Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст – это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой деятельности. Внимание - одна из основных психических функций, на которой базируется обучение.
В детском возрасте внимание неустойчиво и непроизвольно. Во многом оно связано с интересами ребенка по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. Исследователи отмечают у детей неустойчивость внимания, что в дальнейшем может сказаться на успеваемости в школе. Следовательно, внимание необходимо развивать, используя различные способы и приемы.
Поскольку игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, то целесообразно говорить о связи игры и внимания. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.
Для успешного обучения в школе необходимо раннее выявление и коррекция нарушений внимания у детей уже старшего дошкольного возраста. Наблюдается несогласие между необходимостью развития свойств внимания дошкольников посредством дидактических игр и недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике дошкольного образования. Это и обусловило актуальность рассмотрения нами данного вопроса.
Актуальность работы состоит в том, что проблема развития произвольного внимания затрагивает все возрастные периоды психического развития ребенка, и, несмотря на то, что теоретических исследований довольно много, в практике дошкольных учреждений недостаточно практического инструментария для развития внимания у дошкольников.
Дидактическая игра является действенным средством совершенствования такого значимого для будущей учебной деятельности процесса, как внимание. В то же время, игра – основной вид деятельности детей. Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей. Необходимость дальнейшего совершенствования решения проблемы формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, обучающие и развивающие возможности дидактической игры, обусловили выбор темы нашего исследования.
Проблемой изучения внимания занимались известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт. Среди отечественных ученых, занимавшихся изучением внимания, были С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, Г.А. Урунтаева, Ю.Б. Гиппенрейтер и многие другие.
Цель исследования заключается в изучении особенностей развития внимания с помощью дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - внимание как особая форма психической деятельности.
Предмет исследования - внимание у старших дошкольников и возможности его развития с помощью дидактических игр.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что применение дидактических игр на занятиях способствуют повышению уровня внимания у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «внимание» в психологической литературе
2. Рассмотреть проблему развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
3. Проанализировать влияние дидактических игр на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста
4. Охарактеризовать особенности когнитивной сферы у старших дошкольников
5. Провести исследование проблемы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста
6. Разработать рекомендации по организации и методике проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания у старших дошкольников.
Методологическую основу исследования составили теоретические и методологические принципы отечественной психологии Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин (исследования проблем внимания), Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Т. Рибо (исследование волевых процессов), К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов (теории развития внимания),Р.С. Немов, Л.С. Выготский (психолого-педагогические исследования особенностей внимания), О.Ю. Ермолаев (исследования в области влияние индивидуальных личностных особенностей ребенка на уровень развития внимания), С.С. Левитина (теории поэтапного формирования умственных действий)ю
В курсовой работе использовались следующие методы исследования: изучение литературы по теме, тестирование с помощью комплекса психодиагностических методик, включающего в себя методики - Тест переплетенных линий, Корректурная проба (Тест Бурдона), «Запомни и расставь точки», методика Р.С. Немова, Методика «Повтори за мной».
База исследования: в исследовании приняли участие дети в возрасте 5-6 лет, из них 16 девочек и 14 мальчиков. МДОУ Детский сад № 2 село Шелопугино, Шелопугинский район.
Теоретическая значимость исследования: были изучены и систематизированы научные работы по проблеме развития внимания; выявлены особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста; определить нарушения в развитии внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что подобраны методы изучения памяти детей старшего дошкольного возраста, разработаны рекомендации по развитию внимания детей старшего дошкольного возраста. Материал исследования может быть использован воспитателями ДОУ, педагогами, психологами, студентами педагогических ВУЗов при подготовке к практическим и семинарским занятиям.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА I. Теоретическое изучение внимания у старших дошкольников и возможности его развития с помощью дидактических игр
1.1 Трактовка понятия «внимание» в психологической литературе
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности [9, c.48].
Феномен внимания как проблемное поле многих психологических отраслей (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология и др.) является актуальным как в отечественной науке, так и в зарубежной. Среди отечественных психологов, которые внесли значимый вклад в проблему исследования внимания, выделяют Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Добрынина, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Ланге, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна и др., а в зарубежной психологи - это У. Джеймс, Дж. Миль, И. Гербарт, Д. Узнадзе, Т. Рибо и другие.
В своих исследованиях отечественный психолог Ю.Б. Дормашев пишет «Внимание- особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов деятельности». [9, с. 316]
С.Г. Якобсон характеризует внимание следующим образом: «Внимание представляет собой избирательную направленность на тот или иной объект и сконцентрированность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность». [25, с.19]
По мнению П.Я. Гальперина: «Внимание - идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий». [7, с. 220]
Многие отечественные и зарубежные ученные под вниманием понимают, состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте, и его невозможно определить, как самостоятельную форму психической деятельности. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта, его результатом является улучшение всякой
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алюханова Е. М. Развитие произвольного внимания у старших дошкольников// Научное отражение.2019.№ 4 (18).- С. 5–6.
2. Базарова, М. С. Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр / М. С. Базарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/378/15944/ (дата обращения: 12.11.2020).
3. Бобокулова Г. Ш. Основные положения определения развития внимания [Электронный ресурс] / Г.Ш. Бобокулова // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1020-1022. – Режим доступа: — URL https://moluch.ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 18.01.2020).
4. Богатырева А. В. Развитие внимания у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / А.В. Богатырева // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №2. — С. 58-61. —– Режим доступа: URL https://moluch.ru/th/1/archive/34/838/ (дата обращения: 20.04.2019).
5. Бокова Ю.Н. Особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Ю.Н. Бокова // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(48). - Режим доступа: URL: https://sibac.info/archive/guman/11(48).pdf (дата обращения: 19.01.2020)
6. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие [Текст]/ А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. - 526 c.
7. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин // Хрестоматия по вниманию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 220–228. - Режим доступа: http://1-source.ru/articles/galperin-problema-vnimaniya.html
8. Григорьева Л. П., Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. [Электронный ресурс] /Л.П. Григорьева // Дефектология. — № 1. — 2012. — С. 3. - Режим доступа: https://spblib.ru/catalog/-/books/12241911-psikhofiziologiya-razvitiya-vnimaniya-u-detey-v-norme-i-so-slozhnymi-sensornymi-narusheniyami
9. Дормашев, Ю.Б. Психология внимания: Учебник МПСИ [Текст]/ Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М.: Флинта, 2012. - 316 с.
10. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства [Текст] / О.О. Косякова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 415 с.
11. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие [Текст]/ И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2016. - 480 c.
12. Кузикова С.В. Внимание. Теория и практика возрастной психокоррекции[Текст] / С.В. Кузикова // Учеб. пособ. для студ. вузов. - Сумы: Университетская книга, 2016.
13. Малкова Т.В. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(9). - Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/6(9).pdf (дата обращения: 18.01.2020)
14. Неводчикова Е. В. Условия и методы развития произвольного внимания у детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО // Всборнике: Ступень в педагогическую науку материалы VIII международного форума работников образования. Центр научной мысли. 2016.- С. 15–18.
15. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник [Текст]/ Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. - 739 c.
16. Омельченко Н. А., Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.А. Омельченко // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 22–24. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/113/29635/
17. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет[Текст] / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 104 с.
18. Рутман Э.М. Исследования развития внимания в онтогенезе. // Э.М. Рутман. - Вопросы психологии. 2010. № 4. – С.161-167.
19. Самыгин, С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов[Текст] / С.И. Самыгин; Под общ. ред. Л.И. Щербакова. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 220 c.
20. Сверкунова, К. С. К проблеме развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста // Всборнике: Череповецкие научные чтения — 2015 материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор: Н. П. Павлова. 2016. — С. 207–208.
21. ФГОС ДО: Раннее формирование навыков математического образования в ДОУ (из опыта работы педагогов) / Управление образования и молодёжной политики администрации города Рязани. Муниципальное бюджетное учреждение «Центр мониторинга и сопровождения образования»; под общ. ред. О. С. Васиной. — Рязань: Образование Рязани, 2016. — 83 с.
22. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров[Текст] / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - М.: Юрайт, 2016. - 367 c.
23. Цодикова И. С. Особенности внимания у детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]/И.С. Цодикова // Молодой ученый. — 2018. — №48.1. — С. 41-42. - Режим доступа:https://moluch.ru/archive/234/43013/ (дата обращения: 12.11.2020).
24. Чернявская, Е. Е. Дидактическая игра как средство развития произвольного внимания детей дошкольного возраста//Вестник экспериментального образования. 2015. № 3 (3). — С. 36–42.
25. Якобсон С.Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников // С.Г. Якобсон, Н.М. Сафонова // Вопросы психологии. - 2010. - N6. -C.19