Фрагмент для ознакомления
2
значимости профессии, осознание профессионального назначения, возникает стремление войти в определенную профессиональную общность 48, с. 52.
На стадии профессионального обучения идет приспособление индивида к профессии, уточняются профессиональные ожидания, пересматриваются причины интереса к выбранной профессии, из внешних атрибутов – на функциональное содержание. Иногда это побуждает индивида к пересмотру своих профессиональных предпочтений и смены профессии 31, с. 153.
На стадии практического овладения идет приспособление индивида к профессии, коррекция профессиональных мотивов и целей, возникают и закрепляются мотивы овладения профессиональным мастерством, появляется удовлетворенность трудом, возникают мотивы самореализации индивида в деятельности. На стадии расцвета («акме» – вершина) профессиональной деятельности повышается роль мотивов индивидуального вклада в профессию и профессионального творчества. Происходит открытие новых личностных смыслов в профессии. Преобладают конструктивные мотивационные тенденции, которые ориентируют индивида на творчество, увеличивается количество решенных проблем не основе профессиональной интуиции [5, c. 52].
Следует отметить, что в основе мотивов учебной деятельности студентов лежат, прежде всего, познавательные интересы. Познавательные интересы побуждают юношей и девушек к овладению профессиональными знаниями, умениями и существенно влияют на их учебно-профессиональную деятельность. Если интерес выступает как средство обучения, он не является таким действенным, как когда он становится внутренним регулятором, мотивом деятельности студента. При таких условиях студент становится не только объектом обучения, а его субъектом.
Познавательный интерес выступает как внутренний источник, побудительная сила активности студентов в овладении учебным материалом. В частности, О. Власова под мотивом учения понимает осознанную потребность студента осуществлять организованную учебно-познавательную деятельность [2, с.207]. Чем больше мотивов побуждают студента к учебной деятельности, тем больше усилий он способен приложить к ней, тем лучше будет результат этой деятельности, при этом способности и знания становятся на второй план. Довольно часто можно наблюдать, что менее способные, но более мотивированные студенты достигают лучших результатов в учебе, чем их способные одногруппники.
Исходя из вышеизложенного, мотивы учебной деятельности студентов можно объединить в три взаимосвязанные группы: непосредственно-побудительные; практически-побудительные; интеллектуально-побудительные. В частности, непосредственно-побудительные мотивы построены на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость; новизна; внешне привлекательные атрибуты; интересное преподавание; привлекательность личности преподавателя; желание получить похвалу; боязнь наказания (боязнь получить негативную оценку, боязнь исключения из вуза); нежелание быть объектом обсуждения и тому подобное. Перспективно-побудительные мотивы основываются на понимании престижа профессии в обществе, значимости профессиональных знаний и умений, в частности: осознание практически-прикладного значения предмета, определенных профессиональных знаний и умений; связь учебного предмета с будущей профессией; надежду на получение в перспективе прибыли; развитое чувство долга, ответственности. Интеллектуально-побудительные мотивы базируются на получении удовольствия от самого процесса познания, наличия интереса к определенной профессиональной деятельности, любознательности, желания саморазвития, самореализации в определенной профессиональной деятельности 16, с. 11.
Таким образом, мотивы определяют то, ради чего студенты выполняют определенные учебно-познавательные действия, характер их поведения, а также осуществляют существенное влияние на выбор средств, процесс и результаты учебно-профессиональной деятельности.
По мнению ученых, основными причинами низкой учебно-профессиональной деятельности студентов являются:
а) несоответствие учебной деятельности в высшем учебном заведении профессиональным интересам;
б) низкая учебная мотивация;
в) уровень педагогического мастерства преподавателей 13, с. 32.
В связи с этим, наблюдается шаткость основ выбора, несформированность у студентов образа своей будущей профессиональной деятельности, размытость представления о перспективах будущего жизненного пути. Вместе с тем стремление человека осуществить себя через свою профессиональную деятельность является одной из основных культурных ценностей. Именно поэтому укрепление и поддержка этого стремления должен выступить основной задачей профессионального образования. Привлечение студентов к проектированию и реализации своего профессионального образования может с одной стороны, укреплять профессиональную направленность, а с другой – служить образцом для построения жизненных и профессиональных стратегий 27, с. 152.
Программа формирования у студентов ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности содержит четыре блока:
- знакомство с будущей профессиональной деятельностью и создание обобщенного представления о ней;
- формирование реального представления о профессионале по выбранной специальности;
- формирование ценностных представлений;
- составление «образа себя как профессионала [2, с. 266].
Для формирования у студентов потребности в знаниях и интереса к овладению ими опытный преподаватель использует разнообразные средства: преподавание, что захватывает; новизна учебного материала; использование ярких примеров и фактов в процессе представления нового материала; применение инновационных форм обучения, а также интерактивных компьютерных средств. Большую роль играет и личность преподавателя, его эрудиция, мастерство, стиль преподавания. Опытный педагог процесс обучения строит логично, четко, доступно, оперируя при этом научными и вместе с тем интересными фактами.
Повышенный интерес к изучению учебного материала стимулируется также применением целого комплекса методических приемов. Основными из них являются: четкое формулирование темы каждого занятия; разъяснение важности и необходимости знания данного учебного материала для дальнейшей профессиональной деятельности; выяснение тесной связи теории с практикой; выделение в изучаемом материале главного и повторение наиболее важных мыслей; создание на занятиях благоприятной эмоциональной атмосферы; проведение аналогий и сравнений.
Таким образом, успешное формирование мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов происходит при условии создания положительной, эмоционально-благоприятной образовательной среды, путем организации субъект − субъектного взаимодействия ее участников. Также имеет значение осознание студентами значимости будущей профессиональной деятельности, проектирование содержания профессиональной подготовки с применением активных технологий, форм, методов обучения, основанных на принципах научности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, профессиональной направленности, сознательности и активности; направления содержательного обеспечения процесса профессиональной подготовки студентов, направленной на формирование и развитие у них профессионально-значимых личностных качеств; ориентация содержания и форм самостоятельной работы на привлечение студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, самокоррекции и самоконтролю.
1.3 Специфика организации педагогических условий формирования учебно-познавательной мотивации в ВУЗе
Существуют определенные условия формирования у студентов положительного мотива обучения:
- осознание ближайших и конечных целей обучения;
-осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний;
- форма изложения учебного материала;
- выбор заданий, создающих проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
-наличие любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе 9, с. 56.
Всякая деятельность начинается с потребностей. Потребность - это направленность активности человека, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Всякому человеку свойственна потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную потребность. На неё преподаватель должен, прежде всего, опираться, актуализировать её, сделать более чёткой, осознанной у большинства студентов. Если данная широкая познавательная потребность не актуализирована, то учащийся не переходит к другим - более активным формам побуждений, например, к постановке целей.
Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность активности на предмет. В обучении мотивом является направленность студентов на отдельные стороны учебного процесса. Сюда входит направленность на овладение новыми способами действий, и на овладение знаниями, и на получение хорошей отметки, и на похвалу, и на установление желаемых отношений со сверстниками.
Учебное поведение побуждается всегда несколькими мотивами. Особенности мотива как одной из сторон мотивационной сферы в том, что он прямо связан со смыслом, с личностной значимостью этой деятельности: если изменяется мотив, ради которого студент учится, то это принципиально перестраивает и смысл всей его учебной деятельности, и наоборот. Для того чтобы реализовать учебный мотив, например, овладеть приёмами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей в учебном труде: научиться видеть отдалённые результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки 28, с. 52.
Интерес к учению, тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане его выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы - мотивов и целей. Отмечена важность наличия у студентов активной направленности на разные стороны учебного труда, лежащей в основе различных мотивов учения (направленности на усвоение знаний, направленности на овладение новыми способами усвоения знаний и т.д.).
Становление мотивации учения в ВУЗе затрудняет:
- неудовлетворённость однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
- отрицательное отношение к формам жёсткого контроля со стороны преподавателей;
- недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации 29, с. 36.
В любой студенческой группе имеется несколько учащихся, с которыми необходимо вести индивидуальную работу. Как правило, это студенты с отрицательным отношением к учебной деятельности, а также студенты с низким уровнем мотивации.
Прежде чем рассмотреть особенности работы с такими учащимися, необходимо обратиться к уровням учебной мотивации, установленным в психологических исследованиях. Знание возможных состояний мотивационной сферы учащихся поможет более уверенно выбрать пути индивидуальной работы с ними. А.К. Маркова выделила следующие уровни развития учебной мотивации у студентов.
1. Отрицательное отношение к преподавателю. Преобладают мотивы избегания неприятностей, наказания. Объяснение удач внешними причинами. Неудовлетворённость собой и педагогом, неуверенность в себе.
2. Нейтральное отношение к учебной деятельности. Неустойчивый интерес к внешним результатам учения. Переживание скуки, неуверенности.
3. Положительное, но аморфное, ситуативное отношение к учению. Широкий познавательный мотив в виде интереса к результату учения и к оценке преподавателя. Широкие нерасчленённые социальные мотивы ответственности. Неустойчивость мотивов.
4. Положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные мотивы, интерес к способам добывания знаний.
5. Активное, творческое отношение к учению. Мотивы самообразования, их самостоятельность. Осознание соотношения своих мотивов и целей.
6. Личностное, ответственное, активное отношение к учебной деятельности 41.
Разумеется, мотивация не всегда является внутренней, но положительное отношение учебе обязательно появится. Интерес к учению, тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности и в этом плане его выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы - мотивов и целей.
Иногда в качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность, связь с эмоциональными переживаниями учащихся. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности, но для поддержания устойчивости интереса необходима сформированность учебной деятельности, а также связанные с ней способности к самостоятельной постановке учебных целей и их разрешения. Итак, можно предположить, что учебная мотивация в ВУЗе зависит от уровня позитивной познавательной мотивации, от познавательных интересов и потребности в достижении успеха в учебной деятельности.
Способов формирования положительной мотивации в педагогике выявлено большое количество. Для создания условий формирования положительной мотивации к учению у студентов необходимо опираться на широкий спектр мотивов, таких как:
- познавательные (заинтересованность в овладении новыми знаниями, желание выполнять задания повышенной трудности, самообразование и др.);
- социальные (полезность в будущем, авторитет в студенческой группе и др.);
- дисциплинарные (распорядок в ВУЗе, позиция учащихся, негативные оценки со стороны преподавателей и неодобрение однокурсников) 35, с. 37.
Ориентирование на выявленные мотивы способствует формированию системного подхода к проблеме формирования положительной мотивации у студентов к учению. Системный подход в реализации педагогических условий формирования учебно-познавательной деятельности в ВУЗе может реализовываться двумя путями:
1) через использование соответствующих приемов и методов в рамках уже сложившегося содержания образования,
2) введение дополнительных образовательных предметов, ориентированных на формирование положительной мотивации на основе широкого спектра мотивов, т. е. за счет изменения содержания учебного процесса.
Педагоги ВУЗа могут идти как по одному из двух выделенных путей, так и использовав комбинированный метод. Самое главное, чтобы в процессе работы были видны успехи, так как появление ожидаемого результата также является важным мотивационным стимулом для деятельности [45, с. 47].
Таким образом, структура учебной мотивации является двойственной: выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. При этом положительная мотивация может быть сформирована как на основе внутренней, так и на основе внешней мотивации студентов. Однако, наиболее устойчивой является внутренняя мотивация, которую гораздо сложнее сформировать. Чтобы это сделать, необходимо усилие всего преподавательского состава ВУЗа и использование разнообразных приемов и методов, входящих в различные педагогические технологии, основанные, в свою очередь, на различных подходах. Организационные условия, способствующие формированию положительной мотивации у студентов к учению, могут быть различны [1, с. 44].
Наиболее оптимальные – это ориентирование учебного процесса на познавательные способности и интересы по возможности каждого студента. Добиться такой ориентированности позволяет дифференциация обучения, реализующая личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятие «мотив» можно определить как: побуждение к деятельности, которая связана с удовлетворением определенных потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она осуществляется; осознанная причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Под мотивом понимается совокупность внешних, внутренних факторов, которые связаны с удовлетворением определенной потребности индивида и обусловливают степень обнаружения и направленности его активности. Соответственно направленность проявляется в устойчивых мотивах, ориентирующих деятельность, поведение индивида независимо от ситуации. Направленность определяется наличием актуальных мотивов, связью между отдельными мотивами, характером и силой действия доминирующего мотива, степенью предметности отдельных стимулов и, прежде всего, доминирующего фактора.
2. Мотивация учебной деятельности, так же, как и отношение к будущей профессии, и мотивы ее выбора являются чрезвычайно важным фактором, который обуславливает успешность дальнейшего обучения. Мотивы являются мобильной системой, на которую можно влиять. На формирование мотивации к
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ананьев, Б. Г. Развитие индивидуальности ребенка / Б. К. Ананьев. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 156 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология общения людей: В 3-х т. Т. 3. / Б. Г. Ананьев. – М.: Академия, 2009. – 315 с.
3. Анисимов О. С. Потребности и мотивы: сущность и типология/
О.С. Анисимов // Мир психологии. – 2018. – № 1. – С. 229-236.
4. Бадмаева, Н.Ц. Мотивация умственной деятельности: монография/Н.Ц. Бадмаева - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. - 160 с.
5. Бодалев, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Бодалев. – М.: Знание, – 2012. – 236 с.
6. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Божович Л. И. // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / [под ред. Д. И. Фельдштейна]. – М., 1995. – С. 20–55.
7. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – 2-е изд. - Сер. Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011 – 223 с.
8. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг /С.С. Занюк. – Киев: Эльга-Н, Ника-Центр, 2018. – 352 с.
9. Зимняя, А.А. Учебная мотивация / А.А.Зимняя // Педагогическая психология. – М.: ЛОГОС, 2014. – 232 с.
10. Иванников В.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности /В.А. Иванников // Мир психологии. – 2016. – № 2. – С. 139-145.
11. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб: Питер, 2010. – 464 с.
12. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб: Питер, 2007. – 512 с.
13. Ильин, Е. П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психол. журн. – 2014. – № 2. – С. 27-41.
14. Дубровина, И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. Прихожан. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 421 с.
15. Запорожец, А. В. Психология и педагогика: В 3-х т. Т. 3. / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Академия, 2013. – 347 с.
16. Кальницкая К.О. Структура мотивации педагога к повышению профессиональной квалификации / К. О. Кальницкая / / Практ. психология и соц. работа, 1999. – № 1. – С. 10-12.
17. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельность / В. И. Ковалев ; отв. ред. А. А. Бодалев. – М. : Наука, 1988. – 191 с.
18. Карпова, Е. В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07 / Карпова Елена Викторовна; ГОУВПО Ярославск. гос. пед. ун-т. – Ярославль, 2009. – 51 с.
19. Леонтьев А. Н. Воля / А. Н. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. – 1993. – № 2. – С. 3-15.
20. Ляудис В. Л. Методика преподавания психологии / В. Л. Ляудис, И. П. Негура. – М.: Речь, 1999. – 432 с.
21. Маслоу Абрахам Гарольд. Мотивация и личность/ Абрахам Гарольд Маслоу ; пер. с англ. А. М. Татдыбаева. – Спб : Евразия, 2001. – 478с.
22. Малинаускас, Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р.К. Малинаускас // Социологические исследования.– 2014.– №2. – С. 134–138.
23. Митина А.М. Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых /А.М. Митина // Вестник Московского университета.– Серия 14: Психология.– 2011.– №2. – С. 56–65.
24. Немов Р. С. Психология : учебн. для студ. вузов : В 3 кн 3-е изд. – Кн. 1. Общие основы психологии. / Р. С. Немов.– М: Владос, 2009. – 688 с
25. Новиков, А.М. Методология художественной деятельности/ А.М. Новиков, Д.А. Новиков . – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 72 с.
26. Общая психология: учебно-методическое пособие / М. В. Гомезо, В. С. Герасимова, Д. А. Машурцева и др.; под общ. ред. М. В. Гамезо. – М.: Педагогика; 2016. – 325 с.
27. Педагогическая психология : учеб. пособие / Европ. ин.-т экспертов. – СПб. : Палиус, 2014. – 639 с.
28. Печников, А.Н. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД / А.Н. Печников, Г.В. Мухина// Психология: итоги и перспективы: тезисы научно-практической конференции. – СПб 1996. – 207 с.
29. Петровский, П.Н. Дифференцированный подход к обучению / П. Н. Петровский. – М.: Знание, 2011. – 112 с.
30. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.- сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «Бахрах», – 2002. – 672 с.
31. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Спб: Питер, 1999. – 409 c.
32. Реан, А. А. Мотивация учения, поведения и выбора профессии / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология. – Спб., 1999. – С. 54-76.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологи / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2017. – 720 с.
34. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в пси-хологи / Е. В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2002. – 350 с.
35. Сидоренко Е. В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко. – CПб: Речь, 2016. – 234 с.
36. Степанов, В. Е. Психология / В. Е. Степанов, В. П. Ступницкий. – М.: Знание, 2015. – 306 с.
37. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений/Н.Ф. Талызина – М.: Издательский центр Академия, 2018. – 288 с.
38. Узнадзе, Д. Н. Психологические проблемы мотивации пове-дения человека / Д. Н. Узнадзе. – М. : Наука, 1996. – 213 с.
39. Франселла Ф. Психология личности : руководство по репертуарным личностным методикам / Ф. Франселла, Д. Н. Баннистер ; пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. – М. : Прогресс, 2017. – 326 с.
40. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст / сост. И.В. Дубровина и др. – М.: Просвещение, 2016. – 198 с.
41. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен : В 2 т. Т. 1. – пер. с нем. под ред. Б. М. Величковского. – М. : Педагогика, 2016. – 379 с.
42. Чернышев, А.С. Технологии в изучении психологии. Учебное пособие для вузов / А.В. Чернышев, Н.Н. Гребеньков, С.В. Сарычев и др. – М.: Педагогическое общество, 2015. –256 с.
43. Черепащук А. А. Основные факторы формирования интереса к обучению у студентов ВУЗА на примере исторических материалов / Алена Анатольевна Черепащук // Двенадцатая международная научная конференция им. академика М. Кравчука, (15-17 мая 2008 г., Киев) : материалы конф. – К. : Задруга, 2008. – С. 365.
44. Чернилевский Д. В. Инновационные технологи и дидактические средства современного профессионального образования: монография / Д. В Чернилевский, В.Б. Моисеев – М. : МГИУ, 2002. – 145 с.
45. Чернилевский Д. В. Креативные аспекты становлення образовательной системы : монография / Д. В. Чернилевский, В. Б. Моисеев, А. П. Шаповалов. – М: РИОМГТА, 2003. – 152 с.
46. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека /
В.Д. Шадриков. – М: Логос, 2014. – 320 с.
47. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. – М., 2009. – 560 с.
48. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов / А. Ф. Эсаулов. – М.: Высшая школа, 2012. – 223 с.
49. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. – М.: Просвещение, 2018. – 317 с.
50. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов – СПб: Речь, 2013. – 580 с.