Фрагмент для ознакомления
2
В данном докладе будет рассмотрена тема смерти в романе М. Шишкина «Письмовник».
Роман М. Шишкина «Письмовник» (2010) – одно из значимых явлений современного процесса литературы.
В соответствии с названием, «Письмовник» формально представляет собой эпистолярный роман, в котором два человека – он и она (мужской персонаж «Володенька» и женский персонаж «Сашенька») – ведут переписку – о жизни, о времени, о себе. Однако при более глубоком рассмотрении становится очевидным, что жанровая ситуация эпистолярия не более чем иллюзия: герои ведут переписку, временами не слыша друг друга, и, по сути, существуя в различных временных плоскостях.
Произведение привлекает читателей и исследователей искренностью чувства, мастерством стиля и, безусловно, глубиной онтологической проблематики. Роман посвящен размышлениям об основополагающих бытийных аспектах, среди которых важнейшее место занимает проблема смерти. Сквозной темой М. Шишкина становится тема смерти и тесным образом с ней связанная проблема времени.
В «Письмовнике» смерть – основная категория, задающая контуры художественного мира произведения.
Автор сам неоднократно подчеркивал особую роль названной темы в своем романе.
В «Письмовнике» изображено много смертей, весь текст буквально пронизан сюжетом ухода из этого мира, расставания с жизнью.
Смерти, описанные здесь, очень различны: это внезапные смерти, смерти от болезней, смерти, совершенные насильственно, естественные.
Как признается Владимир, главный герой романа, участник подавления Ихэтуаньского восстания в Китае, смерть «здесь кругом. С утра до поздней ночи и даже во сне».
Володя и его возлюбленная Сашенька постоянно размышляют о смерти, читателю предстают их постоянные, многогранные, разноплановые диалоги о смерти.
В «Письмовнике» М. Шишкина мы видим связь смерти с восприятием ее как того, что является злом, причем, безусловным. Мы слышим такие термины, как «тотальная абсурдность», «бессмысленность». Часто смерть в романе видится необъяснимой, катастрофической, вопиющей игрой случая. К примеру, гибель Володи разрушает (как читателю кажется поначалу) счастливый союз влюбленных. Абсурд видится в смерти солдат – бесполезной, разрушительной. Война забирает молодых, сильных, здоровых людей. При этом нет какого-то разумного оправдания данным событиям.
Смерть в романе – это не только как деструктивное начало, но и как необходимость жизни, отражение скрытой от несовершенного че
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Кротова Д.В. Онтология смерти в романе М. Шишкина «Письмовник»// Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2021. № 1. С. 43-51
2) Лашова, С.Н. Принцип пазла: язык и хронотоп в прозе М.Шишкина / С.Н. Лашова // Вестник Пермского университета. – Пермь, 2010. – № 6 (12). – С.186-190.
3) Оробий, С. «Словом воскреснем»: истоки и смысл прозы Михаила Шишкина / С. Оробий // Знамя. – 2011. – № 8. – С.184-191.
4) Шишкин, М. Письмовник / М. Шишкин. – М.: Изд-во АСТ, 2016. – 416 с.