Фрагмент для ознакомления
2
Вопрос организации предметно-развивающей среды детского сада на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с ФГОС ДО программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Актуальность исследования обусловлена тем, что современные психологические и педагогические исследования констатируют тот факт, что в настоящее время многочисленные биогенные, социогенные и психогенные факторы приводят к росту числа детей с различными отклонениями в поведении и развитии. Одними из нарушений развития детей дошкольного возраста выступают нарушения речевого развития.
Дошкольный возраст выступает периодом интенсивного развития личности, характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятельности и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, одним из приоритетов образования является речевое развитие ребенка-дошкольника, позволяющее успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель: разработать и апробировать дидактическое оборудование по обогащению развивающей предметно-пространственной среды для детей среднего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
1. Теоретически обосновать необходимость разработки и апробации дидактического оборудования для обогащения развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детей с ОНР.
2. Разработать портфолио методической разработки и план индивидуальной работы на месяц.
3. Апробировать дидактическое пособие в средней возрастной группе дошкольников с ОНР.
4. Представить перечень логопедического материала в группе для формирования у детей правильного звукопроизношения, комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков и аннотацию к дидактическому пособию «Лэпбук».
5. Выполнить отчет о реализации плана образовательной деятельности с ребенком среднего дошкольного возраста с ОНР по автоматизации звука «с».
Нами было разработано: картотека заданий, нацеленных на автоматизацию звука [с]; конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [с]; логопедические раскраски.
Апробация проходила на базе: Муниципальное казенное образовательное учреждение «Нахвальская средняя школа» Дошкольные группы
Адрес, телефон учреждения: Красноярский край, Сухобузимский район, с. Нахвальское, ул. Молодежная -2, 663055, тел.8(391) 99 33-2-86
2. Теоретическое обоснование необходимости разработки и апробация дидактического оборудования для обогащения развивающей предметно-пространственной среды в средней группе детей с ОНР
Для того чтобы контролировать, насколько результативно происходит автоматизация звука [с] у ребенка проводится мониторинг.
Мониторинг понимается в качестве определенной системы общенаучных и эмпирических познавательных методов, которая создана за счет образования и слияния ряда методологических концепций и применима на любом этапе получения нового знания с целью изучения состояния любого объекта деятельности вне связи с его предметным содержанием и научной специализации.
Мониторинг автоматизация звука [с] у ребенка представляет собой определенную последовательность этапов проведения:
1. Первый этап мониторинга состоит в сборе фактического материала, ориентированном на получение полной и исчерпывающей информации об объекте изучения.
2. Второй этап мониторинга заключается в оценке собранной информации с точки зрения имеющегося запроса. Результатом данного этапа выступают данные о состоянии изучаемого объекта в отношении выделенных показателей и величин.
3. Третий этап мониторинга представляет собой контроль, заключающийся в сопоставлении полученных характеристик объекта относительно его оптимально возможных состояний.
4. Четвертый этап мониторинга – это прогнозирование, ориентированное на получение данных, касающихся перспектив развития объекта.
5. Пятый этап мониторинга выражен в моделировании. На этом этапе происходит выработка способов и приемов приведения изучаемых у объекта параметров к их оптимальному состоянию.
Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в центре речевого развития средней группы.
Для определения, какое дидактическое пособие необходимо разработать и апробировать мы пришли к выводу, что необходим анализ центра речевого развития.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи.
Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию
о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.
Способствовать развитию любознательности.
Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.
Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.
Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).
Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).
Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т.п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).
Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.
Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Приобщение к художественной литературе.
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным. • Книги детских писателей – комплект – 1 шт
• Набор кубиков с буквами – 1 шт
• Набор пальчиковых кукол по сказкам – комплект – 1 шт
• Перчаточные куклы – комплект – 1 шт
• Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6–8 частей)-1шт
• Разрезные предметные картинки, разделенные на 2 –4 части (по вертикали и горизонтали) – комплект – 1 шт
• Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей), – 1 шт
• Рамки и вкладыши тематические – 1 шт
• Серии картинок (по 4 –6) для установления последовательности событий-1шт
• Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) – 1 шт
• Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата – комплект – 1 шт
• Увеличительная шкатулка-1шт
• Фигурки домашних животных с реалистичными изображением и пропорциями – комплект-1шт
• Ширма для кукольного театра, трансформируемая-1шт
Аннотация к дидактическому пособию «Лэпбук»
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из зарубежной педагогики. Это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала. Работа с ним учит детей мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, не только расширяя кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Он развивает детское воображение, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, активизирует общение, как со сверстниками, так и с взрослыми, обогащает мир ребенка.
Лэпбук – это интерактивная тематическая папка с множеством приспособлений для какой-либо информации – с кармашками, дверцами, окошками, конвертами, прорезями, подвижными деталями и т.п. Для ребенка весь развивающий смысл состоит в том, что он может самостоятельно брать и перекладывать, застегивать и передвигать, закрывать и открывать, складывать и перекладывать по своему усмотрению все то, что находится в этой папке, а еще и вдобавок мастерить сам.
В «наколенной книге» собирается материал по определенной теме. Но это не только поделка своими руками, которая таит в себе развивающий смысл, это – заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал вместе с взрослым в ходе изучения какой-либо темы.
Сущность лэпбука заключается в том, что для «оживления» папки ребенку необходимо осуществить какую-либо деятельность: провести наблюдение, выполнить поручения, изучить и исследовать материал. Эта работа предусматривает постоянное нахождение рядом с ним взрослого. В силу своих возрастных особенностей дошкольники очень ранимы, если у них что-то не получается, поэтому взрослому надо незаметно направить детские старания и усилия в нужное русло.
Его практическая значимость заключается в максимальном развивающем влиянии на дошкольников, причем независимо от возраста детей. Совместное изготовление лэпбуков сближает взрослого и ребенка, способствует активному участию родителей в жизни ДОО, повышению их педагогической компетентности в вопросах воспитания детей.
Также он:
- помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал;
- является отличным способом для повторения пройденного;
- помогает ребенку учиться самостоятельно собирать информацию для решения задач и правил;
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бенилова, С.Ю. Логопедия. Системные нарушения речи у детей (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) : монография / С.Ю. Бенилова, Л.Р. Давидович ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. – М. ; Воронеж : МПСУ : МОДЭК, 2017. – 530 с.
2. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление / С.Е. Большакова. – М. : Сфера, 2015. – 124 с.
3. Елисеева, М.Б. Классификация речевых ошибок детей с общим недоразвитием речи / М.Б. Елисеева // Логопед. – 2016. – № 1. – С. 26–36.
4. Крохина, И.Н. Обобщенные модели в коррекционно-педагогической работе с детьми с речевыми нарушениями / И.Н. Крохина // Педагогические технологии. – 2018. – № 3. – С. 71–77.
5. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – репр. воспроизведение изд. – М. : АльянС, 2016. – 367 с.
6. Логопедия : методическое наследие : в 5 кн. / под ред. Л.С. Волковой. – М. : Владос, 2019. – 5 кн.
7. Маталыгина, О.А. Развитие речи и профилактика ее нарушений / О.А. Маталыгина // Дошкольная педагогика. – 2018. – № 9 (84). – С. 4–9.
8. Нищева, Н.В. Общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. – М. : Детство-Пресс, 2016. – 56 с.
9. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
10. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. – 2-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2017. – 158 с.
11. Ромусик, М. Коррекция общего недоразвития речи / М. Ромусик // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 3. – С. 76–83.
12. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс Стиль, 2017. – 158 с.
13. Филичева, Т.Б. Основы логопедии : учебник пособие для студентов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 69 с.
14. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М. : ГНОМ и Д, 2017. – 128 с.
15. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения : Практикум по логопедии / М.Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 116 с.
16. Хватцев М.Е. Логопедия : в 2 кн. / М.Е. Хватцев. – М. : Владос-Пресс : КДУ, 2016. – 2 кн.
17. Чиркина, Г.В. Современное понимание процесса речевого развития и предупреждения отклонений в развитии речи детей / Г.В. Чиркина, О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 8. – С. 4–16.
18. Чистович, Л.А. Физиология речи. Восприятие речи человеком / Л.А. Чистович. – М. : Наука, 2016. – 195 с.
19. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М. : Академия, 2018. – 240 с.
20. Лапп, Е.А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса / Е.А. Лапп, Е.В. Шипилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/4683BB1D-FD15-48E9-A53F-C065493A282A. – (25.05.2020)
21. Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика. Введение в специальность / под ред. В.И. Селиверстова [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/36872.html. – (25.05.2020)
22. Специальная психология / под ред. Л. М. Шипицыной [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/D846C04D-75FA-4F4B-90E6-5A5592D8EF59. – (25.05.2020)