Фрагмент для ознакомления
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный мир, особенностями которого является глобальная индустриализация, оказывает существенное влияние все сферы жизнедеятельности человека. Активное инвестирование в промышленность способствует росту заводов во многих городах России, тем самым вызывая неблагоприятную экологическую обстановку, которая выступает ведущим патогенным фактором, оказывающим влияние на внутриутробное развитие плода.
В настоящее время процент рождаемости детей с проблемами здоровья неуклонно растет. Ограниченные возможности здоровья являются следствием органического поражения нервной системы, в результате которого появляются недостатки интеллектуального развития, нарушение развития общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а также нарушение формирования компонентов речевой системы языка, включающей грамматический, лексический, фонематический строй речи, также происходит нарушение связных высказываний.
Одной из основных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями согласно новым образовательным стандартам, является воспитание полноценной, всесторонне развитой личности ребенка, независимо от его физических, речевых и умственных способностей. Наиболее серьезной проблемой, с которой сталкиваются педагоги ДОУ в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, является нарушение речевого развития, которое оказывает негативное влияние на эмоциональное и психологическое состояние и не позволяет максимально полно реализовать социальный и личностный потенциал ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на текущий момент является актуальной темой в системе образования. Н.Д. Шматко в своих работах отмечал, что в образовательном процессе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, необходимо четко отработать систему взаимодействия между педагогами, дефектологами и родителями, которое будет способствовать обеспечению качественного образования в условиях массовых детских садов и школ. А. Ю. Чистобаева отмечала необходимость в современных образовательных технологиях коррекционной направленности, которые могли бы быть использованы в системе инклюзивного образования. С данной точкой зрения соглашается С.Н. Викжанович, указывая, что своевременное внедрение обучающей коррекционной работы, направленной на устранение речевых нарушений, в образовательный процесс может быть успешной в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, на сегодняшний день, в рамках образовательного пространства и, в частности, в пространстве дошкольных учреждений активно обсуждается проблема эффективной работы по формированию речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются стандартные методики коррекционной работы, а также обсуждается вопрос применения современных информационных технологий, которые постепенно входят в воспитательно-образовательный процесс.
Цель работы: определить коррекционно-педагогические условия развития речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями средствами ИКТ.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть проблему развития речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Определить критерии и методику диагностики коррекции развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать и апробировать комплексную программу логопедической коррекции, направленную на устранение недостатков развития речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
5. Выявить эффективность созданных коррекционно-педагогических условий, направленных на формирование речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования: процесс формирования речевого развития у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: коррекционно-педагогические условия формирования речевого развития у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Методологическую базу исследования составили:
– основные теоретические положения о психологических и физиологических особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья (Бехтерев В.М., Граборова А.Н., Лурия А.Р., Власова Т.А.);
– методологические положения о нарушениях формирования речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья (Морозова Н.Г., Катаева А.А., Левина Р.Е., Соколова Н.Д., Певзнер М.С.);
– основные теоретические положения о комплексной коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Левина Р.Е., Рау Ф.А., Леонтьев А.А.).
Методы исследования:
1. теоретические (анализ, сравнение, обобщение психолого-педагогической, логопедической и учебно-методической литературы по вопросам формирования речи и методам логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья);
2. эмпирические (эксперимент, сбор и анализ анамнестических данных, наблюдение, беседа);
3. методы обработки полученных данных (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Базой исследования выступило МБДОУ МО г. Краснодар « Центр развития ребенка- детский сад 98 «Энергия». В эксперименте участвовали воспитанники средней группы в количестве 10 человек.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 30 наименований, 6 приложений. Работа включает таблицы (8), диаграммы (8). Общий объем работы 78 страниц компьютерного текста.
1. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья
Вопросы изучения патогенеза ведущего к проблемам развития моторной, двигательной и интеллектуальной сфер у детей с ограниченными возможностями здоровья до сих пор волнуют многих ученых и являются одной из распространенных тем в научных теориях психологии, дефектологии и педагогике. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Впервые характеристика и обобщение клинических данных о детях с ограниченными возможностями здоровья были даны Т.А. Власовой и М.С. Певзнер. К детям с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющие психические или физические отклонения, которые приводят к нарушениям общего развития и не позволяют детям вести полноценную жизнь.
У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается незавершенность всех этапов психологического развития. В зависимости от патогенеза и структуры дефекта определяется сложность и характер нарушений развития ребенка. В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов выделили основные критерии классификации детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно которым характеризуется степень тяжести проявления дефекта, а также физические и психологические особенности развития ребенка:
1. Дети с нарушением слуха.
К данной категории детей относятся слабослышащие, глухие и позднооглохшие дети. Характеристика и обобщение клинических данных о детях с нарушениями слуха рассматривались в трудах Ф.А. Рау, В.И. Флери, И.М. Соловьева, Л.С. Выготского, Р.М. Боскис и др. Нарушение слуха, по мнению ученых, несмотря на разнообразие в проявлении, имеет четкий ряд определенных признаков. Ученые отмечают, что нарушения слуха могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Частичная или полная потеря слуха оказывает серьезное влияние на процесс общения и речевое развитие ребенка, замедляет его познавательную активность и процесс усвоения информации. В отличие от сверстников не имеющих патологий, дети с нарушениями слуха имеют существенные нарушения во всех психических процессах. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети с нарушениями слуха отстают в развитии словесно-логического мышления, дети не могут в полной мере передать смысл текста, присутствует нарушение памяти.
В связи с наличием данных нарушений, у ребенка возникают трудности в общении и, как следствие, в частых случаях развивается агрессия, замкнутость, эмоциональная нестабильность.
2. Дети с нарушением зрения.
В данную группу входят слепые и слабовидящие дети. Дети имеющие данные нарушения зачастую обладают сохранной речью, благодаря своевременному коррекционному воздействию при помощи педагогов и родителей речь ребенка развивается должным образом и выступает в качестве сильнейшего средства компенсации, существенно расширяя возможности слепых во всех видах деятельности. В свою очередь осязание компенсирует познавательные функции, посредством осязания ребенок знакомится в окружающим миром, однако следует отметить, что зачастую у детей наблюдаются недостатки звукопроизношения, в связи с чем происходит замкнутость, логофобия, эмоциональный фон у таких детей нестабилен.
3. Дети с нарушением речи (логопаты).
К данной категории детей относятся дети с фонетико-фонематическими нарушениями, а также общим недоразвитием речи. Присутствуют грубые нарушения всех компонентов речи, страдает звукопроизношение (смешения, замены, пропуски, персеверации, антиципации, искажения), наблюдаются нарушения связной монологической речи. Дети невнимательны, наблюдается трудная переключаемость с одного объекта на другой, в частых случаях дети отказываются идти на контакт, осознавая свой дефект зачастую отказываются от речи. Наблюдается низкая познавательная активность, недостаточная ориентировка в окружающей действительности, нарушение в поведении и различных видах деятельности.
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Большую часть данной группы (89%) составляют дети, имеющие диагноз детский церебральный паралич, при котором нарушаются не только двигательные функции, но также присутствуют психические и речевые нарушения. Внимание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является неустойчивым, наблюдается повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте, присутствуют недостатки памяти. У большинства детей присутствуют нарушения пространственной ориентации, дети не имеют представлений о схеме собственного тела. Речедвигательные нарушения обусловлены патологическим строением артикуляторного аппарата, у большинства детей наблюдаются нарушения умственной работоспособности, зрительно-моторной координации.
5. Дети с умственной отсталостью.
В данную группу входят дети, познавательная активность которых снижена в связи с органическим поражением центральной нервной системы. Умственная отсталость не поддается лечению и не является психическим заболеванием. В зависимости от того какая степень умственной отсталости диагностирована у ребенка, можно добиться больших или меньших результатов в коррекционной деятельности. Основной причиной возникновения умственной отсталости является неправильное формирование или поражение головного мозга на ранних этапах его развития. Умственно отсталые дети подразделяются на три группы:
– дебильность – легкая степень умственной отсталости, 75% от популяции олигофренов, уровень интеллекта по Векслеру 50-70.
– имбецильность – средняя степень умственной отсталости, 15% от общей популяции олигофренов, уровень интеллекта по Векслеру 20-50.
– идиотия – тяжелая степень умственной отсталости, 5% от общей популяции олигофренов, уровень интеллекта по Векслеру меньше 20.
Наблюдаются недостатки физического развития: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой, артикуляционной моторики. Также у умственно отсталых детей присутствует слабая концентрация, переключаемость внимания, трудности его распределения. У детей нарушены все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Присутствуют различные виды расстройства письма, чтения, трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи.
6. Дети с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных нарушений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения и целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушения работоспособности.
У ребенка с задержкой психического развития слабо развита мыслительная деятельность, которая характеризуется недоразвитой познавательной деятельностью, он старается избегать интеллектуального напряжения и очень часто отказывается от выполнения задания, не может синтезировать и обобщать информацию, ставить перед собой цель и планировать свои действия. Иными словами, у ребенка отсутствуют динамические стороны мыслительного процесса.
Очень часто наблюдаются проблемы в процессе словесно-логического мышления, ребенок не может развить мысль и логически ее закончить, опираясь на чувственные образы предметов. В свою очередь, наглядно-действенное мышление находится практически на одном уровне с нормальным развитием.
Дети с задержкой психического развития очень восприимчивы и чувствительны, склонны к интеллектуальной помощи, способны легко усваивать определенные программы, что свидетельствует о процессе обучаемости и продуктивному усвоению знаний, ориентируются на действия других людей, данную возможность можно использовать в обучении в качестве примера.
Эмоциональный фон детей с задержкой психического развития весьма нестабилен, очень часто наблюдаются: эмоциональная неустойчивость, приступы истерии, эгоцентричность, тревожность и беспокойство, многие дети склонны к приступам паники в незнакомых для них ситуациях либо при новых условиях, волевые усилия развиты слабо, подвержены внушаемости, нет волевых усилий, присутствует личностная незрелость.
7. Дети с нарушением поведения и общения.
К данной категории детей относятся дети с психическими нарушениями, которые проявляются недостаточно сформированном уровне познавательной деятельности, нарушениях эмоционально-волевой сферы. В основном у таких детей присутствует гиперактивность.
8. Дети с комплексным нарушениями психофизического развития.
В данную группу входят дети со сложными нарушениями: слепоглухонемые, глухие и слепые дети с умственной отсталостью.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что в зависимости от патогенеза и структуры дефекта определяется сложность и характер нарушений развития детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
1.2. Проблема развития речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Согласно п.1.1. настоящей работы, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения всех сторон психической и речевой деятельности. Нарушения мышления имеют тесную взаимосвязь с речевой деятельность ребенка и негативно сказываются на процессе ее овладения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антропова Т. А. Игровые упражнения для развития речи детей 5-7 лет с ОВЗ / Т. А. Антропова. – Санкт-Петербург : Альянс, 2016. – 80 с.
2. Архипова Е. Ф. Организация и содержание образования детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ в ДОО / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. – 2016. №6. – С. 54-59.
3. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. – Москва : АСТ, 2014. – 215 с.
4. Выготский Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. – Москва : Лань, 2013. – 256 с.
5. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0293/4_0293- 425.shtml (12 апреля 2020).
6. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-пресс, 2007. – 471 с.
7. Жинкин Н. И. Психолингвистика / Н. И. Жинкин – Москва : Лабиринт, 2019. – 288 с.
8. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. – Екатеринбург : Литур, 2018. – 316 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Москва : Детство-Пресс, 2014. – 86 с.
10. Кононова С. И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ / С. И. Кононова. – Москва : ИНФРА-М, 2017. – 112 с.
11. Курышина Е. Ю. Сопровождение ребенка 5-7 лет с ОВЗ в условиях коррекционно-образовательного процесса / Е. Ю. Курышина. – Москва : ЭКСМО, 2016. – 85 с.
12. Лалаева Р. И. Особенности речевого развития умственно-отсталых детей / Р. И. Лалаева. – Москва : Парад, 2015. – 115 с.
13. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. – Москва : ЭКСМО, 2017. – 217 с.
14. Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья / И. Ю. Левченко. – Москва : Академия, 2016 – 247 с.
15. Лигостаева И. А. Формирование элементарных навыков звукопроизношения у ребенка с ОВЗ / И. А. Лигостаева. – Санкт-Петербург : Литера, 2015. – 164 с.
16. Лурия А. Р. Мышление и речь / А. Р. Лурия. – Москва : Педагогика, 2004. – 202 с.
17. Максимова Е. В. Социокультурная реабилитация, адаптация и интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья: теоретико-методологический аспект [Электронный ресурс] / Е. В. Максимова. – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-adaptatsiya-i-integratsiya-lits-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-teoretiko-1/viewer (10 апреля 2020).
18. Максимова Е. В. Коррекционная работа по развитию речи у детей с ОВЗ / Е. В. Максимова. – Санкт-Петербург : Литера, 2015. – 255 с.
19. Мартыненко С. М. Психологическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ / С. М. Мартыненко. – Москва : ПРОФИ, 2017. – 148 с.
20. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. – Москва : ВЛАДОС, 2015. – 215 с.
21. Морозова Н. Г. Формирование познавательных процессов у детей с ОВЗ / Н. Г. Морозова. – Москва : Айрис-Пресс, 2017. – 247 с.
22. Мурындина М. А. Обследование речи дошкольников с ОВЗ / М. А. Мурындина. – Москва : КНОРУС, 2019. – 45 с.
23. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с умственной отсталостью / М. С. Певзнер. – Санкт-Петербург : Арус, 2016. – 222 с.
24. Приходько О. Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Приходько. – Москва : Русская Речь, 2016. – 76 с.
25. Рау А. Ф. Особенности личностного развития и воспитания детей с ОВЗ / А. Ф. Рау. – Москва : Астрель, 2016. – 215 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва: Дрофа, 2015.- 464 с.
27. Спирова Л. С. Особенности речевого развития у детей с тяжелыми нарушениями речи / Л. С. Спирова. – Санкт-Петербург : ЛИК, 2017. – 176 с.
28. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Уленкова. – Москва : ПРОФИ, 2014. – 512 с.
29. ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.resobr.ru (10 апреля 2020).
30. Ципина Н.А., Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития – М.: ИНФРА-М, 2012.- 532 с.