Фрагмент для ознакомления
2
деятельности, навыки контроля и самоконтроля, умение анализировать свои действия.
При работе с веб-квестом вырабатывается ряд компетенций:
1) использование информационных технологий для решения профессиональных задач (в том числе поиск необходимой информации, обработка результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных);
2) самообучение и самоорганизация;
3) умение найти несколько способов решения проблемной ситуации, определить наиболее рациональный вариант и обосновать свой выбор;
4) навыки публичных выступлений (необходим анализ работы с вопросами и дискуссиями) [11, c. 92].
В настоящее время существуют классификации веб-квестов по различным основаниям.
По доминирующей составляющей веб-квесты можно разделить на следующие виды:
1. Практико-ориентированные (создание конкретного продукта, например, онлайн-сборника заданий, видеоролика, фотоколлажа и т.п).
2. Исследовательские (проведение различных практических работ, результаты которых обрабатываются с помощью различных компьютерных программ)
3. Информационные (работа с источниками, их анализ)
4. Креативные (работа над творческими проектами, разработка творческого продукта).
5. Ролевые [7, c. 54].
Практико-ориентированные веб-квесты нацелены на социальные интересы либо самих участников. Как правило, продукт в таких веб-квестах определён заранее и может быть впоследствии использован в жизни класса, школы или отдельных учащихся.
Исследовательские веб-квесты по своей структуре приближены к настоящему научному исследованию. В их рамках происходит постановка проблемы, выдвижение гипотез, определение целей и задач. Часто в данном виде работы используются различные научные методики.
Информационные веб-квесты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими веб-квестами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.
Креативные веб-квесты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, сайта).
В ролевых веб-квестах участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат веб-квеста остается открытым до самого окончания.
По характеру контактов между участниками веб-квесты можно разделить на:
1. Моно-веб-квест (организуемый в рамках одной области знаний)
2. Межпредметный (интегрированный) веб-квест.
Во внеурочной деятельности это активно используется. Например, моно-веб-квест может быть организован в форме виртуального путешествия, в процессе которого учащиеся знакомятся с различными местами нашей планеты, растениями и животными, характерными для данных мест. В этом случае веб-квест организован только в рамках естественнонаучного направления. В качестве примера интегрированного веб-квеста можно рассмотреть веб-квест «The Soccer World Cup», в котором спортивно-оздоровительное направление сочетается с изучением иностранного языка в нестандартной форме.
По характеру координации веб-квесты различают:
1. Непосредственные (жёсткие, гибкие)
2. Скрытые (неявные).
По особенностям контактов между учащимися веб-квесты делятся на:
1. Внутриклассные
2. Внутришкольные
3. Муниципальные
4. Межрегиональные
5. Международные.
Во внеурочной деятельности подобные квесты, как правило, используются поэтапно, обычно в форме конкурсов, соревнований и олимпиад. Сначала победители определяются на уровне класса, затем – на уровне образовательной организации, муниципалитета, регоина и т.д.
По продолжительности веб-квесты подразделяются на:
1. Мини-веб-квесты
2. Краткосрочные (2-5 уроков)
3. Среднесрочные
4. Долгосрочные [16, c, 83].
Таким образом, у педагога имеются достаточные возможности для включения различных видов веб-квестов во внеурочную работу, благодаря их разнообразию.
Веб-квесты используются уже давно и приобрели четкую структуру. Большинство авторов, основываясь на общей структуре, разработанной Б. Доджем, разрабатывали свои веб-квесты, состоящие из следующих компонентов:
Введение - формулировка темы, описание основных ролей участников, сценарий квеста, план работы или обзор всего квеста. Цель состоит в том, чтобы подготовить и мотивировать учащихся. Поэтому здесь важны мотивирующие и познавательные ценности.
Цель - четкое и интересное описание процесса выполнения и формы конечного результата:
1) проблема или головоломка, которую необходимо решить;
2) позиция для формулирования и защиты;
3) продукт, который будет создан в результате квеста;
4) доклад или презентация;
5) различные виды творческих результатов [21, c. 63].
Задача должна быть проблемной, четко сформулированной и иметь познавательную ценность.
Процесс (выполнение) - точное описание основных этапов работы; руководство к действию, полезные советы по сбору информации (контрольный список вопросов для анализа информации, различные советы по выполнению задания, «пустые» веб-страницы для отчетов, рекомендации по использованию информационных ресурсов и др.). С методологической точки зрения материал должен отличаться актуальностью, разнообразием оригинальности и ресурсов; разнообразием задач, их направленностью на развитие навыков мышления высокого уровня.; наличие методического обеспечения-вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий; при использовании ролевых элементов-соответствующий выбор ролей и ресурсов для каждой роли. Здесь можно указать ссылки на ресурсы и не выделять для них отдельный раздел.
Оценка - описание критериев веб-квеста и параметров оценки выполнения, которое представлено в виде оценочной формы. Критерии оценки зависят от типа учебных заданий, которые решаются веб-квестом. Методическая оценка подчиняется точности представленных критериев оценки типа задания, четкости описания критериев и параметров оценки, способности измерять результаты.
Заключение - краткое и точное описание того, что студенты могут узнать, веб-квест выполнив этот. Должна быть связь с введением.
Источники - ссылки на ресурсы, используемые для создания веб-квеста [5, c. 19].
При использовании веб-квеста во внеурочной деятельности на первом этапе педагог проводит подготовительную работу, вводит тему, формулирует цель и задачи вместе с учащимися. Темы подбираются таким образом, чтобы при работе над ними учащийся углублял свои знания в интересной для себя сфере или приобретал новые знания. Темы должны быть интересными и полезными для школьников, чтобы каждый мог выбрать себе занятие по душе и работать, осознавая необходимость решения поставленной задачи. Одна и та же тема, которая, как правило, интересна учащимся, но не входит в рамки учебного предмета, может быть выбрана несколькими учащимися, результаты при этом будет интереснее обсудить, так как работы могут охватывать тему с разных точек зрения. Учащиеся знакомятся с основными понятиями выбранной темы, материалами аналогичных проектов. Можно работать в группах при выполнении заданий.
На этапе выполнения задания у школьников формируются исследовательские навыки. При поиске ответов на эти вопросы среди большого объема научной информации развиваются критическое мышление, способность анализировать и сравнивать, классифицировать предметы и явления, мыслить абстрактно. Учащиеся приобретают навыки преобразования полученной информации для решения поставленных задач.
На этапе регистрации результатов деятельности проводится анализ результатов исследования. Работа включает в себя отбор наиболее важной информации и представление ее в виде кода HTML-страницы, слайд-шоу, буклета, анимации, плаката или фоторепортажа. На этом этапе очень важна роль учителя как консультанта [13, c. 157].
Обсуждение веб-результатов работы по квестам может проводиться в форме конференции, чтобы учащиеся имели возможность продемонстрировать свою работу, осознавая важность проделанной работы. На этом этапе закладываются такие личностные качества, как ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержка и умение выступать перед аудиторией.
Заключительным этапом является оценка веб-квеста. Критерии оценки различны (по времени презентации, оригинальности, инновационности и др.). Оценка обобщает опыт, полученный школьниками при выполнении самостоятельной работы с использованием технологии веб-квест.
Как правило, используют 4-8 критериев, которые могут включать оценку:
1) научно-исследовательская и творческая работа,
2) качество аргументации,
3) оригинальность работы,
4) навыки работы в микрогруппе,
5) устный доклад,
6) мультимедийная презентация,
7) текст и т.д. [22, c. 75]
Очень важно организовать конструктивное обсуждение на заключительном этапе, когда завершенные работы будут публично представлены.
Несмотря на то, что во внеурочной деятельности не предусмотрено выставление оценок, оценка учащимися собственной работы и работы других позволяет научиться правильно делать замечания, определять наиболее интересные выводы в выполненных заданиях и формулировать собственные критерии оценки.
Веб-квест, используя информационные ресурсы сети Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать ряд практических задач: участник квеста получает дополнительную возможность для профессиональной проверки своих творческих способностей и умений; учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности и др.
2.2. Возможности использования веб-квестов во внеурочной деятельности
Современные социокультурные условия определяют развитие образовательных технологий. Интерактивные технологии обучения являются наиболее эффективными во внеурочной деятельности, способствуя высокой личной вовлеченности в процесс обучения, быстрому доступу к информации и повышению познавательной мотивации учащихся. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения - это процесс, основанный на системе правил организации взаимодействия учащихся друг с другом и педагогом, которые гарантируют педагогически продуктивное познавательное общение, в результате которого создаются ситуации для достижения учащимися успеха в учебной деятельности и развития профессионально значимых компетенций.
Использование интерактивных технологий во внеурочной деятельности призвано решить ряд задач, среди которых выделяются следующие:
1) развитие коммуникативных навыков, установление эмоциональных контактов между учащимися;
2) развитие познавательных умений, общеучебных умений (анализ, синтез, целеполагание, поиск информации, структурирование знаний и др.);
3) обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;
4) обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключение внимания, изменение форм деятельности и др. [15, c. 37]
Особенно эффективным видом современных интерактивных технологий является интерактивная игра, которая создает наилучшие условия для развития и самореализации школьников.
Сегодня квесты становятся все более популярными при организации внеурочной работы. Технология веб-квест представляет собой проблемные задания - проекты с элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы интернета. Эта технология сочетает в себе активные методы обучения с преимуществами информации.
Опираясь во многом на труды Л. С. Выготского, Т. Марч утверждал, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые учитель должен обеспечить. Поддержка предназначена для того, чтобы помочь учащимся работать вне их реальных навыков. Примерами поддержки могут служить мероприятия, которые помогают правильно построить план исследования, вовлекают их в решение проблемы и направляют внимание на наиболее важные аспекты исследования [7, c. 28].
Согласно критериям оценки качества квеста, разработанным Т. Марчем, хороший образовательный квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированную задачу, которая провоцирует мышление более высокого порядка, распределение ролей, которое обеспечивает различные точки зрения на проблему, и разумное использование интернет-источников [21, c. 83].
Учителя во всем мире начали использовать эту технологию как один из способов успешного использования Интернета во внеурочной деятельности.
Технология веб-квеста позволяет в полной мере реализовать наглядность, мультимедийность и интерактивность обучения.
Наглядность демонстраций включает в себя различные виды презентаций, видеороликов, показ графического материала в любом количестве [11, c. 98].
Возможности веб-квеста добавляют мультимедийные звуковые, видео и анимационные эффекты к традиционным методам обучения.
Интерактивность сочетает в себе все вышеперечисленное и позволяет воздействовать на виртуальные объекты информационной среды, способствует внедрению элементов личностно-ориентированного обучения, а также позволяет учащимся начальной школы в полной мере раскрыть свои способности.
Мультимедиа может значительно улучшить психоэмоциональное настроение в процессе обучения.
Модальность, то есть использование как можно большего числа сенсорных каналов восприятия информации.
Структурированное изложение материала применительно к технологии веб-квеста представляет собой разветвленную структуру представления информации, реализуемую посредством гиперссылок, которая помогает организовать четкие логические связи, способствует целостному пониманию изучаемого вопроса, позволяет быстро корректировать объем содержания изучаемой темы, а также дает возможность детям построить собственную индивидуальную траекторию обучения.
Поисковый характер технологии позволяет активизировать исследовательскую деятельность учащихся. При работе с большими объемами информации у них развиваются навыки критического мышления, умение делать выбор и брать на себя ответственность за него, оценивать эффективность информационного поиска, правильно определять объем предлагаемой информации.
Визуализация результатов работы и оценка проделанной работы, а также пошаговые результаты работы, отображаемые на экране, делают оценку деятельности учащихся наглядной, рефлексию-осознанной.
В процессе творческой работы учащиеся не получают «готовые к употреблению» знания, а сами вовлекаются в поисковую деятельность. Естественно, что веб-квест, в целом, нуждается в непосредственной связи с предыдущей и последующей познавательной деятельностью учащихся [16, c. 118].
В процессе организации веб-квестов во внеурочной деятельности для учащихся реализуются следующие цели:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Алексеева, А.В. Образовательный веб-квест в диалоге языков и культур // Учитель и время. 2015. № 10. С. 7-12.
2. Алеханова, И.Ф. и др. Опыт использования веб-квест технологий в учебном процессе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 33. С. 135-138.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
Андреева, М.В. Технологии социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004
4. Баринова, Н.А. Веб-квест как форма организации самостоятельной деятельности обучающихся // Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы XXII международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; научный редактор И. А. Рудакова. 2015. С. 69-72.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
6. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://ito.bitpro.ru/1999
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
9. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
10. Дедюкина, С.В. Технология веб-квест как образовательная технология деятельностного типа в условиях реализации ФГОС // Непрерывное педагогическое образование.ru. 2014. № 10. С. 6.
11. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
12. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
14. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
15. Кузнецова, Н.М. Веб-квест технология как ресурс образовательной деятельности // Региональное образование: современные тенденции. 2016. № 1 (28). С. 117-120.
16. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
17. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
18. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
19. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
20. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
21. Наумова, Т.В. Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников // Молодой ученый. 2014. № 21-1 (80). С. 204-206.
22. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
23. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
24. Петрова, Ф.А. Образовательный веб-квест как средство побуждения интереса учащихся к физике // Аммосов-2014. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Форума научной молодежи федеральных университетов. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, под ред. Н.В. Малышевой. 2014. С. 695-699.
25. Письменская, Т.А. Образовательный веб-квест в логике современного урока // Актуальные вопросы теории и практики биологического образования. Материалы IX-й Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 196-199.
26. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
27. Рыбакова, Н.Н. Веб-квест как способ развития творческого мышления на уроках истории и обществознания // XVIII Вишняковские чтения. Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона. Материалы международной научной конференции. 2015. С. 163-166.
28. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
29. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
30. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
31. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
32. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
33. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
34. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
35. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.