Фрагмент для ознакомления
2
3) индивидуальная работа с родителями в конкретном образовательном учреждении (ДОО, школа, Центр дополнительного образования и т.д.), в том числе и по вопросам определения проблем и потребностей, выявление определенных факторов исходного поведения, уровня мотивированности, возможностей получения услуг и составление индивидуального плана сопровождения.
4) непосредственное консультирование клиентов по психолого-педагогическим вопросам, социально-психологическая групповая поддержка и др.
5) групповые занятия по принципу «равный равному»;
6) направление родителей на получение услуг специализированного учреждения партнерской сети;
7) содействие в получении профилактической адаптационной медицинской помощи и реабилитации на основе клиент-центрированного подхода;
8) патронатное помощь клиентам, для обеспечения их включения в процесс сопровождения;
9) социальная помощь, содействие в отдельных вопросах (юридическая помощь, профессиональное обучение и т.д.);
10) отслеживание и оценка проводимых мероприятий.
Задачей психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования является помощь личности в адаптации к жизни с ребенком ОВЗ, в принятии и создании эффективной ситуации личностного развития для ребенка, в сохранении качества жизни и собственного эмоционального, психологического и социального благополучия, которое обеспечивает полноценное существования индивида.
В этой работе можно выделить три взаимосвязанных компонента поддержки и психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
1) Учёт существования стигматизации и дискриминации семей с ОВЗ.
Стигматизация – это навязывание социально-психологический установок и порождение мифов, которые приводят к особому отношению к людям с ОВЗ, к страху и пренебрежению к детям и родителям детей с ОВЗ со стороны социума. Стигматизация является непосредственной причиной дискриминации и представляется как ограничение прав и возможностей человека и за его особенностей.
2) Эмпауэрмент – это процесс обретения силы, когда непосредственно сами люди, дети с ОВЗ, приобретают знания и навыки, которые позволяют им преодолеть внутренние противоречия и противостоять взглядом большинства, а также бороться с дискриминацией.
3) Вовлечение родителей детей с ОВЗ в сформированные организации и социальные пространства, для активного участия во всех компонентах борьбы с дискриминацией нарушениями личностного развития, деструктивными реакциями и т.д. в ситуации воспитания ребенка с ОВЗ.
Каждый из этих аспектов взаимосвязаны с другими: эмпауэрмент является ресурсом и методом борьбы со стигматизацией, вовлечение родителей детей с ОВЗ одно из проявлений процесса эмпауэрмента. Инструменты его поддержки, эффективная борьба с дискриминацией, возможна только в том случае, если родители заявляют о своем существовании и вовлечены в процесс формирования истинно гуманного общества, в котором есть место и возможность принятия для всех. Сложно создать эффективную службу поддержки и психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, без понимания и учета выше обозначенных особенностей.
Ещё один важный аспект в аспекте психолого-педагогического сопровождения родителей и причина многих проблем – недостаток информации о различных аспектах жизни детей с ОВЗ. Любой человек, для ощущения благополучия, пытается контролировать себя и свою жизнь. Чувство контроля над своей жизнью появляется в той ситуации, когда индивид накопил достаточно информации для выработки различных путей и направлений решения проблем. Обучаясь, родители детей с ОВЗ и детей с условно нормативным развитием, получают возможность свободно говорить о своем социальном статусе.
Важным этапом сопровождения является работа в рамках консультирования семей с детьми с ОВЗ. В рамках собственной жизни, в кризисной ситуации личность остро нуждается в консультировании и эмоциональной поддержке, возможности получить её, даже с незнакомым человеком, либо с человеком эмоционально близким. В рамках психологического консультирования, специалист выступает как человек, который может объективно взглянуть на ситуацию со стороны, оказать эмоциональную поддержку и порекомендовать пути решения. Процесс консультирования порой называют «помогающим диалогом», в целом, это отражает ту помощь, которая предоставляется в службах консультативной поддержки. Подобный диалог, который происходит между специалистом службы и клиентом необходим в том случае, когда человек сталкивается с кризисом и эмоционально сложной ситуацией, из которой не видит выхода.
В рамках консультирования, родители могут поговорить со специалистом, который владеет информацией, навыками для оказания поддержки, а также объективно увидеть ситуацию и раскрыть какие-то невидимые аспекты ситуации. Это уникальный способ и метод помощи, прежде всего, в связи с тем, что консультирование эффективно отвечает сразу нескольким требованиям: позволяет человеку «излить душу», выразить и отреагировать чувства, помогает избавиться от напряжения и более трезво посмотреть на ситуацию. Консультирования позволяет клиенту ощутить понимание и принятие, получить эмоциональную поддержку и возвращает уверенность в своих силах. Тем не менее, необходимо учитывать, что служба консультации не сможет решить любые проблемы, скорее это универсальный институт решения проблем, которые на первый взгляд, рассматриваются клиентом как безвыходные.
Результат консультирования весьма эффективен, если он сочетается с другими формами помощи, в частности, консультант, оказывая помощь человеку, может направить его на групповую терапию, посвященную особенностям воспитания и развития детей с ОВЗ, либо в группу взаимопомощи, либо в определенное социальное пространство взаимопомощи семьям с ОВЗ и т.д. Разные направления работы могут помочь донести информацию о разных способах поддержки.
Главной особенностью любой группы является то, что она объединяет людей с общей проблемой, для решения вопросов и групповой поддержки. Это первые шаги к самосознанию в развитии сообществ, в том числе и сообщества людей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Именно групповая терапия или/и групповая поддержка помогает научиться жить в данной ситуации, обеспечивает взаимопомощь людям в похожих ситуациях, дает возможность отреагировать свои чувства, получить в группе эмоциональную поддержку и позволяет в доверительной, комфортной обстановке усвоить информацию и обрести навыки, которые могут способствовать более полноценной жизни и формированию эффективных защитных стратегий (копинг-стратегий). Эффективность формирования возможности противостоять трудностям и групповой терапии, тренингов объясняется сочетанием обучения с возможностью обработки навыков и активность участников, что позволяет адаптировать знания к своему личному опыту жизни.
Учитывая анализ социально-психологических проблем, отраженных в исследованиях последних лет, можно сделать вывод о том, что формирование и функционирование описанного социального пространства сопровождения в той или иной форме, позволит обеспечить получение своевременного доступа к специально созданным медико-психолого-социальным условиям сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, к правовым гарантиям, профилактическим мероприятиям, направленным на повышение качества жизни семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
2.1. Организация исследования
Исследование психолого-педагогического сопровождения родителей детей с ЗПР в условиях инклюзии в образовательной организации было проведено на базе Ташаринской средней общеобразовательной школы.
Было обследовано 40 родителей – 20 родителей обоего пола детей с ЗПР, обучающихся в 1-3 классах Ташаринской средней общеобразовательной школы и 20 родителей детей обучающихся в 1-3 классах Ташаринской средней общеобразовательной школы с условно нормативным развитием.
На первом этапе исследования была реализована диагностика социально-психологического состояния родителей детей с ЗПР, по трем направлениям: анализ личностных характеристик, выявление уровня депрессии, выявление копинг-стратегий (стратегий совладания), которые используют родители, по стандартным диагностическим методикам.
Второй этап предполагал анализ и разработку проекта сопровождения семей, воспитывающих детей с ЗПР в условиях инклюзии.
Гипотеза исследования: родители детей с ЗПР отличаются от родителей детей с условно нормативным развитие по факторам: склонность к депрессии, тревожность, агрессивность, по личностным показателям и др.
Методы исследования.
Помимо стандартизированных методик, использовалось включенное наблюдение, для фиксации невербальных реакций при рассказе о переживаниях и способах совладания со стрессом у родителей детей с ЗПР.
Были использованы следующие диагностические методики:
1) 16 факторный опросник Кеттелла
Методика представлена в виде опросника, где 16-ю независимыми и психологически содержательным факторами, описывается личность. Каждый фактор имеет определенное название и предполагает определенную связь между отдельными чертами личности. Модель факторного опросника для каждого отдельного индивида, отражает особенности индивидуально-психологических свойств его личности и при наложении на групповую модель выборки, в которой находятся данные, демонстрирует личностное своеобразие, позволяет прогнозировать дальнейшее поведение личности в конкретных ситуациях. Исследование в группе, позволяет применять данную методику как экспресс-методику и сводит к минимуму субъективный фактор, что позволяет повысить надежность исследования. В данном исследовании использован адаптированный вариант методики (С.Чугунова, 1972), на кафедре социальной психологии МГУ.
Непосредственно методика состоит из опросника, предполагает наличие бланка для ответов и ключа для интерпретации результатов.
Вариативность данных находится в пределах 10 стенов, среднее значение которых составляет пять с половиной стена. Оценки в 4,7 говорят о незначительные отклонения характеристики от средних показателей, яркая выраженность качеств связанные с оценками 1-3 и 8-10, учитывая биполярность каждого Фактора. Непосредственно личностный опросник и инструкция к нему представлены в Приложении 1.
2. Опросник способов копинга «Ways ofCoping Questionnaire» Р.Лазаруса.
Применяется для определения копинг-механизмов и способов преодоления стресса в различных сферах психической деятельности, то есть личностных копинг-стратегий. Является первой стандартной методикой в области изменения совладающего поведения.
3. Шкала безнадежности А.Бэка
Состоит из 20 утверждений, при ответе, испытуемый соглашается либо не соглашается с каждым утверждением по четырем пунктам:
- совсем неверно
- скорее неверно
- скорее верно
- очень даже верно
Сама методика измеряет выраженность негативного отношения к субъективному будущему. По авторской интерпретации – безнадежность, это психологический показатель, который лежит в основе многих психических расстройств и хотя чувство безнадежности не достаточно четкое понятие, его можно измерить и создать инструмент для измерения негативного отношения к себе и своему будущему. Люди с высокими показателями по методике, верят в то, что в их жизни всё идёт по искажённому пути и что они никогда ни в чём не добьются успеха, бесполезно ставить цели, они не смогут их достигнуть и самые худшие трудности не найдут своего решения. Безнадежность эффективно демонстрирует депрессивное состояние которое определяет негативный образ себя и своего функционирования в настоящем и негативный образ будущего. Особую ценность данная методика представляет как косвенный индикатор суицидального риска у пациентов страдающих депрессией и у людей, уже совершавших попытки самоубийства.
2.2. Исследование социально-психологического состояния родителей обучающихся с ЗПР и родителей с условной нормой развития
На основании представленных методик были получены следующие результаты в двух группах (см.Таблицу 1-3, Рис.1-3) ниже.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе: материалы к спецкурсу / под ред. С.А. Морозова. М.: Сигнал, 2014. – 247 с.
2. Адеева Т.Н. Характеристика компонентов психологической готовности к инклюзии родителей детей с ОВЗ // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22—24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 456 с. С.391-397
3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. – С.85-91
4. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья //Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М: Аспект Пресс, 2009 - 172 с.
6. Барабанщиков В.А. Системный подход в структуре психологического познания / В.А.Барабанщиков // Методология и история психологии. - 2007. Т. 2. № 1. - С. 86-99.
7. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л.И.Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
8. Белоусова В.М., Дробинская А.О. Сравнительный анализ образа себя у старших дошкольников с различными типами дизонтогенеза (на примере детей с РАС, ЗПР, УО) // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, 22—24 ноября 2017 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 456 с. С.407-413
9. Белогай К. Н. Эмпирическое исследование структуры родительского отношения / К.Н.Белогай, И.С. Морозова. - Психологическая наука и образование, 2008, №4, С.12-23
10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук. -М., 1986. - 189 с.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С.Выготский. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.;
12. Горшкова В.В. Современные проблемы социальной психологии и социальной работы: материалы X Межвузовской научно-практической конференции, 20 марта 2015г. // СПб.: СПбГУП, 2015.
13. Галагузова Ю.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студентов / Ю.Н. Галагузова, Г.В. Сорвачева, Г.Н. Штинова. - М.: Владос, 2001. - 220 с.
14. Гуслова М.Н. Методика и организация социально–культурной деятельности с семьей в центре реабилитации детей с ограниченными возможностями : Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05/ Моск. гос. ун–т культуры и искусств. – М., 2002. –22 c.
15. Григорьева-Голубева В.А. Гуманистическая ориентация как стержень образовательного процесса/ Ананьевские чтения: (Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2001») / Под общ. ред. А.А. Крылова, В.А. Якунина. – СПб.: Издво С.Петерб. унта, 2001. – 600 с.
16. Гурко Т. А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс. 2000. № 10.
17. Дудкин А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. – 40 с.
18. Дружинин В.Н. Психология семьи – 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2016.
19. Живицкая А. И. Равный среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья //Инклюзивное образование: методология, практика, технологии:Материалы международной научно-практической конференции (20—июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т– М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
20. Захарова E.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции /Культурно историческая психология. - № 2, 2008. – С.24-28
21. Защиринская О.В. (сост.) Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия . — СПб.: Речь, 2003. — 432 с.
22. Ковалев В.В. пограничные формы интеллектуальной недостаточности, в том числе задержки темпа психического развития//Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 1995. - С.354-388
23. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
24. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // 3-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. — М.: Смысл,2010.
25. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. – С. 178-208.
26. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезней/ Р.А.Лурия – М.:Медицина, 1977. – С. 37-52.
27. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 288 с.
28. Ниязбаева Н.Н. Экзистенциально-психологический подход в образовании: проблемы и перспективы //Электронный журнал «Психологическая наука и образование» //www.psyedu.ru
29. Пятакова Г.В. Психообразовательный подход в реабилитации родителей детей-инвалидов//Материалы научной конференции, 16–18 октября 2012 г. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. / Отв. ред. Бордовская Н.В. 2012. - 512 с.
30. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико- методологический аспект. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2002. - 275 с.
31. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
32. Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. — М.:Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
33. Слободчиков В.И. Проблемы развития и бытия личности // Развитие личности, 2005, №2.
34. Селигман М., Дарлинг Р. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития . – М.: Теревинф, 2018. – 368 с.
35. Скоромная Ю.Е. Субъективная готовность к материнству как психологический феномен. – дисс.канд.психол.наук. – М., 2006
36. Ткачёва В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / / Дефектология. - 1998. - № 4. - С. 4.
37. Франкл В. Духовность, свобода, ответственность //Психология личности в трудах зарубежных психологов /Сост. и общ. ред.А.А. Реана. СПб.:Питер, 2000.
38. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика, 1989. - 160 с.
39. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: Дис...канд. психол. наук. - М., 2003. - 267 с.
40. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М.: Апрель- Пресс, 2000. - 512 с.
41. Щербакова М.С. Дети с ЗПР в нашем обществе: проблема интегрированного обучения и социализации// Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» 22-24 апреля 2005 года / Под редакцией В.Б.Чеснокова – СПб., 2005. 610 с.
42. Шевелева Д. Е. Инклюзивное образование как фактор педагогической реабилитации // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20—22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.пед. ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011. – 244 с.
43. Шинина Т. В. Семья ребенка-инвалида в фокусе работы социальных учреждений Психология XXI века: теория, практика, перспектива: материалы международной научно-практической конференции 15-16 фев¬раля 2011 года. - Пенза - Витебск - Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. - 273 с. – С.139 – 150.
44. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -Изд. 4-е перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2010.