Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования определяется недостаточной разработанностью проблемы формирования читательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста. С введением ФГОС НОО обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщёнными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с умением читать, быть компетентным читателем. Развитие интереса детей к книге должно происходить таким образом, чтобы ввести ребенка в мир художественной литературы и показать важность словесного искусства для окружающего мира, при помощи которого происходит раскрытие окружающего мира во всей его многогранности. В настоящее время Россия переживает базисные изменения в социально-экономической сфере, и в частности – в образовании. Важной составляющей этих изменений является вхождение России в современную информационную цивилизацию. В такой ситуации принципиально меняются цели образования. От знаниевого обучения, которое базируется на получении теоретических знаний, осуществляется переход к компетентностному образованию.
Под ключевыми компетентностями в ФГОС ДОО способствует развитию у детей формированию интереса к художественной литературе. Это в свою очередь позитивно отражается на решении поставленных задач. Дети успешно осваивают программный материал, полученные знания, умения и навыки используют в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении; самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях). Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Книга должна заинтересовать, заинтриговать, привести в восторг, изумление, волнение.
С.Е. Шишов ввел в отечественную педагогику следующее понятие компетенции: это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению; это способность установить связь между знанием и ситуацией найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы.
Положения данной Концепции соответствуют с основными положениями Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: компетенция – это результат образования, она едина и единственна и проявляется в готовности субъекта эффективно соорганизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Внутренними ресурсами субъекта являются знания, навыки, умения, ценности, психологические особенности. Внешними ресурсами выступают – информация и социум; компетентность рассматривается также как результат образования, выражающийся в овладении обучающимися определенным набором социально востребованных способов деятельности; в опыте присвоения деятельности; в образовательном процессе мы формируем ключевые компетентности обучающихся – персональные «ресурсные пакеты», позволяющие им оказываться адекватными типичным ситуациям; способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Одним из условий формирования информационной компетентности у детей старшего дошкольного в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО) является применение в педагогической практике специальных методов. Одним их таких методов является метод проектов, где обучающийся занимает активную позицию проектировщика, а педагог – роль консультанта.
В исследованиях Е.С. Полат, В.М. Монахова, Н.Ю. Пахомовой, Л.С. Киселевой, Л.В. Загрековой, В.В. Николиной утверждается, что в основе метода проектов лежит развитие у детей познавательных навыков и самостоятельных умений. По мнению Е.С. Полат, проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по 6 достижению дидактической цели через детальную разработку проблемы, завершающихся созданием творческого продукта – реального результата, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
На сегодняшний день метод проектов довольно активно внедряется в практику дошкольного образования на этапе формирования ключевых компетентностей воспитанников. Но наряду с теоретической и практической разработкой вопроса формирования ключевых компетентностей детей старшего дошкольного – в частности, формирования информационной компетентности, можно выделить противоречия в его решении, важнейшими из которых выступают:
– современное общество предъявляет особые требования к результату образования, качество современного дошкольного образования определяется тем, насколько у выпускников дошкольных образовательных организаций сформированы ключевые компетентности, но многие ДОО до сих пор ориентированы на «знаниевый» подход в образовании, базирующийся на получении теоретических знаний;
– педагоги ДОО видят и осознают необходимость формирования ключевых компетентностей воспитанников, но не владеют методами осуществления данного процесса.
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении педагогических условий, позволяющих эффективно формировать читательский интерес в старшем дошкольном возрасте.
Объектом исследования является процесс формирования читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – условия формирования читательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Цель данного исследования: формирование читательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Для достижения цели данной работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования читательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть экспериментальную работу по формированию читательской компетентности у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: эмпирические и теоретические методы, констатирующий срез, анкетирование, наблюдение, беседа с детьми и их родителями.
База исследования – Детский сад «Надежда» - № 523.
Практическая значимость исследования: теоретически обоснованный и подобранный комплекс занятий и мероприятий, направленный на развитие интереса у старших дошкольников к чтению, может быть использован воспитателями и методистами ДОУ в практике воспитания и обучения.
В исследовании принимали участие дети старшей группы (5-6 лет) данного детского сада.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Проблема формирования читательской компетентности в отечественных психолого-педагогических исследованиях
Огромная роль детской книги, художественной литературы в формировании личности является общепризнанной. По словам Б.М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение [43, с. 18].
Художественная литература расширяет представления детей об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, вводит детей в мир чувств переживаний, создает условия для радостного и содержательного проживания детьми дошкольного детства, удовлетворяет детские интересы и потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками [13, с. 98].
Наиболее общее определение читательской компетентности дает Н.Н Сметанникова. По ее мнению, «читательская компетентность – это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» [9, 15].
Е.Л. Гончарова рассматривает читательскую компетентность как психологическую систему. Она считает, что все компоненты этой системы подчинены ее главной функции: превращению содержания текста в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя [1, 6].
Определение читательской компетентности Т.А. Чабановой [10] включает в себя перечень качеств личности младшего школьника, которые формируются в процессе самостоятельного детского чтения.
Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой активно изучалась на протяжении всего периода развития отечественной педагогической науки. Анализ научно-методической литературы показал, что основная цель приобщения к книге остается неизменной – это воспитание любви и интереса к художественной литературе, воспитание будущего читателя. Однако в различные периоды в центре внимания исследователей и педагогов практиков оказывались различные аспекты проблемы. Так, в 20–30 годы 20-го века большое внимание уделялось проблеме отбора произведений для чтения детям, вопросам художественного чтения (Е.А. Флерина). В 40–60 годы особое внимание обращалось на роль книги в нравственном воспитании дошкольников (Н. Карпинская, М. Конина, Р. Жуковская). В 70–90 годы активно разрабатывались вопросы художественно-эстетического воспитания в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (Л.М. Гурович, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко) [13, 40].
Исследования Е.А. Тихеевой, Е.А. Флериной, Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской., М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович, О.С. Ушаковой Н.В. Гавриш, З.А. Гриценко и др. обеспечили создание научно обоснованной методики ознакомления дошкольников с художественной литературой, воспитания будущего читателя, реализуемой в дошкольных учреждениях. Детская книга традиционно занимает важное место в образовательном процессе ДОО. Уголки книги являются обязательным элементом предметно-развивающей среды во всех возрастных группах. В образовательном процессе используются разнообразные формы работы с книгой, практикуется ежедневное чтение детям [11, 13, 36, 40].
Вместе с тем тенденцией современного времени является уменьшение времени общения дошкольника с книгой. По данным исследований, первые места в рейтинге любимых занятий дошкольников занимают просмотр мультфильмов, компьютерные игры, а чтение (слушание) лишь четвертое – пятое места, до 40 процентов детей дошкольников возраста не испытывают устойчивого интереса к книге, не проявляют инициативы в общении с книгой.
Данное положение связано с изменением места и роли книги в обществе, снижением интереса к книге, чтению; утрате традиций семейного чтения; появлением новых, разнообразных источников информации (Интернет, экранные средства), успешно конкурирующих с книгой в борьбе за внимание и место в жизни ребенка.
Новая «социокультурная ситуация развития детства» определяет необходимость поиска эффективных путей приобщения дошкольников к книге, воспитания будущего читателя в изменившихся условиях.
При определении уровня овладения читательской компетенцией Н.Н. Сметанникова предлагает учитывать такие показатели, как: уровень овладения техникой чтения, уровень овладения навыками осмысленного чтения, степень овладения навыками информационной культуры, уровень мотивированности на чтение. Плохо владеющий техникой чтения и навыками осмысленного чтения, вряд ли будет читающим учеником:
1. Высший уровень – беглое чтение про себя текстов своего уровня из разных источников с полным пониманием, техника чтения.
2. Средний уровень – достаточно беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием, самостоятельное беглое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено.
3. Низший уровень – угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня.
Современная образовательная система характеризуется различными подходами к решению задачи приобщения дошкольников к художественной литературе. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в 2014 году именно стандарт определяет приоритетные направления работы по приобщению дошкольников книге в ДОО [8, с. 133].
Основной целью образовательного процесса в ДОО согласно ФГОС ДО является развитие личности дошкольника. В контексте приобщения дошкольников к книге в научно методической литературе в настоящее время используются понятия «литературное развитие» и «читательское развитие». Под литературным развитием применительно к дошкольному возрасту понимается процесс, направленный на приобщение детей к литературе как искусству слова и совершенствование их способностей в разных видах художественно-речевой деятельности (эмоционально-эстетическом восприятии произведения, понимании произведения, выразительном чтении, пересказе, инсценировании, словесном творчестве на основе произведения).
Читательское развитие детей раннего и дошкольного возраста рассматривается как длительный процесс всестороннего формирования личности, проходящий под воздействием книг.
Возможные пути реализации ФГОСДО содержатся в вариативных образовательных программах дошкольного образования. В стандарте задачи приобщения к художественной литературе отражены в двух областях «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» [10].
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. В данной области основной акцент делается на знакомство детей с книгой как важным атрибутом культуры.
В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» – поставлена задача приобщения к художественной литературе как произведению искусства, наряду с другими видами искусства (музыка, изобразительное искусство), развитие восприятия произведений художественной литературы в единстве содержания и формы. Как важное средство развития и воспитания дошкольников художественная литература может быть успешно интегрирована в содержание других образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие») [20, с. 65].
Анализ современных вариативных образовательных программ показал, что заданные в стандарте ориентиры реализуются во всех программах, вместе с тем можно выделить и некоторые различия, проявляющиеся в определении приоритетных задач, структурировании содержания работы по приобщению к художественной литературе, а также в предлагаемых программами технологиях.
Так, в программах «Детство», «Радуга», содержание работы по ознакомлению с художественной литературой представлено в двух образовательных областях «Развитие речи» и «Художественно-эстетическое развитие». Авторы программы «Истоки» вопросы приобщения к художественной литературе рассматривают в образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание». В программе «Миры детства: конструирование возможностей» чтение как вид детской деятельности выделен в отдельный раздел «Чтение художественной литературы». В программе «Детский сад 2100» процесс «восприятия художественной литературы» рассматривается как часть читательской деятельности и представлен во всех пяти образовательных областях.
В словарях разных типов для понятия «читательский интерес» отдельного толкования не существует. К более широкому понятию «интерес», как правило, можно найти ряд синонимов: увлечение, внимание, любопытство. Все они, так или иначе, имеют отношение к процессу чтения и общения с книгой.
Наличие или отсутствие интереса к чтению – основной фактор отношения ребенка к книге и критерий ее оценки. Кризис детского чтения, о котором так много говорят в последнее время, состоит не в том, что дети перестали читать, а в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий. Чтение без интереса превращается в формальную деятельность, лишенную для ребенка всякой привлекательности, а значит, и эффективности. И.И. Тихомирова, определившая интерес как «силу, влекущую к чтению», считает его центральным звеном в развитии читателя: «будет интерес, будет и чтение. Не будет интереса – не будет и чтения…», какие бы усилия не прилагались при этом.
Этот термин часто употребляется для обозначения таких понятий как внимание, потребность, мотивация, сосредоточенность, целенаправленность, осведомленность. Большинство отечественных и зарубежных ученых утверждает, что именно интерес лежит в основе творчества, развития интеллекта, внимания, памяти, познания. В психологии интерес рассматривается как «реальная причина осознанных действий». Причиной осознанных действий к чтению книги для взрослого человека может быть потребность в информации, побуждение к усвоению учебного материала, понимание необходимости собственного развития, заполнение пауз в досуге и т.д.
Все это ведет к чтению разной литературы: справочной, учебной, научно-художественной и собственно художественной, но необязательно – к проявлению страсти, некоего высокого эмоционального напряжения и погружения в то состояние, которое М. Цветаева образно называла «провалиться в книгу». Этот вид интереса, согласно И.И.Тихомировой, следует назвать интересом к познанию. Думается, что он в большей мере свойственен старшим детям и взрослым читателям. «Провалиться в книгу», забыть обо всем в процессе чтения, какое-то время жить жизнью героев книги – это то, что названо И.И.Тихомировой «интересом к участию».
У дошкольников он проявляется в постоянном обращении к чтению одного и того же произведения и переживании его содержания, в создании сюжетных игр по материалам текста, в идентификации себя с литературным героем [38].
Интерес – понятие, связанное с возрастом читателя и проявляющееся в зависимости от возраста. Возрастные особенности проявления интереса заметны в выборе вида литературы (дети раннего и младшего возраста предпочитают поэзию), жанра (четырехлетки любят литературу нонсенса; у дошкольников большой интерес вызывает сказка). Интерес к книге у детей дошкольного возраста может быть ограничен кругом тем, связанных с опытом их жизни, широтой представления о мире, с потребностями познания, с изменением его психологического состояния. Значимость определенной литературы для субъекта называется «основным признаком читательской компетентности».
Основным, но не единственным. Тема может быть значимой для читателя, но не доступной в изложении, немотивированной, и тогда качественные характеристики его интереса будут размытыми: интерес может быть неглубоким, неустойчивым, избирательным относительно вида литературы, автора, жанра, ситуации, в которой он проявляется, и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – 5 января.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2017. 400 с.
3. Барабанова С. Ю. Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения / С.Ю. Барабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3, С. 24-27.
4. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие / В.С. Безрукова. – Рн/Д: Феникс, 2015. 381 c.
5. Белинский В.Г. О детских книгах. Собр. соч. Т.3. / В.Г. Белинский - М.: 2018. 261с.
6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. – Люберцы: Юрайт, 2016. 197 c.
7. Выготский Л.С. Опыт экспеpиментального изучения пpоизвольного поведения. / Л.С. Выгодский, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Т.В. Ендовицкая // - Вопpосы психологии. - №4. - 2016. С.55-68.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования /под ред. и со вступ. статьей В. Колбанского. - М.: 2018. 510c.
9. Гайдай Н.П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС / Н.П. Гайдай. – 2015. С. 7.
10. Гербарт И. Ф. Генезис и развитие структуры целей воспитания в педагогической концепции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.superinf.ru
11. Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения – общая задача специалистов [Электронный ресурс] / Недетские проблемы детского чтения. – Режим доступа: http://www.rusreadorg.ru/issues/chudinova/3.htm
12. Гройсман А. Г. О проблемах детского чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.detlit.ta-vkm.ru/problems/groysman-oproblemah-detskogo-chteniya/
13. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред.В.И. Логиновой - М.: 2017. 214с.
14. Гурович Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Л.М. Гурович. – СПб. Детство – Пресс, 2016. 216 с.
15. Игнатова С.А., Шкрябко И.П. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.) [Электронный ресурс] // Студенческий: электрон. научн. журн. 2019. № 41(85). URL: https://sibac.info/journal/student/85/163040(дата обращения: 18.01.2020).
16. Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования. – М.: Академкнига/Учебник, 2017. 192 c.
17. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2014. 221 с.
18. Козлова А. М. Дошкольное образование / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. – М.: ЦГЛ, 2017. 958 c.
19. Колганова Н.Е. Формирование читательских умений и навыков: работа с книгой / Н.Е. Колганова // Начальная Школа. – 2013. – №3. С. 38-42.
20. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа / Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. 128 с.
21. Кочетова П.Б. О воспитании эстетического чувства при чтении художественной литературы / П.Б. Кочетова // Начальная школа – 2013. – №11. С. 32-34.
22. Крылова Н. М. Детский сад – Дом радости. Методические комментарии к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования / Н.М. Крылова. – М.: Сфера, 2016. 112 c.
23. Крылова Н. М. Детский сад – Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.М. Крылова. – М.: Сфера, 2015. 240 c.
24. Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста / А.В. Любаев // Молодой ученый. – 2015. – №21. С. 707–709.
25. Мазильникова Н.Н. Эколого–валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт–Петербург: ООО «Издательство «Детство–Пресс», 2013. 96 с.
26. Материалы по подготовке к государственной итоговой аттестации: учебное пособие / под общ.ред. М.Л. Кусовой; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, С.В. Плотникова, С.Е. Привалова, С.Д. Томилова, Д.О. Иваненко; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2017. 159 с.
27. МБДОУ детский сад «Надежда» - № 523 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nadegda.tvoysadik.ru/sveden/employees
28. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] : Режим доступа http://www.chaltlib.ru/articles/Library/ natsionalnaya programmarazvitiyachteniya /
29. Никулин С.К. Содержание научно–технического творчества учащихся и методы обучения (системный подход) / С.К. Никулин, Г.А. Полтавец. – М.: МАИ, 2014. 680 c.
30. Понятие о методах обучения и их классификация. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://www.detskiysad.ru/ped/ped169.html
31. Продуктивный метод обучения в професс. обучении. – [Электронный ресурс].– Режим доступа. – http://studopedia.ru/4_166083_produktivniy–metod–obucheniya–v–professobu.
32. Приказ Минобрнауки России Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: [от 17.10.2013 N 1155]. // Минюст России. – 14.11.2013. – N 30384. – Режим доступа: [консультант плюс].
33. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт.- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. 96с.
34. Сатимбаева Ю. Классификация методов обучения / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – № 43. С. 113-115.
35. Салалыкина М. В., Никитюк С. Ю. Метод экспериментирования, как средство познавательного развития дошкольников / М.В. Салалыкина // Молодой ученый. – 2017. – №47.1. С. 132-135.
36. Силина Е. Н. Организация исследовательской деятельности детей в дошкольных учреждениях / Е.Н. Силина // Молодой ученый. – 2016. – №28. С. 939-942.
37. Скоролупова О. А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ / О.А. Скоролупова. – М.: Скрипторий 2003, 2017. 172 c.
38. Токарева О. Б., Килимник, О. Л. «Чтение детей в малых городах и сёлах по материалам изучения информационных и читательских потребностей детей и руководителей детского чтения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.main.rgdb.ru
39. Узорова О.В. Практическое пособие для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 222 с.
40. Ушакова О. С. Развитие речи и креативности дошкольников. Игры упражнения, конспекты занятий / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2015 176 с.
41. Ходякова Л.А. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений) / Л. А. Ходякова, А.В. Супрунова // Наука и Школа. – 2015. – № 6. С. 87-94.
42. Чикишева О.В. Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников: теоретический аспект исследования / О.В. Чикишева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – №1. С. 116-120. 5
43. Шкуро М.Э. Использование текстов художественных произведений при формировании универсальных учебных действий / М.Э. Шкуро // Начальная школа – 2013. – №7. С. 18-20.
44. Харламова Т. Д. Формирование навыка выразительного чтения // Вестник науки и образования №7 (19), 2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scientificjournal.ru/a/117-ped/263-formirovanie-navyka-vyrazitelnogo-chteniya.html
45. Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе / Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс до и после. – 2015. №1. С.36-38.