватывают все виды и уровни отношений человека с действительностью: от внутриличностного и межличностного до межгосударственного, как и другие явления социальной жизни, появившись с первыми человеческими общинами, длительное время не являлись объектом изучения, в силу того, что не существовало и самой науки.
Во второй половине ХХ века возникла современная наука – конфликтология, в развитие которой, внесли большой вклад: философия, социология, политология, социальная психология, культурология и детская психология. Однако, некоторые «исследователи» считают, что способы преодоления конфликтных ситуаций появились еще в законах хеттского царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.); приводят экскурс к царю Соломону, древним грекам (Ф.И.Шарков, В.И.Сперанский).
Конфликт является проявлением связей и отношений между людьми, личностью и социальной группой, а также между различными группами.
Конфликтом называются обострённые, противоречивые ситуации, в которых каждая из сторон занимает позицию, противоположную интересам оппонента. Этапы конфликта представляют собой отдельный интерес в сфере психологии.
Каким бы ни был конфликт, основной предпосылкой его возникновения является столкновение противоположных интересов, целей или мнений. Однако существуют объективные факторы, обуславливающие причины противоречий. Но они столь разнообразны, что их невозможно сгруппировать в соответствии с какой-либо классификацией.
Естественные причины возникновения конфликтов встречаются наиболее часто. Люди социальны, они живут в обществе. Им свойственно отстаивать свою точку зрения. Ведь так они защищают то, что им дорого – личные ценности. Но только одним удаётся держать ситуацию под контролем, а другим – нет. Вследствие чего начинает проявляться вспыльчивость, агрессия, и всё перерастает в острую, противоречивую ситуацию.
Понимание конфликта в отечественной психологии основано на понятии «противоречие». Таким образом, конфликт - это проявление противоречий, которые выражаются в противоборстве сторон (Р.Б. Гительмахер) [6], «столкновение тех или иных вопросов социальной жизни» (А.Г. Ковалев) [4]. М.Р. Битянова определяет конфликт как «столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями» [2].
А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский и др. дают такое определение: «конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [9, 215]. Примем определение конфликта как ситуации, возникающей в процессе взаимоотношений людей и выражающей столкновение их взглядов, способов поведения, установок по отношению друг к другу.
Одну из первых попыток разделить понятие «конфликт» и «конфликтная ситуация» предпринял А.А. Ершов. Он указал, что межличностный конфликт предполагает «конфликтную ситуацию, включающую в себя определенные состояния микро- и макросреды, деятельности, коммуникации распределения ролей и статусов, взаимоотношения и взаимодействия личностей...» [9].
На сегодняшний день в психологической науке сложились несколько подходов о соотношении понятий, раскрывающих сущность конфликта:
1. Понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация» отождествляются и рассматриваются как равнозначные. Мы будем придерживаться данного подхода в работе.
2. В структуре конфликта выделяются конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие; при этом конфликтная ситуация определяется как совокупность факторов, которые создают психическую напряженность, а конфликтное взаимодействие как различные формы взаимодействия (борьба, открытое столкновение и т.д.) в ситуации конфликта.
3. Конфликтная ситуация рассматривается как объективная предпосылка для возникновения реального конфликта. Конфликтное поведение интерпретируется как способ взаимодействия сторон в ситуации конфликта. Как любое социально-психологическое явление, конфликт может быть рассмотрен и как процесс, протекающий во времени, т.е. можно говорить и о динамике конфликтов, в литературе описываются различные модели динамики конфликта [4].
Рассмотрим позицию Л.А. Петровской [8] по этому вопросу. Она выделяет 4 стадии в развитии конфликта:
- возникновение объективной ситуации;
- осознание объективной конфликтной ситуации;
- переход к конфликтному поведению;
- разрешение конфликта.
В ходе конфликта эти стадии могут приобретать разную значимость и могут быть различны по продолжительности.
Центральное место в данной схеме уделяется процессу осознания объективной конфликтной ситуации, так как «именно восприятие, понимание реальности как конфликтной порождает конфликтное поведение». Выявляя психологические особенности конфликтов дошкольников, проведем анализ периодизации психического развития, так как специфика конфликта и конфликтного взаимодействия, по нашему мнению, в первую очередь связана с возрастными особенностями развития личности. Восприятие, понимание и поведение человека, на наш взгляд, в конфликтной ситуации являются типичными для каждого возрастного периода.
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. в своих исследованиях весь процесс психического развития человека делят на стабильные периоды и периоды кризисов. При этом указывают, что проявлением негативных черт обладают именно критические, кризисные периоды.
Изучая возрастные кризисы, Л.С. Выготский указывает на то, что развитие ребенка в кризисном периоде сопровождается конфликтами ребенка с окружающими [5]. Конфликтность, по мнению Л.И. Божович, в период возрастного кризиса, начинает обостряться в том случае, если происходит депривация новых потребностей ребенка в сфере общения и деятельности [3]. В данном моменте опирались на понятие тождественности конфликта и конфликтной ситуации. Таким образом, конфликт во многом может быть обусловлен спецификой возраста. Возрастная периодизация может указывать на осложнение отношений ребенка с другими людьми тогда, когда идет смена видов деятельности, социальных институтов и т.д.
В психологических исследованиях изучаются вопросы взаимосвязи особенностей протекания и разрешения конфликтной ситуации с типами акцентуации характера, с особенностями самооценки и уровня притязаний, а также с характеристиками нравственного и эмоционального развития.
Стиль поведения в конфликте зависит от многих факторов. К ним можно отнести уровень эмоциональности, раздражительности, чувствительности, агрессивности, перепады настроения, замкнутость, тревожность, эгоистичность, чувство ответственности, конформность и др.
К. Леонгардом было выявлено 10 типов акцентуации характера: гипертимный, возбудимый, эмотивный, педантичный, тревожный, циклотивный, демонстративный, неуравновешенный, дистимический, экзальтированный [11]. Для каждого типы характерны свои ярко
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анцупов А.Я., С.В. Баклановский, Конфликтология в схемах и комментариях. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009.- 304с.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 1994.106 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464с.
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения / / Психол. журнал. 1983. т. 4, 3. С. 51-60.
5. В.Я. Зедгенидзе, Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112с.
6. Выготский JI.C. Детская психология. - М., 1982. - 432с.
7. Гительмахер Р.Б., Кочаловская A.C., Марушкин Ю.Б. Конфликт: социально- психологический аспект. - Иваново, 1995.
8. Гришина Н.В.. Психология конфликта. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544с.
9. Ершов A.A. Социально-психологические аспекты конфликтов / Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е.С. Кузьмина, A.A. Бодолева. Л., 1972. С. 33-39.
10. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Конфликт и формирование личности: онто- и филогенетический аспекты/ Конфликт в конструктивной психологии. - Красноярск, 1990, с. 31-34.
11. Королькова Н. В., О.А. Фахрутдинова, Преодоление конфликтов у детей дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений (из опыта работы), «Молодой ученый» Актуальные вопросы современной педагогики часть I: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2017. iv, 80 с.
12. Лебедев И.Б и др. под ред. В.Я. Кикотя, Юридическая психология. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: закон и право 2012.-479с.
13. Малыгина А.С. Особенности поведения в конфликтных ситуациях старших дошкольников с разным уровнем тревожности стр.776 Молодой учёный Международный научный журнал № 12 (116) / 2016 часть VIII.
14. Неверова А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102-106. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7212/ (дата обращения: 11.12.2019).
15. Петровская Л. А. Неадекватность восприятия как фактор социально- психологического конфликта. Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Тез. докл.- Краснодар, 1975.- с.48-50.
16. Психология. Словарь./ Под ред. A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского.-М., 1990.-496с.
17. Семлен Ж. Выход из насилия./ Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990, с.76-85.
18. Смирнова Е.О., В.М. Холмогорова, Конфликтные дети. Эксмо; Москва; 2009г.
19. Смирнова Е.О., Детская психология. 3-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2003. -304с.
20. Тружников Д.Ю., В.И. Тружникова, М.М. Галяветдинова под руковод. О.Б. Епишевой, История конфликтологии. – Тюм ГИГУ, 2009 – 200с.
21. Шарков Ф.И., В.И. Сперанский, Общая конфликтология. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» 2015г. -240с.
22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М., 1989.- 554с.