Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной школе значительно возрастает роль внеклассной работы по предмету. В Концепции развития географического образования в Российской Федерации большое внимание уделяется внеклассной работе, в частности, таким направлениям, как географические, туристические и краеведческие кружки, клубы, секции. В них должны сочетаться как новые, так и традиционные формы работы со школьниками.
Современное образование направленно на формирование и развитие универсальных учебных действий личности в обучающем процессе. С 2015 года в соответствии с «Письмом о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» обязательный образовательно-воспитательный процесс включает в себя не только урочные, но и внеурочные занятия.
Федеральные государственные образовательные стандарты регламентируют внеурочную деятельность как продолжение занятий с обучающимися, но уже вне урока, на всех ступенях общего образования.
География, являясь одной из основополагающих школьных дисциплин, дает необходимые знания по природным, этническим, историко-культурным вопросам, которые необходимы для выявления и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества с окружающей средой. Благодаря географии, учащиеся знакомятся с нашей страной, ее территорией, природными богатствами, населением, а также с миром в целом.
Внеклассная работа по географии способствует расширению и углублению знаний. То новое, что учащиеся узнают на внеклассных мероприятиях, подвергается критическому осмыслению, устанавливаются более сложные и глубокие связи и закономерности изучаемых фактов и явлений. Например, благодаря географическим экскурсиям, наблюдениям за погодой, учащиеся видят, что все предметы и явления природы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким образом, происходит и количественное накопление знаний (новые факты), и качественное их преобразование (всесторонние связи). В результате правильно организованной внеклассной работы по географии учащиеся могут приобрести полезные умения и навыки.
Авторами, проводившие исследования в рамках внеклассной деятельности, являются Барышников Е.Н., Воронов В.В., Григорьев Д.В., Степанов Е.Н., Степанов П.В. и др.
Актуальность исследования обусловлена повышением роли внеурочной деятельности как неотъемлемой части образовательного процесса общего образования в свете требований федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования: учащиеся, у которых сформированы высокие личностные результаты с использованием внеклассной работы с условием ФГОС.
Предмет исследования: определение места видов и форм работы внеклассной деятельности на уроках географии для достижения высоких личностных результатов.
Целью данной выпускной работы является определение значимости внеурочной деятельности по географии в основной школе.
Исходя из выше изложенного, гипотеза может быть сформирована следующим образом достижение личностных результатов школьников будет проходить эффективней, если
• в работе будут использованы разные формы;
• деятельность педагогов по достижению личностных результатов младших школьников, будет осуществляется в системе.
Цель и гипотеза помогли нам сформировать следующие задачи:
• раскрыть сущность понятий личностные результаты и внеурочная деятельность;
• выявить особенности организации внеурочной деятельности в условиях освоения ФГОС начального общего образования;
• изучить и обобщить опыт организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы;
• описать опыт педагогов практиков
В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы:
• изучение и анализ научной литературы;
• изучение и обобщение опыта педагогов;
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
1.1. Значение внеурочной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС в основной школе
Современное образование ориентируется на личность и ее развитие, в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя требования «к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования» [9], обеспечивает: «формирование готовности к саморазвитию…; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [9].
Анализ педагогической литературы [3] показывает, что для реализации качественного образования в высшей мере нужны разнообразные виды и формы обучения, которые могут быть осуществлены через внеклассную, внешкольную и внеурочную деятельность. При этом в образовательных стандартах закреплена важная роль внеурочной деятельности, а именно «основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность» [9]. В соответствии с Письмом от 14 декабря 2015 года Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи внеурочная работа стала обязательной деятельностью и является продолжением образовательного процесса [17].
В свою очередь, «образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ» [10] – на основе пункта 13 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, должна происходить и в работе на уроке, и в процессе внеурочной деятельности. Урочная и внеурочная деятельности должны образовывать единую систему, а так же придание ей статуса обязательной во всех классах образовательного учреждения подчеркивает ее значимость в современном образовании [25]. При этом можно исследовать специфику внеурочной деятельности, функции, документы, регламентирующие этот вид деятельности, что собой представляет обучение вне урока.
Исследуя эти характеристики, обратим внимание на такое понятие как «внеурочная деятельность».
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (начального общего, основного общего, среднего общего образования) вводится понятие внеурочной деятельности, как деятельность организуемая «по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы» [10].
Наиболее полно раскрывает понятие «внеурочной деятельности» Е.Н. Барышников: «внеурочная деятельность – это особый вид деятельности, осуществляемый в рамках образовательного процесса по пяти направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы; направленный на решение конкретных образовательных задач, в соответствии с требованиями ФГОС; способствующий проявлению активности обучающихся; реализуемый различными категориями педагогических работников в различных формах работы вне урока» [3, с. 11].
Важность внедрения внеурочной деятельности в процесс обучения устанавливается требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, где зафиксированы результаты обучения на личностном, метапредметном и предметном уровнях. Результаты обучения достигаются посредством образовательной программы.
Согласно Письму министерства образования и науки [18], внеурочная деятельность может реализовываться через учебно-тематический план образовательного учреждения, а также через деятельность, организуемую другими педагогическими лицами (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с их должностными обязанностями [21].
Реализация программы по внеурочной деятельности должна соответствовать всем требованиям, заявленным в Постановлении об утверждении СанПин. В этот перечень входят «Требования к зданию» (пункт IV), в котором проводятся внеурочные занятия. А так же «Гигиенические требования к режиму образовательной деятельности» (пункт X), в котором говорится об объеме нагрузки часов в неделю, которые могут быть реализованы как во время учебных будней, так и в течение каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни [1]. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования определяют общее количество часов внеурочной работы на каждом из уровней (начальном, основном, среднем) общего образования [17]. Количество часов на уровне основного общего образования составляет до 1750 часов.
Выше перечисленные нормативные документы регламентируют организацию внеурочной работы, а также закрепляют за работниками, осуществляющими этот вид образовательной деятельности, права и обязанности.
1.2. Личностные результаты учащихся в условиях современного ФГОС
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
География в системе основного общего образования - уникальный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания, формирующая комплексное представление о географической среде и целостном восприятии мира. Поэтому, необходимо развивать в учениках стремление познавать мир, любить его и сохранять, умение творчески решать важные задачи, самостоятельно и критически мыслить, отстаивать свою точку зрения.
ФГОС нового поколения устанавливает новые требования к образовательным результатам обучающихся, освоивших программу общего образования, так как современному обществу нужны грамотные, ответственные специалисты, способные постоянно совершенствоваться и ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Родители заинтересованы в том, чтобы их дети были успешны в профессиональном, личном, социальном плане.
Образовательные результаты, которые достигнуты выпускником сегодня, будут востребованы в течение всей его жизни.
Новые социальные запросы общества определяют новую стратегию развития образования, выдвигают новые требования к результатам, содержанию и условиям школьного образования.
В основе образовательного стандарта лежит концепция деятельностного подхода, которая требует от учителя принятия и осознания новых целей и задач, глубокого понимания специфики учебно-познавательной деятельности и процессов усвоения содержания предмета, т.е. серьезной перестройки сложившейся методической системы, основанной на проектировании учебного процесса с позиции деятельности школьника.
Метапредметный подход в образовании обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД). По стандарту географическое образование предполагает формирование следующих УУД на уроках географии:
1. познавательных;
2. регулятивных;
3. коммуникативных;
4. личностных.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, в более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности, такие действия применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами конкретного школьного предмета, в частности – географии.
Средствами формирования универсальных учебных действий являются:
предметное содержание;
образовательные технологии деятельностного типа;
продуктивные задания
Через предметное содержание УУД в области географии конкретизируются следующим образом:
1. Осознание роли географии в комплексном изучении России, т.е. центральная идея – « География – ключ к комплексному познанию России».
2. Освоение системы географических знаний o природе, населении, хозяйстве России и ее отдельных регионов – «Знание – сила!».
3. Использование географических умений для оценки, анализа, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения – « В умении – уверенность!».
4. Использование географических карт как информационных, образно-знаковых моделей действительности – «Карта - это альфа и омега географического познания».
5. Понимание смысла собственной деятельности и сформированных личностных качеств – «Триумф личностного развития».
Следующим важным средством формирования УУД являются современные образовательные технологии, а именно:
1. Технология оценки и самооценки учебных успехов.
2. Технология проблемного обучения.
3. Проектная технология. Решение жизненных задач.
4. Технология продуктивного чтения.
Под продуктивными понимают задания на преобразование информации с целью получения ответа на проблемный вопрос или ситуацию. Они нацелены на приобретение умений классифицировать явления и объекты, сравнивать их, вести наблюдения, проводить эксперименты, давать определения, анализировать, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.
Необходимо учесть, что было бы неправильно рассматривать формирование личностных результатов обучения географии без учета возрастных и психолого-физиологических особенностей школьников. Ценностные ориентации в разных возрастных категориях школьников различаются.
Таким образом, личностные результаты обучения складываются из ценностных ориентаций в сфере сознания, гармонично развитых чувств и качеств в сфере отношений и образовательных результатов в сфере учебной деятельности.
География как обязательный школьный предмет имеет уникальные возможности для формирования и последующего развития личностных результатов обучающихся. Одним из эффективных инструментариев такого
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акт правительства Российской Федерации "СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" от 29.12.2010. № 189 // Российская газета
2. Ашырова М.Г. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии // В сборнике: ЕДИНСТВО И ИДЕНТИЧНОСТЬ НАУКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. С. 3-6.
3. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014
4. Внеурочная деятельность по математике в условиях ФГОС // videouroki.net URL: https://videouroki.net/razrabotki/doklad-vneurochnayadeyatelnost-po-matematike-v-usloviyakh-fgos.html
5. Гакаев, Р. А., Чатаева, М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета / Р.А.Гакаев, М.Ж.Чатаева // Научное обозрение - 2014 - № 4 - С. 156 - 158
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010.
7. Елисеев А.В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии / А.В. Елисеев // География и экология в школе 21 века. - 2010. - №1. - С. 52-55.
8. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2011. – 160 с.
9. Закон Российской Федерации "Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" от 17.12.2010. № 1897 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
10. Закон Российской Федерации "Федеральный закон об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 2012 г.
11. Иванов, Ю. А. Методика преподавания географии. / Ю.А. Иванов - Брест.: БрГУ, 2012 - 96 с.
12. Костецкая А.А. Анализ опыта внеклассной работы учителей географии (по материалам интернета) // В сборнике: Бассейновые территории: проблемы и пути их решения Материалы международной научно-практической конференции. редактор-составитель Г.С. Кощеева. 2013. С. 180-183.
13. Кручинина А.А. Проблемы образования в сфере туризма М.: Просвещение 2011. 67 с.
14. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / И. В. Душина. В. Б. Пятунин, А. А. Летягин и др.; под ред. И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007. - 509 с.
15. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Открытый класс URL: http://www.openclass.ru/node/221595
16. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка. М.: РОДЮО Образование. Спорт. Реабилитация, 2007. 220 с.
17. Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи "Письмо о внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ" от 14.12.2015 № 09- 3564
18. Министерство образования и науки Российской Федерации департамент общего образования "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" от 12.05 2011 № 03-296 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации
19. Нечаев М.П., Шевелева Н.Н. «Формирование программы внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования»//Воспитание школьников - №9-10, 2016. –с. 17-22
20. Никитина В. И. Словарь педагогических терминов. Под ред.: В.И. Никитина, И.К. Дракиной. - Омск 2003.
21. Организация внеурочной деятельности на этапе основного общего образования с привлечением «Совета учащихся» // Образовательный портал. Экстернат.РФ URL: http://www.yultya.ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/134-out-of-school/10568 Organizatsiya__vneurochnoy_deyatelnosti_na_etape_osnovnogo_obshchego_o brazovaniya__s_privlecheniem__%C2%ABSoveta__uchashchikhsya%C2%BB. html
22. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.П. Панфилова . – 3-е изд., испр. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
23. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 71 с.
24. Психология подростка: учебник / под ред. члена-корр. РАО А. А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с.
25. Семенова И.Н. Избранные вопросы методики обучения и воспитания в математическом образовании школьников. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014.
26. Софронова К.И. Учебно-исследовательская деятельность учащихся во внеклассной работе по географии // В сборнике: Естественно-географическое образование на Дальнем Востоке материалы IV региональной научно-практической конференции. под общ. ред. Т. Г. Алексеевой. 2013. С. 94-97.
27. Требования к организации внеурочной деятельности // Первая ступень URL: http://plotnikova.ucoz.ru/load/vneurochnaja_dejatelnost/trebo vanija_k_organizacii_vneurochnoj_dejatelnosti/10-1-0-183
28. Тымко Н.В. Подготовка педагога к процессу социализации ребенка в условиях туристского поход // Педагогические технологии организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися: Сб. из опыта работы / под ред. В.В.Казанцева.- М.: Изд-во РИТМ, 2008. - с. 65-74.
29. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
30. Шахмалова И.Ж. Воспитание, как приоритетное направление в развитии будущего поколения / И.Ж Шахмалова, И.И Николаева, Е.В. Николаев //Научно-педагогическое обозрение. – Томск: Издво Томск. Гос. пед. ун-та. 2018 – 4(2) – С. 151-156
31. Щербакова Р.Я. Внеклассная работа по географии // Вестник научных конференций. 2017. № 5-3 (21). С. 130-131.