Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день, в связи со значительными открытиями в медицине и логопедии, усиливается интерес к проблеме формирования речевой деятельности человека, подробно рассматриваются причины возникновения нарушений, разрабатываются новые методы коррекции.
Следует отметить, что речевая функциональная система одна из самых уязвимых и является наиболее подверженной влиянию различных патогенных факторов, таких как социальные, функциональные, факторы раннего периода развития. особое влияние на речевую систему оказывает сохранность слуха ребенка. Патологическое нарушение слуховой функции становится следствием некоторых речевых нарушений. Одним из ярких и распространенных примеров таких нарушений, присутствующих среди детей, имеющих нарушение слуха, является нарушение фонематической стороны речи, коррекция которой на текущий момент имеет важнейшую социальную и медико-педагогическую значимость. Нарушение слуха обусловлено нарушениями просодической и фонематической сторон речи, в связи с этим страдают звукопроизношение, интонационная сторона речи, во многих случаях наблюдаются нарушения артикуляционной и мелкой моторики. Фонематические нарушения у слабослышащих детей имеют свой специфический механизм. Таким образом, выявление и устранение фонематических нарушений у детей является одной из дискуссионных проблем в специальной педагогике. Вопросы, связанные с конкретизацией причин, механизмов, а также поиском оптимизированных условий, действенных методов по коррекции фонематических нарушений у слабослышащих детей на сегодняшний день приобретают особую значимость. Своевременное выявление этого нарушения, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае, чрезвычайно важно для построения коррекционной работы с детьми.
Вышеизложенное определило актуальность настоящего исследования, а также позволило выявить противоречие между необходимостью использования комплексного подхода в преодолении нарушений фонематической стороны речи при нарушении слуха, предполагающего всестороннее воздействие на просодику, звукопроизношение и недостаточной практической разработкой данного подхода в коррекционных мероприятиях, направленных на устранение нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста нарушениями слуха. Данное противоречие определило проблему исследования: создание коррекционной программы, оказывающей комплексное воздействие на формирование фонематической стороны речи у детей с нарушениями слуха, включающей упражнения по развитию просодики, артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры и звукопроизношения с использованием мнемотехники и модели ручной артикуляции.
Цель исследования – определить опытно-экспериментальным путем специфики механизмов нарушения фонематической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха и разработать программу их коррекции.
Объектом исследования в работе являются особенности формирования фонематической стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
Предметом исследования коррекционно-педагогические условия формирования фонематической стороны речи дошкольников с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: предполагается, что коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений фонематической стороны речи будет эффективна при условии:
1. Использования приема ручной модели артикуляции и мнемотехники в коррекционной работе по становлению звукопроизносительной стороны речи.
2. Непосредственного взаимодействия воспитателя и родителей в коррекционном процессе.
3. Проведения комплекса коррекционных занятий, включающих упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры, а также упражнения по формированию навыков звукопроизношения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные аспекты изучения нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
2. Охарактеризовать особенности механизмов нарушения фонематической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха.
3. Проанализировать методики коррекционной работы по преодолению нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха.
4. Провести опытно-экспериментальное исследование, направленное на выявление нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха.
5. Определить эффективность применения приема ручной модели артикуляции и мнемотехники по коррекции нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха.
Методы исследования были определены с учетом цели, задач и гипотезы исследования:
1. Теоретические методы (анализ психолого-педагогической, логопедической, учебно-методической литературы, характеризующей основные особенности нарушений фонематической стороны речи у дошкольников с нарушением слуха, а также рассматривающей методы их коррекции).
2. Эмпирические методы (сбор и анализ анамнестических данных, наблюдение, эксперимент, в ходе которого использовались в модифицированном виде методики Г.В. Чиркиной, А.И. Максакова, В.В. Коноваленко, Л.Ф. Спировой, Г.В. Бабиной, Н.М. Трубниковой, М.И. Кольцовой. Также для эксперимента были адаптированы методики, указанные в работах Н.Д. Шматко и Т.В. Пелымской).
3. Методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методологическая база исследования:
– основные теоретические положения о этиологии возникновения нарушений слуха (Лопатина Л.В., Волкова Л.С., Лурия А.Р., Парамонова Л.Г.).
– методологические положения о нарушениях фонематической стороны речи при нарушении слуха (Поваляева М.А., Серебрякова Н.В., Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, Чиркина Г.В.).
– основные теоретические положения о коррекционной работе при нарушениях фонематической стороны речи при нарушении слуха (Чиркина Г.В., Правдина О.В., А.И. Максакова, В.В. Коноваленко, Л.Ф. Спирова, Г.В. Бабина).
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что на основании экспериментального исследования разработана и апробирована коррекционно-логопедическая программа по преодолению нарушений фонематической стороны речи у детей с нарушением слуха с учетом метода ручной модели артикуляции и мнемотехники, основанная на дифференцированных занятиях, учитывающих индивидуальные особенности выявленного характера нарушения. Результаты исследования могут применяться в работе логопеда ДОУ в процессе коррекции нарушений фонематической стороны речи у детей, имеющих нарушения слуха.
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось на Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада № 131, комбинированного вида г. Улан-Удэ в период с 07.10.2019 по 19.10.2019 гг. Экспериментальную базу исследования составили дети старшего дошкольного возраста, в эксперименте принимали участие 20 воспитанников в возрасте 6-ти лет: 10 детей в личных делах которых имелось медицинское заключение о наличии двусторонней кондуктивной тугоухости I степени (экспериментальная группа) и 10 детей в возрасте 6-ти лет (контрольная группа), не имеющих патологий речевого развития.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством участия в международной научно-практической конференции «Современное общество, образование и наука» (г. Тамбов), проводившейся 28 февраля 2020 г. Также опубликована статья «Коррекция нарушения зукопроизносительной стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии», в журнале «Вестник научных конференции» (2020, №2-3, стр.28).
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушениями слуха.
Слух оказывает существенное влияние на интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Благодаря сохранному слуху ребенок способен воспринимать речь взрослого, знакомиться с окружающим миром, самостоятельно осваивать связную речь. При помощи слуха ребенок способен контролировать собственную речь и сопоставлять ее с речью взрослого человека, тем самым усваивая правильное произношение и лексико-грамматические средства языка. Таким образом, сохранный слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Характеристика и обобщение клинических данных о детях с нарушениями слуха рассматривались в трудах Ф.А. Рау, В.И. Флери, И.М. Соловьева, Л.С. Выготского, Р.М. Боскис и др. Нарушение слуха, по мнению ученых, несмотря на разнообразие в проявлении, имеет четкий ряд определенных признаков. Ученые отмечают, что нарушения слуха могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.
Врожденные нарушения слуха имеют тесную взаимосвязь с влиянием вредных факторов (токсикозы беременности, резус-конфликт, перенесенные болезни матери, курение, употребление алкоголя и наркотических средств) в период внутриутробного развития плода и оказывают негативное влияние на развитие слухового органа (аплазия внутреннего уха, нарушение развития среднего и наружного уха в виде отсутствия барабанной полости и атрезии). Также врожденные патологии развития органов слуха могут носить наследственный характер [1, с. 84].
Приобретенные нарушения слуха в частых случаях возникают вследствие асфиксии при родах. Также нарушение слуха наблюдается у детей, перенесших в раннем возрасте инфекционные заболевания, такие как менингит, корь, скарлатина, отиты.
Л.С. Выготских в своих исследованиях отмечал, что нарушение слухового анализатора может привести как частичной, так и к полной потере слуха, на почве которой происходит возникновение вторичных дефектов. Таким образом, ученый подчеркивал, что в психическом развитии ребенка взаимодействуют первичные факторы, которые непосредственно связаны со слуховой недостаточностью, и вторичные факторы, которые возникают в процессе развития ребенка под влиянием первичных факторов [16, с. 70].
Опираясь на учения Выготского, Р.М. Боскис в своих исследованиях научно обосновала классификацию первичных и вторичных факторов и определила их критерии согласно особенностям развития детей со слуховыми нарушениями. Ученая предлагала рассматривать степень поражения слуховой функции, уровень развития речи при имеющемся дефекте слуха и время возникновения слуховых нарушений.
Согласно данным критериям, Р.М. Боскис выделяла две основные группы детей:
1. Глухие дети.
У данной группы детей наблюдается полное отсутствие слуха, который не может способствовать накоплению словарного запаса и, как следствие, развитию устной речи ребенка. К данной группе относятся не только дети, не слышащие от рождения, но и дети, потерявшие слух в момент активного формирования речи. Следует отметить, что у детей, потерявших слух в момент формирования речи, необходимо закреплять речевые навыки, не допуская полного распада речи.
2. Слабослышащие дети.
В данную группу входят дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей процесс устной речи. К группе слабослышащих относятся дети, имеющие тяжелое недоразвитие речи, характеризующееся грубыми лексико-грамматическими нарушениями, отдельными словами, отсутствием смысловых высказываний, нарушением грамматического и фонематического строя речи. Также к этой группе относятся слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе речи и ее фонетическом оформлении [13, с. 38].
Таким образом, слабослышащие (тугоухие) – это дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. К слабослышащим относятся дети с очень большими различиями в области слухового восприятия. Слабослышащим считается ребёнок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20 – 50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и, если он слышит звуки только громкостью от 50 – 70 дБ и больше (тугоухость второй степени). Соответственно у разных детей сильно варьирует и диапазон слышимых звуков по высоте. У одних он почти не ограничен, у других приближается к высотному слуху глухих. У некоторых детей, которые развиваются как слабослышащие, определяется тугоухость третьей степени, как у глухих, но при этом отмечается возможность воспринимать звуки не только низкие, но и средней частоты (от 1000 до 4000 Гц) [13, с. 49].
Так, дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении, которые являются следствием первичного недостатка – слуховым нарушением. У детей наблюдаются отклонения в развитии высших психических функций, участвующих в процессе жизнедеятельности, так как значительную часть знаний об окружающем мире ребенок с нормальным слухом получает посредством слухового ощущения и восприятия. Дети с нарушением слуха либо в полной мере, либо частично лишены данной возможности. В связи с данным аспектом зрение играет первостепенную роль в процессе жизнедеятельности ребенка, на первое место в процессе познания выходят осязательные, двигательные и тактильные ощущения [11, с. 123].
Память детей с нарушением слуха также обладает рядом особенностей. Согласно исследованиям Т.В. Розановой, у детей с дефектами слуха запоминание находится в тесной взаимосвязи со зрительными представлениями и зависит от способа предъявления речевого материала. В связи с этим, у детей наблюдаются трудности запоминания, сохранения и воспроизведения речевого материала, а именно слов, предложений и текстов. Ученая подчеркивает, что особенности словесного запоминания напрямую зависят от степени речевого развития ребенка, имеющего нарушение слуха [52, с. 28].
В связи с замедленным формированием речи и абстрактного мышления, у детей с нарушениями и отсутствием слуха присутствуют специфические особенности воображения. На первое место у таких детей выходит воссоздающее воображение, которое играет особую роль в познавательных процессах детей с патологиями слуха. Однако его развитие сдерживается ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью представлений об окружающем мире, а также отсутствием возможности и способности к перестройке имеющихся представлений в словесное описание. Исследование творческого воображения у детей с нарушениями слуха также показывают специфические особенности, связанные с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Следует отметить, что воображение оказывает важное влияние на процесс формирования личности в целом [49, с. 227].
Процесс мышления у детей с нарушениями слуха также обусловлен замедленным речевым развитием. Так как нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, у детей слабо развито словесно-логическое, наглядно-действенное и образное мышление. Дети дольше осмысливают полученные на практике знания, а также затрудняются использовать теоретические знания и умения на практике. Следует отметить, что полное отсутствие речи у ребенка оказывает негативное влияние на формирование словесного мышления и становится причиной нарушения познавательного развития.
Речевое развитие ребенка является основополагающим звеном личностного развития. У детей с нарушениями слуха наблюдаются расстройства:
– коммуникативной функции речи.
– обобщающей функции речи.
– сигнификативной функции речи.
– контрольной функции речи.
– регулирующей функции речи.
Помимо нарушения речевых функций у детей с нарушениями слуха наблюдается расстройство составных частей языка (словарный запас, грамматический строй языка и фонетические функции). В связи с нарушениями устной речи возникают сложности в письменной речи, которые характеризуются наличием дисграфических нарушений.
Эмоциональный фон детей с нарушениями слуха весьма нестабилен, очень часто наблюдаются: эмоциональная неустойчивость, приступы истерии, эгоцентричность, тревожность и беспокойство, многие дети склонны к приступам паники в незнакомых для них ситуациях либо при новых условиях, нетерпеливы, очень часто у таких детей в общении наблюдается робость, обидчивость, настроение подвержено колебаниям, присутствует плаксивость, у многих присутствуют страхи [52, с. 113].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что в соответствии с общими закономерностями психического развития, личность ребенка с нарушениями слуха формируется согласно социальному взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками. Частичная или полная потеря слуха оказывает серьезное влияние на процесс общения и речевое развитие ребенка, замедляет его познавательную активность и процесс усвоения информации. В отличие от сверстников не имеющих патологий, дети с нарушениями слуха имеют существенные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Андреева Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2015. – 576 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего
возраста / Е.Ф. Архипова. – Москва: Астрель, 2017. – 224 с.
3. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию
речи на слух / И.Г. Багрова. – Москва: ЭКСМО, 2018. – 127 с.
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе
восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. – Москва:
ИНФРА-М, 2017. – 176 с.
7. Бельтюков В.И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики / В.И. Бельтюков. – Москва: ИНФРА-М, 2017. – 91 с.
9. Бельтюков В.И. Пути исследования механизма речи/
В. И. Бельтюков // Журнал Дефектология. – 1984. – № 4, С. 24-30.
10. Белякова Л.И. Заикание / Л.И. Белякова. – Москва: В. Секачев, 2018. – 304 с.
11. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – Москва: Академия, 2012. – 203 с.
12. Борозинец Н.М. Логопедические технологии / Н.М. Борозинец. – Ставрополь, 2018. – 224 с.
13. Боскис Р.М. Глухие и слабослышщаие дети / Р.М. Боскис. –
Москва: КНОРУС, 2014. – 304 с.
14. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – Москва: КНОРУС, 2015. – 141 с.
15. Волкова К.А. Методика обучению глухих детей произношению:
пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических
институтов / К.А. Волкова. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – 224 с.
16. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова. – Санкт-Петербург: Альянс, 2009.- 704 с.
17. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. – Москва: ИНФРА – М, 2014. – 245 с.
18. Волкова Г.А. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие/ Г.А. Волкова. – Москва: ВЛАДОС, 2015. – 274 с.
19. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика/ Г.А. Волкова. – Москва: ЭКСМО, 2017. – 115 с.
20. Волкова Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи II часть. Ринолалия. Дизартрия./ Л.С. Волкова. – Москва: ЭКСМО, 2018. – 274 с.
21. Воробьева Т.А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика/ Т.А. Воробьева, О.И. Крупенчук. - Санкт-Петербург: Литера, 2007 – 225 с.
22 Воробьева Т.А. Артикуляционная гимнастика / Т.А. Воробьева. – Москва: Литера, 2016. – 187 с.
23 Гвоздев А Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство¬ Пресс, 2017. – 197 с.
24. Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи / М.Г. Генинг. – Москва: ЛИТЕРА, 2010. – 245 с.
25. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха / Л.А. Головиц. – Москва: Астрель, 2015. – 304 с.
26. Головчиц Л.А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам
с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии /
Л. А. Головчиц // Журнал Дефектология. – 2016. – № 6, С. 42-48.
27. Карпова Г.А. Основы сурдопедагогики / Г.А. Карпова. – Москва: ЭКСМО, 2017. – 224 с.
29. Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика / С.В. Коноваленко. – Москва: ЭСКМО, 2010 – 245 с.
30. Коровин К.Г. Книга для учителя школы слабослышащих / К.Г. Коровин. – Москва: ИНФРА-М, 2015. – 160 с.
31. Красногорский Н.И. Высшая нервная деятельность ребенка / Н.И. Красногорский.– Санкт-Петербург: Медгиз, 2018. – 320 с.
32. Куликовская Т.А. Гимнастика для губ и язычка. Логопедический материал / Т.А. Куликовская. – Москва: ИНФРА-М, 2015 г. – 254 с.
33. Кузьмин Ю.И. Процессы становления речи у детей / Ю.И. Кузьмин. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 90 с.
34. Лазаренко О.И. Артикуляционно - пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений / О.И. Лазаренко. – Москва: АЙРИС – ПРЕСС, Год: 2014 г.
35. Леонгард Э. И. Бисенсорный подход в обучении произношению
дошкольников с нарушениями Э.И. Леонгард. – Москва: Юрайт, 2017. – 80 с.
36. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина. – Москва: ВЛАДОС, 2011. – 212 с.
37. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. – Москва: ЛИТЕРА, 2009. – 179 с.
38. Любина Г. Основы дефектологии / Г. Любина. – Москва: ДРОФА, 2010 – 300 с.
39. Львов М. Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. – Москва: Академия, 2017. – 247 с.
40. Ляско Е.Е. Психофизиология / Е.Е. Ляско. – Москва: Академия, 2015. – 336 с.
41. Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей / Л.В. Нейман. – Москва: В Секачев, 2018. – 359 с.
42. Никитина М.И. Сурдопедагогика / М.И. Никитина. – Москва: ГНОМ и Д, 2012. – 245 с.
43. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое
обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом / Т.В. Николаева. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 112 с.
44. Носкова Л.П. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Л.П. Носкова. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 142 с.
45. Обухова Т.И. Методика формирования речи детей раннего и
дошкольного возраста с нарушениями слуха / Т.И. Обухова. – Москва:
ВЛАДОС, 2015. – 48 с.
46. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и коррекции дефектов звукопроизношения у слабослышащих детей / Л.Г. Паромонова. – Санкт-Петербург: Литера, 2017. – 178 с.
47. Пелымская Т.В. Формирование устной речи у дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская. – Москва: ДРОФА, 2018. – 223 с.
48. Пиаже Ж. Речь и мышление / Ж. Пиаже. – Санкт-Петербург: ЛИТЕРА, 2017. – 256 с.
49. Правдина О.В. Логопедия / О.В. Правдина. – Москва: ЭКСМО, 2014. – 310 с.
50. Рау Ф.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих / Ф.Ф. Рау. – Москва: АЙРИС – ПРЕСС, 2017. – 248 с.
51. Соловьев И.М. Психология глухих детей / И.М. Соловьев. – Москва:Астрель, 2016. – 448 с.
52. Рахманов В.М. Функциональные расстройства слуха и роль
психотерапии в их устранении. Психотерапия в дефектологии / В.М. Рахманов. – Москва: КНОРУС, 2012. – 128 с.
53. Речицкая Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного
возраста к обучению в школе / Е.Г. Речицкая. – Москва:
Владос, 2014. – 199 с.
54. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Дефектология / Е.Ф. Соботович. – Москва: ЭСКМО, 2010. — 201 с.
55. Усанова О.Н. Обследование звуковой стороны речи / О.Н. Усанова. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011 – 147 с.