Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
2.1. Особенности поведения старших дошкольников в конфликтных ситуациях в ДОО г. Москва
Анализ теоретических источников, основных положений психолого-педагогических исследований по проблеме выявления особенностей поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтных ситуациях дал возможность спланировать и реализовать опытно-экспериментальную работу.
Опытно-практическая работа проходила на базе ДОО г. Москва с группой старшего дошкольного возраста 4-7 лет, в составе 26 человек.
На констатирующем этапе эксперимента была поставлена следующая цель: выявить особенности поведения детей старшего дошкольного возраста в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1. Подобрать методики для выявления особенностей конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести экспериментальное исследование и на основании результатов эксперимента, сделать вывод об уровне конфликтности детей, взаимосвязи социометрического статуса и поведения ребенка в конфликтной ситуации.
На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста, анкетирование педагогов, родителей, социометрия. Для разработки содержания данного этапа эксперимента мы основывались на имеющихся исследованиях Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой по книге «Конфликтные дети» 2009 г., а именно на методике по выявлению межличностных отношений – «Капитан Корабля», а также на методике «Наблюдение в свободной деятельности» (А.И. Анжарова).
В процессе изучения психолого-педагогической литературы по теме конфликтов и межличностного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста, была сформулирована гипотеза о том, что существует взаимосвязь особенностей поведения в конфликтной ситуации с социометрическим статусом ребенка в группе сверстников и с типом его взаимоотношений в целом.
Наблюдение за воспитанниками группы старшего дошкольного возраста в ДОО г. Москвы показало, что среди детей есть дошкольники, которые примеряют на себя роли лидеров в коллективе. Это Марк Г., Виктория Г. и Лиза Б. Это выражено в их стремлении быть первыми, их старанием во всех играх, особенно там, где применимо соревнование. В случае неудачи такие дети могут пойти на хитрость. Остро выражено стремление быть первыми среди своих сверстников. На занятиях ведут себя активно, хорошие навыки чтения, счета и письма. Хорошо развиты, аккуратны. Вика Б. редко оказывается инициатором конфликтных ситуаций, но в случае попадания в них отдает предпочтение насильственному способу решения конфликта, особенно если это касается игрушек (например, начинает щипать).
Саша С. наоборот, предпочитает держаться в стороне от конфликтов, своими игрушками делится со сверстниками не охотно, но в споре упорна и никогда не уступает. Легко поддается убеждению, принимает позицию взрослого. Воспитанники рассматриваемой группы любят самостоятельно организовывать различные игры, а также обладают способностью привлечения на свою сторону других детей. Со сверстниками дружны и обычно в их играх принимают участие многие воспитанники группы.
К «драчунам» группы относятся Марко Г. и Даниэль Х. Преобладают обособленные игры, дети замкнуты, не дружат с коллективом. Плохо умеют читать и считать. Во время занятий педагога не слушают, крутятся, кривляются, проявляют низкую степень внимания, быстро устают, не любят однообразие, часто капризны и плохо поддаются влиянию и убеждениям воспитателя и сверстников. Часто сами являются инициаторами конфликтов.
Остальные дети ведут себя по-разному, довольно нейтрально. Не любят выделяться, читают и считают с ошибками, могут придумывать, если не получается прочитать то, что написано. Рисуют неаккуратно. Довольно легко вступают в конфликтные ситуации. Некоторые из них поддаются убеждению, некоторые не очень легко. В играх и на занятиях такие дети в группе активны, однако часть из них может быть безразлична к происходящим вокруг событиям. В основном любят подвижные игры на улице.
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Наблюдение в свободной деятельности» (Анжарова А.И.).
2. Наблюдение за детьми в конфликтных ситуациях.
3. Методика «Капитан Корабля» (Смирнова Е.О., Холмогорова В.М.).
Охарактеризуем методики и результаты диагностики детей в ДОО г. Москва.
1. Методика «Наблюдение в свободной деятельности» (А.И. Анжарова).
Цель: первичная ориентировка в реальных детских взаимоотношениях, определение особенностей взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок».
Содержание: нами было организовано и проведено длительное наблюдение за деятельностью детей. На каждого испытуемого заводится протокол (Приложение 1) , в котором по приведенной ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.
При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели:
инициативность - отражает желание воспитанника привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить положительные и отрицательные эмоции,
чувствительность к воздействиям сверстника - отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях воспитанника, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника, а также подстраиваться под него,
преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
Таблица №1
Шкалы оценки параметров и показателей.
Критерии оценки Баллы
Инициативность
— отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими;
— слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми;
— средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;
— ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия
0
1
2
3
Чувствительность к воздействиям сверстника
— отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников;
— слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;
— средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников;
— высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия
0
1
2
3
Преобладающий эмоциональный фон
— негативный;
— нейтрально-деловой;
— позитивный
Таким образом, по результатам оценки, 15 детей были отнесены к преобладающему эмоциональному фону - позитивному, 4 исследуемых – к нейтрально-деловому. 1 человек – к негативному. Чувствительность к воздействиям сверстника в группе преобладает средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников (13 испытуемых). 6 детей с удовольствием откликаются на инициативу сверстников, активно подхватывают их идеи и действия (высокая чувствительность к воздействию сверстников). В группе присутствует 1 человек со слабой чувствительностью к воздействиям сверстников.
Таблица №2
Уровень показателей поведения детей в свободной деятельности
№ п/п Показатели Высокая Средняя Отсутствует
1 Инициативность
2 Чувствительность
3 Эмоциональный фон Позитивный
Нейтрально-деловой Негативный
2. Выявление особенностей конфликтного поведения старших дошкольников осуществлялось в процессе наблюдения за детьми в конфликтных ситуациях.
В протоколе (Приложение 3) фиксировались показатели для определения следующих критериев:
Частота возникновения конфликтов у каждого ребенка и в группе в