Фрагмент для ознакомления
2
органами власти.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовые гарантии Конституции, хотя и являются нормами прямого действия, однако должны быть для их реализации гражданами конкретно раскрыты в нормах федеральных законов. Такой главный в сфере здравоохранения закон был принят в 2011 г. в развитие правовых гарантий ст. 41 Конституции Российской Федерации: это Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Закон об основах охраны здоровья), все нормы которого фактически имеют юридическую силу федерального конституционного закона по отношению к нормам всех других федеральных законов об охране здоровья граждан, — в силу прямого указания в ст. 3 данного Закона.
Бесспорно, что практически все нормы Закона об основах охраны здоровья регулируют права на получение медицинской помощи и охрану здоровья для всех без исключения граждан Российской Федерации, не выделяя из них никого. И это правильно и справедливо. Ведь, как шутливо говорят в народе: "В праве на получение медицинской помощи для лечения их болезней все, как в бане (то есть, без одежды), должны быть равны".
Особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба. Федеральное законодательство регулирует правовой статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы, порядок возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих:
Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих»;
Федеральный закон от 08.11.2008 № 203-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих»;
Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 № 1093 (ред. от 29.12.2016) «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторнокурортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих».
Ряд нормативных правовых актов, основным из которых является Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (ред. от 30.03.2017) «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», регулирует вопросы, связанные с участием военно-врачебных комиссий в организации медико-психологической реабилитации и механизма предоставления реабилитационного отпуска по результатам медицинского обследования. Федеральный закон от 08.11.2008 № 203-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих» определяет, что Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти, в которомфедеральным законом предусмотрена военная служба) самостоятельно устанавливают:
перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации; перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации;
порядок и места проведения медико-психологической реабилитации. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих» и Приказом Министра обороны РФ от 27.01.2017 № 60 «О медико-психологической реабилитации военнослужащих» медико-психологическая реабилитация – комплекс медицинских, психологических и общих оздоровительных мероприятий по восстановлению боеспособности (работоспособности) военнослужащих, после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации.
Медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно. Реабилитационный отпуск (РО) – отпуск, военнослужащим, после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации, на период медико-психологической реабилитации, продолжительностью до 30 суток. Особое внимание следует обратить на то, что реабилитационный отпуск предоставляется по результатам медицинского обследования, а не освидетельствования, на основании заключения военно-врачебной комиссии, решения медицинской службы (санаторно-отборочной комиссии) в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.
Между тем, в Законе об основах охраны здоровья есть ст. 25, которая имеет название: "Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую риравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим", указанной, но не разъяснённой в нормах ст. 25 Закона об основах охраны здоровья, а также то, в какой именно степени (в каких именно правах и социальных гарантиях) эти граждане "приравнены по медицинскому обеспечению к военнослужащим"?
Мы полагаем , что нужно отнести к категории "лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим" членов семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы — хотя бы в таких правах, как право на бесплатное получение медицинской помощи в соответствующих военно-медицинских подразделениях, частях и организациях и право на льготное санаторно-курортное лечение. Но ни в федеральных законах, ни в постановлениях Правительства Российской Федерации на это нет прямого указания.
Ряд федеральных законов содержат правовые неопределённости по их смыслу и содержанию, так и вступают друг с другом в логические и юридические противоречия (коллизии), что затрудняет их однообразное понимание и применение всеми и, соответственно, ведёт на практике к отказу чиновниками и даже судьями в признании у ряда граждан, уволенных с военной службы (по контракту), и членов их семей факта сохранения ими всех тех прав и социальных гарантий по охране здоровья и на медицинскую помощь из средств федерального бюджета, предоставляемых им через Минобороны России и другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, которые эти граждане приобрели и длительное время имели на военной службе.
Так, из сопоставления норм ст. 25 Закона об основах охраны здоровья и ст. 16 Закона о статусе военнослужащих более- менее понятно, кого из граждан Российской Федерации можно отнести к категории военнослужащих и какие права и социальные гарантии, установленные ст. 16 Закона о статусе военнослужащих, эти граждане имеют на военной службе.
Также понятно, кто из граждан отнесен к категории "членов семей военнослужащих" и "членов семей граждан, уволенных с военной службы", так как это разъяснено в нормах п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих. К ним отнесены: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Конституция Российской Федерации допускает некоторые ограничения этого права на сохранение социальных гарантий военнослужащих после их увольнения с военной службы:
1) фактически это право не распространяется (за некоторыми исключениями) на всех граждан, уволенных с военной службы по призыву;
2) учитывая положения Модельного закона "О военных ветеранах", нормы Федерального закона "О ветеранах" и все нормы самого Закона о статусе военнослужащих, следует считать, что право на сохранение после увольнения всех социальных гарантий военнослужащих распространяется только на тех граждан, уволенных с военной службы (по контракту), кто имеет выслугу лет на военной службе 20 лет и более и/или особые заслуги перед государством, отраженные в государственных наградах и почётных званиях. При этом следует учитывать положения ст. 150 ГК РФ и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации, по которым все права и социальные гарантии (в том числе на охрану их здоровья государством), которые военнослужащие приобретают и более 20 лет имеют и реализуют на военной службе, становятся их личными и неотчуждаемыми от них правами и не могут для них быть отменены какими- либо федеральными законами.
Но нормы п. 5 ст. 16 Закона о статусе военнослужащих, имеющие ряд правовых неопределённостей и прямо противоречащие по своему смыслу и содержанию правовым гарантиям, указанным в ст. 5 Закона об основах охраны здоровья граждан, позволяют правоприменителям относить к "лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим" даже не всех "граждан, уволенных с военной службы (по контракту)", а только лишь офицеров, прапорщиков и мичманов, что фактически разделяет граждан, уволенных с военной службы, в равном праве на охрану их здоровья на средства из федерального бюджета, ставя это в прямую зависимость от их воинского звания и основания увольнения с военной службы.
Это также вступает в прямую правовую коллизию с нормами п. 5 ст. 2 того же Закона о статусе военнослужащих, где установлено, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:
— военнослужащим и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ, и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
2.2. Возмещение ущерба здоровью военнослужащих
Деятельность граждан, имеющих статус военнослужащих, осуществляется ими с целью защиты интересов всего населения страны, что связано с большими рисками для их здоровья. Это обязывает государство, в случае причинения военнослужащим ущерба для их здоровья во время выполнения служебных задач, гарантировать им компенсацию за его потерю. Возмещение вреда здоровью по военной травме происходит на основании, установленных законом, правил. Рассмотрим, что понимается под военной травмой, какие выплаты полагаются за нее, и каков порядок ее назначения. Законодательные нормы определения статуса военнослужащих В РФ статус военнослужащих присвоен сотрудникам особо значимых структур.
К этому статусу относят не только лиц, призванных на срочную и контрактную службу, а также военные сборы, но и сотрудников силовых структур: МВД, МЧС, ФСБ, ГУФСИН и других образований.
Полный перечень лиц, относящихся к этому статусу, указан в ФЗ № 4468-1. Комментарий специалиста Каменский Юрий Юрист Задать вопрос эксперту Основным законом, определяющим их задачи, является ФЗ №76-ФЗ от 27.05.98. Согласно ему, военнослужащие обязаны обеспечивать защиту страны и осуществлять подготовку к ней в любой обстановке: в военное и мобилизационное время, в момент чрезвычайных ситуаций при возникновении вооруженных массовых конфликтов. Выполнять свой долг военнослужащий должен, невзирая на риск получения вреда для здоровья и жизни, связанный с исполнением возложенных на него задач. Особые функции военнослужащих регулируются не только ФЗ, но и Конституцией РФ.
Под травмой, которая считается военной, понимается нанесение повреждения здоровью военнослужащего, при непосредственном выполнении им своих должностных обязательств во время нахождения на службе. В ее понятие входят любые повреждения, нанесенные служащему в виде увечья, контузии или ранения, а также спровоцированного службой заболевания. Важным здесь является то, что эти повреждения и болезни явились следствием выполнения военнослужащим своих обязанностей.
Причинами телесных повреждений стало непосредственное участие: в боевых операциях; в военных гражданских конфликтах; в ликвидации бандитских образований, как в стране, так и за ее пределами; в охране государственной границы РФ в любое время. Причинами заболевания явилось: отравление химическими опасными веществами, включая элементы проникающего радиационного действия, компоненты топлива для ракет, источники излучения радиолокаторов и другие токсичные и вредные для организма материалы; обострение болезни, уже существовавшей у военнослужащего до начала выполнения военной службы, если оно стало следствием осуществления служебных обязанностей.
Если вред здоровью был причинен в период нахождения военнослужащего на службе по причинам, не связанным со служебными обязанностями (например, домашняя травма, отравление некачественными продуктами, вирусная и бактериальная инфекция), то он не относится к военной травме.
Нанесенный военному вред здоровью по закону должен быть ему возмещен денежными компенсационными выплатами, соразмерными полученным военным травмам. Такое возмещение предусмотрено ФЗ № 306 от 07.11.2011 г. Порядок этого возмещения определен главой 59 ГК РФ.
Основанием для назначения возмещения в виде компенсационной выплаты за полученную военным травму, является установление связи между выполнением должностных обязанностей и полученным увечьем. Для установления этого факта, на основании «Положения о военной врачебной экспертизе», принятого Постановлением Правительства РФ за № 565 от 04.07. 2013 г. формируется специальная экспертная комиссия. В ее задачи входит не только установление связи получения травмы со службой, но и степени повреждения организма, в том числе и присвоения инвалидности определенной степени.
Перечень заболеваний, дающих право для присвоения пострадавшим группы инвалидности по военной травме, определен в статье 19 ФЗ № 4468-1. Сумма денежной компенсации, и ее вид зависит, от принятого комиссией решения.
Если в результате расследования комиссией выяснится, что военнослужащему была причинена серьезная травма, приведшая к значительному ущербу его здоровья, с потерей прежней способности исполнять, порученные ему, обязанности, то при таких обстоятельствах ему присваивается инвалидность и предстоит увольнение в запас с обязательным возмещением потерянного здоровья. Выплаты военнослужащим при увольнении по военной травме являются мерой социальной поддержки ввиду его неспособности продолжать службу из-за потерянного здоровья.
Уволенному военнослужащему полагаются выплаты в виде единовременного и ежемесячного пособия, размер которых зависит от его статуса и, присвоенной группы инвалидности. Также ему обязаны компенсировать, утерянный, в связи с нетрудоспособностью, заработок в виде пенсионной выплаты. Размер единовременного пособия, назначаемого при увольнении служащих в запас из-за серьезного ухудшения их здоровья в результате получения травмы, составляет:
Размер пенсии по инвалидности Размеры пенсий, назначенных инвалидам по военной травме, определены в статье 22 ФЗ №4468-1 от 12.02.1993 года. Они рассчитываются в процентах от денежного довольствия, выплачиваемого бывшему военнослужащему ежемесячно в период его военной деятельности. Для каждого инвалида размер довольствия рассчитывался, исходя из его должностного оклада и прибавки по выслуге лет.
Размер инвалидной пенсии для разных групп инвалидности составляет:
В связи с полученным увечьем Вследствие болезни, причиненной в период их службы, в размере 85% от суммы довольствия для 1 и 2 группы; 50% от суммы довольствия для 3 группы. 75% от суммы довольствия для инвалидов 1 и 2 группы; 40% от суммы довольствия. Согласно статье 23 этого закона минимальная величина указанных пенсий военных, ставшими инвалидами, не должна быть менее, расчетной величины пенсии, указанной в статье 46 закона, и составлять:
При получении инвалидности в связи с увечьем:
В связи с заболеванием, полученным на службе: 300% для 1 группы; 250% для 2 группы; 175% для 3 группы. 200% для 1 группы; 200% для 2 группы; 150% для 3 группы.
Если военнослужащий при исполнении службы, получив травму или заболевание, скончался, то, полагающиеся ему пособия в виде выплат будут распределены между его ближайшими родственниками поровну.
2.3. Обеспечение жилыми помещениями
Жилищное обеспечение являются одними из самых важных социальных гарантий военнослужащих. Если еще несколько лет назад, в начале проведения военной реформы решение этих проблем стояло достаточно остро, то сегодня можно констатировать тот факт, что на государственном уровне уделяется
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №2 6-ФКЗ, от 30.12.2008 №2 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020)// Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020)// "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998,
4. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 24.04.2020)// "Парламентская газета", N 7-8, 15.01.2005.
5. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» от 28.05.1998 № 76-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.02.2009 №2 1-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
6. Федеральный закон РФ от 7.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. - 7.11.2011. - №45. - ст. 6336
7. Закон РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
8. Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 13, ст. 1474.
9. Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»// "Собрание законодательства РФ", 07.11.2011, N 45, ст. 6336.
10. Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" от 20.08.2004 N 117-ФЗ (последняя редакция) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
11. Федеральный закон от 08.11.2008 № 203-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медико-психологической реабилитации военнослужащих» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2020 № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году»// // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
13. Постановление Правительства РФ от 26.09.1994 № 1093 (ред. от 29.12.2016) «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторнокурортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих». // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
14. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 06.05.2020) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")// "Собрание законодательства РФ", 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
15. Антипьева Н. В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих // Российский юридический журнал. - 2013. - № 1. - С. 164-174.
16. Антропов В.В. Социальная защита в странах Европейского союза. М., 2006. С. 11.
17. Быченко Ю. Г. Развитие профессионального потенциала военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту / Ю. Г. Быченко, Т. М. Баландина // Вестник ННГУ. Серия. Социальные науки. - 2019. - № 4 (12). - С. 116-122.
18. Грачев, И. С. Понятие и особенности социальных прав военнослужащих в российской федерации / И. С. Грачев // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 2. - Пенза, 2018. - С. 183-185.
19. Грачев, И. С. Понятие и особенности социальных прав военнослужащих в российской федерации / И. С. Грачев // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. 2. - Пенза, 2018. - С. 183-185.
20. Елисеева Е.О. Социальная защита военнослужащих // Правовые, социально-гуманитарные и экономические проблемы в фокусе научных исследований. Материалы Всероссийской научнопрактической конференции под общей редакцией С.Е. Туркулец. - М., 2016. - с. 189-192.
21. Зубрицкий, Д. Ю. Правовые основы реализации государственной политики социальной защиты военнослужащих / Д. Ю. Зубрицкий // Стратегическое управление: теория, практика и проблемы: материалы XV Межрегиональной научн.-практ. конф. - Владимир, 2018. - С. 219-222.
22. Калинин М. А. Факторы удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих / М. А. Калинин // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2019. - № 2 (50). - С. 141-145.
23. Калинин, А.Е. Правовые основы прохождения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации / А.Е. Калинин // Правовые аспекты военной службы. - СПб.: 2015. - С. 54-60.
24. Калинин, А.Е. Правовые основы прохождения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации / А.Е. Калинин // Правовые аспекты военной службы. - СПб.: 2015. - С. 54-60.
25. Капитонова, Е. А. Проблемы реализации социальных гарантий, предоставленных законодательством членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту / Е. А. Капитонова // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2017. — № 9. — С. 31—38.
26. Коровников А.В. Правовая и социальная защита военнослужащих (теоретико-правовое исследование): Дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 2005. С.45
27. Корякин В.М. Положения законодательства о социальной поддержке семей погибших военнослужащих будут скорректированы // Военное право. — 2019. — № 2. — С. 172—178.
28. Корякин, В. М. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих / В. М. Корякин, О. В. Скулакова. — М.: За права военнослужащих, 2019.
29. Официальный сайт Министерства обороны РФ. - URL: http://mil.ru/dgo/spec.htm
30. Полищук С.В. особенности регулирования социальной и правовой защиты военнослужащих спецстроя и членов их семей. // Журнал Гуманитарный вестник. 2019. - № 11. - с. 102-111.
31. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2014. С. 27—28.
32. Тараненко, В. В. О выплатах членам семьи посмертно награжденного военнослужащего: законность и справедливость правовой нормы / В. В. Тараненко, С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2019. — № 9 (266). — С. 28—33.
33. Тараненко, В. В. О выплатах членам семьи посмертно награжденного военнослужащего: законность и справедливость правовой нормы / В. В. Тараненко, С. С. Харитонов // Право в Вооруженных Силах — военно-правовое обозрение. — 2019. — № 9 (266). — С. 28—33.
34. Филимонов, О. В. Качество решения жилищных проблем военнослужащих внутренних войск МВД России / О. В. Филимонов // Социологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 88-96.
35. Шевченко, О. И. Социальные гарантии военнослужащих / О. И. Шевченко, Е. В. Грушевая // Законность и правопорядок: правосознание и правовая культура современного общества: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2018. - С. 146-151.