Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, в эпоху глобализации и тесных международных контактов, знания английского языка являются одними из основных характеристик, необходимых в любой профессиональной деятельности. В этом контексте школа является одной из первых ступеней на пути к освоению языка. Традиционные методики преподавания не успевают за научно-техническим прогрессом и из-за их неспособности привлечь внимание «продвинутого» ученика, процесс обучения зачастую затягивается на долгие годы, а иногда бывает безуспешен. Эта проблема подводит нас к выбору альтернативной, более эффективной и привлекательной для детей методике преподавания английского языка.
В последние годы внимание преподавателей завоевывает использование квест-технологий (от англ. quest – поиск, приключение). Суть методики заключается в игровой форме подачи материала, которая создает непринужденную, комфортную обстановку для получения знаний. Квесты могут существенно облегчить понимание учащимися темы, разнообразить учебный процесс и повысить мотивацию учащихся к изучению языка. В процессе квеста учащиеся могут осуществить свои творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.. Этим и определяется актуальность данного исследования.
В последнее время учителя иностранного языка используют не только квест-уроки, а веб-квесты – это запрос-ориентированный формат урока, в течение которого обучающиеся получают значительную часть информации из Интернета. Модель веб-квеста была разработана Берни Доджем в Университете штата Калифорния в Сан-Диего в феврале 1995 года. Такая модель урока на сегодняшний день получила широкое распространение в мире, в особенности в Бразилии, Испании, Китае, Австралии и Голландии. Пик популярности образовательных веб-квестов в России пришелся на 2012–2013 годы, именно этим периодом датируется большинство доступных в сети веб-квестов. В настоящее время популярность образовательных веб-квестов снижается, идет активное обсуждение вопросов необходимости и путей развития данной технологии в школе, в частности, в обучении иностранному языку.
Данная технология вызывает огромный интерес тем, что основана на принципах проектной работы, а целью веб-квеста чаще является творческое задание, сопровождающееся лексикограмматическими упражнениями, подкрепленными работой с аутентичными ресурсами в сети Интернет. Несмотря на широкий интерес в теоретическом плане, на практике данная технология внедряется не очень активно.
Объект работы – квест как педагогическая технология.
Предмет работы – применение квест-технологии при обучении иноязычному говорению на средней ступени обучения.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать применение квест-технологий как средства развития творческих способностей учащихся средней ступени в процессе обучения иноязычному говорению.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
рассмотреть понятие и сущность квестов как современной педагогической технологии;
изучить особенности применения квест-технологий при обучении иностранным языкам;
опытным путем выявить преимущества и недостатки использования квест-технологий в процессе обучения иноязычному говорению;
разработать рекомендации по эффективному применению квест-технологий для развития творческих способностей обучающихся.
Теоретико-методологической базой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Е.И. Багузина, М.В. Бовтенко, О.В. Волкова, Г.А. Воробьев, М.Н. Евстигнеев, Л.Г. Жук, Н.А. Кочетурова, Е.С. Полат и другие.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что изучены возможности использования квестов в обучении английскому языку на средней ступени обучения.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные конспекты уроков могут использоваться в практике обучения на уроках английского языка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ КВЕСТОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
1.1. Сущность квеста как современной педагогической технологии
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школьном образовании. Имеются в виду не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, инновационный подход к процессу обучения.
Новые педагогические технологии немыслимы без учета современных тенденций. В последние годы все большую популярность приобретают квесты.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке опирается на активные методы обучения и интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников учебно-воспитательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. Это проблемный и исследовательский методы, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод, ролевые и деловые игры, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и другое.
Все перечисленные методы обучения и формы организации учебно-воспитательного процесса можно применять как отдельно взятые элементы или в сочетании между собой. Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, которая пользуется популярностью у подростков и взрослых благодаря необычной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Другими словами, образовательный квест – это проблема, реализующая образовательные задачи, отличающаяся элементами сюжета, ролевой игры, связанная с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации; это вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр.
В педагогике термин «квест» впервые был упомянут в 1995 году. Профессор Университета Сан-Диего (США) Берни Додж предложил использовать эту технику в качестве способа организации поисковых мероприятий в образовательном процессе. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет [Романцова 2004].
К понятию квест существует много подходов.
Во-первых, под квестом понимают особую компьютерную игру. В 70-х годах программист Уильям Кроутер разработал программу «Colossal Cave Adventure» с текстовым интерфейсом для ЭВМ марки PDP-10. Согласно сюжету, главный герой должен выполнять задачи, перемещаясь в большой пещере Colossal Cave. Именно эту программу и считают первым «прародителем» квестов. В 1980 году в сфере компьютерных игр появляются игры-квесты, по сюжету которых главный герой должен дойти до конца, выполняя различные задания, разыскивая различные предметы и др. В 90-х годах эти игры были очень популярны, в частности в России, где за ними закрепился и стал общим именем термин «квест».
С появлением эры компьютерных игр квестом стали называть интересные приключенческие игры, поэтому синонимами к слову «квест» являются слова «игра» и «задачи».
Во-вторых, под квестом понимают сюжет литературного произведения, в котором главному герою необходимо дойти до цели, выполняя различные задания или преодолевая различные препятствия. Такой сюжет прослеживается от древней мифологии («Миф о 12 подвигах Геракла», «Миф о Персее» и др.) до современных произведений (Дж. Р. Р. Толкин "Властелин колец", Б. Акунин «Квест», А. Фомин «Хлебный квест», С. Деркач «Квест» и др.).
В-третьих, квест определяется как сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя то или иное учебное задание (Я. Быховский, И. Новик, А. Федоров). Стоит отметить, что, согласно толковому словарю терминов понятийного аппарата информатизации образования, сайт — это набор веб-страниц, которые составляют единое целое (посвященные какой-либо одной теме или принадлежат одному и тому же автору) и обычно размещены на одном и том же сервере и имеют одно и то же доменное имя, и связаны между собой перекрестными ссылками. Согласно свободной энциклопедии «Википедия», сайт (от англ. Website: web - «паутина, сеть» и site - «место», буквально «место, сегмент, часть в сети») – совокупность веб-страниц, доступных в сети Интернет, которые объединены как по содержанию, так и по навигации [Бордовская, 2013 : 155]. Итак, мы считаем, что в процессе реализации квестов сайт (а также блог, вики и т.д.) является лишь платформой, где размещается основная информация, необходимые ресурсы, созданные продукты и т.д., а сам квест нецелесообразно отождествлять с сайтом. Кроме того, следует отметить, что определение квеста, как сайта, противоречит тем квестам, которые проводятся в реальном времени (на природе, территории школы и т.д.).
В-четвертых, квест понимается проблемной (или проектной) задачей с элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы Интернета (Э. Азимов, А. Бадарацкий, Я. Дьячкова, А. Прядильникова, А. Яковенко).
Отметим, что проблемное задание - это практическое и / или теоретическое задание, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служит для наиболее эффективного выполнения действия, что приводит к решению поставленной задачи, достижению цели [Бим-Бад, 2010 : 68]. Анализируя научно-педагогическую литературу и данное определение, делаем вывод, что при реализации квестов учащиеся выполняют проблемные задания, но не на всех его этапах, то есть понятие квеста гораздо шире, чем понятие проблемной задачи.
В-пятых, квест некоторыми учеными определяется как ориентированная на решение проблемы деятельность.
В-шестых, под квестом (веб-квестом) понимают особую новую образовательную технологию (И. Албегова, А Багузина, А. Волкова, М. Гриневич, Н. Добровольская, С. Напалков, А. Осадчук, Н. Пакшина, А. Толмачева, Н. Фоминых).
Само определение квеста, как особой технологии, по нашему мнению, является наиболее корректным, таким, что не противоречит логике научного познания и позволяет раскрыть его сущностные признаки.
Каравка А.А. формулирует определение квеста как мини-проекта, основанного на поиске информации [Каравка, 2015]. С помощью такого конструктивного подхода к обучению ученики, помимо того, что подбирают и упорядочивают информацию, направляют свою активность на конкретно поставленную перед ними задачу, зачастую связанную с их будущей профессией. Лечкина Т.О. рассматривает квест как один из вариантов организации интерактивной образовательной среды [Лечкина, 2015 : 12]. Яковенко А.В. определяет квест как проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которой используются информационные ресурсы [Яковенко, 2012].
Сегодня понятие «квест» у подростков ассоциируется с компьютерной игрой, в которой герой, управляемый игроком, продвигается по игровому сюжету и взаимодействует с окружающим игровым миром посредством применения обнаруженных или имеющихся на начальном этапе предметов, общения с другими персонажами и решения всевозможных логических задач. Исходя из этого, школьников можно заинтересовать участием в «живых» образовательных квестах, в основе сюжета которого можно использовать современные игры, сериалы, фильмы. Дети тем самым активно включаются не только в процесс проведения квеста, но и в организацию сюжетной линии.
Наибольшее распространение данная модель обучения получила в Бразилии, Испании, Китае, Австралии, Голландии и Америке. У нас данная технология только начинает свое распространение.
Использование квест-технологии в организации учебно-воспитательного процесса способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы:
формирование целостного мировоззрения, умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности;
развитие мотивов и интересов к познавательной деятельности;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач и др.
При разработке «живого» квеста педагогу необходимо определить:
сюжетную линию и форму проведения квеста;
цели и задачи образовательного квеста;
целевую аудиторию, количество команд и участников в них;
максимальное время прохождения всего квеста и его отдельных станций (комнат, элементов);
написать сценарий, в котором продуманы не только итоговое и промежуточные задания квеста, а также все возможные варианты решения этих заданий с целью предоставления возможности командам воспользоваться дополнительными бонусами;
определить необходимое пространство и ресурсы;
определить логистику – маршруты команд. Если команд несколько, то организатору необходимо обратить внимание на время их возможного передвижения с целью не пересечения команд на одной станции;
количество помощников, организаторов, дополнительных аксессуаров;
дату, место и время проведения;
«фишку», интригу мероприятия.
Образовательный квест можно использовать в различных аспектах:
во-первых, квест как форма проведения занятия. Позволяет школьникам быть активными участниками действия, творчески взаимодействовать друг с другом, развивать общекультурные и профессиональные компетенции, способность быстро принимать решения, навыки командной работы, креативность мышления и другие;
во-вторых, квест можно использовать в качестве оценочного средства, которое позволяет проверить уровень сформированности компетенций [Кичерова, 2016];
в-третьих, возможность использования многопрофильности.
Существует явное противоречие между тем, как высок развивающий потенциал сюжетного квеста и как редко квест-технология реализуется на уроке. Более того, в отличие от уроков географии, истории, окружающего мира, урок иностранного языка практически никогда не становится сюжетным квестом. Тем не менее, при верном конструировании урока возможно составить квест для любой возрастной группы и для любой дисциплины, что становится очевидным при более детальной проработке данной темы.
Тенденция к применению квеста в обучении иностранным языкам обусловлена тем, что он развивает критическое мышление, умение сравнивать, анализировать, классифицировать информацию. У учащихся повышается мотивация, поскольку они воспринимают задание как нечто предметное и конструктивное, что активизирует их познавательную деятельность. Квест как игровая форма обучения также способствует развитию воображения, установлению эмоциональных контактов между учащимися, снимает психологическое напряжение, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственного прогресса.
Квесты можно использовать на разных этапах обучения иностранным языкам. Они могут охватывать как тему, так и в целом учебный предмет, могут быть межпредметными, могут осуществляться в процессе внеаудиторной деятельности. Неоспоримым плюсом квест-технологии является применение активных методов обучения.
Квестовая форма обучения актуальна как в учебной работе, так и при организации внеаудиторной деятельности учащихся. Отличие квест-технологии от традиционных дидактических игр состоит в заданиях проблемного характера и поиске информации в сети Интернет.
Квесты могут быть последовательными, когда участники решают задачу и в результате получают подсказку для прохождения следующего этапа. Достаточно распространенный вид - квесты-проекты, которые направлены на организацию исследовательской деятельности обучаемых.
В структуру квестов входят:
1. Персонажи с необходимыми атрибутами.
2. Ведущий команды, который выполняет функцию помощника.
3. Награды участникам за выполнение заданий (кубки, грамоты, значки и т. п.).
Перечислим варианты заданий, которые можно использовать для веб-квеста как со школьниками, так и со взрослыми, варьируя степень сложности заданий:
• Викторина – предлагается ряд вопросов, объединённых тематически. После ответов на них участники получают искомую подсказку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А., Карабанова, О.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 c.
2. Атрощенко, С.А., Кадяев, А.В. Использование Web-технологий в изучении иностранных языков / С.А. Атрощенко, А.В. Кадяев // Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сборник статей участников Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова, Арзамасский филиал ННГУ. – Н. Новгород; Арзамас: ООО «Растр-НН», 2015. – С.286-289
3. Бим-Бад, Б. М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. – М., 2010. – 256 с.
4. Бордовская, Н. В. Психология и педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская. - СПб., 2013. – 312 с.
5. Воробьёв, Г.А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции / Г.А. Воробьев. – Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2007. – 124 с.
6. Воронова Е.Н. Использование Веб-квест технологии в процессе обучения английскому языку в вузе / Е.Н. Воронова // NovaInfo.Ru. – 2015. – Т.1. – № 30. – С. 213-219
7. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т.-М., 1984.-Т. 4.-С. 113-140
8. Дубаков, А.В. Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам / А.В. Дубаков // Элетронный научный журнал APRIORI. Серия: Гуманитарные науки – 2014. - №6
9. Захарова, Е.Н. Некоторые аспекты использования Веб-квестов в преподавании английского языка в вузе / Е.Н. Захарова // Образование в современном мире: сборник научных статей по материалам международной научно-практической X интернет-конференции «Образование в современном мире» / Под ред. проф. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – Вып. 10. – С. 151-154
10. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учеб. пособие / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая. – Чита: ЗабГУ, 2016. – 164 с.
11. Кичерова, М.Н., Ефимова, Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки, 2016, Том 4, № 5.- с.1-9
12. Колесникова, И.А., Горчакова-Сибирская, М.П. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2005. – 346 с.
13. Лечкина, Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания / Т.О. Лечкина // Наука и образование: новое время. – 2015. – 1 (6). – С. 12-14
14. Носонович, Е.В., Мильруд, Р.П. Параметры аутентичного учебного текста / Носонович Е.В., Мильруд Р.П. // Иностранные языки в школе. – 1999. – № 1. – С. 11–18
15. Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. – С. 52–55
16. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 2–3. – С. 3–10
17. Полещук, Е.С. Веб-квест как способ организации поисково-исследовательской деятельности учащихся при обучении иностранному языку / Е.С. Полещук // Личность, семья и общество. – 2014. – № 44.
18. Рублёва, Е.В. Новые образовательные тренды в обучении языкам / Е.В. Рублева // Вестник ЦМО МГУ – 2014. - №1
19. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для учителей, аспирантов и студентов / П.В. Сысоев. – М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2010. – 182 c.
20. Сысоев, П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (10–11 классы) / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 2. – С. 2–10.
21. Унская, Т.Ю. Формирование УУД на основе технологии web-квеста / Т.Ю. Унская. – М.: ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», 2015. – 50 с.
22. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология.) / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
Интернет-ресурсы
23. Википедия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/Живой_квест
24. Воронова, Е.Н. Формы организации самостоятельной работы студентов, изучающих английский язык, с использованием информационно-коммуникационных технологий // Электронный научно-практический журнал «Культура и образование». – 2014. – № 12 (16). – С. 30. – Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2675
25. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская психология. — 1984 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/go,5;fs,1
26. Ганеева, А.Р. Веб-квест в педагогике [Электронный ресурс] // журнал Novainfo, 2014. №25-1.URL: http://novainfo.ru/article/2478
27. Гелас, М.В. Проблемы формирования личностных перспектив у старшеклассников (статья) 26.06.2011 [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=929
28. Горбунова, О. Веб-квест: когда поиск приключений превращается в поиск знаний [Электронный ресурс]. Первое сентября, 2013. №5. – URL: http://ps.1september.ru/article.php?ID=201300509
29. Каравка, А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями // Электрон. журн. Мир науки. – 2015. – №3. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN315.pdf
30. Кичерова, М.Н., Ефимова, Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf
31. Литовкина, И.В. Использование веб-квестов на уроках английского языка для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся [Электронный ресурс] – Всероссийский электронный журнал работников образования МЕПО – URL: http://me-po.ru/articles/151-ispolzovanieveb-kvestov-na-urokah-angliiskogo-jazyka-dlja-formirovanija-poznavatelnyh-universal.html
32. Наконечная, Е. В. Использование веб-квестов на уроках английского языка как средство стимулирования учебной деятельности [Электронный ресурс] – URL: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/05/19/ispolzovanie-veb-kvestov-na-urokakh
33. Палагина, Н.Н. Психология развития и возрастная психология. Развитие познавательных процессов у подростков [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyera.ru/3003/razvitie-poznavatelnyh-processov-u-podrostkov
34. Полуэктова, Е.С. Квест технология на уроках истории и обществознания. – Мирный: МКОУ Половинская ООШ, 2016. [Электронный ресурс]. – URL:https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=3544
35. Романцова, Ю. В. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088
36. Романцова, Ю. В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513088
37. Смекалина, Ж.В. Особенности поведения и общения школьника. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://works.tarefer.ru/70/100030/index.html
38. Сокол, И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – № 6 – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf
39. Яковенко, А.В. Использование технологии Web-quest в языковом образовании. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2012/Pedagogica/1_1007